УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ

Зимулина Галина Дмитриевна
Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л. Н. Толстого
студентка

Аннотация
В данной статье говорится об изменении и развитии информационных технологий, которые происходят в образовательном процессе в рамках предмета физики. Рассказывается о том, каким современным оборудованием должен быть оснащен кабинет, которое позволит улучшить качество образования и повысить мотивацию к изучению предмета у детей, что просто необходимо (приведена статистика по заинтересованности детей к изучению физики). Подчеркивается роль компетентностного подхода в преподавании, благодаря которому, учащиеся должны стать активными участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: информационные технологии, информация, компетенции, образование, современное оборудование, физика


THE APPLICATION OF COMPUTER AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN PHYSICS LESSONS AT SCHOOL

Zimulina Galina Dmitrievna
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
student

Abstract
This article is about changes and developments of information technologies which take place in educational process in physics lessons. The author told that the classroom should be equipped with modern facilities which will improve the quality of education and increase the motivation to study the subject in children that is just necessary (the statistics of interest to study the physic in children are shown). The role of the competency approach in teaching is underlined due to the pupils should became more active in educational process.

Рубрика: 01.00.00 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Использование компьютерных и информационных технологий на уроках физики в школе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60671 (дата обращения: 19.11.2016).

Современная эпоха – это время постоянного роста информации, бурного развития информационных технологий и изменения информационного пространства. И это, безусловно, нашло отражение в образовании, в частности, в школе. Изменения, которые происходят в образовательном процессе, касаются не только гимназий или лицеев, но и обычных общеобразовательных школ. Не стоит также забывать, что в настоящее время перед современной российской системой образования стоят серьезные задачи по разработке оптимальных путей совершенствования профессиональной подготовки самого субъекта образовательного процесса – учителя [1]. Быстро меняющиеся социальные условия требуют постоянного пересмотра программы подготовки педагогов. Новшества вносятся во все учебные предметы, не исключением является и физика.

Сам предмет физика, в рамках своей специфики, является одним из наиболее благоприятных, для внедрения информационных технологий в учебный процесс. Поэтому кабинеты физики должны быть оснащены современным оборудованием (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.), новыми приборами для опытов и экспериментов и современной литературой (как электронной, так и печатной) – всё это не только улучшит качество образования у детей, но и повысит мотивацию к изучению предмета, что просто необходимо. Так, если посмотреть статистику по заинтересованности детей к учебным предметам, то у них происходит постепенное снижение интереса в изучении физики, и уже сегодня этот предмет занимает 4-5 место. По ответам респондентов ясно, что в основном, это связанно с тем, что дети просто не усваивают предмет на требуемом уровне. Это связанно с тем, что происходит сокращение преподавания учебных часов в неделю,так сегодня в обычных классах на изучение физики отводится 2 часа. Еще одной причиной является старое оборудование для демонстрационных и лабораторных работ, что и влечет снижение интереса у детей к физике.Несомненно, эффективность процесса обучения зависит от уровня мотивации в изучении, поэтому можно продолжать говорить, о проблемах, о том чего не хватает для успешной работы преподавателей, а можно постараться найти выход в соответствии с нашими возможностями.

Выходом из сложившейся ситуации в рамках модернизации образования по физики является активное внедрение в учебный процесс информационных технологий. С помощью ИКТ можно не только смотреть фильмы и презентации по физике, но и проводить виртуальные лабораторные работы, эксперименты и опыты, которые или недоступны непосредственному наблюдателю, например, квантование электронных орбит, или являются очень сложными при выполнении.  На сегодняшний день существует много обучающих программ на дисках, например, «Открытая физика», «Живая физика», «Физика в школе», которые направлены на исследовательскую деятельность учащихся. Так дети могут смоделировать процессы, которые происходят в циклотроне, масс-спектрометре, а так же посмотреть эволюцию звезд и превращение ядерных реакций, научиться собирать цепи, в таком важном разделе физики, как электричество и многое другое. Самостоятельный поиск информации для проведения такого микро-исследования – является важной компетенцией, которой учащиеся должны овладеть в рамках изучения предмета. Федеральный государственный образовательный  стандарт диктует нам, что формирование компетенций (информационной, коммуникативной, социальной, проектировочной и др.) у школьников должно происходить в рамках компетентностного подхода. Он является важным компонентом процесса обучения, главным моментом которого является то, что учащиеся должны сами учиться добывать информацию по предмету (проблемное обучение), а так же должны четко знать, где в дальнейшем в жизни, они смогут использовать полученные знания. Таким образом, важной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного и познавательного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе [2].

Не малую роль играет компьютер при подготовке школьников к экзаменам в 9 и 11 классах. Множество всевозможных тестов (включая комбинацию частей А, В, С) возможно проходить в двух режимах: обучение (можно воспользоваться подсказками) и контроль (помогает проверить усвоенный материал). Эти тесты не только помогают получить объективную оценку знаний, выявить пробелы в изученных темах, но также помогают психологически настроиться к экзамену.

Из всего выше сказанного, мы видим, что использование новых технологий открывает перед детьми ряд возможностей, которыми непременно важно научиться пользоваться и находить выгоду. Одними из них является развитие творческого мышления, способности разрешать различные ситуации в реальной жизни, самостоятельности и способности к обобщению и анализу. Можно сказать, на сегодняшний день традиционная форма проведения урока утрачивает свою актуальность, и открывает новую, яркую и интересную, в основе которой использование компьютерной техники.


Библиографический список
  1.  Панин В.А., Краюшкина С.В., Забелина А.В. О подготовке студентов непедагогических специальностей к педагогической профессии в рамках федеральной целевой программы развития образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3(35). – URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=40(дата обращения: 25.10.2015).
  2. Фомичев Р.С. Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий в процессе модернизации общего образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8352 (дата обращения: 12.11.2015).


Все статьи автора «Зимулина Галина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация