УДК 37

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Хаблиева Светлана Руслановна
Северо-Осетинский республиканский институт повышения работников образования
аспирант межфакультетной кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета

Аннотация
В данной статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены ее основные компоненты и функции свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант определения ИОС.

Ключевые слова: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, Информационно-коммуникационные технологии, информационно-образовательная среда, образовательные стандарты, электронные образовательные ресурсы


THE SKILLS OF DESIGNING AND USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES ON THE BASIS OF FREE SOFTWARE

Svetkana Ruslanovna Khablieva
North Ossetian Republican Institute of improvement of education workers
graduate student interfaculty Department of pedagogy and psychology of the North-Ossetian state University

Abstract
This article examines the approaches to the definition of educational environment, highlighted its main components and functions of the properties of informational and educational environment.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хаблиева С.Р. Информационно-образовательная среда в различных образовательных системах // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60716 (дата обращения: 29.09.2017).

Главной задачей модернизации системы образования является информатизация образовательного процесса и создание единой информационно-образовательной среды (ИОС), содержащей ресурсы и инструменты обеспечения оптимизации процесса обучения, воспитания, развития личностного потенциала обучающихся и педагогов, изменяя содержание образования, методы, и организационные формы обучения [18]

В психолого-педагогической литературе наряду с понятием среды широко используется понятие «пространство».

Источник

Среда

Пространство

Советский энциклопедический словарь

Большая Советская Энциклопедия

«Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности»;

«…оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием личности она изменяется. И в процессе этих преобразований изменяются и сами люди»

«Множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т.д.»
Толковый словарь С.И. Ожегова 1.Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-нибудь.
2.Окружение, совокупность природных условий, в которых    протекает   деятельность   человеческого   общества, организмов.
3.Окружающие
социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий
I.  Одна из форм (наряду   со временем) существования    бесконечно    развивающейся   материи, характеризующаяся протяженностью и объемом. Вне времени и пространства нет движения материи.

2.  Протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами

Толковый словарь русского языка (под редакцией Д.Н.Ушакова) «Вещество,заполняющее пространство, и окружающие тела или явления»;

«социально-бытовая обстановка, в которой живет, окружающие условия, совокупность людей, обстановки

«Состояние материи, характеризующееся наличием протяженности и объема»
Педагогическая энциклопедия «…широкая социальная действительность, общество, государство в целом»;
«…это среда непосредственно окружающая ребенка, и так или иначе влияющая на его формирование и развитие» [20]

-

Философский энциклопедический словарь «…окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности» «…форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах»
Краткий толковый словарь русского языка «…природные, социальные и бытовые условия, в которых живет, находится кто-, что-нибудь; совокупность людей, живущих в этих условиях» «…место, на котором может поместиться что-нибудь»

Отдельные ученые[18]определяют пространство«базовой категорией бытия, связанной с осмыслением человеком окружающего мира», в то время как среда объединяет социально-бытовые и духовные условия, в которых живет, находится человек.

«Современное понимание пространства и оперирование этим понятием в рассмотренных теоретических концепциях сделало возможным появление концепции электронного обучения, действующего как на больших физических пространствах в виде открытого (дистанционного) обучения, так и в информационно-культурномпространстве образовательного учреждения в виде электронных образовательных ресурсов и сред» [7: 63-64].

В современной педагогике наряду с терминами «пространство» и «среда» можно встретить понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда».

С точки зрения некоторых ученных [1], [18], [13]образовательная среда – это система воздействий, условий и возможностей на развитие и формирование личности, влияние на развитие обучающегося. При этом образовательная среда, являясь подсистемой социокультурной среды, направленна на изучение наиболее общих закономерностей и направлений деятельности.

В то время как образовательное пространство – это:

-       набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека и может существовать независимо от обучающегося [1:19-20];

-       пространство, в котором формируется образ человека, его внутренняя форма – образование является сферой, где существующие представления закрепляются в организационных формах, определяющих затем мышление и образ человека [18: с.19];

-       пространство осуществления личностны изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)[13];

-       совокупность материальных и информационных объектов (образовательных объектов) и субъектов образования во взаимодействии с которыми происходит образование и развитие личности, путем присвоения(обретения) индивидом в процессе этого взаимодействия (общения, диалога) личностных смыслов. [7:51]

Повышенный интерес к образовательной среде является результатом изменений, произошедших в системе образования. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения (ФГОС), каждая образовательная организация в соответствии должна создавать собственную образовательную среду, ее информационную проекцию, ИОС, как внутренний образ общей образовательной среды. [5: 27]. Следовательно, образовательная среда и ФГОС взаимосвязаны.

Реализация требований ФГОС привели к появлению терминов «информационно-образовательная среда» и «информационно-образовательное пространство». Анализируя работы, в которых исследуются эти понятия, мы выделили следующие.

ИОС – это:

-       область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным – информационно-образовательным, информационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным [15: 30];

-       результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства, являющаяся системно организованной совокупностью информационного, технического, учебно-методического обеспечения и неразрывно связанна с человеком как субъектом образования [6];

-       эффективная  образовательная  система, основанная  на  использовании  компьютерной  техники  и  программно-телекоммуникационной  среды,  элементы  которой  соответствуют  учебной, внеучебной,  научно-методической  и  учебно-исследовательской  деятельности, деятельности по измерению, контролю и оценке результатов обучения, а также деятельности  по  управлению  образовательным  учреждением[14: 11];

-       система или системно организованная совокупность средств, ресурсов и условий, направленных на обеспечение образовательного процесса, деятельность, передачу данных и взаимодействие, между субъектами, существующая благодаря использованию аппаратных, программных и телекоммуникационных возможностей, в том числе с использованием сети Интернет и «является подмножеством образовательного пространства [7].

Таким образом основной целью и задачей создания ИОС является обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее информационному обществу, аккумулирование, упорядочение, предоставление всей необходимой социокультурной, научно-популярной, познавательной информации, систем поиска, коммуникации. [15:56].

Основными компонентами ИОС[6:147-148], [18:104] являются ценностно-целевой компонент, содержательно-методический, коммуникационно-психологический, организационно-административный, пространственно-технологический, информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура.

Помимо вышеперечисленных компонентов необходимо наличие инвариантных, обеспечивающих информатизацию основных видов деятельности: образовательной (реализация учебно-воспитательного процесса); управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами; обеспечение коммуникации и взаимодействия между субъектами образовательного процесса [18:36].

Функции ИОС многообразны:

-       реализация конституционного права на образование;

-       доступность качественного образования, соответствующего потребностям и возможностям личности ребенка, интересам семьи и социальному заказу;

-       использование новых информационных технологий;

-       сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала образовательного учреждения [18:36].

В соответствии с реализуемыми программами ИОС условно можно разделить на следующие группы:

-       ИОС различных дошкольных образовательных организаций(ИОС ДОО)

-       ИОС школ, лицеев, гимназий(ИОС школы)

-       ИОС учреждений дополнительного образования детей(ИОС УДОД)

-       ИОС учреждений среднего профессионального образования (ИОС СПО)

-       ИОС учреждений высшего профессионального образования (ИОС ВУЗА)[1:66].

На наш взгляд сюда следует добавить ИОС ДПО (ПК) – информационно-образовательная среда учреждений дополнительного профессионального образования (институты повышения квалификации).

ИОС ДОО

Современные тенденции информатизации всех сфер человеческой деятельности и образования ориентирует дошкольных работников на использование новых информационных технологий для осуществления образовательной деятельности.

Основными задачами создания ИОС ДОО является:

-       совершенствование системы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса;

-       разработка и внедрение новых форм организации образовательной деятельности с использованием ИКТ, обеспечивающих качественно новый уровень предоставления образовательных услуг;

-       автоматизация отчетности, учёта очередности и процесса комплектования.

Таким образом, создание ИОС ДОО - это современный способ информатизации дошкольного образования в соответствии с требованиями федеральных законов и современным развитием информационно-коммуникационных технологий в области образования.

Информатизация ДОО открывает педагогам новые возможности для внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей.

Но главной вопросом, на наш взгляд, все еще остается проблема оснащения компьютерной техникой и подключение к сети Интернет ДОО. Несомненно, данный аспект деятельности очень важен. Но необходимо также обеспечение ДОО методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических задач и использование их в деятельности ДОО в целях построения единого информационного образовательного пространства.

Мы полагаем, что создание единого информационного пространства ДОО обеспечит повышение эффективности, доступности и качества дошкольного образования на основе широкого и активного использования в образовательном   процессе информационно-коммуникационных технологий.

ИОС школы

Современная школа как система становится все сложнее: выросло многообразие внешних связей, происходит усложнение структуры самой школы, растет и динамично меняется многообразие задач, стоящих перед ней.В связи с этим все большее внимание уделяется развитию единой ИОС школы и построению системы информационного обеспечения и управления образовательной деятельностью в процессе ее информатизации [18:37].

Некоторые авторы [15:58-59] разделяют понятия общеобразовательной ИОС и школьной ИОС. Общеобразовательная ИОС, по их мнению, абстрактная система, системно-информационная модель. В то время как ИОС школы конкретна, создается и функционирует для конкретных людей.

ИОС школы – это по сути локальная, внутренне замкнутая, сеть, где все компьютеры могут быть физически и технологически связаны между собой в целях оптимизации информационного обмена субъектами этой среды [15:123].

Единую ИОС школы можно отобразить в виде схемы:

ИОС школы включает в себя систему современных педагогических технологий, комплекс ЭОР, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы [21].

Из этого следует, что ИОС школы не только системное объединение субъектов и объектов с однородными целями и предназначением, а сфера, порождаемая единомыслием, общностью идей и идеалов, познавательных интересов и информационных потребностей, совместной деятельностью, общностью культуры всех вовлеченных в нее субъектов, совместно ставящих цели и определяющих пути их достижения» [15:64].

Рассматривая структуру ИОС ряд ученных [15], [18] выделяют следующие компоненты и уровни развития ИОС школы: ценностно-целевой компонент, организационно-административный компонент, информационно-технологический компонент, содержательно-методический компонент, коммуникационный компонент, субъективный компонент.

Некоторые авторы выделяют следующие функции ИОС школы [15: 71-72]:

-       обучающая: деятельностная реализация предметного, организационного и межличностного аспектов;

-       развивающая: влияние на личностные отношения, саму личность ученика;

-       управляющая:выражение обучающих аспектов на уровне информационно-педагогического воздействия.

Чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни [28].

Эффективность ИОС нельзя оценить чисто количественными показателями. Одна и та же ИОС может быть оптимальной для развития обучающихся на одном возрастном этапе или при одних индивидуальных особенностях детей и препятствовать эффективному развитию в другом возрасте или при других индивидуально-личностных особенностях учеников.

Таким образом, ИОС школы позволяет всем участникам образовательного процесса использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР), интерактивное обучение, участвовать в он-лайн-конференциях, конкурсах, олимпиадах, используя возможности ИКТ, новые техники и методики.

ИОС УДОД

Система дополнительного образования детей в современных условиях рассматривается как важная составляющая образовательного пространства, организация которого обеспечивает поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, расширяя пространство самореализации личности, развивая ее познавательный интерес в различных областях и формируя тем самым гуманистические ценностные ориентации.

Информатизация образовательно-воспитательного пространства УДОД позволит обеспечить новое состояние образо­вательной системы, поскольку поднимает на качественно иной уровень результаты обучения и воспитания.

Основные направления создания ИОС УДОД:

-       повышение квалификации и методическая поддержка педагоговв области использования ИКТ;

-       организация образовательного процесса с использованием ИКТ;

-       развитие сетевого взаимодействия взаимодействия с другими образовательными организациями;

-       автоматизация информационно-управленческой системы;

-       использование ИКТ для эффективной организации внеурочной деятельности: участие в дистанционных конкусах, олимпиадах, создание и наполнение сайта, выпуск газеты.

Таким образом, использование информационных технологий в учреждении дополнительного образования детей позволяет расширить ресурсные возможности по работе с педагогами, обучающимися, их родителями.

Образовательная среда УДОД призвана помочь взрослеющему человеку найти себя, реализовать свои способности в различных областях, самоопределиться [10].

Таким образом, ИОС УДОД выполняет особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования и является самостоятельным и самоценным.

ИОС вуза

Современная ИОС вуза, представляющая собой совокупность распределенных информационных ресурсов, разнородных программных и аппаратных средств, сетей и сетевых структур, организационно-методических компонентов системы образования, обеспечивает новое качество образовательного процесса.

Анализируя структуру ИОС вуза, выделяется составляющие компоненты, характеризующие участников информационных взаимодействий [19:12]:

־         ценностно-целевой;

־         ресурсно-технологический;

־         содержательный;

־         психолого-педагогический;

־         административно-организационного управления.

Согласимся с мнением авторов [19], [20] рассматривающих ИОС вуза как взаимосвязь  учебного процесса, научных исследований, системы ЭОР, автоматизации организационно-управленческой деятельности, информационной профессиональной культуры, гуманистических, профессиональных и духовно-нравственных ценностей в построении информационного образовательного пространства и способствует дальнейшему развитию новых форм образовательной деятельности, таких как дистанционное образование.

ИОС вуза – открытое образовательное пространство, объединяющее информационно – коммуникационные технологии и ЭОР, соответствующие современному уровню развития системы высшего образования, и обеспечивающие информационное взаимодействие в процессе образования и самообразования.

ИОС ДПО

Сегодня одной ключевых задач государственной образовательной политики является модернизация системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).Рассмотрим ИОС Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования (институт). Все учебные аудитории оснащены компьютерной техникой: компьютер, проектор, экран. Педагогические работники института располагают автоматизированные рабочие места (компьютер, принтер, сканер, устройства воспроизведения звука, выход в Интернет). Имеются 2 компьютерных класса, оборудованные 15 компьютерами, проектором и интерактивной доской Smart и Interwrite. Один мобильный компьютерный класс, состоящий из мобильной тележки, 30 ноутбуков, точки доступа WiFi.Кроме того в каждом компьютерном классе находится вспомогательная техника – принтер, сканер. Особенно важно, на наш взгляд, что все компьютеры составляют единую сеть (с выходом в Интернет), обеспечивая доступ слушателей к файловому серверу, где хранятся все собранные за все годыматериалы.

Такое техническое оснащение в системе повышения квалификации позволяет эффективно планировать и проводить теоретические, самостоятельные и практические занятия при обучении по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, а также формировать ИКТ-компетентность педагога.

Не менее важным является автоматизация работы:

־         автоматизированный сбор и обработка сведений обо всех педагогических работниках системы образования республики;

־         внедрение портала дистанционного обучения;

־         создание и наполнение сайта института.

Для того чтобы наилучшим образом подготовить педагогов разных категорий к  выполнению  функциональных обязанностей в условиях ИОС, необходимо использовать такие методы и средства обучения, которые бы смогли имитировать деятельность педагогов в реальной среде [12].

Педагогическая наука в стремлении освоить новые средства и методы образования, предоставляемые современными компьютерными и коммуникационными технологиями, выработала много моделей и концепций информационно-образовательной среды, которые отражают различные стороны внедрения новых информационных технологий в образование [7:91].

ИОС имеет большой потенциал для повышения качества обучения и развития профессиональной компетенции педагога.


Библиографический список
  1. Абаев А.М. Средовый подход к образованию. Анализ опыта изучения и формированию образовательной среды различных типов образовательных учреждений. [Книга]. – Владикавказ: СОГУ, 2011.
  2. Андреев, А.А., Каплан,С.Л., Краснова,Г.А., Лобачев,С.Л., Лупанов,К.Ю., Поляков,А.А., Скамницкий,А.А., Солдаткин, В.И. Основы открытого образования [Книга] / ред. В.И.Солдаткин. – Москва: НИИЦ РАО, 2002. – Российский государственный институт открытого образования: Т. Т.1.
  3. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза [Книга]. – Москва: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, 2009.
  4. Большая Советская Энциклопедия, книга1, том 24 [Книга]. – Москва: Советская энциклопедия, 1976.
  5. Вахрушев, А.А., Данилов, Д.Д. Как готовить учителей к введению ФГОС [Журнал] // Начальная школа плюс до и после. – 5, 2011 г.- Т. 5. – стр. 10.
  6. Ганичева Е.М. Формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения [Конференция]// Сборник статей III Межрегиональной научно-практической конференции (7-9 декабря 2011 г.). – Вологда: Издательский центр Вологодского института развития образования, 2012. – стр. 147-148. – ISBN 978-5-87590-377-9.
  7. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. [Книга]. – Ростов Н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007.
  8. Данилова О.В. Современные тенденции в науке и образовании [Конференция] // Использование студентами педвуза MS Excel как среды разработки электронных образовательных ресурсов. – Москва: 2014. – Т. 3. – стр. 139-141.
  9. Дегтярева М.Н. Развитие инфокоммуникационной компетентности учителя иностранных языков на основе кредитно-модульной системы повышения квалификации [Книга]. – Ставрополь: 2013.
  10. Зимарева Н.А. Образовательная среда учреждений дополнительного образования детей как фактор из профессионального самоопределения. [Статья]. – 2008 г.. – N 28(63), ч.2: (Педагогика психология, теория и методика обучения). – стр. 88-92.
  11. Информационная образовательная среда: исторический аспект [Журнал] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – Выпуск № 82-2 2008 г.. – стр. 104.
  12. Камелина Е.В. Система повышения квалификации педагогов в области информатики с использованием модели информационной образовательной среды [Книга]. – Москва: Автореферат кандидата пед наук, 2012.
  13. Козлов, О.А., Гулабуддин, Я. Информационно-образовательная среда и образовательное пространство: аналитический обзор [Журнал]// Электронное периодическое издание “Информационная среда образования и науки”, №13-2013. http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/ison_2013/num_13_2013/(Дата обращения 19.07.2014г., Дата обращения 19.07.2014г.)
  14. Комелина Е.В. Система повышения квалификации педагогов в области информатики с использованием модели информационной образовательной среды [Книга]. – Москва : Автореферат канд пед наук, 2012.
  15. Коротенков Ю.Г. Учебное пособие. Информационно-образовательнаясреда основной школы. [Книга]. – [б.м.] : Академия Ай-ти.
  16. Краткий толковый словарь русского языка (Под редакцией В.В.Розановой) [Книга]. – Москва : Русский язык, 1987.
  17. Лебедев, М.В., Шилова, О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать [Журнал] // Информатика и образование. – Март 2004 г.. – стр. 96-100.
  18. Малиатаки В.В. Формирование готовности будущего учителя информатики к развитию информационной образовательной среды современной школы [Книга]. – Ставрополь: 2014.
  19. НовиковаВ.А. Информационное образовательное пространство вуза как фактор формирования информационной профессиональной культуры будущегоспециалиста [Книга]. – Рязань: Автореферат кандидата пед наук, 2009.
  20. Педагогическая энциклопедия [Книга]. – Москва: Советская энциклопедия, 1968 .
  21. Петрова О.Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования. [Статья] // Информатика и образование. – 9 2012 г. – стр. 19-23.
  22. Советский энциклопедический словарь [Книга]. – Москва: Советская энциклопедия, 1989. – стр. 1082, 1274.
  23. Толковый словарь русского языка (под редакцией Д.Н. Ушакова) [Книга]. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940.
  24. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [Книга]. М.: Азбуковник, 1997.
  25. ФГОС ООО [Книга].
  26. Философский энциклопедический словарь [Книга]. – Москва: Советская энциклопедия, 1983.
  27. Чернобай Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде. //Авторферат, д.п.н, [Книга]. – Москва: 2012.
  28. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. [Книга]. – Москва: 1996.


Все статьи автора «Хаблиева Светлана Руслановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: