ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Ханина Анна Владимировна1, Бабикова Анна Валерьевна1
1Южный федеральный университет

Аннотация
Статья посвящена вопросам технологического развития предприятий промышленного сектора в условиях социально-экономической нестабильности. Предложено совершенствовать механизмы государственного инвестирования инновационной деятельности для обеспечения инновационно-технологического развития экономики в условиях кризиса.

Ключевые слова: государственное инвестирование, инновационная деятельность, инновационно-технологическое развитие экономики, инновационное развитие промышленности, промышленные предприятия


INVESTMENT MECHANISM OF INNOVATION DEVELOPMENT IN INDUSTRY: ASPECTS OF IMPROVEMENT

Khanina Anna Vladimirovna1, Babikova Anna Valerevna1
1Southern Federal university

Abstract
The article is devoted to technological development of enterprises of the industrial sector in terms of socio-economic instability. Proposed to improve the mechanisms of public investment for innovation activities of innovation-technological development of economy in conditions of crisis.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ханина А.В., Бабикова А.В. Инвестиционный механизм инновационного развития промышленности: аспекты совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60341 (дата обращения: 17.03.2024).

В последнее время особую актуальность приобрели вопросы производственно-технологического развития экономики, которые обострились в связи с кризисными явлениями. Негативные последствия кризиса, выражающиеся в спаде производства, росте цен, безработицы и общим падением уровня жизни населения существенным образом окажут отрицательное воздействие на инновационные процессы. Несмотря на улучшение показателей инновационного развития в предыдущие два – три года Российская экономика по-прежнему, ориентирована на экстенсивный рост за счет природных ресурсов. В то время как развитые страны развиваются в шестом технологическом укладе, Россия по уровню технико-технологического развитию некоторых производств не перешла даже в пятый[1]. Основой формирования пятого технологического уклада, началом которого принято считать середину 80-годов 20 века явились прорывные нововведения в областях микроэлектроники, информатики, космических исследованиях и др. явились. Осознавая значимость инноваций в развитии экономики, развитые страны увеличивают объемы финансирования исследований и разработок нововведений, способных стать основой следующего технологического уклада. В развитых станах основная доля этого финансирования приходиться крупные промышленные корпорации, которые имеют потенциал для осуществления технологического развития отрасли или иного инновационного элемента национальной экономики. Связанные с развитием науки и технологий процессы глобализации и интеграции инициируют появление развитие транснациональных компаний, активы которых становятся более подвижными, что облегчает их перенос в другие страны[2]. Компания может легко получить доступ к ресурсам других стран, что в итоге приводит к более эффективной организации инновационной и производственной деятельности. Они становятся обладателями значительного научного и производственного потенциала для создания кардинальных инноваций. Шестая технологическая волна, базирующаяся на развитии нанотехнологий, биотехнологий и информационных технологий вызовет значительные изменения в динамике экономического развития стран мира. Новый этап технологического развития экономик развитых стран основывается на совершенствовании структуры экономики, обеспечивая качественные изменения воспроизводства основного капитала, и ускоренное накопление интеллектуального капитала, развитие темпов реализации инноваций. Соответственно изменяется структура и география инвестиций, большая часть которых теперь направляется в отрасли ключевого фактора и сопутствующие отрасли с учетом их территориального размещения, что может повлиять на развитие территории имеющих подходящие ресурсные характеристики. Зарубежный опыт свидетельствует, что значительную роль в развитии наукоемких отраслей играют технопарки и аналогичные объекты инновационной инфраструктуры созданные или поддерживаемые государством[3]. В Российской экономике структурами, способными создавать прорывные инновации, осуществлять функции институтов развития являются государственные корпорации высокотехнологичных секторов: Роснано, Ростех, Росатом. Они функционируя как саморазвивающиеся хозяйствующие субъекты, участвуют в реализации государственной политики, направленной на приоритетные направления развития высокотехнологичных, наукоемких отраслей, поддержку инновационной деятельности, управляемость инвестиционного процесса, структурную перестройку промышленности[4]. Особая роль государственных корпораций заключается в создании высокотехнологичной продукции с высокой долей интеллектуальной добавленной стоимости, генерации инноваций в приоритетных отраслях посредством институциональных преобразований отраслей промышленности, привлечении инвестиций для реализации инновационных программ как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. Эти возможности предопределяют ведущую роль государственных корпораций в процессе развития технологий обуславливающих переход в следующий технологический уклад. Государственная корпорация является институциональным базисом согласующим интересы государства, системообразующих предприятий, отраслей, территорий. Траектория  технологического развития государственных корпораций определяет вектор отраслевого развития. Анализ отраслевой структуры государственных корпораций показывает, что они объединили практически все высокотехнологичные и среднетехнологичные отрасли и производства. Инвестиционная деятельность государственной корпорации, а также государства и частных инвесторов, направленных на поддержание ее инновационного потенциала, способствует развитию инфраструктуры региона в определенных направлениях. Реализуя инвестиционные программы поддержки науки и образования, они обеспечивают развитие научного и кадрового потенциала.

В сложившихся условиях снижение уровня инвестиций в промышленный сектор приведет к спаду динамики промышленного развития, сокращению количества разработанных и внедренных инноваций. Нехватка финансирования науки и инноваций является очевидным фактом и инициирует разработку таких механизмов инвестирования, которые позволят решить задачи модернизации промышленности в нестабильных экономических условиях. Поскольку государственная корпорация объединяет предприятия ведущих отраслей при разработке указанного механизма следует учесть интересы других организаций, входящих в отрасль и интересы сопряженных отраслей. Механизм направленного инвестирования целесообразно реализовывать через создание государственного фонда инновационных инвестиций, который будет непосредственно распределять финансовые потоки и оценивать направления для инвестирования. Целесообразность такого напраленного инвестирования обусловлено тем, что он обеспечит сохранения части государственного бюджета на определенный период времени, за счет частичного финансирования государственной корпорации и возможность направления инвестиций на другие нужды государства; регулирование деятельности государственной корпорации путем составления программы мероприятий, требующих финансирования. Это в свою очередь, приведет к уменьшению потерь при единовременном финансировании от инфляции и финансовых рисков и сокращению нецелевого использования государственных денежных средств. При осуществлении такой модели направленного инвестирования государство и государственные корпорации совместно принимают решение об инвестировании суммы средств на определенный период. То есть, планируемая государством сумма инвестиций разделяется на несколько периодов, неиспользованные в настоящий момент времени средства могут быть направлены в резерв государства или на иные нужды.

Центральные и региональные власти, которые являются основными инвесторами в государственные корпорации, интересует повышение занятости населения, увеличение конкурентоспособных предприятий в отрасли, то есть достижение целей, поставленных перед государственной корпорацией. Государственные корпорации заинтересованы также в возможном привлечении частных инвестиций, как со стороны российских предприятий, так и зарубежных. С использованием такого механизма частным компаниям гораздо проще инвестировать в государственные корпорации, так как необходимые суммы будут гораздо меньше, чем инвестируются в настоящее время. Также возможно привлечение большего числа новых предприятий в отрасль за счет направленного инвестирования в развитие определенной сферы деятельности.

Представленный механизм направленного инвестирования государственных корпораций и оценка возможности регулирования инвестиционных потоков в отрасли за счет внешних и внутренних ресурсов позволяют выделить субъектов, заинтересованных во внедрении механизма направленного инвестирования:

– органы государственной власти; органы местного самоуправления; структуры по поддержке и развитию государственно-частного партнерства;

– организации, входящие в отрасль и нуждающиеся в дополнительной поддержке;

– финансовые институты, обслуживающие предприятия высокотехнологичного сектора;

– организации, не входящие в отрасль, но получающие финансирование от государства; за счет распределения средств они могут получить необходимый объем финансирования раньше.

Предложенный механизм инвестирования посредством создания фонда инновационных инвестиций может существенно повысить результативность инновационной и инвестиционной деятельности не только государственных корпораций, но и в значительной степени поспособствует решению задач по импортозамещению, повышения наукоемкости и конкурентоспособности производства и решению важнейших задач социально-экономического развития.


Библиографический список
  1. Рогозин Д. О. Робот встанет под ружьё //Российская газета :М., 2013. — № 264 (6240) http://www.rg.ru/2013/11/22/tehnologii.html
  2. Модели и механизмы сопряженного развития государственных корпораций, регионов и отраслей в трендах экономического роста и технологической модернизации. Кол. авт., под ред. Бабиковой А.В. Изд-во ЮФУ, Ростов –на –Дону. 2014, 248с.
  3. Голова Ирина Марковна, Суховей Алла Филипповна ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ // ЭКОНОМИКА РЕГИОНА . 2015. №1. С.131-144.
  4. Шевченко И.К., Бабикова А.В. Роль и перспективы развития государственных корпораций в экономике промышленного сектора // Российское предпринимательство. — 2013. — № 15 (237). — c. 71-76. — http://old.creativeconomy.ru/articles/29284/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Негадова Анна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация