УДК 316.61

ПРОЯВЛЕНИЕ ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.

Скворцова Анастасия Александровна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
аспирант кафедры «Государственное управление и социология региона»

Аннотация
Данная статья посвящена дуалистической природе ценностей- их трансляционной и регулирующей функциям. Освоение ценностей как основной фактор включения в социальную среду определяет сущность процесса социализации. Профессиональная деятельность индивида также должна рассматриваться в контексте теории социализации.

Ключевые слова: профессиональные ценности, социализация, Ценностные ориентации


MANIFESTATION OF THE DUALISTIC NATURE OF VALUES IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF HIGH SCHOOL TEACHERS.

Skvortsova Anastasia Aleksandrovna
Penza state university
Graduate student of "Public Administration and Sociology of the Region" chair

Abstract
This article is devoted to the dualistic nature of values - to their transmitting and regulating functions. Development of values as a major factor of inclusion on social Wednesday defines essence of process of socialization. Professional activity of the individual also has to be considered in the context of the theory of socialization.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Скворцова А.А. Проявление дуалистической природы ценностей в профессиональной деятельности вузовских преподавателей. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60433 (дата обращения: 20.11.2016).

При осуществлении профессиональной деятельности любая личность руководствуется определенным набором ценностных ориентаций, которые выступают также средством оценки ее результата. Профессиональные ценности регулируют, мотивируют и направляют поведение человека, формируя, таким образом, личность человека как профессионала. Именно поэтому при изучении деятельности педагога в целом и вузовского преподавателя в частности в аспекте социальной структуры особенно важен аксиологический подход к анализу его профессиональной деятельности.

Ценности, являясь одной из основ общественной жизни, передаются от одного поколения к другому в процессе развития общества и социализации. В этой связи, ценностная адаптация, являясь неотъемлемым элементом социализации, может быть интерпретирована как некоторая процедура сопоставления интериоризованных индивидом ценностей с ценностями других (чуждых) групп и последующего их консервирования либо изменения в качестве индивидуального атрибута. Одновременно с этим ценностная адаптация заключается в преобразовании усвоенных ценностей в индивидуальную систему поведенческой ориентации, определяющую характер социальной активности [1].

Ценности группы вузовских педагогов – это динамическая система, факторы ее формирования разнообразны – от личной профессиональной культуры и мировоззрения педагога до форм учебно-воспитательного процесса, политических, экономических и социальных отношений в обществе.

Именно в рамках педагогической профессии мы можем оценить двусторонность процесса воздействия ценностей в жизни общества. С одной стороны, они являются субъективными образованиями (внутренним стержнем человека), контролирующими и регулирующими поведение личности, а с другой стороны, ценности являются объективными (внешними, по отношению к человеку) образованиями, которые выступают в качестве общепринятых целей, идеалов и тем самым оказывают ориентирующее воздействие на человека [2]. Именно педагог руководствуясь в своей деятельности как общечеловеческими, так и профессиональными ценностями транслирует ценностную структуру молодому поколению.

Необходимо отметить, что элементы социальной культуры не наследуются генетически (в отличие от биологических свойств и потребностей человека), а усваиваются индивидом только методом научения в ходе его социализации, культурлизации и личностной идентификации, когда происходит его приобщение к социокультурным ценностям общества и вырабатывается его собственная система ценностей [2].

И. С. Кон в своих работах следующим образом описывает главный вывод современной теории социализации и социологии воспитания: «формирующаяся личность — не объект каких-то внешних воздействий, а активный субъект саморазвития» [3, с. 31]. То есть, нельзя не учитывать критического отношения личности к внешнему воздействию, несомненное творческое преломление ею прямого социального воздействия. Личность формируется в результате ее взаимодействия со средой, условиями жизни, посредством направленного и ненаправленного воспитания и самовоспитания [4].

Таким образом, при изучении процесса социализации необходимо учитывать, что социализация это «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях)- процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду» [5, с.334.].

Представленное определение Г. М. Андреевой широко распространено в научной литературе. Она особо подчеркивает две стороны процесса социализации.

  • усвоение социального опыта как воздействие человека на среду;
  • воздействие человека на среду с помощью деятельности, т.е. человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации» [6, с 276-277].

Именно благодаря усвоению социального опыта человек включается в общественную деятельность. В соотношении двух сторон социализации воздействие человека на среду является ведущей, выражающей сущность всего этого процесса, его динамизм. Именно в этом моменте проявляется собственно творчество, – выражается сущность человеческой субъективности [7].

Не менее важным оказывается процесс субъективизации ценностей самим педагогом. В.А. Сластелин отмечал особую важность процесса субъективизации системы педагогических ценностей конкретным педагогом, поскольку ее уровень является показателем личностно-профессионального развития педагога [8].

Таким образом, в ходе своей профессиональной деятельности педагог выступает как субъектом освоения ценностных ориентаций, а также активным транслятором ценностной структуры общества своим ученикам. Именно в этом процессе проявляется дуалистическая природа ценностей.


Библиографический список
  1. Кузнецов П. С. Социологическая теория социальной адаптации: Дисс… докт. соц. н. Саратов.2000
  2. Шемякина Н. В. Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур: Дисс… канд. соц. Н. Улан-Удэ. 2001
  3. Кон И.С. Ребенок и общество. М.:Наука, 1988.
  4. Селиванова З.К. Ценностные ориентации городской молодежи старшего подросткового возраста :На материалах Республики Башкортостан: Дисс… канд. соц. н. Уфа. 2000
  5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.:Изд-во МГУ, 1988
  6. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Наука, 1994
  7. Ильинова Н. А. Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях :На материалах Республики Адыгея : Дисс… канд соц. Н.Майкоп. 2003
  8. Горовая В. И. Конструктивная педагогическая аксиология//http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_ readme.php?subaction=showfull&id=ll94957899&archive=1195596857&start_from=&ucat=&.- 2007


Все статьи автора «Скворцова Анастасия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация