УДК 65

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Тануркова Ирина Георгиевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студент 1 курса магистратуры Института управления специальности Менеджмент

Аннотация
В статье представлен обзор подходов к пониманию сущности и содержания организационной культуры. На основе анализа понятий, авторами обобщен терминологический аппарат и выявлена роль организационной культуры в системе стратегического менеджмента.

Ключевые слова: организационная культура, организация, стратегический менеджмент, стратегическое управление, стратегия


ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE STRATEGIC MANAGEMENT

Tanurcova Irina Georgyevna
Belgorod state national research University
1 year master student of the Institute of Management specialty Management

Abstract
The article provides an overview of approaches to understanding the nature and content of the organizational culture. Based on the analysis of concepts, the authors summarized terminological apparatus and revealed the role of organizational culture in the strategic management.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тануркова И.Г. Организационная культура в системе стратегического менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61414 (дата обращения: 19.11.2016).

Научный руководитель: Слинков Анатолий Михайлович, 

кандидат экономических наук,

доцент кафедры “Менеджмент организации”

Актуальность исследования. Одной из главных функций современной системы внутрифирменного управления является формирование и развитие организационной культуры. Ввиду того, что внешняя среда постоянно подвержена изменениям, каждая организация независимо от формы собственности и вида деятельности, вынуждена  менять стратегические приоритеты. Специалистам и менеджерам, разрабатывающим стратегию компании, необходимо учитывать специфику сложившейся организационной культуры на предприятии, ее соответствие предполагаемой стратегии, а также силу влияния организационной культуры на принятие и реализацию стратегии работниками компании. Наличие этой информации способствует своевременному принятию эффективных управленческих решений, а также позволяет скорректировать стратегию, либо указать на необходимость проведения внутриорганизационных изменений перед принятием новой стратегии. Организационная культура, являясь нематериальным активом компании, должна всегда быть предметом внимания со стороны руководства, так как она позволяет компании успешно разрабатывать и реализовывать стратегии.

Цель исследования. На основании анализа определения «организационная культура» различных авторов обобщить терминологический аппарат и определить роль организационной культуры в стратегическом менеджменте.

Основная часть. Стратегическое управление – это сложный процесс, который характеризуется ориентацией производства на запросы потребителей, осуществлением гибкого регулирования и своевременного изменения в организации, в соответствии с теми изменениями, которые происходят во внешней среде. Эффективное стратегическое управление позволяет добиться конкурентных преимуществ, способствует организации успешно функционировать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе. Главным элементов в данном процессе выступает индивид со своими определенными возможностями и потенциалом, которые он качественно и успешно использует  в приемлемых для него условиях. При этом необходимо отметить, что для разработки и реализации стратегии, работникам компании следует объединяться и быть единым организмом. Именно внутренняя организационная атмосфера ускоряет профессиональную адаптацию новых и молодых сотрудников, способствует их эффективному включению в производственную и социальную деятельность компании, достижению всех поставленных целей. Понимание значимости организационной культуры, как одного из ключевых факторов, обеспечивающих эффективное стратегическое управление, заметно возросло. Именно поэтому всё большее внимание в теории и практике стратегического менеджмента уделяется вопросам управления организационной культурой. Говоря об организационной культуре как об объекте управления, нельзя не заметить отсутствие единства взглядов на определение понятия «организационная культура. Существует узкое и расширенное толкование данного понятия. Узкий смысл ограничивает организационную культуру духовными составляющими, к которым можно отнести следующие: образование сотрудников, воспитание, принципы и правила поведения, традиции, ритуалы, обычаи, обряды, философия компании, социально-психологический климат в коллективе, лозунги, нравственно-этические нормы, гимн и т. п. Второе толкование учитывает не только духовные составляющие, но и материальные, к которым относятся: условия труда (шум, свет, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия), средства труда, организационно-технический уровень производства, архитектура, символика, форма и т. п. В таблице 1 приведены наиболее характерные определения понятия «организационная культура» различных авторов с учетом духовных и духовно-материальных составляющих.

Таблица 1­- Определения понятия «организационная культура»

Автор

Определение понятия

Духовная интерпретация понятия

М. Армстронг [2] Совокупность отношений, убеждений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Они могут не быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы.
Т. Ю. Базаров [3] Целостное представление о ценностях и целях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования.
О.С.ВиханскийА. И. Наумов [4] Это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Е. В. Маслов [5] Корпоративная (организационная) культура, представляющая собой определенную философию, систему ценностей, целей, вознаграждений и норм.
М. Мескон,

М. Альберт,

Ф.Хедоури [6]

Атмосфера или климат в организации называются культурой корпорации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания в организации.
Э. А. Уткин [10] Система ценностей и убеждений, разделяемых всеми работниками фирмы, предопределяющая их поведение, характер жизнедеятельности организации.
Э. Шейн [11] …паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении адаптационных проблем, связанных с  изменениями внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным или передавать новым членам группы в качестве правильной системы и рассмотрения названных проблем.

Духовно-материальная интерпретация понятия

М. В. Альгина [1] Достигнутый в процессе экономической деятельности уровень развития ее материального и духовного потенциалов, проявляющийся в формах и способах организации труда и степени вовлеченности персонала в достижение ее целей.

Продолжение таблицы 1

Т.О.Соломани-дина [7] Под организационной культурой следует понимать социально-духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и поведения персонала и позволяющих организации продвигаться к успеху.
В. А. Спивак [8] Система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
В. А. Стоянова [9] Система духовных и материальных элементов, взаимодействующих между собой и присущих только данному предприятию, в формировании которых существенную роль играет культура внутренних субъектов и факторы внешней среды, и на основе которой формируется системный подход к управлению всеми факторами производства путем создания целостной стратегии функционирования и развития предприятия и непосредственной её реализации в процессе осуществления производственной деятельности.

Следует отметить, что выявляется  причинно-следственная связь между материальными и духовными элементами. В свою очередь, духовные элементы развиваются через материальные элементы и могут оказывать влияние на них, что свидетельствует о взаимодействии данных групп элементов организационной культуры. Чем более развиты эти элементы, тем более высок уровень организационной культуры. Помимо духовных и материальных элементов понятие организационной культуры должно содержать ещё одну, крайне важную группу элементов, включающую информацию, знания, методы управления, структуру управления, стиль управления, репутацию, имидж, уровень качества процессов и продукции, программы обучения, которые относятся к нематериальным элементам. С учетом вышесказанного можно дать следующее определение организационной культуры – это совокупность духовных, материальных и нематериальных элементов, способствующих разработке и реализации эффективной стратегии организации. Если компания постоянно учитывает интересы ее участников – сотрудников компании, то более ярко проявляются качества персонала, тщательно согласовываются действия сотрудников, тем самым увеличивается уровень развитости организационной культуры.

На основании данного определения, а также с учетом взаимного влияния элементов организационной культуры, можно сделать вывод о том, что формирование организационной культуры несет в себе огромную практическую значимость, как для каждого сотрудника организации, так и для компании в целом. Являясь инструментом стратегического управления, организационная культура позволяет выявить скрытые ресурсы организации, обеспечить удовлетворенность сотрудников компании результатами своего труда и предоставить возможность самоутверждения, что в свою очередь способствует эффективной деятельности компании и снижению текучести кадров.

Заключение. Таким образом, по результатам проведенного анализа определений понятия «организационная культура был обобщен терминологический аппарат, уточнена сущность организационной культуры и выявлена ее огромная роль в системе стратегического менеджмента. Предложенное авторами определение характеризует организационную культуру как совокупность взаимосвязанных духовных, материальных и нематериальных элементов, которые способствуют формированию и достижению стратегии компании. Успешное управление организационной культурой невозможно без взаимодействия с процессом стратегического управления на предприятии. Организационная культура играет важную роль в стратегическом менеджменте, так как позволяет достичь синергетический эффект от комплексного управленческого воздействия.


Библиографический список
  1. Альгина М. В. Управление качеством организационной культуры / М. В Альгина // Стандарты и качество. – 2010. – №5. – С. 66–71.
  2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг; 8-е издание / Перев. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – СПб.: Питер, 2008. – 832 с.
  3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 560 с.
  4. Виханский О. С. Менеджмент: учебник для вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономистъ, 2008. – 669 с.
  5. Маслов В. И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: учебник / В. И. Маслов. – М. : Финпресс, 2008. – 288 с.
  6. Мескон М. Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2004. – 729 с.
  7. Соломанидина, Т. О. Организационная культура компании: учебное пособие для вузов / Т. О. Соломанидина. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 624 с.
  8. Спивак В. А. Организационная культура / В. А. Спивак. – СПб. : Нева, 2004. – 224 с.
  9. Стоянова В. А. Оценка влияния организационной культуры предприятия на эффективность производственной деятельности / В. А. Стоянова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – №1. – С. 3–9.
  10. Уткин Э. А. Этика бизнеса / Э. А. Уткин. – М. : ТЕИС, 2010. – 272 с.
  11. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ., под ред. В. А. Спивака,. — Спб.: Питер, 2008. - 328 с.


Все статьи автора «Тануркова Ирина Георгиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация