УДК 7.067

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Кауненко Наталья Викторовна
Кубанский Государственный университет
старший преподаватель кафедры графики

Аннотация
В статье подымается вопрос о педагогической деятельности, направленной на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Основная проблема - методическое обеспечение обучения в программе предпрофессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья на ХГФ. Цель статьи - исследование возможности формирования готовности к обучению в ВУЗе людей с ограниченными возможностями здоровья и определении специфики предпрофессиональной подготовки по специальности «изобразительное искусство».

Ключевые слова: безбарьерная среда, методика обучения, ограниченные возможности здоровья, предпрофессиональная подготовка


PRE-SERVICE TRAINING IN THE FINE ARTS FOR PERSONS WITH DISABILITIES TO HEALTH

Kaunenko Natalia Viktorovna
Kuban State University
senior lecturer in graphics

Abstract
The article raises the question of educational activities aimed at enhancing the processes and mechanisms of creative imagination and activity of people with disabilities to health. The main problem is the methodological supports of training in the pre-service training program of persons with disabilities in the graphic arts department. Purpose of the article – investigate the possibility of formation of readiness of learning in higher education of people with disabilities and determining in the specialty «the arts».

Keywords: barrier – free Environment, disabilities to health, methods of teaching, pre-service training


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кауненко Н.В. Предпрофессиональная подготовка по изобразительному искусству лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61154 (дата обращения: 20.11.2016).

Коренным образом изменившееся отношение общества к проблемам инвалидности в последние годы  привело к новой социальной политике в этой сфере. Наконец начинает работать социальная модель общества с ограниченными возможностями здоровья, использование которой приводит к высокому уровню интеграции людей с инвалидностью в общество.

Сложившаяся и постоянно развивающаяся система общего среднего образования детей с особенностями физического развития создает необходимые предпосылки для последующего предпрофессионального образования, которое рассматривается как важная часть всей системы их непрерывного образования, значительно расширяющая возможности для дальнейшего профессионального самоопределения, последующего трудоустройства и социализации.

В связи с современным состоянием теории и практики вопроса,  изменившимися социально-политическими и экономическими условиями в нашем современном обществе обозначилась проблема определения теоретических и методических основ предпрофессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья в области искусства и к их готовности к обучению в ВУЗе.

Предпрофессиональная подготовка, как один  из аспектов профессионального самоопределения молодежи, а особенно это важно в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья  является очень нужной и важной в настоящее время. Особенно это касается  слабослышащих,  слабовидящих и колясочников, чей профессиональный выбор осложнен не только объективными причинами психосоматического характера, но и социальными препонами, стоящими на пути реализации  своего права на труд [1,с.18].

Так же не упускаем из нашего внимания, что общепризнанными и не вызывающими сомнений в данной области образовательной деятельности  является обеспечение безбарьерной среды обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Создание безбарьерной среды необходимо в наше время для повышения качества жизни людей, имеющих проблемы с передвижением и увеличения конкурентного преимущества учебного заведения.

Можно отметить мнение А. Г. Станевского – одного из ведущих специалистов в данной области проблем высшего образования, который в своих выступлениях на web-конференциях, постоянно отмечал, что важно уделят внимание разработке безбарьерных методик обучения. Он говорил, что нельзя упускать из виду безбарьерность доступа к культуре, без приобщения к которой не мыслим выпускник любого высшего учебного заведения.

Разработка безбарьерных методик обучения в области искусства  для такой категории граждан предполагает разработку способов овладения знаниями, умениями и навыками, позволяющими учитывать индивидуальные возможности здоровья учащихся.

Положение дел в предпрофессиональной подготовке людей данной категории отстает от времени, которое требует воспитания личности, активной жизненной позиции, стремления быть конкурентоспособными в новой политической и социально-экономической ситуации [2].

Наше внимание при этом должно быть направлено на явления и процессы, создающие условия для реализации  системного педагогического подхода, исходящего из благоприятного педагогического потенциала, заключенного во взаимосвязи дисциплин изобразительного цикла (рисунок, композиция, живопись, декоративно-прикладное искусство). Имеющийся практический опыт работы с такими учащимися, позволяет выделить принципиальные основы при разработке адаптированных методик, способствующих их продуктивности.

Целенаправленная работа по профессиональной ориентации и  самоопределению детей данной категории в старших классах школы позволяет улучшить мотивацию, сориентировать на востребованные обществом профессии [3, с.42].

В настоящее время все еще имеет место недостаточная теоретическая проработка проблемы, анализа взаимообратной связи в обучении разных  дисциплин в системе предпрофессиональной подготовки. Также ощущается недостаток конкретных системных моделей, призванных оптимизировать и упорядочить методику преподавания для людей с ограниченными возможностями здоровья. Логически связанные между собой дисциплины дадут возможность в сокращенные сроки приобрести максимум знаний и мастерства.

Основными задачами  программы предпрофессиональной подготовки в области искусств является воспитание грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи,  выявление одаренных детей, а так же подготовка их к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.

Методика преподавания изобразительного искусства требует особого подхода. Здесь каждый педагог вынужден применять свои методы работы, свои методические приемы. Одни преподаватели находят методику работы с учениками интуитивно, исходя из специфики искусства и опыта работы своих учителей, другие – строят свою методику на научных положениях педагогики, психологии, физиологии [4,с.18].

Отправной точкой на пути к методическому обеспечению образовательного процесса может быть вариативность способов решения учебных задач, стоящих перед учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Содержание образования и условия организации обучения людей  с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, что позволяет вводить в образовательный процесс безбарьерные методики обучения.

Требуется соблюдение некоторых мер, необходимых для дальнейшего развития сферы  предпрофессионального образования в области искусства на художественно-графическом факультете:

- совершенствование законодательства, регламентирующего создание условий для получения предпрофессионального   образования людям с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий для получения инвалидами предпрофессионального образования на территории вуза;

- включение в программу развития вуза и художественно-графического факультета в частности мероприятий, направленных на создание условия для предпрофессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья, как обязательное требование;

- обеспечение условий для дистанционного предпрофессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение эффективности предпрофессиональной подготовки с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья путем введения соответствующих программ (рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, история искусств);

- организация системы необходимой подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений профессионального образования для работы с обучающимися из числа людей с ограниченными возможностями здоровья в области изобразительного искусства [5].

Предпрофессиональная подготовка на современном этапе развития образования должна выполнять задачи не только подготовки к поступлению в вуз, но и психологической адаптации, профессиональной ориентации, диагностики и коррекции знаний абитуриентов [6].

Являясь видом образования, предпрофессиональная подготовка имеет собственные цели и функции, содержание, методы и формы взаимодействия педагогов и обучаемых, условия осуществления педагогического процесса, достигаемые при этом результаты.

Специфика современной системы предпрофессиональной подготовки состоит в её способности не только вооружать обучающихся первичными знаниями и умениями в избранной профессии, но и формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями; создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования, предоставляя возможность осуществить профессиональную пробу; готовить к выбору направления дальнейшего образования, будущей профессиональной деятельности с учетом реальных потребностей рынка труда.


Библиографический список
  1. Ярская – Смирнова Е. Р. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Е. Р. Ярская-Смирнова. М., 2001. – 387 с.
  2. Закон Краснодарского края. О государственной молодежной политике в Краснодарском крае // Инф. бюл. Законодат. Собрания Краснодарского края. Краснодар, 1998. – № 27.
  3. Белая Л. Их силе духа можно позавидовать / Я. Белая // Клуб. -2001.-№4.- 119 с.
  4. Ростовцев Н.Н. «О педагогической деятельности и методах преподавания» Омск, 2002. – 248 с.
  5. http://www.smolin.ru/news/3/3615/ Заместитель министра Минобрнауки России В.Ш. Каганов при президенте Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по делам инвалидов
  6. Саяпина Е.И., Петров Н.Е.  Объекты и особенности ценообразования на артрынке // Гуманитарные научные исследования 2015. № 8 (48),  192-197с.


Все статьи автора «Кауненко Наталья Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация