ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ – ТРЕНЕРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Прохорова М.П.1, Громов И. Б.1
1ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»

Аннотация
статья дает характеристику требованиям к личности и профессиональной деятельности преподавателя-тренера в системе дополнительного образования детей с учетом изменения социальной среды, уровня психолого-педагогической готовности детей к спортивной деятельности и новых тенденций в системе подготовки спортсменов; статья рассматривает личность тренера как лидера спортивного коллектива, раскрывает ведущие функции и виды деятельности тренера.

Ключевые слова: особенности деятельности преподавателя-тренера., требования к профессиональной деятельности преподавателя-тренера, функции преподавателя-тренера


FUNCTIONS OF THE TEACHER – THE TRAINER IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION

Prokhorova M. P.1, Gromov I.B.1
1FGBOU VPO "The Nizhny Novgorod state pedagogical university of K. Minin"

Abstract
article gives the characteristic to requirements to the personality and professional activity of the teacher-trainer in system of additional education of children taking into account change of the social environment, level of psychology and pedagogical readiness of children for sports activity and new tendencies in system of training of athletes; article considers the identity of the trainer as leader of sports collective, opens the leading functions and kinds of activity of the trainer.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Прохорова М.П., Громов И. Б. Функции преподавателя – тренера в условиях модернизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60634 (дата обращения: 19.03.2024).

Модернизация образования, вызванная глобализацией экономики и нарастанием экономической и трудовой мобильности, появлением новых функций в деятельности педагогов, развитием педагогических технологий, повышением скорости обновления содержания образования, выступает основным вектором структурных и содержательных изменений системы профессиональной подготовки. Это отражается в изменении требований к педагогическому труду и личностным качествам преподавателя [2].

В полной мере это касается и профессиональной деятельности преподавателя-тренера.

Профессиональная деятельность преподавателя-тренера деятельность представляет собой особый вид профессионально-педагогической деятельности, характеризующийся высокой мерой воздействия на личность воспитанника и ответственности за физическое и психологическое благополучие подопечных, а также повышенной стрессогенностью. Преподаватель-тренер при осуществлении свой профессиональной деятельности последовательно принимает на себя различные роли: сначала роль опекуна (замещение родителей в процессе воспитания); далее – роль наставника (выступание эталоном поведения и деятельности); позднее – роль руководителя (направление дальнейшего развития спортсмена) [3].

В условиях системы дополнительного образования к профессиональной деятельности преподавателя-тренера добавляются требования, связанные с необходимостью учета возраста и уровня социально-психологической готовности обучающихся. Особенностью дополнительного образования является тот факт, что дети определяют необходимость его получения, руководствуясь своими предпочтениями и склонностями, и на закрепление ребенка в спорте и успешность его деятельности влияет множество факторов: наличие природных данных к реализации данного вида деятельности, комфортность нахождения в образовательной среде, видение собственных перспектив в развитии и наличие возможностей проявления индивидуальности. В этих обстоятельствах роль преподавателя-тренера становится во многом определяющей для закрепления и адаптации ребенка в коллективе и достижения им успехов в развитии и личностном росте.

Рассматривая современные требования к личности преподавателя-тренера системы дополнительного образования и содержание его деятельности, можно выделить следующие ключевые группы функций, выполнение которых позволит обеспечить его максимальную эффективность в современных условиях [1]:

Экспертно-консультативные функции: преподаватель-тренер выступает перед спортсменами как специалист, преподаватель, является основным источником информации. В связи с этим он должен обладать широким диапазоном знаний по ряду специальных вопросов (методика учебно-тренировочного процесса, тактика ведения соревновательной борьбы, состояние спортивного оборудования и инвентаря и пр.) и развитой эрудицией.

Проектировочные: преподаватель-тренер должен уметь осуществлять текущее и перспективное планирование, обладать умениями формировать у обучающихся видение ближайшей и отдаленной перспективы, повышать самоотдачу их деятельности.

Административные: преподаватель-тренер в современных условиях часто является администратором, решающим вопросы аренды помещений для проведения соревнований, организатором сборов, руководителем, курирующим вопросы организации врачебного и психофизиологического контроля за состоянием обучающихся.

Представительские: в современных условиях преподаватель-тренер является не только представителем руководства для своей команды, но и лицом, осуществляющим представительство, сопровождение и продвижение как команды, так и отдельных спортсменов перед различными инстанциями (спортивные комитеты, спортклубы и пр.)

Воспитательные: эта группа функций предусматривает целенаправленное влияние на обучающихся, закрепление у них правильных моделей поведения, формирование культуры и этики. В силу особенностей деятельности проявление этих функций часто носит стихийный характер и проявляется в подражании обучающихся своему лидеру. Дети, особенно в подростковом и юношеском возрасте стремятся идентифицироваться с тренером и с готовностью воспринимают его установки, ценности, отношения и особенности поведения. В связи с этим наличие социально-положительных черт личности педагога-тренера становится не только желательным, а необходимым условием эффективного осуществления им профессиональной деятельности [4].

Исходя из этого можно сделать вывод, что в условиях модернизации образования функции преподавателя-тренера расширяются, требования к личности и профессиональной деятельности преподавателя-тренера становятся более жесткими, все большую роль играет наличие у него психолого-педагогической подготовки, позволяющей максимально эффективно осуществлять взаимодействие с обучающимися, осуществлять учебно-тренировочный процесс и на высоком уровне осуществлять спортивную подготовку.


Библиографический список
  1. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: учеб. пособие. – М. Просвещение, 1983. 223с.
  2. Прохорова М.П. Направления инновационного развития педагогического образования // Наука, техника и образование. 2015. № 9 (15). С. 78-80
  3. Седых Е.П. Проектирование рефлексивной деятельности обучающихся в условиях сетевого обучения. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 241.
  4. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М. Просвещение, 1980. 179 с.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Прохорова Мария Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация