УДК 339.92

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ

Шутаева Елена Алексеевна1, Черемис Алина Александровна2
1ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики,
2ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт экономики и управления, магистрант направления «Экономика»

Аннотация
В статье проанализированы основные направления трансграничного сотрудничества между Россией и Китаем, выявлена роль приграничных регионов во взаимной торговле. Сделан акцент на необходимости дальнейшего расширения российско-китайского экономического сотрудничества, в том числе за счёт более активного использования потенциала приграничных регионов.

Ключевые слова: взаимная торговля, внешнеторговый оборот., потенциал сотрудничества, приграничный регион, прямые инвестиции, трансграничное сотрудничество, экономическое сотрудничество


MAIN BORDER COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA

Shutaeva Elena Alekseevna1, Cheremis Alina Аleksandrovna2
1V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, PhD, Associate Professor, Department of World Economy
2V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management, Master's Degree student in Economics

Abstract
The article analyzes the main areas of cross-border cooperation between Russia and China, revealed the role of border regions in mutual trade. Emphasis is placed on the need for further expansion of Russian-Chinese economic cooperation, including through more active use of the potential of border regions.

Keywords: border region, cross-border cooperation, direct investments, economic cooperation, foreign trade turnover, mutual trade, potential for cooperation


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шутаева Е.А., Черемис А.А. Основные направления трансграничного сотрудничества России и Китая // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60686 (дата обращения: 29.09.2017).

Направления и тенденции развития как национальной, так и региональной экономик в современных условиях определяют закономерности глобальных процессов, которые обусловливают не только конкурентноспособность государства, региона и отдельного предприятия, но и формирование новой структуры мирохозяйственных связей. Соответственно, в качестве одной из основных составляющих глобализации выступает межрегиональная экономическая интеграция, включая приграничные территории отдельных национальных хозяйств.

Интенсивное развитие мировой экономики, постепенное «стирание границ» между странами и регионами, активизация интеграционных процессов между ними способствует всестороннему развитию их трансграничного сотрудничества. Российская Федерация на современном этапе своего развития является активным участником процессов, происходящих в мировом геоэкономическом пространстве: участие в международных организациях, интеграционных группировках, содействие приграничному сотрудничеству с сопредельными государствами. Среди стран-соседей Российской Федерации на фоне других государств заметно выделяется Китай, сотрудничество с которым является для России одним из наиболее приоритетных, их стратегическое партнерство укрепляется из года в год.

Зарождение межгосударственного сотрудничества РФ и КНР произошло еще в XVII веке. Однако, началом активных российско-китайских отношений можно назвать эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. К политической целесообразности дружественных отношений между двумя великими государствами добавляется экономическая составляющая, основывающаяся на объективно существующей взаимодополняемости национальных экономик [1; с.187]. Причём, экономическая заинтересованность носит обоюдный характер.

Активно отношения между КНР и РФ начали развиваться еще в 80-х годах ХХ века. Сотрудничество Китая и России, тогда еще являющейся частью СССР, имело стабильный, плавный и поступательный характер, так как регулировалось централизованными органами власти. Доля приграничных регионов в совокупном объеме товарооборота двух государств составляла не более 5%. После распада СССР и по сегодняшний день наблюдается активное развитие и укрепление торговых и экономических связей как между государствами в целом, так и между их сопредельными регионами, что подтверждается подписанием ряда значимых для обеих сторон документов.

Первым шагом навстречу друг другу стало подписание в 2001 году «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». Данный документ освещает наиболее важные сферы взаимодействия, среди которых присутствует и торгово-экономическое сотрудничество. Помимо этого договора, имеют место более 100 договоренностей, заявлений и соглашений о двустороннем сотрудничестве в сферах торговли, инвестиций, строительства, банковских услуг, создания совместных предприятий и СЭЗ, многие из которых были подписаны в 2014 и 2015 годах (46 и 30 документов соответственно).

Немаловажными для укрепления экономической «дружбы» двух государств являются торгово-экономические связи их сопредельных регионов. Российско-китайская граница, протяженность которой составляет 4 209,3 км (второе место по протяженности после российско-казахстанской границы) включает, в общей сложности, 10 субъектов: 6 – с российской стороны (Дальний Восток и Восточная Сибирь) и 4 – со стороны КНР (северо-восточные китайские провинции и автономные субъекты). Основными направлениями экономического трансграничного сотрудничества России и Китая являются:

  • торговля;
  • инвестиции;
  • ЗПЭС (зоны приграничного экономического сотрудничества);
  • логистика и развитие транспортной инфраструктуры в приграничье.

По данным таможенной статистики России и Китая на конец 2014 года, два соседствующих государства, несмотря на неоднозначность нынешнего состояния мировой экономики в целом, а также замедление темпов экономического роста, как в РФ, так и в КНР, сумели сохранить стабильность и устойчивость взаимного товарооборота. С 2000 года вплоть до начала 2015 года наблюдалось поступательное увеличение объемов двусторонней торговли. Небольшое сокращение объемов взаимной торговли произошло в 2009 году в связи с наступившим мировым финансовым кризисом 2008г., однако уже в 2010 году внешнеторговые показатели превысили докризисный уровень. С 2011 по 2014 год объемы российско-китайской торговли можно назвать достаточно стабильными, показатели за этот период колеблются в рамках 83-88 млрд. долл. США. (рис.1). При этом Китайская Народная Республика среди наиболее значимых внешнеторговых партнеров Российской Федерации занимает первое место, в то время как среди 20 лидирующих стран в товарообороте с Китаем Россия лишь 9 место. В связи с чем, можно говорить о возможности и необходимости усиления роли России в торговле с Китаем. Россия как крупнейшая евразийская держава и крупный стратегический партнёр Китая в перспективе должна войти и в тройку основных торговых партнёров Китая.

Рисунок 1. Объемы двусторонней торговли России и Китая, 2000-2014 гг., млрд. долл. США

Источник: составлено автором по материалам [2; 3; 4]

Что касается взаимной китайско-российской торговли в разрезе экспорта и импорта, то здесь наблюдается ярко-выраженное перманентное превалирование российского импорта над экспортом (см. табл.1), что сказывается на сальдо внешней торговли России (оно стабильно отрицательное и колеблется в пределах минус 13-18 млрд. долл. США). Наибольшую долю в экспорте из России в Китай (около 95%) занимают: минеральное топливо, древесина, черные и цветные металлы, химические товары, удобрения, морепродукты, машины и оборудование, целлюлоза. Из всей продукции, которую импортирует из Китая в Россию, около 85% приходится на продукцию машиностроения, меха, изделия из кожи, изделия из текстиля и трикотажа, обувь, химические товары, игрушки и спортивный инвентарь, продовольствие, мебель и керамические изделия. Российский экспорт, как и в большинстве случаев, в торговле с Китаем носит сырьевой характер, в то время как импортируется из Китая в основном готовая продукция. Таким образом, увеличение объемов российского экспорта в Китай напрямую зависит от развития обрабатывающей промышленности, которая является более доходной, нежели добывающая. Ко всему прочему, добывающая промышленность подвержена ограниченности природных ресурсов в долгосрочной перспективе.

Таблица 1 – Экспорт-импорт России в торговле с Китаем, 2008-2014 гг., млрд. долл. США

показатель

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Экспорт

21,1

16,7

20,3

35,2

35,7

35,6

37,5

Импорт

34,8

22,8

39

48,3

51,8

53,2

50,9

Сальдо

-13,7

-6,1

-18,7

-13,1

-16,1

-17,6

-13,4

Источник: составлено автором по материалам [2; 4]

Сальдо внешнеторгового оборота 6 российских приграничных регионов является отражением сальдо внешнеторгового оборота страны в целом – оно стабильно отрицательное, находится в пределах минус 3-7 млрд. долл. США (см. табл. 2). Что касается китайских субъектов, то здесь ситуация несколько иная – если в 2010 году сальдо совокупной торговли этих регионов было положительным, в 2011 году наблюдается его снижение, то уже в 2012-2014 гг. сальдо отрицательное. Интересен тот факт, что как раз в этот период во внешнеторговом обороте субъектов России также наблюдаются изменения – темпы роста импорта замедляются, а в 2014 году показатели уже даже ниже соответствующих показателей предыдущего года, в то время как темпы роста экспорта, наоборот, усиливаются, что, в свою очередь, сказывается на сальдо (от -7 млрд. долл. США в 2012 году до -3,4 млрд. долл. США в 2014 году).

Таблица 2 – Объемы экспорта и импорта китайско-российских сопредельных регионов, 2010-2014 гг., млрд. долл. США

показатель

2010

2011

2012

2013

2014

Экспорт российских регионов

3,0

4,0

2,2

5,6

6,1

Импорт российских регионов

6,7

8,1

9,2

10,6

9,5

САЛЬДО

-3,7

-4,1

-7,0

-5,0

-3,4

Экспорт китайских регионов

4,5

3,6

4,5

4,3

4,9

Импорт китайских регионов

2,3

3,0

5,1

5,5

5,5

САЛЬДО

+2,2

+0,6

-0,6

-1,2

-0,6

Источник: составлено автором по материалам [2; 3]

Как уже отмечалось, из 85 субъектов Российской Федерации 6 граничат с Китаем; в свою очередь, 4 китайских региона из 28 являются граничащими с РФ. Естественно, что доля российских регионов в совокупном китайско-российском внешнеторговом обороте будет больше, чем регионов соседней страны (см. рис. 2). Сопредельные регионы в общей сложности составляют около 25-30% всей двусторонней российско-китайской торговли, что является довольно значимым показателем и свидетельствует о том, что приграничье играет немаловажную роль в двусторонних отношениях рассматриваемых государств.

Рисунок 2. Отношение внешнеторгового оборота российских и китайских приграничных регионов к совокупному российско-китайскому внешнеторговому обороту, 2010-2014 гг., %

Источник: составлено автором по материалам [2; 3; 4]

Инвестиционное взаимодействие является узким местом в общем комплексе направлений китайско-российского сотрудничества, в том числе и трансграничного из-за ряда проблем, имеющих место, как с российской, так и с китайской стороны, которые делают достаточно размытой и недостоверной инвестиционную статистику. К ним можно отнести:

  • несовершенство законодательной базы, отсутствие существенных льгот для инвесторов;
  • высокая стоимость рабочей силы и себестоимость жизни (Россия);
  • слабо развиты информационно-консалтинговые услуги.

Правительство Китая поставило перед собой задачу – увеличить объём китайских прямых инвестиции в российскую экономику к 2020 г. до 12 млрд. долл. США. Так уже в 2013 году наблюдалось существенное увеличение притока китайских прямых инвестиций в российскую экономику по сравнению с предыдущими годами. По итогам 2013 г. они составили 4 080 млн. долл. США. против 660 млн. долл. США. В 2012 г. (+518,2%). Общий объем накопленных прямых инвестиций достиг 7 066 млн. долл. (+113,9%).

Российские прямые инвестиции в Китае традиционно характеризуются весьма скромными показателями, с явной тенденцией к снижению. Так, в 2013г. они составили 22,08 млн. долл. США. против 29,92 млн. долл. США. в 2012г. (-26,2%). (см. таб.3).

Таблица 3. Прямые инвестиции КНР и России в 2006-2013 гг., млн. долл.США

показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Инвестиции КНР в РФ

470

438

240

410

594

303

660

4 080

Инвестиции РФ в КНР

67

52

60

32

35

31

29,9

22,08

Источник: составлено автором по материалам [5]

Несмотря на то, что российская сторона реализует в Китае целый ряд инвестиционных проектов к началу 2014г. суммарный объем российских прямых инвестиций в Китай достиг всего лишь 869,79 млн. долл. США.

Необходимо отметить, что наиболее перспективными областями взаимного инвестирования в настоящее время являются энергетика, добыча минерального сырья и рациональное использование природных ресурсов, строительство, машиностроительная и научно-техническая сферы, транспортно-логистические проекты российско-китайского приграничья и ЗПЭС.

Одной из распространённых практик трансграничного сотрудничества Китая с сопредельными странами являются ЗПЭС – зоны приграничного экономического сотрудничества. Из 15 ныне действующих зон приграничного экономического сотрудничества в КНР 4 ориентированы на бизнес с Россией: Маньчжурия (Забайкальск), Суйфэньхэ (Пограничный), Хунчунь (Зарубино), Хэйхэ (Благовещенск). Все ЗПЭС с Россией были созданы еще в 1992 году и действуют до сих пор, постоянно развиваясь и расширяя сферы взаимного сотрудничества.

В ЗПЭС Маньчжурия сформированы 5 промышленных кластеров, которые специализируются на деревообработке, химической промышленности, строительстве, транспортной логистике, торговле и услугах. Здесь больше 10 лет действует промышленный парк по переработке импортного сырья.

В Суйфэньхэ функционируют всего 3 специальные зоны: комплексная беспошлинная зона, зона приграничного технико-экономического сотрудничества и зона приграничного экономического сотрудничества. Одним из центров сотрудничества является торгово-промышленный комплекс «Суйфэньхэ-Пограничный», который частично размещён в РФ (3 кв. км) и в КНР (1,53 кв. км). В ЗПЭС размещены более 400 торговых предприятий, крупные торговые рынки, функционируют автомобильный и железнодорожный приграничные терминалы. Основа экономики ЗПЭС – приграничная торговля, производство одежды, деревообработка.

В ЗПЭС Хунчунь входят открытый приграничный город Хуньчунь, экспортно-производственная зона Хуньчунь, хуньчуньско-российский промышленный парк по производству полупроводников, зона переработки текстиля, зона переработки леса, и с 2008 года ежегодно анонсируется создание беспошлинной зоны. Зона сотрудничества ориентирована на торговлю с Россией, Южной Кореей, Японией.

Зона сотрудничества Хэйхэ ориентирована на освоение региона в бассейне Амура, прежде всего, лесных богатств. В состав ЗПЭС входят комплексы по переработке древесины, логистический парк, комплекс нефтехимии [6].

Необходимо также отметить, что в 2000 году была создана российско-китайская зона трансграничной торговли Дуннин-Полтавка, где существует безвизовый режим граждан двух стран и ограниченный беспошлинный торговый режим.

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно с уверенностью сказать, что российско-китайское трансграничное сотрудничество, как и развитие российско-китайских отношений в целом, происходит поступательно и сохраняет положительную динамику. Этому способствует создание новых проектов, максимизация инвестиционных потоков, увеличение объемов взаимной торговли, укрепление двусторонних связей в рамках ЗПЭС, являющихся наиболее важными звеньями в трансграничном экономическом сотрудничестве двух государств. Положительная динамика в отношениях между странами, несмотря на кризисные и стагнационные явления в мировой экономике, свидетельствует о высоком потенциале сотрудничества, который в полной мере ещё не реализован.


Библиографический список
  1. Побирченко В.В., Киричкова Е.В. Факторы российско-китайского экономического сотрудничества. //Инновационная наука. 2015. № 9 (9). – С. 187-189.
  2. Государственный комитет статистики Российской Федерации [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  3. Национальное бюро статистики Китая [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/english/
  4. Федеральная таможенная служба России [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.customs.ru/
  5. Единый портал внешнеэкономической информации [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/
  6. Костюнина Г.М., Баронов В.И. Трансграничные свободные экономические зоны в зарубежных странах (на примере Китая) // Вестник МГИМО Университета. – 2011. – № 2. – С.169-178.


Все статьи автора «Шутаева Елена Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: