УДК 330.1

БИЗНЕС-ИНКУБИРОВАНИЕ В РОССИИ: РОЛЬ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

Магомедова Хава Арбиевна1, Хатуиева Хава Ильясовна2, Абдулазизова Элиза Аптиевна3
1ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», студентка 3 курса факультета экономики и финансов
2ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», студентка 3 курса факультета экономики и финансов
3ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», научный руководитель - ассистент кафедры «Налоги и налогообложение»

Аннотация
В данной работе определена роль и оценка бизнес - инкубирования в России, выявлены проблемы, с которыми сталкиваются бизнес - инкубаторы, эффективность развития бизнес – инкубаторов в развитых странах, методологические и теоретические проблемы в функционировании бизнес – инкубаторов, а также результативность бизнес – инкубаторов.

Ключевые слова: бизнес – инкубаторы, методологические и теоретические проблемы, результативность бизнес – инкубаторов, эффективность развития бизнес – инкубаторов


BUSINESS INCUBATION IN RUSSIA: THE ROLE AND EVALUATION OF THE CURRENT STATE

Magomedova Hava Arbievna1, Khatuieva Hava Ilyasovna2, Abdulazizova Eliza Aptievna3
1Chechen state university, 3rd year student of the Faculty of Economics and Finance
2Chechen state university, 3rd year student of the Faculty of Economics and Finance
3Chechen state university, supervisor - assistant of the Department "Tax and taxation"

Abstract
In this paper defined the role and evaluation of business incubation in Russia, the problems faced by business-incubators, development effectiveness of business-incubators in the developed countries, methodological and theoretical problems in the functioning of the business-incubators, as well as the impact of business-incubators.

Keywords: business incubators, business-incubators development effectiveness, methodological and theoretical problems, the impact of business-incubators


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Магомедова Х.А., Хатуиева Х.И., Абдулазизова Э.А. Бизнес-инкубирование в России: роль и оценка современного состояния // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61322 (дата обращения: 20.11.2016).

Бизнес-инкубатор — это особая форма организации бизнеса, позволяющая создать наиболее благоприятные условия для стартового развития малых  предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием; обучение персонала; консалтинг и т.д. Бизнес-инкубаторы становятся элементами 3-х более широких направлений государственной политики: общая поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инновационного предпринимательства в российских вузах, развитие высокотехнологичных отраслей экономики. В 2014 г. объем финансирования бизнес-инкубаторов и технопарков в рамках Федеральной программы составил около 1,2 млрд руб. при соотношении выделяемых средств из федерального и регионального бюджетов в среднем 76% и 24% соответственно. Рассмотрим то, каким образом бизнес-инкубаторы помогают в развитии малого и среднего бизнеса. Во-первых, инкубаторы снижают издержки фирм-резидентов. Происходит это по некоторым направлениям:

- арендная плата за помещение ниже рыночной на 20—30%;

- возможность аренды оборудования по более низкой цене;

- налоговая ставка на прибыль снижается с 20% до 13,5%;

- проценты по кредиту в банке, сотрудничающем с бизнес-инкубатором, снижаются до 10—8%.

По сути, бизнес-инкубатор не дает инноватору уникальных возможностей, уникальных ресурсов или услуг‚ здесь можно получить то же, что и за стенами бизнес-инкубатора, но только по более низкой цене. Данные льготы снижают себестоимость товаров, что ведёт к повышению конкурентоспособности фирмы.

Во-вторых, повышается возможность привлечения венчурного капитала или частного инвестора. В бизнес-инкубаторах состоят компании, которые успешно работают на рынке, другие резиденты могут сотрудничать с данными фирмами. Более того, резиденты обмениваются опытом между собой, могут сотрудничать.

В-третьих, бизнес-инкубатор помогает при получении патентов, ноу-хау, лицензий. Более того бизнес-инкубаторы дают возможность участвовать в конкурсах на гранты на НИОКР, выходить на фонды поддержки малого и среднего бизнеса.

В-четвёртых, хороший бизнес-инкубатор дает стартапам не только льготные офисы, но и общение с правильными людьми. В России бизнес-инкубаторы стали появляться только в 1990-ых годах, в то время как на Западе они развиваются с 1960-ых. Возможно, именно с относительно недавним функционированием связано немалое количество проблем, существующих в сфере инкубирования бизнеса.[1]

Сегодня эксперты отмечают практические, методологические и теоретические проблемы в функционировании бизнес-инкубаторов. Отметим, что они снижают эффективность функционирования уже созданных бизнес-инкубаторов.

Инкубаторы и технопарки вынуждены оказывать значительную часть образовательных услуг силами своих сотрудников, которые не имеют достаточного опыта предпринимательской деятельности, или в рамках единичных мероприятий с приглашенными лекторами. Опытных предпринимателей, к которым стартапы могли бы иметь доступ на постоянной основе, так называемых «mentor in residence», в экосистеме нет. Для резидентов самой важной поддержкой является обучение у практикующих специалистов, а также опытных предпринимателей.

Более того, бизнес-инкубаторы незначительно повышают инновационную активность бизнеса, а это является одной из основных целей их создания. На сегодняшний день лаборатории и производственные площади имеются лишь в незначительной части инкубаторов. Российские бизнес-инкубаторы более всего нацелены на рост числа малых предприятий, создание рабочих мест и улучшение активности региона. Отметим, что на Западе инкубаторы работают для развития предпринимательства, создания инноваций. Европейские инкубаторы ориентированы на создание наукоёмких продуктов и активно взаимодействуют с крупными фирмами, которые в состоянии финансировать НИОКР. «Что же касается российских бизнес-инкубаторов, то пока что они рассадниками инноваций не стали. Их воспринимают исключительно как офисные помещения». Конечно, бизнес-инкубаторы нужны для поддержки малого и среднего бизнеса, но именно для поддержки инноваций, успешных идей, а не просто для дешёвой аренды помещений. Ещё одной проблемой бизнес-инкубаторов является их относительная непопулярность среди начинающих бизнесменов. Возможной причиной непопулярности инкубирования является непонимание выгод, которые приносит резидентство. В то же время многие бизнес-инкубаторы предъявляют существенные требования к резидентам, такие как чёткая идея, бизнес-план, сумма затрат, срок окупаемости.

Также весьма печальной выглядит статистика выживаемости фирм-резидентов. Выживаемость резидентов в период инкубации в России — 86%, в Европе — 93%7. Однако после выхода из инкубатора показатель выживаемости резко падает. После завершения инкубации только 27% резидентов выживают на рынке. Отметим, что в Европе этот показатель 88%8. Самые успешные бизнес-инкубаторы России проводят намного более жесткий отбор резидентов. Более высокое качество резидентов положительно влияет на показатель их выживаемости как в процессе функционирования в инкубаторе, так и после выхода из него.

Весьма ощутимой проблемой является то, что многие бизнес-инкубаторы не соответствуют требованиям. Часто услуги предоставляются некомпетентными работниками либо вообще отсутствуют, что объясняется нехваткой специалистов. В то же время широкий спектр услуг, оказываемых инкубатором, является одним из ключевых внутренних факторов его успешности.

Не менее значимой является проблема достаточно слабых связей между бизнес-инкубаторами и внешним миром (государством, поставщиками, клиентами и др.). Также отметим то, что большинство инкубаторов не поддерживают международных контактов, не взаимодействуют с зарубежными аналогами и представителями бизнес-среды. Это ограничивает возможности продвижения резидентов на международные рынки.

Многие специалисты считают острой проблему отсутствия единой, правильно выстроенной системы ключевых показателей эффективности (КПЭ) для бизнес-инкубаторов и технопарков. «На сегодняшний день определены неправильные целевые показатели — развитие бизнес-инкубатора оценивают по количеству резидентов или обученных по программе предпринимательства людей. Акцент делается на формальных требованиях — количестве конференций и мероприятий, в которых резиденты приняли участие. Качественные показатели того, достиг ли проект ожидаемых инвестором результатов, не учитываются».

Однако сами бизнес-инкубаторы сталкиваются с большим количеством проблем, а именно:

- нехватка должной поддержки со стороны государства;

- отсутствие необходимого образования, навыков и какого-либо опыта у значительной части начинающих предпринимателей;

- недостаточная технологическая оснащенность инкубатора;

- предоставляемая инфраструктура не способствует созданию экосистемы общения и обмена информацией между резидентами;

- некоторые инкубаторы сталкиваются с проблемой предоставления оргтехники необходимого уровня;

- отсутствие спроса на инновационную продукцию. Не получается сформировать систему получения заказа на инновации;

- инвестиции сосредоточены в Москве, инвесторы не готовы ехать на периферию;

- нехватка перспективных бизнес-планов, направляемых на рассмотрение в бизнес-инкубатор;

- сложная система оформления соответствующей документации для начала работы бизнес-инкубатора;

- стартапы очень редко получают посевные инвестиции. Нет средств на подготовку более серьезных образцов. Фонды, как правило, вкладывают средства в развитые компании и проекты. [2]

Бизнес-инкубаторы доказали свою эффективность в Европе и США. Но особенностью российской сферы бизнес-инкубирования является природа происхождения подобных центров. На родине бизнес-инкубаторов — в США — они стали создаваться по инициативе снизу, когда появился реальный спрос со стороны экономики; делалось это на средства частных компаний, а также с подачи университетов. В России все было ровно наоборот: инициатива шла исключительно сверху. В то же время российскому крупному бизнесу просто не требуется большого количества субконтракторов из числа предприятий малого бизнеса, а населению в основном нужны поставщики товаров и услуг, которые не особо нуждаются в бизнес-инкубировании. На наш взгляд, именно эта особенность российских экономических отношений является основным источником проблем сферы бизнес-инкубирования, которых, как мы убедились, достаточно много. Сегодня бизнес-инкубаторы — это скорее красивый пример, показывающий то, что ведётся работа в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, качество же этой работы пока сомнительно. Реальная эффективность и результативность бизнес-инкубаторов далека от желаемых результатов. Это свидетельствует о том, что состояние инфраструктуры поддержки малого бизнеса нуждается в дальнейшей доработке как с целью повышения эффективности использования бюджетных средств, так и с целью доступности услуг, оказываемых бизнес-инкубаторами.


Библиографический список
  1. Панасюк Е., Архангельская О. Проблемы и решения: технопарки и бизнес-инкубаторы России. Независимое исследование РВК// 2014 [Электронный ресурс] —Режим доступа. — URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/ 201403_Business_incubators.pdf.
  2. Седаков Д.М. Государственное финансирование бизнес-инкубаторов в России//Интернет-журнал «Науковедение». — 2014. — № 2. [Электронный ресурс]—Режим доступа. — URL: http://naukovedenie.ru/PDF/158EVN214.pdf.
  3. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства.URL: http://smb.gov.ru/statistics/navy/report/.
  4. Официальный сайт ОАО «РБК» Режим доступа: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201403_Business_incubators.pdf.
  5. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации http://www.gks.ru/».
  6. Интернет ресурс: сайт АО «МСП Банк» / Партнеры МСП Банка в регионах / URL: http://www.mspbank.ru/Predprinimatelyam/partneryi_v_regionah.
  7. Интернет ресурс: официальные сайты муниципальных образований, использованных в качестве объектов исследования.


Все статьи автора «Абдулазизова Элиза Аптиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация