УДК 37.01

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кочетова Елена Викторовна1, Березина Ксения Владимировна2
1ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования
2ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», студентка 4 курса очного отделения психолого-педагогического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме использования дифференцированного метода при развитии письменной речи учащихся. В статье определен подход к пониманию использования дифференцированного метода в процессе обучения, выделены критерии оценки и уровневые характеристики развития речевых умений при написании сочинений у младших школьников. В статье представлена разработанная система упражнений, направленных на развитие умений в написании упражнений учащихся, находящихся на различных уровнях их развития, представлены результаты исследования по применению данного метода при обучении написанию сочинений детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: дифференцированный метод, речевые умения при написании сочинений, система дифференцированных упражнений., уровневые характеристики


THE USE OF DIFFERENTIAL METHOD IN LEARNING OF ESSAY WRITING WITH PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Kochetova Elena Viktorovna1, Berezina Kseniya Vladimirovna2
1Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), senior lecturer, Chair of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education
2Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), 4th year student on-campus psycho-pedagogical faculty

Abstract
The article is devoted to the problem of differential method in development of students’ written language. The approach to understanding this method is determined in this work and the criteria for the quality of knowledge and level characteristics of speech skills development is focused while writing an essay. Proposed system of exercises aimed at the development of skills in writing exercises for students on different development level is presented in article. The research results of said method application during the learning of writing essay with primary school children also contained in this work.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кочетова Е.В., Березина К.В. Использование дифференцированного метода при обучении написанию сочинений детей младшего школьного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60495 (дата обращения: 20.11.2016).

В современных условиях реформирования системы школьного образования центральное место в учебном процессе отводится личности учащегося. Следовательно, принципиальную важность приобретает осуществление учебного процесса на основе личностно-индивидуального взаимодействия педагогов с учащимися, их сотрудничестве в процессе обучения. Теоретические аспекты проблемы личностно-ориентированного обучения в начальной школе отражены в трудах А.В. Запорожнца, А.И. Леонтьева, А.А. Люблинской и других исследователей. В большинстве работ содержание понятия «индивидуальный подход» раскрывается как «относящийся в отдельности к каждому» [1, 312]. При этом, очевидно, что в условиях начального школьного обучения преобладает классноурочная система, которая «усредняет» знания, подходами к обучению и практикой современной начальной школы [5, 18].

Возможность разрешения сложившейся проблемы решает дифференцированный подход, который может рассматриваться и как метод, способ, дающий возможность оптимально уделить внимание к личности каждого ребёнка в условиях современной школы. Концептуальные положения дифференцированного подхода в обучении младших школьников раскрыты в социально-педагогическом комплексе Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского, В.И., Загвязинского, В.В. Зайцева, И.С. Якиманской и других. В них раскрывается значение дифференцированного метода как важного средства образовательного процесса, части индивидуализации обучения [5,18].

Особый интерес к применению дифференцированного метода возникает при решении такой сложной образовательной задачи как развитие письменной речи при обучении младших школьников написанию сочинений. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Сочинение в школьном обучении занимает особое место, так как при работе над ним максимально осуществляется речевое развитие. Работа над написанием сочинений предполагает достаточную степень развития не только речевых, но и личностных качеств, таких как самостоятельность школьника, активность, увлеченность, способности выражать собственное мнение и оценку описываемых событий. Немаловажными умениями при написании текстов являются: подбор точных слов из синонимического ряда, оборотов речи, конструирование предложений, обдумывание композиции рассказа, а так же проверка орфографии. Весь этот комплекс основных умений, требований к написанию детского сочинения ставит его на высокий уровень творческих работ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие с 1 января 2010 года декларирует, что освоение основной образовательной программы начального общего образования предполагает овладение учащимися различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах», а так же указывает на необходимость «формирования позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у младших школьников» [3, 14 ]. Следовательно, первостепенной задачей учителя является побуждение интереса детей к написанию письменных работ. Эта задача реализуется на разных этапах работы: как при оказании помощи в осмыслении требований к письменной речи, так и при обучении младших школьников овладевать ее сложным формам, в соответствии с основными требованиями: правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Овладевая письменной речью, которая передается с помощью графических знаков, младшему школьнику необходимо усвоить ее основные закономерности, отличия от устной формы: не терпит повторов, состоит из законченных предложений, имеет структуру и логику изложения. При этом письменная речь требует обдумывания, учета правил построения и оформления. Структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи. Особенность письменной речи заключается в том, что это речь в отсутствие собеседника, но обращена к нему. Поэтому она предполагает последовательность и логику изложения. При этом письменная речь используется не только для того, чтобы передать собственное сообщение, но и уточнить собственную мысль.
Перечисленные особенности и требования к письменной речи представляют трудности в ее освоении младшими школьниками, что особенно проявляется при обучении их сочинению. Неравномерное освоение различных умений при написании сочинений предполагают учет и индивидуальное внимание к особенностям речевого развития каждого ученика.

Теоретические исследований развития речи младших школьников психологов (Л. С. Выготского, А. А.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.), педагогов (Тивикова С.К., Якиманская И.С., др.) и методистов (Горецкий В.Г, М.Р.Львова, Н.В.Нечаева, Сосновская О.В., др.)  позволяют комплексно подойти к решению актуальных задач речевого развития (при написании сочинений) младших школьников.

В решении проблемы использования дифференцированного подхода при написании сочинений интерес представляет работа М.Р. Львова [6]. В ней автор выделяет уровни развития письменной речи: лексический, грамматический и, собственно, текст. Каждый уровень обуславливает особенности работы над речью. На лексическом уровне главная задача – это обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. Грамматический уровень предполагает обучение школьников быстро, синтаксически правильно строить разнообразные речевые конструкции и связывать их в тексте. На последнем уровне (текст) стоит задача – совершенствование умений работы с текстом.
Речь учащихся начальных классов при работе над сочинением развивается практически на всех уровнях: на лексическом, грамматическом и на уровне текста выделяет в работе по развитию речи учащихся четыре уровня. 

Однако, выделение уровневых подходов к развитию речи подводят к решению, но не решают проблему речевого развития. Данная работа требует поэтапного алгоритма профессионально-педагогических действий. При применении дифференцированного подхода на уроках русского языка и литературного чтения в целях развития письменной речи учащихся (при написании сочинений) нами были разработаны организационно-технологические этапы:

  1. Выделение основных критериев развития письменной речи (при написании сочинений);
  2. Диагностика актуального (наличного) уровня развития навыков у учащихся класса;
  3. Дифференциация учащихся по уровням освоения навыков развития письменной речи;
  4. Подбор системы упражнений, направленных на развитие навыков различного уровня;
  5. Реализация системы упражнений в урочной и внеурочной деятельности, анализ результатов.

На первом этапе работы были выделены критерии оценки уровня развития письменной речи (как итог работы при написании сочинений)

1. Умение обобщать: определять главную мысль текста, подбирать название текста;

2. Умение следовать последовательности описания причинно-следственных связей: выделять смысловые части текста, намечать план его изложения;

3. Придерживаться единого стиля изложения текста, правильно строить речевые конструкции;

4. Избегание повторов слов в тексте, использовать синонимы;

5. Умение распространять предложения, употреблять в тексте сложные предложения, предложения с прямой речью;

6. Умение выражать собственную позицию, эмоциональное отношение к событиям, описываемых в тексте;

7. Умение излагать текст с орфографической и синтаксической грамотностью.

При исследовании начального уровня развития речи младших школьников (обучение написанию сочинений учащихся 3 класса) были получены следующие результаты.

Таблица 1. Данные актуального уровня развития в таблице представлены в процентном выражении по показателям, соответствующих нумерации (смотреть выше).

         Показатели

Уровни

1 2 3 4 5 6 7
высокий 14 20 30 20 20 22 23
средний 56 50 43 55 46 48 47
низкий 30 30 27 25 34 30 30

По результатам диагностического обследования, проведенного согласно выделенным критериям, были определены следующие уровневые характеристики речевого развития младших школьников при написании сочинений.

Высокий уровень: самостоятельно, системно и полно конструирует текст определённого типа, грамотно используя речевые конструкции, образные выражения. Осознанно, творчески подбирает оригинальные названия к тексту в соответствии с основной мыслью его содержания, в тексте использует слова, выражающие речевые оттенки. Высказывает свою позицию к описанному в тексте событию, герою. Владеет орфографической грамотностью, контролирует и адекватно требованиям оценивает свою работу.

Средний уровень: различает текстовые типовые отличия, подбирает заголовок к тексту, подбирает образные выражения, соответствующие тексту, в соответствии с планом системно подбирает речевые конструкции текста определённого типа. Может допускать негрубые ошибки, при проверке их исправлять. Нуждается в фрагментарной помощи при выполнении заданий.

Низкий уровень: различает текстовые особенности частично, допускает грубые ошибки при конструировании текста, затрудняется в определении названия, из-за ограниченности активного словаря, может употреблять слова в неправильном значении, работает в соответствии с предложенным планом и с пошаговой поддержкой учителя, подбирает шаблонные речевые конструкции, испытывает трудности в подборе образных выражений.

Уровневые характеристики помогли в разработке системы упражнений, направленной на развитие речи младших школьников при обучении написанию сочинений. Подборка упражнений открывает возможность учащимся, находящимся на определенном уровне конкретного речевого умения, чувствовать себя комфортно, выполнять посильные учебные задачи. Это позволяет каждому учащемуся последовательно подойти к главной цели обучения- самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Виды заданий для детей с высоким уровнем развития речи

  1. Вырази главную мысль текста цитатой или пословицей.
  2.  Составь разные виды плана к тексту.
  3.  «Издание» книжечек- текстов (рассказов, сказок, стихов и др.).
  4. Составь рассказ с использованием сложных предложений, предложений с однородными членами, предложения с прямой речью.
  5. Подбери 5-10 синонимов к слову, составь с ними предложения. Запиши их в словарь синонимов.
  6. Согласен ли ты с авторской позицией. Если не согласен, то выскажи свою.

Виды заданий для детей со средним уровнем развития речи
1.Найди в тексте ключевые слова. Попробуй своими словами определить то, о чем говорит автор текста.

2.Восстанови логическую последовательность из смешанных пунктов плана.

3.Найди стилистические ошибки в тексте.

4.Распространи предложение. Вставь в описание текста предложение с прямой речью, однородными членами.

5.Подбери к слову 5-7 синонимов.

6.Согласен ли ты с тем, что узнал из текста. Если нет, то почему

Виды заданий для детей с низким уровнем развития речи

  1. Выбери из нескольких предложений то, в котором раскрывается главная мысль текста. Сформулируй ее своими словами.
  2. Напиши текст, согласно предложенному плану.
  3. Соотнеси текст с 2-3 предложенными названиями. Какое из них наиболее подходит содержанию?  Выбери одно и запиши.
  4. Найди в тексте распространенные предложения (предложения с прямой речью, однородными членами).
  5. Из набора слов составь предложение по теме сочинения.
  6. Выдели из группы слов слова-синонимы (антонимы).
  7. Понравился тебе прочитанный текст? Чем?

Применение заданий каждой уровневой группы могут систематически использоваться на уроках русского языка, развития речи. При такой работе в течение первого полугодия с учащимися третьего года обучения получили следующие результаты.

Таблица 2. Данные полученных результатов в таблице представлены в процентном выражении. Нумерация показателей соответствует нумерации в таблице 1.

Показатели

 

Уровни

1 2 3 4 5 6 7
высокий 18 20 30 21 24 23 23
средний 61 52 47 56 47 50 50
низкий 21 28 23 23 29 27 27

При этом, результативность применения дифференцированного метода при обучении, в частности, при обучении написанию сочинений, мы видим в создании как субъективных, так и объективных условий. К внешним условиям мы отнесли:

  • особые отношения в системе учитель-ученик, основанные на взаимоуважении, бережном отношении учителя к правам и особенностям ребенка как личности;
  • внимательное отношение к личности каждого учащегося, изучение и сохранение его индивидуальности;
  • внедрение в систему занятий диагностические упражнения, фиксация и анализ результатов развития речевых умений учащихся;
  • подбор системы уровневых упражнений, направленных на развитие конкретных речевых умений.

К внутренним условиям относятся:

  • осознание и принятие учителем гуманно-личностной позиции по отношению к детям;
  • владение инструментарием реализации дифференциации –диагностическими, методическими, организационными методами обучения в целях включения их в работу над речевым развитием (при написании сочинений);
  • умение интегрировать психолого-педагогические и учебно-методические приемы работы при развитии письменной речи;
  • на основе полученных результатов диагностики намечать прогноз развития как групп учащихся, относящихся к конкретному уровню освоения учебного навыка, так и каждого учащегося.

Библиографический список
  1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка 2008 г.: М.: Оникс, 1200 с.
  2. Концепция и программы для начальных классов в 2-х частях «Школа России». – М.: Просвещение, 2010.
  3. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Львов М.Р., Горецкий В.Г, Сосновская О.В.-М.: «Академия», 2004. -464 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г.
  5. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М., 2000., 176 с.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М., Лабиринт, 2008.- с.352.
  7. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энцикл. слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. – М.: Флинта : Наука, 2005. – 479 с.
  8. Воробьева, В.И. , Тивикова, С.К. Сочинения по картине в начальных классах, АСТ Астрахань, 2006. – 240.
  9. Есенина, С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинения (4 класс) / С.А., Есенина, М.: Грамотей: 2013. – С.56.
  10. Лаврентьев В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением//Завуч №1, 2005.
  11. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М., 1975, с.120.
  12. Нечаева, Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников/Н.В., Нечаева, М.: Б.и., 2000.- С.38
  13. Медведева, Г.А., Шагушина Л.Н. Взаимодействие учителя и младшего школьника в работе по совершенствованию письменных текстов//Н.ш.- 2008, №2-С.23.
  14. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы/В.И.Яшина, М.М.Алексеева, В.Н.Макарова, Е.А. Ставцева.- М.: Академия, 2005.-192 с.
  15. Тивикова, С.К. Возможности дифференцированного подхода к речевому развитию младших школьников (на примере сочинения-миниатюр) //Н.ш.-2009, №12 – С.26.


Все статьи автора «Кочетова Елена Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация