ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Усманова Елена Фанильевна
Мордовский гуманитарный институт
к.ю.н., доцент

Аннотация
В статье выявляются особенности правовой культуры в контексте коммуникативного подхода к праву. Подчеркивается, что правовая культура неотделима от человека и его деятельности, только через интеллектуальное осмысление и ценностную интерпретацию правовые тексты получают правовое закрепление и трансформируются в правовые нормы, способные воздействовать на поведение субъектов и на правовую культуру общества в целом.

Ключевые слова: право, правовая коммуникация, правовая культура, правовая культура общества


LEGAL COMMUNICATION AS A COMPONENT OF LEGAL CULTURE

Usmanova Elena Fanilevna
Mordovian humanitarian Institute
PhD in Law, Assistant Professor

Abstract
The article reveals peculiarities of legal culture in the context of a communicative approach to law. Emphasizes that the legal culture is inseparable from the man and his activities only through intellectual understanding and interpretation of legal texts of values obtained legal consolidation and transformed into legal norms that can influence the behavior of entities and legal culture of society as a whole.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Усманова Е.Ф. Правовая коммуникация как компонент правовой культуры // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60548 (дата обращения: 18.04.2024).

Правовая культура может рассматриваться как определенная деятельность личности, в процессе которой формируются или развиваются правовые знания, умения, навыки. Рассматривая правовую культуру с точки зрения коммуникативного подхода к праву необходимо обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры. В данном случае правовая культура может рассматриваться как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и понимания нормативных документов, усовершенствование правовой базы и юридической практики, включающей  все ценности, которые созданы людьми в правовой сфере. Понятие правовая культура раскрывает ценностные ориентации правовой действительности, степень прогресса в речевой культуре. Культура речевой коммуникации, являясь компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает уровень и характер развития личности, ее социализацию и правомерную деятельность.

Таким образом, правовая культура – это не только нормативный ориентир общества, ее основная цель заключается в активном воздействии на формирование правовых установок, развитие у членов общества понимания необходимости определённого типа правового поведения,  и при этом правовая культура  позволяет  объединять индивидов и коллективы в единую социальную систему.

Уяснение содержания понятия «правовая коммуникация» выступает актуальным направлением современных исследований в зарубежной и отечественной юридической науке. Следует согласиться с мнением С. И. Архипова, в том, что «исходным пунктом для правовой коммуникации является не субъективное право или юридическая обязанность и не правовая норма, а субъект права. Никакая социальная коммуникация не может иметь другого центра, кроме своего субъекта, поскольку любая социальная коммуникация есть взаимодействие субъектов. По их воле, в их интересах, ради них она осуществляется, в них заключены ее смысл и предназначение. Правовая коммуникация не является исключением, все правовые нити, все «лучи правового смысла, образующие эйдос права», ведут нас к субъекту права, который своим сознанием, своими решениями, правовыми актами формирует правовую систему, приводит ее в действие, обеспечивает ее функционирование. Каков субъект права, такова и правовая коммуникация». Следовательно, правомочия субъектов имеют коммуникативную направленность, поскольку всегда предполагают наличие другого субъекта, способного воспринимать информацию и действующего соответственно ей. Реализуя свое правомочие, субъект регулирует поведение других лиц, определяя правовое пространство коммуникации и его границы.   [1, c. 8].

Правовая коммуникация предполагает как уяснение смысла правового текста, так и признание его действительности с точки зрения правомерности и возникающей отсюда необходимости ему следовать [2, c. 207]. Коммуникативность человека определена присущими ему как личности интеллектуальными и эмоциональными способностями, а также способностью формулировать свое внутреннее содержание в правовых  текстах, предназначенных для передачи другим субъектам и составляет содержание коммуникативной функции правовой культуры.

Право как социальное явление подчиняется общесоциальным закономерностям и столь тесно переплетено с другими социальными феноменами, что не может быть вычленено из потока жизнедеятельности человека. Соотношение права и общества, права и человека – это соотношение особенного и общего, при котором общее обусловливает существенные характеристики особенного, подчеркивая диалогичный характер права.

Право – важнейший инструмент регулирования общественных отношений. Но его возможности не безграничны. Право не может влиять на многие формы поведения личности, мотивировать некоторые сложносоставные модели поведения. Ограничены возможности его воздействия на сознание личности.

Применительно к правотворчеству правовая коммуникация предстает как целенаправленная передача информации при помощи знаковых систем, при этом можно выделить два вида коммуникации: между правотворческими субъектами в процессе создания нормативного акта  и между обществом и органами власти, в процессе реализации нормативного акта. В условиях постоянной динамики социально- экономических отношений и вызванного этим «законодательного бума» чрезвычайно велико значение юридической техники. Она обеспечивает стабильность российской правовой системы, надлежащее качество нормативно – правовых актов и служит значимым направлением на пути построения иерархически сбалансированной и непротиворечивой системы правовых регуляторов в стране. В этом и состоит социальное назначение юридической техники, с помощью которой устанавливается неразрывная связь правотворческого процесса с реализацией политических решений, которые должны базироваться, в свою очередь, на познании социально-экономических процессов. Только при соблюдении этих условий можно обеспечить эффективность законодательства.

Искусство законодателя в техническом аспекте в том, чтобы перевести на «язык права» (код правовой коммуникации) то, что должно упорядочивать и урегулировать человеческие отношения. Достигается это при помощи юридической техники. Получается, что правовая коммуникация теснейшим образом связана с вопросами юридической техники. Так, чем точнее будут использованы приемы юридической техники, тем качественней будет изложена правовая информация в тексте нормативно-правового акта, от всего этого зависит правильность понимания правовой информации всеми участниками правовой коммуникации. [4, c. 192]   От качества юридической техники во многом зависит состояние упорядоченности общественных отношений, уровень правосознания и правовой культуры личности. [3, c. 10]

Бесспорно, что правовая коммуникация играет ключевую роль в содержании правовой культуры и поэтому находится в центре внимания ученых и практиков. Правовая культура показывает, насколько воплотили себя в жизнь те положения, которые воспринимаются данным обществом как ценности,  степень воплощения идеально желаемого в реально существующем.  Сущность коммуникативной функции правовой культуры  заключается в качественном и эффективном обеспечении связей между субъектами правоотношений. Её специфика проявляется в диалогичности, насыщенности, объёмности, разнообразии направлений юридической информации и ассиметричности статусов «передающей» и «принимающей» стороны.


Библиографический список
  1. Архипов С.И. Понятие правовой коммуникации // Российский юридический журнал. 2008. №6. С.7-17.
  2. Поляков А.В. Что есть право? // Известия высших учебных заведений. Правоведение.  2012.  №6. С.199-209.
  3. Скуднов С.М., Усманова Е.Ф. Юридическая техника в правовой коммуникации // Огарёв-Online. 2014. № 2 (16). С. 10.
  4. Усманова Е.Ф. Правовая культура сквозь призму теории коммуникации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-2 (55). С. 191-193.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Усманова Елена Фанильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация