УДК 372.879.6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Воробьева Ирина Николаевна
Северо-Осетинский государственный педагогический институт
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической культуры и спорта

Аннотация
Статья посвящена анализу и обоснованию основных направлений формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни. Признавая укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения одним из приоритетных задач государственной образовательной политики, всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает его не только как отсутствие заболевания, но и как состояние полноценного физического, умственного, психического, физиологического, нравственного и социального благополучия. В связи с этим здоровье учащихся должно обусловливаться, прежде всего, личностно-ценностным уровнем его проявления. Из этого следует, что центральное место в процессе физического развития личности школьника и формирования положительного отношения к здоровому образу жизни занимают мотивационно-ценностные установки, а также активная физкультурно-оздоровительная деятельность как ведущие направления в процессе укрепления и сохранения здоровья.
Сегодня залогом физического и психического здоровья обучающихся является физическое воспитание в общеобразовательной системе. Можно разными методами и способами совершенствовать и развивать систему здравоохранения, но здоровье детей – это, прежде всего, их физическое развитие с раннего детства, то есть сегодня необходимо говорить о гармоничном развитии личности молодого, перспективного, умеющего ставить перед собой большие жизненно важные цели. Отсутствие понимания значения активной двигательной деятельности для укрепления и сохранения здоровья, низкий уровень сформированности положительного отношения к физической культуре и спорту является проблемой не только образовательных организаций в целом, но и проблемой каждой отдельной семьи, в частности.

Ключевые слова: двигательная активность, здоровый образ жизни, мотивационно-ценностное отношение, Физическая культура, физическое воспитание


PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION VALUABLE RELATION OF SCHOOLBOYS TO A HEALTHY LIFESTYLE

Vorobieva Irina Nikolaevna
North Ossetian State Pedagogical Institute
candidate pedagogical sciences, lecturer of the department of physical culture and sport

Abstract
This article analyzes and the justification of the basic directions of formation of motivational and valuable relation of schoolboys to a healthy lifestyle. Acknowledging the strengthening and preservation of health of the younger generation of one of the priority tasks of the state educational policy, the World Health Organization (WHO) considers it is not merely the absence of disease, but also as a state of full physical, mental, psychological, physiological, moral and social well-being. In this connection it should be subject to the health of students, especially student-value level of its manifestation. This implies that central to the physical development of the individual student and the formation of positive attitudes towards healthy lifestyle hold motivational value systems, as well as active sports and recreational activities as the leading trend in the process of strengthening and preservation of health. Today the key to physical and mental health of students in physical education is the education system. There are different methods and ways to improve and develop the health system, but the health of children - is, above all, their physical development in early childhood, that is, today we need to talk about the harmonious development of the personality of a young, promising, able to set a large vital goal. Lack of understanding of the value of the active motor activity for health promotion, the low level of formation of a positive attitude to physical culture and sport is not only a problem of educational institutions as a whole, but also the problem of each family in particular.

Keywords: healthy lifestyle, motivation and value attitude, physical activity, physical education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Воробьева И.Н. Педагогические основы формирования ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61032 (дата обращения: 20.11.2016).

Перезагруженность образовательного процесса учебными предметами, малоподвижный образ жизни детей, бесконтрольное времяпровождение за компьютерными играми, нерациональное и неполноценное питание, равнодушное отношение к собственному здоровью и здоровому образу жизни в целом, сложная экологическая обстановка, доступность алкогольных напитков, психотропных и наркотических средств, – главные причины недостаточной физической активности и заметное ухудшения здоровья школьников в последнее время. Давно известно, что физическое воспитание выступает мощным средством социального становления человека, совершенствования его индивидуальных, личностных качеств, а также совершенствования профессионально важных характеристик, двигательной активности и т.д. Как отмечает Г.Н. Голубева, сегодня невозможно найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физическим воспитанием, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные духовные и материальные ценности общества в целом и инструментальные ценности каждого человека в отдельности, овладевая которыми индивид осваивает и преобразует культуру [1].

Во всем мире роль физического воспитания люди оценивают по-разному: одни относятся к физической культуре и спорту скептически, другие считают его излишней тратой времени, третьи явно ощущают смысл физической активности, четвертые значение занятий спортом видят в стройности и красоте тела человека и т. д. Причем каждый из них имеет разное отношение к физическому воспитанию и занятиям физической культурой: кто-то отдает предпочтение просмотру по телевизору спортивных передач (чемпионатов различного уровня, олимпиад и т. д.); кто-то желает просто заниматься каким-нибудь видом спорта или общефизической подготовкой для поддержания здоровья, для кого-то спорт может быть просто средством существования. К последним относятся тренеры, профессиональные спортсмены, спортивные врачи, директора различных спортивных секций, организаторы спортивных мероприятий и т.д. Разумеется, каждый из них вносит свою посильную лепту в развитие физической культуры и спорта в нашей стране.

Научно-педагогический анализ работ известных ученых (Г.И. Барышев, М.М. Бахтин, И.Н. Воробьева, В.Н. Горелова, В.В. Левченко, Л.Ф. Лесгафт, Л.И. Лубышева, Р.Р. Магомедов, В.В. Марков, А.В. Родионов и др.) по проблеме формирования мотивационно-ценностного отношения подрастающего поколения к здоровому образу жизни в процессе физической культуры позволил выявить, что важными задачами школы признаны: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, рост уровня их адаптационного потенциала организма, освоение основных правил и принципов реализации здорового образа жизни, полноценное физиологическое, психическое и физическое развитие школьников в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. По мнению некоторых ученых (И.Н. Воробьева, В.В. Елисеев, Е.В. Зобкова, Д.Ю. Карасев, Л.И. Лубышева, Е.В. Панова и др.), в современном обществе назрели противоречия между объективной необходимостью оптимизации физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся как важного условия успешности учебно-воспитательного процесса и отсутствием методологии организации данного процесса; признанием физической культуры и спорта приоритетными в процессе формирования у школьников ориентации на здоровый образ жизни и устаревшими традиционными формами, методами и средствами деятельности на уроках физкультуры. По мнению Е.В. Пановой, здоровый образ жизни – это способ организации жизнедеятельности, базирующееся на научно обоснованных, личностно-значимых и санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Близкое по смыслу определение дает Л.И. Лубышева: «Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определенных правил, закономерностей, норм, принципов и ограничений в жизни, способствующих оптимальной адаптации организма к условиям среды, сохранению здоровья, высокому уровню работоспособности в повседневной учебной, профессиональной и трудовой деятельности» [2].

Обозначенные противоречия послужили основанием для определения цели данной статьи, которая заключается в выявлении основных направлений формирования ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни, способствующих осознанию обучающимися личностной значимости физической культуры и ориентированных на воспитание у них осознанного отношения к собственному здоровью.

Проблема реализации здоровье-сберегающего потенциала физической культуры и спорта в целях укрепления и сохранения физического, психического и психофизиологического здоровья обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни становится одним из приоритетных направлений совершенствования современной образовательной организации. На основе анализа и обобщения ведущих концептуальных подходов к проблеме исследования (педагогического, социологического, психологического, философского, медицинского), здоровый образ жизни мы определяем как специфическую форму организации жизнедеятельности людей, способствующая повышению уровня адаптации к психическим, эмоциональным, умственным, трудовым и физическим нагрузкам, укреплению и сохранению здоровья человека; удовлетворению своих жизненных потребностей и интересов в рамках социальных и природных ограничений. Он органически соединен с личностно-мотивационной мобилизацией умственных, физических, психологических, психических, социальных, творческих способностей и возможностей подрастающего поколения. Известный отечественный ученый, основоположник научной теории физического воспитания в нашей стране П.Ф. Лесгафт писал, что физическое воспитание не следует ограничивать оздоровлением и укреплением организма или выработкой спортивных навыков, а должно быть органически связано с задачами нравственного, духовного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Только при наличии логически последовательной системы элементов, включающих цели и содержание физического воспитания, проектирование педагогической техники управления образовательным процессом, учебных планов и программ по физической культуре, по мнению ученого, можно осуществить реализацию общей цели воспитания, которая заключается во всестороннем и гармоничном развитии деятельности человеческого организма [3].

Однако, усовершенствование процесса физического воспитания на базе реформирования системы образования в целом, на практике, в настоящее время, идет крайне медлительно, глубоких изменений в решении этой проблемы до сих пор не произошло. В результате, можно утверждать, что на протяжении многих десятилетий физическая культура уже не выполняет ни тактических, ни стратегических своих функций на должном уровне, не разработаны достаточно эффективные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе (Т.В. Хромина), позволяющие воплотить в прогрессивных педагогических технологиях все то инновационное, что создано отечественной педагогической наукой в области формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения [4. Разрешить проблему оптимизации физического воспитания без создания определенных условий, содействующих усвоению ценностей активной физической культуры, удовлетворению потребностей подростков в физических упражнениях; формированию у учащихся готовности к здоровому образу жизни с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей практически невыполнимо. Главное место в культуре здоровьесбережения и формировании здорового образа жизни, отмечает В.В. Марков, принадлежит ценностно-мотивационным установкам, а также знаниям, умениям, навыкам сохранения и укрепления здоровья, организации здорового стиля жизни [5].

Таким образом, важнейшими элементами в процессе развития спортивно-оздоровительной деятельности подростков выступают его нравственные приоритеты, мотивационная сфера и ценностные ориентиры. Они выражают потребности и интересы школьника, его активное, осмысленное отношение к процессу образования. Только при наличии ярких, глубоких побуждений и аргументов учебная деятельность обучающихся будет протекать более плодотворно. По мнению М.Ю. Славина, мотивация учебно-физкультурной деятельности школьников вытекает из трех ведущих потребностей: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося, потребность в спортивной деятельности [6, с. 6-9].

Чтобы оптимизировать процесс овладения жизненно важными движениями, развития физических, физиологических психических, духовно-нравственных и волевых качеств, привития способности ведения здорового образа жизни у обучающихся, необходимо: во-первых, вырабатывание ценностного отношения к физической культуре и спорту, главная установка на приоритет здоровья, здоровый стиль жизни, физическое улучшение организма; во-вторых, усвоение системы практических умений и навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья, психическому и эмоциональному благополучию; в-третьих, создание основы для методически обоснованного и творческого применения физкультурно-оздоровительной деятельности в индивидуальных перспективных достижениях. Такая постановка проблемы потребовало от нас разработки «Структурно-функциональной модели развития у школьников мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни», ориентированной на приоритет здоровья и соответствующей интересам и потенциалу подростков в процессе самостоятельно проводимых занятий по физической культуре.

На основе обработки и интерпретации результатов педагогического эксперимента, обнаруженных противоречий, препятствующих формированию мотивационно-ценностного отношения у детей подросткового возраста к физическим занятиям и соответственно эффективному осуществлению физического воспитания, были сделаны выводы, обоснованы причины ухудшения здоровья подростков и их физического развития, в связи с чем приступили к решению задач, предусмотренных в рамках реализации экспериментальной программы и направленных на формирование у школьников потребности в интенсивных занятиях физической культурой и необходимости в их проведении: организационно-деятельностные (формирование способности к организации своей деятельности, планированию своей деятельности, овладению комплексом упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма, взаимодействию с педагогом и сверстниками); оздоровительные (улучшение показателей физического развития, укрепление здоровья и повышения функциональных возможностей организма, закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма); гигиенические (знание основ ЗОЖ, режима и распорядка дня, системы питания, освоение жизненно важных двигательных умений и навыков); функциональные (обогащение знаниями в области физической культуры, совершенствование волевых и нравственных качеств, повышение дисциплины и ответственности) [7].

Ценным средством формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни, по мнению автора, выступает внеучебная спортивно-оздоровительная деятельность, содержание которой включает: спортивно-массовые мероприятия, систему подвижных игр, спортивные игры, новые виды и средства двигательной активности, средства теоретической подготовки (уроки здоровья) и др. В качестве одного из примеров, реализуемых в общеобразовательных школах РСО-Алания можно привести участие школьников в военно-спортивной игре «Зарница Алании», которая проводится ежегодно в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Республики Северная Осетия – Алания на 2016-2020 годы». Основными этапами игры являются: прикладная физическая подготовка, строевая подготовка, ратные страницы истории, конкурс стенгазет, медицинская подготовка, основы безопасности жизнедеятельности, снаряжение магазина патронами к АКМ, военизированная эстафета, перетягивание каната.

Подготовка и участие в военно-спортивной игре «Зарница Алании» послужило эффективным средством и методом удовлетворения жизненно важной потребности в формировании личностно-мотивационной установки школьников на воплощение своих физических, интеллектуальных, психических и социальных возможностей и способностей; воспитания ответственного отношения к учебе, общественной и трудовой активности; формирования высоких нравственных качеств, инициативы и самодеятельности, сознательной дисциплины, товарищества и дружбы, коллективизма, воли, смелости, находчивости и выносливости; овладения приемами защиты от оружия массового поражения, правилами дорожного движения и противопожарной безопасности, освоению навыков оказания первой медицинской помощи при травмах, ранениях, ожогах и т.д. Такое поэтапное включение подростков во все более сложные виды познавательной и практической физкультурно-спортивной деятельности способствует успешному формированию чувств, воли, разума и поведения, необходимых для непринудительной и осмысленной реализации здорового образа и стиля жизни.

В процессе учебно-познавательной деятельности одних обучающихся в большей степени стимулирует сам процесс познания, вторых – ценностное отношение к образовательному процессу, к конкретной дисциплине, третьих – личностное становление и совершенствование, четвертых – перспективные планы в сфере будущей профессиональной деятельности и т.п. Именно направленность ценностных ориентаций и мотивов определяет внутренний потенциал активности личности ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса [8]. Основу для формирования у учащихся таких личностных свойств, как: мобильность, целеустремленность, творческие способности, трудолюбие, чувство коллективизма, стремление не отставать от других закладывает система школьной физической культуры. Результатом такой физической подготовки подростков, как правило, является сформированная личность, обладающая устойчивой мотивацией к спортивным перегрузкам, психологической способностью в дальнейшей жизни «осмысливать» меняющуюся информацию и передавать ее.

Помимо удовлетворенности уроком, у обучающихся необходимо формировать и ценностное отношение к физической культуре, как к учебному предмету, которое характеризуется, с одной стороны, осознанием необходимости этого предмета, а с другой – пониманием того, что на уроках физкультуры можно удовлетворить свои потребности в двигательной активности. Когда дети испытывают состояние удовлетворенности и стараются оптимизировать частоту движений, тогда и происходит формирование положительно-активного отношения к физической культуре.

Мотивационно-ценностное отношение подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры представляет совокупность явлений и процессов, побуждающих к активной физкультурно-оздоровительной деятельности в соответствии с внутренними потребностями-мотивами, приобретающими личностно-значимую ценность (нацеленность на здоровый образ жизни; организация самостоятельных физических занятий; стимулирование положительной мотивации, интересов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности; формирование знаний о влиянии занятий физической культурой на основные системы организма; об основных приемах самоконтроля во время этих занятий) и внешними условиями-мотивами(познавательная и практическая деятельность по овладению ценностями физической культуры; объединение воедино техники выполнения физических упражнений с правилами самостоятельной тренировки для повышения двигательной активности; достижений высокой пластичности движений с совершенствованием телосложения; заметное улучшение внешнего вида с впечатлениями, производимыми на окружающих; совершенствования техники выполнения жизненно необходимых двигательных умений и навыков).


Библиографический список
  1. Голубева Г.Н. Формирование двигательного режима ребенка. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта. 2006. – 124 с.
  2. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта. 2006. – 174 с.
  3. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания: Избр. психол. тр. /Под ред. М.П. Ивановой. – М., Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. – 410 с.
  4. Хромина Т.В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. Учебное пособие. – Хабаровск: ДВГАФК, 2008. – 124 с.
  5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия, 2001. – 320с.
  6. Славин М.Ю. Формирование учебной мотивации подростков на занятиях физической культуры // Начальная школа плюс: до и после. 2005. №3. – C. 6 – 9.
  7. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1 (16). С. 37-40.
  8. Атамась О.А. Аспекты формирования готовности будущих учителей физической культуры к внедрению технологий оздоровительного фитнеса //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №1 (12). С. 33-35.


Все статьи автора «Бекоева Марина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация