ОБЗОР ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Габитова Альбина Ринатовна1, Новикова Екатерина Евгеньевна1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет имени Г.И. Носова

Аннотация
Представлены результаты исследования рынка программных средств управления проектами на основе анализа возможности их применения в сфере образования. Рассмотрены коммерческие, бесплатные и облачные решения. Даны рекомендации к их применению в учреждениях среднего образования с учетом источников и объемов их финансирования.

Ключевые слова: облачные технологии, программные средства, сфера образования, универсальное программное обеспечение, управление проектами


AN OVERVIEW OF SOFTWARE PROJECT MANAGEMENT TOOLS IN EDUCATION

Gabitova Albina Rinatovna1, Novikova Ekaterina Evgenievna1
1Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov

Abstract
The results of the market research project management software based on the analysis of the possibility of their use in education. The commercial, free and cloud solutions. Recommendations for their use in the institutions of secondary education taking into account the sources and amounts of funding.

Keywords: cloud technology, project management software, the scope of education, universal software


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Габитова А.Р., Новикова Е.Е. Обзор программных средств управления проектами в сфере образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61446 (дата обращения: 19.04.2024).

Роль и место проектной деятельности в сфере образования в значительной мере определяются типологией соответствующих образовательных и научных инноваций. Управление разработкой и внедрением образовательных инноваций в реальную педагогическую практику предполагает применение технологий проектного управления в образовательном и воспитательном процессах, а также в их организации и проведении. Научные инновации воплощают в продуктах и услугах новые научные знания, полученные в ходе реализации научных проектов, являющихся основной формой организации научной деятельности образовательных учреждений.

Допустимо утверждать, что проектная деятельность является дополнительным элементом системы управления учебными заведениями разного уровня образования. Управляя проектами в сфере образования, важно понимать их масштаб. На рисунке 1 представлен типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения. Выбор инструментальных средств управления проектами в сфере образования должен осуществляться с учетом возможности оказания полноценной информационной поддержки, обеспечивающей выполнение определенного набора функций [7].

Рисунок 1 – Типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения

В процессе управления образовательными и научными проектами на их различных этапах могут потребоваться разные типы программного обеспечения (ПО) при осуществлении тех или иных управленческих функций (рис. 2).

Рисунок 2 – Типы программного обеспечения, применяемого на различных этапах образовательных и научных проектов

Отраслевые и ресурсные особенности проектов определяют типы решений и список критериев для выбора наиболее подходящего ПО.

Учитывая вышесказанное, определимся с классификацией программного обеспечения управления проектами:

  • по стоимости:
    • дорогое (более 1000$);
    • недорогое (менее 1000$);
    • бесплатное;
  • по количеству поддерживаемых функций:
    • непрофессиональное (настольное);
    • профессиональное.
  • по уровню специализации:
    • универсальное;
    • специализированное.

Выявляя лидеров среди информационных систем управления проектами (ИСУП) в сегменте крупных универсальных решений (hi-end) (Primavera Enterprise Project Portfolio Management – EPPM), воспользуемся результатами исследований Gartner Group [1].

В настоящее время неоспоримыми преимуществами обладают MS Project, HP PPM и Oracle Primavera (рис. 3), функционал которых сформирован на основе процессов описанных в методологии проектного управления и соответствует требованиям оптимальности. Последнее значительное перераспределение ведущих позиций в нишевой группе лидеров ( Leaders) квадрата Gartner связано с покупкой компанией Oracle  в 2008 г. Primavera Systems и появлением в 2010 г. появлением MS Project 2010.

Рисунок 3 – Квадрата Gartner для решений уровня EPPM

Для выполнения сравнительного анализа указанных решений уровня EPPM с учетом возможности их использования при управлении проектами в сфере образования воспользуемся аналитическими отчетами Gartner и рекомендациями В. Богданова по их сравнительному анализу на основе бальных оценок трех сильных сторон и трех ограничений (-2, -1, 0, 1, 2). Сведем результаты сравнения в таблицу 1 [3].

Таблица 1 – Сравнительный анализ ведущих EPPM-систем

MS Project Server HP PPM Oracle Primavera
Сильные стороны
Единое информационное пространство с другими решениями компании на основе единой платформы +2
Возможности управления проектами и портфелями проектов в рамках одного решения +2 +2 +2
Наличие решений компании, интеграция с которыми добавляет преимущества в предметных областях +1
Зрелость решения и его многолетнее присутствие в сегменте рынка EPPM +1 +1
Зрелость и финансовая стабильность компании-производителя +1 +1
Ограничения
Отсутствие собственных сервисов облачных систем управления проектами (SaaS) -1 -1 -1
Отсутствие инструментов бюджетного проектирования -2
Отсутствие преднастроенной аналитики -2
Избыточные требования к формализации процессов -2
Требования к высокому уровню культуры управления проектами -2
Поддержка только Oracle в качестве БД -2
Продвижение только среди собственных клиентов -2 -1
Итоговый рейтинг
Суммарная бальная оценка 0 -1 -1

Дополним анализ итогами еще одного исследования Gartner, определяющего рейтинг Market Scope по новой схеме легких, средних и тяжелых решений по схеме “срок/деньги/результат” [4].

В соответствии с этим критерием HP PPM и Oracle Primavera отнесены к средним решениям (группа «Позитивные», Positive), а решение Microsoft Project признано легким решением (группа «Перспективные», Promising). Бюджетность решения при широком функционале и уверенном положении в сегменте мирового рынка EPPM делают Microsoft Project предпочтительным в качестве программного решения управления проектами в сфере образования.

Согласно результатам исследований российского рынка PPM-систем, проведенного Российской ассоциацией управления проектами «Совнет», лидерами российского сегмента рынка ИСУП являются уже упоминаемые Microsoft Project и Oracle Primavera, Open Plan, первая российская ИСУП Spider Project (Spider Technologies Group) и другие российские программы, такие как Project Expert (Про-Инвест-ИТ) и решения 1С:PM Управление проектами ПРОФ, 1С: Управление проектной организацией и 1С:

Управление проектным офисом [5].

Оценить занимаемые доли российского рынка EPPM условно можно согласно статистике реализованных проектов по внедрению от Центра обработки данных Advaser (рис. 4)[6].

Присутствие сервисов облачных систем управления проектами (SaaS), такие как, Zilicus PM, Zoho Projects, Podio, Planbox, Basecamp, на российском рынке EPPM-систем характеризует тенденцию ускоренной интеграции облачных технологий в портфели ИТ. [8].

Представленная на диаграмме выше, также облачная, но изначально разработанная для российских компаний Адванта (Advanta Group) представляет полный набор инструментов для организации проектной деятельности, позволяющий создавать множество отраслевых и функциональных решений, уже готовых к использованию.

Рисунок 4 – Системы EPPM по количеству внедрений

Также в упомянутом отчете Gartner и для Microsoft, и для Oracle были рассмотрены прогнозы и сценарии выхода на рынок облачных EPPM-систем. Опасность для них в том, что другие облачные игроки, разрабатывая отраслевые специализированные решения, могут выставить барьер к вхождению. К тому же для продвижения облачных решений придется отказаться от необлачных, что уже сейчас проще для Oracle, так как его «толстыйклиент» реализован как Web-сервис, но неприемлемо в полной мере для Microsoft. Gartner считает, что рост облачных систем в России будет примерно 22-23% в год, притом, что мировой рынок будет расти только на 16% в год. Ожидаемый рост облачных ИСУП в России будет порядка 50% в год [2].

Учитывая образовательную сферу как малобюджетную, нужно упомянуть в этом контексте и
Open Source-решения, которые обладают меньшей функциональностью, но все равно достаточной при управлении как образовательными, так и научными проектами.

В целом можно рекомендовать внедрение бесплатных и (или) облачных систем управления проектами, которые могут использоваться на разных уровнях управления образовательными учреждениями и при реализации образовательных и научных инноваций. С учетом современных тенденций развития Интернет-технологий и облачных сервисов именно их применение в проектной деятельности на внутришкольном, региональном и межрегиональном уровнях определяет ее будущее.


Библиографический список
  1. Курзаева Л.В. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах/ Т.Б. Новикова, Л. З. Давлеткиреева , О.Б. Назарова., И.Д. Белоусова/ /Фундаментальные исследования. -2015. -№8(2). – С. 297-302.
  2. Макашова В.Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук/В.Н. Макашова. -Магнитогорск, МГПУ, -2005. – С.23.
  3. Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия ВУЗов и работодателей, Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XI Международной научно-практич. конф./Под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство НГТУ, – 2011. -С. 386 -390.
  4. Макашова В.Н. Опыт разработки и внедрения модуля «ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕКАНАТ» в систему дистанционного обучения на основе LMS MOODLE. Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах/ В.Ю. Филимошин. – 2015. – № 1(6).  - С. 67-74.
  5. Новикова И.Н. К вопросу подготовки будущих учителей к работе в инклюзивной образовательной среде // Гуманитарные научные исследования/ М.В. Желтякова, С.Я. Инашвили. – 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13200
  6. Новикова И.Н. Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учреждением. Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет.  - Томск, – 2015. – С. 537-539.
  7. Новикова И.Н. Применение проектного менеджмента в сфере образования//Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине» Часть III. А.К. Шагиева, С.Я. Инашвили. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, – 2015. -С. 160 -162.
  8. Ошурков В.А. Механизмы оптимизации управления программой ИТ-проектов/В.Н. Макашова// Сборник научных трудов SWORLD. -2014. -№ 1. -С. 66-72.
  9. Ошурков В.А. Внедрение корпоративного сервиса «JIRA» как элемента системы управления программными проектами/В.Н. Макашова// Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. – 2015. – № 1(6). – С. 61-66.
  10. Разинкина Е.М. Порталы как средство сетевого сотрудничества: монография/Е.М. Разинкина,В.Н. Макашова3.М. УметбаевИ.В. Суколенов. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ. – 2006. – С.144.
  11. Чусавитина Г.Н.. Построение информационной образовательной среды вуза на основе методологии менеджмента непрерывности бизнеса/ В.Н. Макашова//Новые информационные технологии в образовании. Российский государственный профессионально-педагогический университет. – 2015. – С. 389-394.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Габитова Альбина Ринатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация