УДК 339.138

ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Воронина Анна Михайловна1, Сергиенко Елена Сергеевна2
1Южный федеральный университет, студентка 4 курса факультета управления
2Южный федеральный университет, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры маркетинга и коммуникаций в бизнесе

Аннотация
В статье представлены методы оценки ассортимента промышленной компании, результаты их реализации позволили выявить слабые товарные позиции в ассортименте коммерческого предприятия. Автором сформулированы практические рекомендации по улучшению ассортиментной политики компании.

Ключевые слова: АВС-анализ, ассортимент, методы оценки, товарный ассортимент


THE RANGE OF GOODS MANUFACTURING COMPANY: THE THEORETICAL ESSENCE AND THE METHODS OF EVALUATION

Voronina Anna Mikhailovna1, Sergienko Elena Sergeevna2
1Southern Federal University, 4th year student of the faculty of management
2Southern Federal University, PhD in Economic Sciences, Aassociate Professor, Department of marketing and communications in business

Abstract
The article presents the methods of evaluation of range of industrial companies, the results allowed to identify weak items in the range, LLC "PPK agro-don". The author formulates practical recommendations for improving the assortment policy of the company.

Keywords: ABC analysis, assortment, evaluation methods, product range


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Воронина А.М., Сергиенко Е.С. Товарный ассортимент производственной компании: теоретическая сущность и методы оценки // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60556 (дата обращения: 20.11.2016).

В современном динамично развивающемся мире рыночный успех компаний во многом зависит от правильно сформулированных стратегий деятельности. В мире, где одним из главных вопросов, встающих перед компаниями, является вопрос о том, что продавать в условиях динамично меняющихся рыночных реалий, ведение обоснованной товарной политики становится все более актуальной задачей. Сегодня одним из наиболее значимых понятий становится конкурентоспособность, так как с каждым годом конкурентная борьба все ужесточается. Компаний становится все больше, а потребительский спрос постоянно изменяется. В борьбе за потребителя товарная политика должна адекватно отвечать этому спросу, что, несомненно, влияет на конкурентоспособность и прибыльность предприятия. Таким образом, перед компаниями становятся сложные задачи по формированию своего товарного ассортимента, его оптимизации и соответствии потребительским предпочтениям, так как такая работа требует анализа большого количества информации, исследований рынка, а также постоянного контроля своего ассортимента и оценки его эффективности.

Целью данной работы является определение оптимальных методов оценки и управления ассортиментом промышленной компании, выявление слабых товаров в ассортименте коммерческого предприятия и разработка практических рекомендаций по улучшению ассортиментной политики компании.

Отечественные и зарубежные авторы по-разному подходят к понятию «товарный ассортимент». Работы многих авторов посвящены этой теме. Систематизация теоретических подходов представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Теоретические подходы к определению товарного ассортимента (составлено автором с использованием следующих источников: [1,2,3,4,5,6,8,9])

Автор

Трактовка понятия

Ф. Котлер Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и то же типы торговых заведенный, или в рамках одного и того же диапазона цен.
Г. Ассель Товарный ассортимент  – это группа товаров одной товарной категории, выпускаемых под одной маркой. Ассортимент товаров может состоять и из различных марок.
Е. Дихтль, Х. Хершген Ассортимент продукции, предлагаемый потребителю – это определенная совокупность продукции, объединенная в группы по какому-либо признаку. Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и (или) наименования продукции в общем наборе.
Л. Балабанова Товарный ассортимент (как товар-mіх) – это совокупность товаров предприятия, связанных между собой функциональным назначением.
О.В. Болотная Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку (производственному, сырьевому или потребительскому).
Ж.Ж. Ламбен Ассортимент, предлагаемый изготовителем, в большой мере определяется требованиями технической однородности в производстве, применяемыми сырьевыми материалами, технологическими знаниями и т.п., тогда как ассортимент, интересующий покупателя, диктуется ситуацией потребления и взаимодополняемостью товаров.
В. И. Беляев Товарный ассортимент – совокупность изделий, которые выпускаются предприятием и предлагаются на рынке с целью реализации и получения дохода (прибыли).
Г. Л. Багиев Ассортимент товаров – совокупность их видов и разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам.

Представленные трактовки раскрывают понятие ассортимента как совокупность товаров, связанных между собой каким-либо признаком. При анализе данных понятий можно расширить область применения и предложить следующее определение ассортимента: товарный ассортимент – это вся совокупность товаров предприятия, которая объединена определенным признаком (или группой признаков), наиболее отвечает ожиданиям потребителей и удовлетворяет их потребности, а также приносит основную часть дохода компании.

Исследуем методологические подходы к оценке товарного ассортимента современной компании. Как известно, выделяются количественные и качественные методы оценки, состоящие из определенных этапов. Проведем ассортиментный анализ на примере коммерческого предприятия, работающего в Ростовской области. Компания работает на рынке с 2005 года, основным видом деятельности является производство и реализация готовых текстильных изделий. Основной бренд компании – «Легкие сны», под которым представлен широкий ассортимент подушек и одеял с различными наполнителями: овечья, верблюжья шерсть, лебединый пух и т.д.[12].

Итак, на первом этапе проведения ассортиментного анализа произведем учет и классификацию издержек с помощью двух количественных методов: полной калькуляции и величины покрытия. Для того, чтобы воспользоваться этими методами, распределим продукцию компании по группам [11]:

  1. Группа А – подушки с различными наполнителями;
  2. Группа Б – одеяла с различными наполнителями;
  3. Группа В – наматрасники из различных материалов;
  4. Группа Г – постельное белье из различных тканей;
  5. Группа Д – пледы и покрывала.

На основании финансовой отчетности компании рассчитаем издержки методом общей калькуляции. Данный метод позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет предприятие в связи с производством и сбытом каждого вида продукции (таблица 2).

Таблица 2 – Оценка товарного ассортимента коммерческого предприятия: общая калькуляция (составлено автором с использованием источников: [11])

Показатель

Группы товаров

Итого по предприятию
А Б В Г Д
Выручка 903267 1471230 113740 548956 736450 3773643
Переменные издержки 214730 345223 16982 132596 177382 886913
Постоянные издержки 306978 541650 78513 226509 381240 1534890
Итого издержки 521708 886873 95495 359105 558622 2421803
Прибыль (убыток) 381559 584357 18245 189851 177828 1351840

Как показывают результаты исследования, представленные в таблице, наибольшую прибыль компании приносит группа товаров Б, наименьшую – группа В. Однако следует отметить, этот метод не учитывает тот факт, что себестоимость единицы продукции также зависит и от объема продаж, поэтому эти данные нельзя использовать в отрыве от других элементов анализа. Представляется необходимым произвести расчеты методом калькуляции величины покрытия. Данный метод предполагает расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия. Представим результаты исследования в таблице (см. табл. 3).

Таблица 3 – Оценка товарного ассортимента коммерческого предприятия:  калькуляция величины покрытия (составлено автором с использованием источников: [11])

Показатели

 

Группы товаров

Итого по предприятию

А

Б

В

Г

Д

Количество продукция, шт.

289

226

75

56

99

745

Цена единицы продукции (Ц)

3130

6500

1520

9820

7430

5680 (средняя цена)

Выручка от реализации (В)

903267

1471230

113740

548956

736450

3773643

Переменные издержки (ПерЗ)

214730

345223

16982

132596

177382

886913

Постоянные издержки (ПЗ) 306978 541650 78513 226509 381240 1534890
Валовая маржа = В – ПерЗ 688537 1126007 96758 416360 559068 2886730
Прибыль (убыток) (П) 381559 584357 18245 189851 177828 1351840
К. покрытия (Кп) = ВМ/В 0,76 0,77 0,85 0,76 0,76 0,76
Пороговая выручка (Пр) = ПЗ/Кп 403918 703442 92368 298038 501632 2019592
Пороговый объем реализации (По) = Пр/Ц 129 108 61 30 68 356
Запас финансовой прочности, д.ед. = В – Пр 499349 767788 21372 250918 234818 1754051
ЗФП, % =(В-Пр)/В *100% 55 52 19 46 32 47
Эффект операционного рычага = ВМ/П 1,8 1,9 5,3 2,2 3,14 2,14

Поясним используемые в расчетах показатели.

  • Валовая маржа – показатель, показывающий, сколько зарабатывает предприятие при реализации произведенной продукции, чтобы покрыть постоянные издержки и получить прибыль. По таблице мы видим, что самый высокий показатель у группы Б, самый низкий – у группы В.
  • Коэффициент покрытия – используется для сравнения прибыльности товаров между собой и характеризует долю в объеме продаж, которая может быть использована для покрытия постоянных издержек предприятия. В данной ситуации видно, что прибыльность у всех товаров находится практически на одном уровне. У группы товаров В показатель выше, но прибыль от них в целом небольшая.
  • Пороговая выручка – практически, точка безубыточности, т.е. такая величина выручки, которая позволяет предприятию окупить свои издержки, но при этом прибыли еще нет.
  • Пороговый объем реализации – количество продукции, которое нужно реализовать, чтобы предприятие могло «выйти в ноль».
  • Запас финансовой прочности показывает величину суммы денежных средств, на которую предприятие может снизить выручку, не выходя из зоны прибыльности.
  • Эффект производственного рычага состоит в том, что любое изменение выручки приведет к изменению прибыли, или на сколько % изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Здесь мы видим, что самый высокий эффект у групп товаров В и Д, поэтому особенно следует обратить внимание на группу Д, как самую перспективную для продвижения и увеличения производства.

Следует отметить, что данный метод более полно отражает картину, поэтому рекомендуется его использовать для периодического отслеживания эффективности товарных групп ассортимента предприятия.

Вторым этапом используется АВС- анализ. Это количественный метод структурированного анализа, который основан на ранжировании объектов исследования по выбранным показателям. Метод использует в своей основе известное правило Парето «20/80», т.е. 20% товаров, как правило, приносят 80% прибыли и наоборот. Для проведения этого анализа заполним следующую таблицу:

Таблица 3 – Оценка товарного ассортимента коммерческого предприятия:  АВС-анализ (составлено автором с использованием источников: [11])

Товар Величина прибыли за год, руб Доля прибыли, % Доля прибыли накопленным методом Суммарная доля прибыли, % Группа товаров
Б 584357 43,2 43,2 71,3 А
А 381559 28,1 71,3
Г 189851 14,1 85,4 27,3 В
Д 177828 13,2 98,6
В 18245 1,4 100 1,4 С

Как показывают результаты исследования, у компании есть все 3 вида товаров. Самым слабым является товар В (наматрасники). На следующем этапе руководством компании принимается решение, исключить слабый товар из ассортимента или оставить его. Но здесь необходимо помнить, что исключая товар из группы С, компания не защитит себя от товаров с маленькой прибылью, потому что рано или поздно товары снова перераспределятся по АВС. Такой ассортиментный анализ можно обозначить экспресс-диагностикой. Методы просты в использовании и позволяют компании быстро оценить положение дел в своей ассортиментной политике. Конечно, для полного анализа требуется более обширный объем информации, комплексное исследование рынка, конкурентов, сбор первичной и вторичной информации, оценка ассортимента и другими методами.

Таким образом, алгоритм проведения такого небольшого ассортиментного анализа можно представить схематично следующим образом (рис. 1).

Рис. 1 – Алгоритм проведения ассортиментного анализа (предложено автором)

Проведя такой анализ на примере компании можно вывести следующие рекомендации по улучшению товарного ассортимента для них.

  • Наибольшую прибыль компании приносят товары группы Б – «одеяла с различными наполнителями». Следует всячески поддерживать эту группу, но насчет увеличения производства данной продукции следует провести более детальное исследование, так как и постоянные издержки этой группы также самые высокие, а эффект от увеличения выручки на 1% небольшой.
  • Следует обратить внимание на товары группы Д – «пледы и покрывала», так как здесь самый высокий эффект от увеличения объемов продаж, а издержки не слишком высоки.
  • Самым слабым товаром оказалась группа В – «наматрасники». Компании нужно направить дополнительные инвестиции в эту группу, так как совсем избавляться от нее, на наш взгляд, не нужно.

Итак,  в результате проведенного исследования поставленная цель достигнута. Так, определены оптимальные методы для экспресс- диагностики состояния ассортимента промышленной компании, исследован ассортимент, выработаны рекомендации по улучшению товарной политики компании. Сформулируем основные выводы.

  1. Товарный ассортимент представляет собой всю совокупность товаров предприятия, которая объединена определенным признаком (или группой признаков), наиболее отвечает ожиданиям потребителей и удовлетворяет их потребности, а также приносит основную часть дохода компании.
  2. Среди оптимальных методов оперативной оценки ассортимента компании, следует назвать методы полной калькуляции, метод калькуляции величины покрытия и АВС – анализ.
  3. Алгоритм проведения анализа заключается в следующих этапах: решение о необходимости проведения анализа ассортимента; сбор необходимой для исследования информации; расчет издержек методами полной калькуляции и величины покрытия; АВС – анализ; принятие решения о необходимости изменений в ассортименте компании.

Библиографический список
  1. Ассэль, Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов / Г. Ассэль. – М.: ИНФРА – М, 2001. 804 с.
  2. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – СПб.: Питер. – 2012. – 557 с.
  3. Балабанова, Л.В. Маркетинг / Л.В. Балабанова – Донецк. – 2002. – 562 с.
  4. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики / В. И. Беляев. – М.: КноРус. – 2007. – 672 с.
  5. Болотная, О.В. Теория и практика маркетинга / О.В. Болотная. – Харьков. – 2002. – 179с.
  6. Дихтль, Э. Практический маркетинг / Э. Дихтль, Х. Хершген – М.: Высшая школа, 2005 г. – 369 с.;
  7. Кетова, Н.П., Жук, Е.С. Стратегический маркетинг / Н.П. Кетова, Е.С. Жук. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ. – 2011.
  8. Котлер, Ф. Основы маркетинга /  Ф. Котлер. – Пер. с англ. – М.: Ростинтэр. – 1996. – 704 с.
  9. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. Европейская перспектива. СПб.: Наука. – 1996. – 589 с.
  10. Мажара А.В., Батова Т.Н. Классификация основных показателей товарного ассортимента предприятия // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. С. 7.
  11. Официальный сайт компании «Агро – Дон» / [Электронный ресурс] URL: http://www.agro-don.ru Дата обращения: 01.11.2015.
  12. Региональные бизнес-справочники / [Электронный ресурс] URL: http://rostov-na-donu7m.ru Дата обращения: 01.11.2015.


Все статьи автора «Сергиенко Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация