УДК 352/354-1

ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РЕГИОНА И ОБЩЕСТВЕННЫХ CОВЕТОВ ПРИ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Карпова Юлия Сергеевна1, Шепелев Иван Георгиевич2
1ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), магистрант заочной формы обучения кафедры «Экономика, управление и инвестиции»
2ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), профессор, доктор экономических наук, кандидат технических наук, заслуженный работник высшего образования РФ, действительный член международной академии теории и практики организации производства

Аннотация
В данной работе будут рассмотрены порядок формирования и деятельность комиссий Общественной палаты Челябинской области и Общественных советов при органах исполнительной власти Челябинской области, а также вопросы совершенствования деятельности институтов гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, исполнительная власть, комиссия, Общественная палата, Общественный cовет, Челябинская область


THE FORMATION AND ACTIVITY OF THE REGIONS PUBLIC CHAMBER AND PUBLIC COUNCIL OF THE EXECUTIV AUTHORITE OF CHELYABINSK REGION

Karpova Yulia Sergeevna1, Shepelev Ivan Georgievich2
1South Ural State University, student of masters program of Economics, Management and Investment, Faculty of Economics and Management
2South Ural State University, Professor, Ph.D., Higher Education Honored Worker of the Russian Federation, full member of the International Academy of production theory and practice

Abstract
The article is dedicadet to the order of formation and activity of the commissions of the Chelyabinsk region Public Chamber of the Chelyabinsk region and Sounding Board to the executive branch of the Chelyabinsk region, as well as the issues of improving the activity of civil society institutions.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карпова Ю.С., Шепелев И.Г. Формирование и деятельность комиссий Общественной палаты региона и Общественных cоветов при органах исполнительной власти Челябинской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61299 (дата обращения: 20.11.2016).

Общественная палата Челябинской области – добровольная независимая общественная организация, призванная развивать институты гражданского общества, способствовать учету интересов населения Челябинской области при выработке и реализации государственной политики.

Палата осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Челябинской области, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Челябинской области.

Общественная палата создана в целях развития институтов гражданского общества, демократических принципов функционирования органов государственной власти Челябинской области, обеспечения взаимодействия граждан и их объединений с органами государственной власти региона для достижения согласованных решений по наиболее важным для населения Челябинской области вопросам экономического и социального развития.

Основные задачи Общественной палаты заключаются в привлечение граждан и их объединений к реализации государственной политики, выдвижении и поддержки гражданских инициатив, имеющих областное значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, проведении общественной экспертизы проектов законов Челябинской области и иных нормативных правовых актов Челябинской области, проектов муниципальных правовых актов, осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления, оказании информационной и методической поддержки Общественным палатам, созданным в муниципальных образованиях Челябинской области.

Палата проводит Общественные обсуждения первоочередных стратегических государственных программ Челябинской области:

  1. Охрана окружающей среды
  2. Безопасность Челябинской области
  3. Культура и искусство
  4. Образование и наука
  5. Физическая культура и спорт
  6. Демографическая и семейная политика
  7. Здравоохранение
  8. Национальная политика
  9. Социальная защита населения
  10. Молодёжная политика
  11. Патриотическое воспитание
  12. Повышение правовой грамотности населения
  13. Развитие местного самоуправления
  14. Налоговая политика
  15. Развитие транспортной системы
  16. Градостроительная политика
  17. Развитие промышленности, энергетики
  18. Развитие малого предпринимательства
  19. Развитие ЖКХ

Региональная Общественная палата использует разнообразные формы своей работы: общественные слушания, круглые столы, выездные заседания и др. Ежегодно проводится большое количество публичных мероприятий. Пленарные заседания собирают всех членов Палаты. На них рассматриваются наиболее значимые вопросы развития региона и гражданского общества, по которым подготавливаются мотивированные Заключения. В среднем проводится 3-4 пленарных заседаний в год.

В статье более подробно будет описано формирование и деятельность комиссий Общественной палаты региона и порядок избрания и полномочия их руководителей, а также участие членов Палаты в составе Общественных советов при органах исполнительной власти Челябинской области.

Общественная палата на своем первом заседании образует комиссии из числа членов Палаты, кандидатуры председателей комиссий предлагаются Председателем и членами Общественной палаты. Персональный состав комиссий утверждается Советом или председателем Общественной палаты.

Комиссии Общественной палаты образуются на срок, не превышающий срока полномочий Общественной палаты очередного созыва. Участие члена Общественной палаты в работе комиссии осуществляется на основе добровольного выбора. Численный состав каждой комиссии определяется советом Общественной палаты и председателем Палаты. Член Общественной палаты может быть одновременно членом нескольких комиссии, при этом он может быть избран председателем или заместителем председателя только в одной комиссии. Член комиссии имеет право решающего голоса на заседании. Члены Палаты, не входящие в состав комиссии, вправе принимать участие в работе комиссии с правом совещательного голоса. Общественная палата образует комиссии, утверждаемые Общественной палатой, решение об образовании или о ликвидации комиссии Общественной палаты принимается большинством голосов членов Общественной палаты и оформляется постановлением Палаты.

Комиссии Общественной палаты вносят предложения по формированию плана работы Палаты текущего созыва и осуществляют предварительное рассмотрение материалов и их подготовку к рассмотрению Общественной палатой и советом Палаты. Комиссии осуществляют подготовку проектов решений Общественной палаты и совета Общественной палаты, при необходимости осуществляют подготовку проектов заключений о нарушении законодательства Российской Федерации и Челябинской области для направления их в компетентные государственные органы или должностным лицам. В соответствии с решением Общественной палаты, совета Общественной палаты создают рабочие группы для проведения общественной экспертизы проектов законов, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и информируют председателя Общественной палаты о персональном составе указанных рабочих групп. Комиссии представляют проекты экспертных заключений председателю Общественной палаты, также готовят проекты запросов Общественной палаты в органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляют подготовку проектов решений Общественной палаты о направлении представителей Палаты для участия в работе органов государственной власти. В работу комиссий входит и организация публичных мероприятия Общественной палаты, изучение состояния гражданского общества, привлечение к участию в своей деятельности общественных объединений. Комиссии вправе образовывать подкомиссии по направлениям своей работы, решать вопросы организации своей деятельности, формировать запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации по вопросам, связанным с получением информации, документов и материалов, необходимых для осуществления деятельности.

Председатели комиссий избираются Общественной палатой на первом заседании Палаты.

Член Общественной палаты, претендующий на должность председателя комиссии или заместителя председателя комиссии, может выдвигать свою кандидатуру только на одну из должностей в одной комиссии.

Полномочия и функции председателя комиссии Общественной палаты и заместителя председателя комиссии Общественной палаты

1. Председатель комиссии Общественной палаты:

1) по должности принимает участие в работе совета Общественной палаты;

2) вносит предложения о порядке работы комиссии;

3) направляет членам комиссии документы и материалы, поступившие в комиссию, для рассмотрения и подготовки предложений;

4) уведомляет членов данной комиссии о месте и времени очередного заседания комиссии не менее чем за двое суток, а также заблаговременно информирует об этом других членов Общественной палаты и иных участников заседания, СМИ и Аппарат Общественной палаты;

5) созывает внеочередное заседание комиссии по своей инициативе или по инициативе членов комиссии;

6) формирует проект повестки дня комиссии;

7) информирует председателя Общественной палаты о составах рабочих групп, образуемых комиссией для проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, предусмотренных статьей 15 закона «Об Общественной палате Челябинской области»;

8) ведет заседания комиссии, подписывает протоколы заседаний и решения комиссии;

9) в случае своего отсутствия поручает исполнение обязанностей председателя комиссии заместителю председателя комиссии или одному из членов комиссии;

10) по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии Общественной палаты в период между ее заседаниями, председатель комиссии Общественной палаты вправе осуществить процедуру принятия решения комиссии Общественной палаты методом опроса членов комиссии Общественной палаты. Решение комиссии Общественной палаты считается принятым, если более половины ее членов высказались «за» по соответствующему вопросу.

11) обеспечивает подготовку и обновление информационных материалов по вопросам деятельности комиссии, размещаемых на сайте Общественной палаты в сети Интернет;

12) обеспечивает освещение деятельности комиссии в информационных программах теле- и радиопередач;

13) координирует работу членов комиссии, решает другие вопросы внутреннего распорядка деятельности комиссии в соответствии с настоящим Регламентом;

14) назначает руководителей подкомиссий.

Заседание является основной формой работы комиссии Общественной палаты. Деятельность комиссии Общественной палаты основана на принципах свободы обсуждения, гласности и коллегиального принятия решений, все члены Палаты вправе знакомиться с протоколами заседаний комиссий. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

Информация о работе комиссии при необходимости помещается на сайте Общественной палаты Челябинской области. Заседание комиссии Палаты правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии, проводит заседание председатель комиссии, заместитель председателя или член комиссии, уполномоченный председателем. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.

По предложению комиссии Палаты, председатель Общественной палаты приглашает представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления на заседания, а также запрашивает необходимые документы и материалы.

Взаимодействие с органами государственной власти включает в себя постоянную работу членов, экспертов, Общественной палаты Челябинской области лучших представителей общественности в коллегиях, комиссиях, советах, членами которых они являются, и иных организационных формах работы органов государственной власти.

Остановимся более подробно на вопросе создания Общественных советов при органах исполнительной власти.

На основании Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Закона Челябинской области от 13 апреля 2015 г. N 155-ЗО «Об общественном контроле в Челябинской области» субъектами Общественного контроля являются: Общественные советы; Общественные палаты.

О деятельности Общественных советов при органах исполнительной власти Челябинской области

Общественная палата Челябинской области прорабатывает каждое Послание Президента РФ, организует работу по их исполнению, особенно по вопросам совершенствования деятельности институтов гражданского общества, организации общественного контроля, взаимодействия органов власти, бизнеса и общественных организаций.

20 февраля 2014 года Общественная палата приняла специальное обращение к представителям органов власти региона о создании Общественных советов при органах государственной власти и органах местного самоуправления. Губернатор Б.А. Дубровский поддержал инициативы Палаты, закрепив её предложения поручением Губернатора.

В результате в области создаются площадки для диалога власти и общества в каждом государственном и муниципальном органе – так называемые советы гражданского содействия органам власти: общественные советы, экспертные советы.

В 2013 году в Челябинской области общественные советы действовали лишь при некоторых органах власти. В 2014 и 2015 г.г. дополнительно созданы и начали действовать Общественные советы практически во всех органах власти. Во всех них есть представители региональной Общественной палаты.

Общественная палата Челябинской области активно оказывает консультативную помощь представителям органов власти в формировании Общественных советов.

С февраля 2014 года в Общественную палату Челябинской области поступают обращения по вопросу формирования Общественных советов. Все представители органов власти получают подробную инструкцию по всем этапам формирования Общественного совета, в числе которых: Министерство информационных технологий Челябинской области, Главное управление по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области, Государственный Комитет по делам ЗАГС Челябинской области, Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области

и т.д.

Одним из важных этапов формирования Общественного совета является подготовка Положения об Общественном совете.

Согласно официальным запросам Общественная палата тщательно подбирает кандидатов в каждый Общественный совет, в соответствии с профилем деятельности кандидата от Палаты и его личном желании участвовать в работе Совета. Также учитываются обращения представителей общественных организаций региона по вопросу включения их представителей в Советы. На основании Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Закона Челябинской области от 13 апреля 2015 г. N 155-ЗО «Об общественном контроле в Челябинской области» Общественная палата Челябинской области готовит Решение о выдвижении кандидатов в Общественный совет при органе власти. Практически все кандидатуры Общественной палаты региона проходят согласование и входят в состав того или иного Общественного Совета. По положению на октябрь 2015 г. представители Палаты есть в каждом из действующих Общественных советов.

На официальных сайтах каждого ведомства, при котором создан или формируется Общественный совет разработан и функционирует раздел, посвященный деятельности Общественного совета, где размещены данные о составе, Положение, Приказ о создании, Протоколы заседаний Совета.

Создание Общественных советов при органах власти Челябинской области является одним из важнейших инструментов борьбы с коррупцией. Общественная палата Челябинской области ведет мониторинг деятельности Общественных советов при органах государственной и муниципальной власти по борьбе с коррупцией и формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Общественные советы при органах исполнительной власти проводят экспертизу нормативно-правовых актов на наличие коррупциогенности в работе, согласно сфере деятельности. Члены Общественных советов в рамках работы с населением организуют и проводят «Горячие линии», рабочие встречи с гражданами.

Общественные советы при органах исполнительной власти Челябинской области участвуют в независимой оценке качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги в соответствии с подпунктом «к» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки организаций, оказывающих социальные услуги».

Утверждение Общественным советом результатов независимой оценки за 2014 г. и размещение их на официальном сайте органа исполнительной власти.

В 2014 году в Челябинской области было охвачено независимой оценкой 3 320 из 3 766 учреждений, что составляет 88,1%: в сфере здравоохранения – 161 (78,16%), образования – 2 647 (96,96%), физической культуры и спорта – 192 (100%), культуры – 219 (46,6%), социальной защиты населения – 101 (60,12%). Результаты проведения независимой оценки в 2014 году среди учреждений размещены в специальных разделах официальных сайтов органов исполнительной власти, участвующих в проведении этой процедуры.

Специализированные разделы созданы на всех официальных сайтах органов исполнительной власти участвующих в независимой оценке, также разделах содержится информация о нормативных правовых актах, регламентирующих процедуру проведения независимой оценки, порядках проведения независимой оценки, рейтингах организаций, созданных по итогам проведения независимой оценки.

Наиболее активными Общественными советами в Челябинской области являются:

1. Общественный совет при Главном управлении Министерства внутренних дел России по Челябинской области;

2. Общественный совет при Управлении Федеральной налоговой службы по Челябинской области;

3. Общественный совет при Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области;

4. Общественный совет при Министерстве здравоохранения Челябинской области;

5. Общественный совет при Министерстве по физической культуре и спорту Челябинской области;

6. Общественный совет при Министерстве образования и науки Челябинской области.

С более подробной информацией о деятельности и о проводимых заседаниях Общественных советов при органах исполнительной власти Челябинской области можно ознакомиться на сайте региональной Общественной палаты по ссылке: http://op74.ru/main/sovet/, а так же на официальных сайтах органов государственной власти Челябинской области.

Большинство Общественных советов при органах власти Челябинской области сформировано. Идет положительная динамика формирования субъектов общественного контроля. Создается и налаживается трехстороннее взаимодействие: Общественный совет-Общественная палата-орган исполнительной власти. Данные тенденции приведут к успешному осуществлению общественного контроля на территории Челябинской области.

Таблица 1 – Перечень органов власти, при которых создан Общественный совет и представители Общественной региональной палаты в составе Общественных советов приведены в таблице:

п/п

Полное название органа власти, при котором создан Общественный совет

Наличие на сайте страницы с информацией о формировании/

деятельности Общественного совета

Информация о стадии работы Общественного совета

Представители Общественной палаты Челябинской области в составе Совета

1 Правительство Челябинской области

http://pravmin74.ru/obshchestvennyy-sovet-pri-pravitelstve-chelyabinskoy-oblasti

формируется

2 Администрация Губернатора Челябинской области

http://gubernator74.ru/obshchestvennyy-sovet-pri-administracii-gubernatora-chelyabinskoy-oblasti

Создан

 

Гараев А.И.;

Зацепилин Ю.В.;

Зырянов С.Г.;

Калугина Т.Г.;

Сыркина Е.Г

3 Министерство финансов Челябинской области

нет

нет

4 Министерство экологии Челябинской области

Имеется

http://www.mineco174.ru/obschestvennye-sovety/

Создан

Гордеев С.С.;

Лагунов А.В.;

5 Министерство экономического развития Челябинской области

Имеется

http://www.econom-chelreg.ru/eventssovorganOSMER

Создан

Ермаков С.В.; Овакимян А.Д.;

Столбов Д.А.

6 Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области

Имеется

http://www.minstroy74.ru/destinations/index.php?SECTION_ID=323

Создан

Бодрягин А.В.;

Козлов С.В.

7 Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

Имеется

http://mindortrans74.ru/htmlpages/Show/KoordinacionnyeSovety

Создан

8 Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области

Имеется

http://imchel.ru/sovet/

Создан

Белехов И.Л.;

Чернобривец Т.Ф.;

Дубровин О.В.

9 Министерство сельского хозяйства Челябинской области

Имеется

http://www.chelagro.ru/about/deliberative/obshchestvennyy-sovet/

Создан

Брижанин В.В.;

Гараев А.И.;

Ермаков С.В.

10 Министерство здравоохранения Челябинской области

Имеется

http://www.zdrav74.ru/node/5814

Создан

Ванин Е.Ю.;

Дюкарева А.М.;

Куртеева Е.К.;

Лиховидько О.А.

Москвичева М.Г.;

Шевченко В.С.

11 Министерство образования и науки Челябинской области

Не имеется

Создан

Горланова Н.А.;

Яремчук С.Г.

12 Министерство социальных отношений Челябинской области

Имеется

http://minsoc74.ru/obshchestvennyy-sovet-pri-ministerstve-socialnyh-otnosheniy-chelyabinskoy-oblasti

Создан

Белехов И.Л.;

Владимирцев В.А.;

Комиссаров М.Ю.;

Лиховидько О.А.

Скворцов В.Н.;

Сурков А.П.;

Яремчук С.Г.

13 Министерство культуры Челябинской области

http://www.culture-chel.ru/htmlpages/Show/overview/advisory/ob_sovet

Создан

Мизрахи Б.А.;

Дида Н.А.;

14 Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области

Имеется

http://www.chelsport.ru/htmlpages/Show/overview/Obshsovet

Создан

Куликов М.Н.

Миллер А.Е.

15 Министерство информационных технологий и связи Челябинской области

Имеется

http://www.mininform74.ru/htmlpages/Show/overview/Koordinacionnyeisoveshhatelnye/ObshhestvennyjsovetpriMinister

Создан

Лушников В.А.;

Шевченко В.С.

16 Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области

Имеется

http://www.tarif74.ru/htmlpages/Show/activities/ObshhestvennogosovetapriMinist

Создан

Лушников B.A.;

Абдурахимов Ю.В.;

Козлов С.В.;

17 Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области

Имеется

http://www.szn74.ru/htmlpages/Show/overview/regional

Создан

Зырянов С.Г.;

Калугина Т.Г.;

18 Главное управление лесами Челябинской области

Имеется

http://priroda.chel.ru/htmlpages/Show/overview/Soveshhatelnyjorgan/Obshhestvennyjsovet

Создан

Скворцов В.Н.;

Лихачев С.Ф.

19 Главное контрольное управление Челябинской области

Имеется

http://gku74.ru/htmlpages/Show/Obshhestvennyjsovet

Создан

Овакимян А.Д.;

Ямщиков Г.Н.

20 Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области»

Имеется

http://www.gzhi74.ru/htmlpages/Show/Obshhestvennyjsovet

Создан

Козлов С.В.;

Федоров Е.П.;

Бодрягин А.В.;

Ермаков С.В.;

Столбов Д.А.

21 Главное управление юстиции Челябинской области

Имеется

http://just74.ru/htmlpages/Show/Obshhestvennyjsovet

Создан

Лиховидько

О.А.;

Сыркина

Е.Г.;

Шагиев

В.Р.

22 Главное управление по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области

Имеется

http://www.guvpvo74.ru/htmlpages/Show/overview/regional

Создан

Михайлов И.В.

23 Государственный комитет по делам архивов Челябинской области

Имеется

http://www.chelarhiv.ru/htmlpages/Show/overview/Soveshhatelnyeorgany/goskompodelarx/obsov

Создан

Шишев К.А.

24 Государственный комитет по делам ЗАГС Челябинской области

Имеется

http://www.gk74.ru/htmlpages/Show/activities/PolozhenieobObshhestvennomsove

Создан

Алейникова О.Д.;

Баскова Н.А.;


Библиографический список
  1. Закон Челябинской области №412 — ЗО «Об Общественной палате Челябинской области» от 27 октября 2005 года.
  2. Регламент Общественной палаты Челябинской области.
  3. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/
  4. Закон Челябинской области от 13 апреля 2015 г. N 155-ЗО «Об общественном контроле в Челябинской области» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.ру – http://www.garant.ru/hotlaw/chelyabinsk/623061/.


Все статьи автора «Карпова Юлия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация