УДК 1 (091)

ОБЩЕСТВО «МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА» КАК ОТОБРАЖЕНИЕ «СИТУАЦИИ ВРЕМЕНИ»

Стоян Арсен Александрович
Мурманский государственный технический университет
Аспирант кафедры философии, истории и социологии

Аннотация
В статье рассматриваются особенности взглядов выдающегося немецкого философа Карла Ясперса касательно проблемы трансформации общества под влиянием технократических факторов. Одним из последствий такой трансформации становится общество, ориентированное на «массового человека». Его особенности также подвергаются анализу.

Ключевые слова: деиндивидуализация, кризис, общество «массового человека», технократия, усреднение


MASS MAN SOCIETY AS A TIME SITUATION’S REFLECTION

Stoyan Arsen Alexandrovich
Murmansk State Technical University
Ph.D. student, Department of philosophy, history and sociolog

Abstract
This article contemplates peculiarities of outstanding German philosopher Karl Jaspers views regarding society transformation under technocratic factors. Society of mass human being becomes one of the transformation’s consequences. Mass men features are also analyzed.

Keywords: averaging, crisis, deindividualization, mass human being society, technocracy


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Стоян А.А. Общество «Массового человека» как отображение «Ситуации времени» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61156 (дата обращения: 20.11.2016).

В философии выдающегося немецкого философа Карла Ясперса немаловажное значение имеет тематика общественной трансформации, связанной с влиянием возросшей технократии и появления «массового человека».

Повышение технологичности во многих сферах производственной деятельности, возрастающая зависимость от машинного производства, алгоритмизация и автоматизация всех этапов процессов обработки и выпуска товарного потока – все это оказывает непосредственное влияние на общественную структуру, требуя «появления» человека с новым типом мышления – алгоритмизированного и узконаправленного. Это уже не человек в прямом смысле слова, скорее подойдет термин «антропологизированная абстракция».

Анализируя современное на тот момент состояние общественных отношений, Ясперс приходит к выводу о глубоком кризисе. Впрочем, это совсем не мешает процессам революционной трансформации человеческого мировоззрения, которая приводит к появлению общества «массового человека». Хотя система «общества потребления» ещё не внедрена, и даже на тот момент ещё не обладает своим терминологическим аппаратом, именно этап перехода в общество «массового человека» станет тем толчком, который сформирует ее [1, с. 212].

По мнению М. А. Хевеши, в работах Ясперса четко прослеживается мнение об обществе «массового человека» как о болезни века, а существование «массового человека» в формате толпы ведет к распаду человеческого существования и торжеству посредственности. При усилении технократии, любой человек рассматривается лишь как вид сырья, подлежащего определенной алгоритмизированной обработке. Безответственность, отсутствие самосознания, стремление к одинаковости во всем и стандартизации любых общественных отношений – эти качества масс априори способны лишь породить «тоталитарный режим со стадным существованием» [2, с. 5].

Ю. С. Осипова отмечает, что кризис общественных отношений и процесс антропологической деиндивидуалиации – это логически верно получающаяся расплата за возведение в степень культа научно-технического прогресса. Стремительно нарастающее «массовое общество» все глубже погружается в следующий кризис, обнажающий безнадежность ситуации. Человеческая индифферентность приводит к усреднению личности, что, свою очередь, приводит индивида к снижению требовательности к себе. ««Усредненный» человек боится своего «высшего Я, потому что оно разговаривает с ним в требовательном тоне». Экзистенция, воплощаемая в ярких индивидуальностях, отступает перед эмпирическим бытием массы» [3, с. 105].

О. А. Власова и В. И. Шумаков полагают, что Ясперс своим анализом технократического общества, подвергающемуся всеобщему «омассовлению» фактически предсказывает наступление всеобщей глобализации, образование всемирного общества «массового человека». Индивид, живущий в таком обществе, является не личностью, а экономической единицей, идеальным функционером, работающим в одном узком направлении и не представляющего себя оторванным от остальных. В его восприятии нет «Я», есть только массовое «мы». «Массовый человек» отныне может не обладать развитым интеллектом, этическими качествами, стремиться к саморазвитию: мерилом успешности теперь является умение следовать установленным правилам и вовремя понимать корректный тренд. Общество «массового человека» начинает активно деградировать:  занявшая свою нишу в формате абсолюта массовая культура сводит всю жизнедеятельность индивида в свободное от работы время к однобокой индустрии развлечений. В обществе царит атмосфера формирующегося «общества потребления», появляется масса товаров и услуг, обладание которыми ставится главной целью членов этого социума.

Уникальность и оригинальность становятся редкостью, с упрощением культуры идет примитивизация индивида. Становясь элементом системы, который в любой момент можно сменить на такой же, человек теряет свою уникальность, его личность подавляется репрессивным аппаратом, работающим вместе с эффективной пропагандой, стремление к саморазвитию резко понижается. Чаще всего существующее желание познания сводится к примитивному интересу в своей узкоспециализированной функций, но ещё чаще отсутствует даже это. Теперь индивид не обладает волей, все его возможности сводятся к конформному существованию, в котором ему дают занять нишу для выполнения какой-либо функции, любой шаг человека контролируется бюрократической структурой управления, попадание в которую возможно только при отсутствии каких-либо моральных качеств.

Авторы отмечают, подобный технократический порядок, несмотря на свою устойчивость, не может обладать постоянством функционирования в определенных рамках. Существующий технический порядок своей основной целью имеет постижение и порабощение сил природы, человек постоянно переходит границы этого порядка, распространяя его все больше на окружающий мир [4].

Необходимо отметить, что существующий технократический порядок был создан индивидом для поддержания и усиления своей жизнедеятельности, это главное достижение человека. Если индивида поглощает приверженность технической функциональности, он начинает в ней растворяться, переходит в подчиненное состояние, передав на заклание свою личность, в этом случае он ставит под сомнение возможность собственного существования, что может привести к крушению даже самую четко выверенную и надежную систему.   По этой причине, как полагает Ясперс, любой человек должен сопротивляться этому порядку, хотя бы в минимальной степени, так он сможет сохранить свою человечность [5, с. 97].

Таким образом, согласно К. Ясперсу, существующая система выявляет свое основной конфликт между возможностями и стремлением индивида к истинной самореализации и факторами объектности, идеологическими базисными основами существования общественной системы, привязанной к достижениям НТР. Здесь кроется главный феномен общества: размытая логическая граница, по которой плоды технического развития и соответствующее их структуре общество «массового человека» с его стремлением к усреднению всего и вся существуют для поддержания жизнедеятельности социума и в то же время это является главным негативным фактором, ставящим под сомнение возможность ее дальнейшего поддержания.

Философ полагал, что стремление к всеобщей массовости нельзя рассматривать с абсолютно негативных позиций: для соблюдения базовых императивов системы следует принять определенные правила, ведь функционирование изначально поддерживает существование человечества. Нельзя отрицать наличие той когорты людей, кто изначально не стремится к развитию и самореализации, для них проще и лучше принять эти безусловные правила и жить в соответствии с ними. Самым главным является установление стойкой тождественности между требующей последовательное соблюдение правил общественной системности и правом, сопряженным с возможностями по самореализации мотивированного на это индивида. На выявление возможностей установления искомого тождества были направлены творческие поиски Карла Ясперса. Возможно ли найти эту точку равновесия – однозначного ответа пока так и не нашлось.


Библиографический список
  1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. М.: Республика, 1994. – 527 с.
  2. Хевеши М.А. Массовое общество в XX веке // Социс. 2001. № 7. С. 3-12
  3. Осипова Ю.С. Проблемы современного общества в философии К. Ясперса // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2006.  № 11-1 (Т.3).  – С. 105-109
  4. Власова О. А., Шумаков В. И. Критика массовой культуры в немецкой культурфилософской рефлексии рефлексии начала 1930-х годов: К. Ясперс, О. Шпенглер, Э. Юнгер // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30).
  5. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 94 – 98.


Все статьи автора «Стоян Арсен Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация