УДК 004

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Мусин Руслан Фархадович1, Комиссарова Оксана Романовна1, Конькова Дарья Сергеевна1, Матвеев Владислав Андреевич1, Белоусова Ирина Дмитриевна1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Аннотация
В статье рассмотрены наиболее известные системы электронных дневников. Произведен подробный анализ сервисов, а также рассмотрены положительные и отрицательные стороны каждой из систем.

Ключевые слова: журнал, информация, сервис, система, школа, электронный дневник


ELECTRONIC DIARY AS PART OF ELECTRONIC EDUCATION MANAGEMENT

Ruslan Musin Farhadovich1, Komissarov Oksana Romanovna1, Konkova Daria Sergeevna1, Matveev Vladislav Andreevich1, Belousov Irina Dmitrievna1
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Abstract
The article deals with the most famous of electronic diaries. The detailed analysis and discusses the positive and negative aspects of systems.

Keywords: Internet


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мусин Р.Ф., Комиссарова О.Р., Конькова Д.С., Матвеев В.А., Белоусова И.Д. Электронный дневник как элемент системы электронного управления образованием // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60349 (дата обращения: 21.11.2016).

В настоящее время  электронные дневники внедряются практически во всех общеобразовательных учреждениях страны, а с 1 января 2014 г. они должны быть введены в обязательном порядке. Опыт использования дневников  показывает, что данное нововведение является удачным и во многом помогает как учителям, так и ученикам. Но все же, существуют проблемы, из-за которых использование данной системы является затруднительным.

Что же представляется собой данная система? Электронный дневник – это сервис, дающий возможность участникам учебного процесса получать информацию онлайн о расписаниях, домашних заданиях и  текущих оценках.

Для анализа был выбран сервис «Дневник.ру». Дневник.ру – представляет собой интернет-портал, объединяющий возможности электронного документооборота в сфере образования с инструментами сетевого взаимодействия между основными участниками образовательного процесса [1].

Сервис является бесплатным, поэтому многие школы могут свободно им пользоваться. Он предлагает множество функций, которые доступны всем участникам образовательного процесса.

Пользование этим сервисом дает учителю возможность работать со следующими разделами:

–        страница школы

–        расписание и уроки

–        электронный журнал

–        управление домашними заданиями

Применяя их в своей работе, учитель может получить любую информацию, которая ему необходима: выложить домашнее задание, проставить оценки каждому ученику, оставить сообщение для родителей, сформировать статистику успеваемости по классу в целом и, самое главное, автоматически сформировать необходимые отчеты. Основным же достоинством системы является использование web-интерфейса, что позволяет работать с данными удаленно.

Учащимся предоставлен доступ к таким разделам как:

–        дневник

–        образовательные ресурсы

–        портфолио

–        общение

–        конкурсы

–        центр образовательных приложений.

Ученики смогут видеть изменения в расписании занятий, узнать, что задали на домашнее задание от учителя и видеть результаты своей успеваемости.

Для родителей на сайте есть вся необходимая информация для контроля за успеваемостью ребенка:

–        дневник ученика

–        домашние задания

–        уведомления об учёбе

–        общение

–        центр полезных приложений

–        почта.

Родители спокойно могут узнать, как учиться их ребенок, какие уроки пропустил и что задали в качестве домашнего задания. Так же у них есть возможность связаться с учителем по возникшим вопросам. Одним словом, электронный дневник для родителей – отличный способ контроля успеваемости ученика.

Сегодня все школы страны фактически переведены на электронный журнал, но система не лишена недостатков. Присутствует ряд проблем, которые не позволяют в полном объеме использовать все преимущества систем. Основными причинами является: отсутствие материальных средств и отсутсвие интернета в школах. Особенно остро стоит проблема в сельских школах.  Кроме того,  не все родители имеют достаточный высокий уровень  владением компьютером.

На сегодняшний день, существует множество систем, позволяющих выполнять функции электронного дневника. Есть коммерческие системы, такие как: «Дневник.ру», «ЭлЖур», «Smiles.Школьная карта», «СМС Школа». Анализ данных систем и представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика систем

Дневник.ру ЭлЖур SmileS.Школьная карта СМС Школа
Домашнее задание + + + +
Расписание + + + +
Оценки + + + +
Общение + - + +
Доступность + + + -
Бесплатное использование + + - -
Страница школы + - - +
Отчеты + + + +
Мобильный сервис + + + -
Уведомления об учебе + + + +
Форум - - - +
Общение с преподавателями + + + +
Информационная безопасность + + + +
Портфолио + - - -
Конкурсы + - + +
Техническая поддержка + + + +
Оплата услуг - - + -
Библиотека - + + -
Демо версия - - + -

Электронный дневник — это простой, удобный способ обмена информации об успеваемости учащегося с его родителями. Он помогает осуществить контроль за успеваемостью, и на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.

Общие вопросы использования  информационных систем в образовании рассматривали И.Н.Мовчан [4-6], А.М. Агдавлетова [2, 15, 16], И.Ю. Ефимова [7] и др. Частные методики обучения и проектирования уроков в различных предметах  выделялись Ю.С. Лактионовой [8], И.Д. Белоусовой  [10-12] и другими [3, 9, 13]. Различные аспекты применения теории и методики обучения в педагогической практике преподавания освещались Т.Б. Новиковой [14], М.В. Махмутовой [17, 18],

Одним из перспективных направлений использования электронных дневников является дистанционное образование. Организация обучения в рассмотренных системах позволяет всем участникам учебного процесса эффективно взаимодействовать между собой. Сервисы удобны тем, что учащийся может в любое время зайти на портал и выполнить задание пропущенного занятия. При необходимости, можно на прямую узнать ответы у преподавателя, на возникшие вопросы. Использование сервиса электронных дневников и журналов для организации дистанционного обучения  – это удачная форма сотрудничества с детьми.


Библиографический список
  1. Сайт компании Дневник.ру . URL: https://dnevnik.ru (дата обращения: 8.11.2015)
  2. Агдавлетова А.М., Инашвили С.Я. Использование электронных образовательных ресурсов для подготовки школьников в области информатики и ИКТ // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6-1 (46). С. 75-78.
  3. Саранцева Д.А. Особенности разработки электронного учебно-методического комплекса / Д.А. Саранцева, И.Д. Белоусова // В сборнике: Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. Томск, 2015. С. 761-763.
  4. Мовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле // В сборнике: Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 717-719.
  5. Мовчан И.Н. Использование облачных технологий в образовании//В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 110-111
  6. Мовчан И.Н. Роль контроля в обучении студентов вуза / И.Н. Мовчан // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2008. -№ 1. -С. 183-187.
  7. Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю.Ефимова, О.О.Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. -2013. Т. 27. -№ 4. -С. 53-56
  8. Лактионова Ю.С. Реализация в образовательном процессе учебно-дидактических комплексов развивающего обучения информатике//Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2. С. 163-165.
  9. Гузаева М.Ю. Развитие творческих способностей учащихся старших классов посредством элективного курса «Легоконструироввание»: учебно-методическое пособие / М.Ю. Гузаева, И.Д. Белоусова, Т.Е.Климова. – Магнитогорск: МаГУ, 2008.- 80 с.
  10. Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики/ И.Д. Белоусова, А.С.  Брылева //Сборник научных трудов Sworld. -2013. Т. 27. -№ 4. -С. 74-77.
  11. Белоусова И.Д. Реализация профессиональных образовательных программ с использованием технологий электронного обучения // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 599-601
  12. Белоусова И.Д. Особенности применения технологий в рамках подготовки будущих ИТ-специалистов в сфере информационного менеджмента // Новые информационные технологии в образовании сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 28-31.
  13. Егоркина Т.А. SEO оптимизация сайта медиа-группы «ЗНАК» / Т.А. Егоркина, И.Д. Белоусова, Л.З. Давлеткиреева / Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 (20). С. 3.
  14. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
  15. Агдавлетова А.М. О методике преподавания дисциплины «Информационные системы и технологии» /А.М. Агдавлетова // Гуманитарные научные исследования. -2015. -№ 3 (45) – С. 67-69.
  16. Агдавлетова А.М. Повышение эффективности образовательного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов / П.Н. Кандина, А.А. Дубовских, А.М. Агдавлетова // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 682-684.
  17. Махмутова М.В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде подготовки специалиста в университете//Электротехнические системы и комплексы. -2015. -№ 1 (26). -С. 43-47.
  18. Махмутов Г.Р., Махмутова М.В. Сочетание традиционной и дистанционной технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в вузе»//Вестник компьютерных и информационных технологий. М.: Издательский дом «Спектр». 2010. № 8. С. 52-56.


Все статьи автора «Мусин Руслан Фархадович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация