ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ШОТЛАНДИЕЙ И ДАНИЕЙ В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Ласкова Наталья Васильевна1, Магаков Геннадий Юрьевич2
1Южный федеральный университет, Институт истории и международных отношений, кандидат исторических наук, доцент кафедры Зарубежной истории и международных отношений
2Южный федеральный университет, Институт истории и международных отношений, кандидат исторических наук, доцент кафедры Зарубежной истории и международных отношений

Аннотация
В статье анализируются датско-шотландские отношения в период XV-XVI вв. Рассмотрены матримониальные союзы двух государств, их политическое и военное взаимодействие, оказавшие влияние на миграционную активность шотландцев в датском направлении.

Ключевые слова: Дания, Джеймс IV, Джеймс VI, Кристиан II, матримониальный союз, миграция, Шотландия


THE RELATIONSHIP BETWEEN SCOTLAND AND DENMARK IN THE LATE MIDDLE AGES

Laskova Natalia Vasilyevna1, Magakov Gennady Yuryevich2
1Southern Federal University, Institute of History and International relations, Ph. D. in History Assistant Professor of the Foreign history and International relations department
2Southern Federal University, Institute of History and International relations, Ph. D. in History Assistant Professor of the Foreign history and International relations department

Abstract
The article analyzes the Danish-Scottish relations in the period of XV-XVI centu-ries. We consider matrimonial union of the two states and their political and mili-tary cooperation, which influenced the migration activity of the Scots in the Danish area.

Keywords: Christian II, Denmark, James IV, James VI, matrimonial union, migration, Scotland


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ласкова Н.В., Магаков Г.Ю. Отношения между Шотландией и Данией в эпоху позднего Средневековья // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60620 (дата обращения: 29.03.2024).

Отношения со скандинавскими странами занимали особое место в истории средневекового шотландского государства со времен раннесредневековой экспансии викингов в VIII-XI вв. Тем не менее, политическим, династическим и экономическим интересам Шотландии в отношении её северо-восточных соседей, и, в частности, могущественнейшего из них – Дании, – в отечественной историографии до сих пор не уделялось должного внимания. Однако контакты с этим скандинавским государством всесторонне отражались на жизни средневекового шотландского общества: начиная от проблем территориального размежевания, активных экономических связей, и, заканчивая взаимным культурно-религиозным влиянием.

В силу географических и исторических причин в эпоху классического Средневековья первостепенное значение для шотландского государства имели отношения с Норвегией. Принято считать, что в 1098 г. шотландский король Эдгар I Храбрый был вынужден признать господство норвежского короля Магнуса III Босоногого над Северными (Оркнейскими и Шетландскими) и Западными (Гебридскими) островами, а также полуостровом Кинтайр. После поражения войска норвежского короля Хакона IV Старого в битве при Ларгсе 2 октября 1263 г., его сын и наследник Магнус IV Законодатель по условиям Пертского договора 1266 г. признал Гебридские острова владением шотландского короля Александра III и его наследников в обмен на 4 тыс. марок серебром и ежегодные платежи в размере 100 марок, безусловно сохранив за собой Северные острова [1, p. 34-36].

В результате датско-норвежской унии корон конца XIV в. политический фокус шотландских интересов в Скандинавии из Норвегии переместился в Данию. Как известно, внешнеполитические, экономические и культурные связи в эпоху Средневековья часто получали новый импульс развития благодаря матримониальным союзам. Их начало в отношениях между Шотландией и скандинавскими государствами еще в 1281 г. положил брак шотландской принцессы Маргарет с королем Эриком Норвежским. Свадьба дочери Кристиана I Датского принцессы Маргарет с шотландским королем Джеймсом III Стюартом 10 июля 1469 г. продолжила эту традицию и  была обеспечена Копенгагенским договором от 8 сентября 1468 г. По его условиям, во-первых, датско-норвежская корона признала полный суверенитет Шотландии над Гебридскими островами и окончательно отказалась от шотландских платежей за них. А, во-вторых,  в залог выплаты 50 тыс. рейнских флоринов из общей суммы в 60 тыс. приданого датской невесты Шотландия получила контроль над Оркнейскими островами. В свою очередь, коронованный супруг датской принцессы предоставил в ее пользование две резиденции и треть королевских доходов. Брачный альянс скрепил военно-политический союз двух государств [2, р. 85-87; 3, p. 77-79; 4, p. 10].

В 1492 г. датско-шотландский союз был подтвержден новым соглашением между кузенами датским королем Хансом I и шотландским монархом Джеймсом IV [5, р. 229]. Оно значительно расширяло возможности для взаимовыгодной торговли: при соблюдении таможенных правил датчанам и шотландцам разрешалась беспрепятственная коммерческая деятельность на всей территории союзных государств, в то время как англичане, например, по договору 1490 г. имели право торговать лишь на строго определенных рынках Дании. Помимо этого, подданным короля Ханса было позволено беспрепятственно в течение двух лет сбывать свои каперские трофеи в Шотландии. Оформление при посредничестве шотландского короля в 1499 г. союзного договора Дании с Францией, являвшейся традиционным шотландским союзником, окончательно укрепило датско-шотландские отношения. Свидетельство тому – довольно активная переписка Джеймса IV с датским королем, по количеству писем превышающая даже его корреспонденцию с французским монархом. Участие шотландского королевского флота в действиях вооруженных сил Дании против восставших норвежцев и шведов летом 1502 г. было очевидным показателем стремления Джеймса IV наполнить союзные отношения с датским королевством реальным содержанием.  В целом, период с 90-х годов XV в. до 1513 г. (царствование Ханса I и Джеймса IV) стал кульминацией датско-шотландского союза [6, р. 83; 7, р. 4; 8, p. 85-90].

Как известно, правление Кристиана II (1513 – 1523) сопровождалось обострением социальной напряженности в Дании, что привело к низложению этого монарха и возведению на престол Фредерика I (1523 – 1533). Шотландия, которой предстояло признать одного из двух правителей, сумела избежать каких-либо внешнеполитических осложнений, ограничившись предложением убежища Кристиану II. Последний, однако, отдал предпочтение поддержке Габсбургов.

Введение лютеранства в Дании (1536 г.) на четверть века раньше шотландской Реформации (1560 г.) также не способствовало восстановлению прежнего уровня взаимопонимания. После 1560 г. начали проявляться  расхождения в подходах к международным делам: протестантская Шотландия склонялась к союзу с прежним «исконным врагом», – Англией, тогда как лютеранская Дания предпочла минимизировать разногласия с католиками Габсбургами после признания императором Карлом V короля Кристиана III (1534 – 1559), одержавшего верх в династической борьбе за датский престол [6, р. 84].

Тем не менее, эти внешнеполитические обстоятельства не изменили традиционные добрососедские отношения двух стран, и в рассматриваемый период Датское королевство являлось популярным направлением шотландской миграции. С разрешения шотландского правительства Дания широко использовала шотландских наемников в Семилетней войне (1563 – 1570 гг.). Вместе с тем, не только «солдаты фортуны», но и те шотландцы, которым не удавалось решить свои экономические проблемы или избежать преследований за религиозные убеждения на родине, искали удачи именно в Дании. Представители шотландской интеллектуальной элиты были вовлечены в межгосударственную и внутреннюю политику датского государства. Отделенная от Шотландии лишь Северным морем, связанная с ней союзными договорами, скрепленными династическим родством, принявшая лютеранство, Дания вполне подходила для того, чтобы стать наиболее благоприятным местом жительства для многочисленных шотландских эмигрантов [9;  10, p. 91-93; 11, p. 62].

90-е годы XVI в. как будто вернули былой, наиболее плодотворный период в отношениях Дании и Шотландии. Матримониальный союз шотландского короля Джеймса VI и датской принцессы Анны в 1589 г. вновь способствовал сближению двух стран. Неоднократные посольства, а также пребывание Джеймса в течение шести месяцев после свадьбы в Дании и Норвегии, казалось, обещали новые и весьма широкие перспективы для сотрудничества [12, р. 414, 521; 13, р. 233-235]. Однако последнее десятилетие XVI в. явилось, одновременно, и финалом в истории особо тесных датско-шотландских отношений. Все большее значение среди скандинавских стран начала приобретать Швеция, и в XVII в. центр политических интересов Шотландии в скандинавском регионе Европы перемещается из Копенгагена в Стокгольм.

Итак, неотъемлемой частью внешнеполитического курса Шотландии второй половины XV – XVI вв. являлись отношения с Данией. Наиболее результативные в первое и последнее десятилетия XVI века, скрепленные династическим родством, датско-шотландские связи демонстрировали не только военное, экономическое и культурное сотрудничество, но и сыграли не последнюю роль в развитии миграционных процессов, столь свойственных шотландскому обществу.


Библиографический список
  1. 1266. Treaty of Perth //Scottish Historical Documents. Ed. by G. Donaldson. Glasgow, 1974.
  2. 1468-9. Acquisition of Orkney and Shetland //Scottish Historical Documents. Ed. by G. Donaldson. Glasgow, 1974.
  3. Macdougall N. James III. A Political Study. Edinburgh, 1982.
  4. Магаков Г. Ю. Брачный контракт Джеймса Стюарта и Сесилии Йорк 1474 г. // Британские исследования. Вып. II. Ростов-на-Дону, 2008.
  5. Macdougall N. James IV. Edinburgh, 2006.
  6. Riis T. Scottish-Danish relations in the sixteenth century //Smout T. Scotland and Europe, 1200 – 1850. Edinburgh, 1986.
  7. Donaldson G. Scotland and Scandinavia. Introduction. //Scottish Historical Review. 1969. Vol. 48.
  8. Crawford B. Scotland’s foreign relations: Scandinavia //Scottish Society in the Fifteenth Century. Ed. By J.M. Brown. N.Y., 1977.
  9. Ласкова Н. В. Шотландцы в Дании XVI века //Исторические этюды. Вып. 2.  Ростов-на-Дону, 1997.
  10. Ласкова Н. В. Дэйвид Кокран – первый шотландец в России //Исторические этюды. Вып. 3. Ростов-на-Дону, 1998.
  11. Ласкова Н. В. Военное наёмничество как элемент шотландской эмиграции в XVI – XVII вв. //Vedecky pokrok na prelomu tysyachalety-2014. Materially X mezinarodni vedecko-praktica conference 27 kventa – 05 cervna 2014. Dil. 16.
  12.  Calendar of the State Papers, relating to the Scotland, preserved in the State Paper department of her majesty’s public record office. Vol. I – II. London, 1858.
  13. Tytler’s History of Scotland. Vol. III, div. VI. London, 1873.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ласкова Наталья Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация