Современная эпоха – это время постоянного роста информации, бурного развития информационных технологий и изменения информационного пространства. И это, безусловно, нашло отражение в образовании, в частности, в школе. Изменения, которые происходят в образовательном процессе, касаются не только гимназий или лицеев, но и обычных общеобразовательных школ. Не стоит также забывать, что в настоящее время перед современной российской системой образования стоят серьезные задачи по разработке оптимальных путей совершенствования профессиональной подготовки самого субъекта образовательного процесса – учителя [1]. Быстро меняющиеся социальные условия требуют постоянного пересмотра программы подготовки педагогов. Новшества вносятся во все учебные предметы, не исключением является и физика.
Сам предмет физика, в рамках своей специфики, является одним из наиболее благоприятных, для внедрения информационных технологий в учебный процесс. Поэтому кабинеты физики должны быть оснащены современным оборудованием (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.), новыми приборами для опытов и экспериментов и современной литературой (как электронной, так и печатной) – всё это не только улучшит качество образования у детей, но и повысит мотивацию к изучению предмета, что просто необходимо. Так, если посмотреть статистику по заинтересованности детей к учебным предметам, то у них происходит постепенное снижение интереса в изучении физики, и уже сегодня этот предмет занимает 4-5 место. По ответам респондентов ясно, что в основном, это связанно с тем, что дети просто не усваивают предмет на требуемом уровне. Это связанно с тем, что происходит сокращение преподавания учебных часов в неделю,так сегодня в обычных классах на изучение физики отводится 2 часа. Еще одной причиной является старое оборудование для демонстрационных и лабораторных работ, что и влечет снижение интереса у детей к физике.Несомненно, эффективность процесса обучения зависит от уровня мотивации в изучении, поэтому можно продолжать говорить, о проблемах, о том чего не хватает для успешной работы преподавателей, а можно постараться найти выход в соответствии с нашими возможностями.
Выходом из сложившейся ситуации в рамках модернизации образования по физики является активное внедрение в учебный процесс информационных технологий. С помощью ИКТ можно не только смотреть фильмы и презентации по физике, но и проводить виртуальные лабораторные работы, эксперименты и опыты, которые или недоступны непосредственному наблюдателю, например, квантование электронных орбит, или являются очень сложными при выполнении. На сегодняшний день существует много обучающих программ на дисках, например, «Открытая физика», «Живая физика», «Физика в школе», которые направлены на исследовательскую деятельность учащихся. Так дети могут смоделировать процессы, которые происходят в циклотроне, масс-спектрометре, а так же посмотреть эволюцию звезд и превращение ядерных реакций, научиться собирать цепи, в таком важном разделе физики, как электричество и многое другое. Самостоятельный поиск информации для проведения такого микро-исследования – является важной компетенцией, которой учащиеся должны овладеть в рамках изучения предмета. Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам, что формирование компетенций (информационной, коммуникативной, социальной, проектировочной и др.) у школьников должно происходить в рамках компетентностного подхода. Он является важным компонентом процесса обучения, главным моментом которого является то, что учащиеся должны сами учиться добывать информацию по предмету (проблемное обучение), а так же должны четко знать, где в дальнейшем в жизни, они смогут использовать полученные знания. Таким образом, важной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного и познавательного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе [2].
Не малую роль играет компьютер при подготовке школьников к экзаменам в 9 и 11 классах. Множество всевозможных тестов (включая комбинацию частей А, В, С) возможно проходить в двух режимах: обучение (можно воспользоваться подсказками) и контроль (помогает проверить усвоенный материал). Эти тесты не только помогают получить объективную оценку знаний, выявить пробелы в изученных темах, но также помогают психологически настроиться к экзамену.
Из всего выше сказанного, мы видим, что использование новых технологий открывает перед детьми ряд возможностей, которыми непременно важно научиться пользоваться и находить выгоду. Одними из них является развитие творческого мышления, способности разрешать различные ситуации в реальной жизни, самостоятельности и способности к обобщению и анализу. Можно сказать, на сегодняшний день традиционная форма проведения урока утрачивает свою актуальность, и открывает новую, яркую и интересную, в основе которой использование компьютерной техники.
Библиографический список
- Панин В.А., Краюшкина С.В., Забелина А.В. О подготовке студентов непедагогических специальностей к педагогической профессии в рамках федеральной целевой программы развития образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3(35). – URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=40(дата обращения: 25.10.2015).
- Фомичев Р.С. Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий в процессе модернизации общего образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8352 (дата обращения: 12.11.2015).
Количество просмотров публикации: Please wait