УДК 37

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В ПЕДПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Карташова Елена Александровна
Ростовский государственный медицинский университет
ассистент кафедры внутренних болезней №2

Аннотация
В статье рассматривается междисциплинарный подход к изучению человека в контексте медицинского образования. В педпроцессе медицинского вуза особое место занимает специально организованная среда для передачи, усвоения и воспроизведения социального опыта.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, гуманизация., зеркальные нейроны, Ключевые слова: междисциплинарный подход, Междисциплинарный подход, образовательная среда, социализация


INTERDISCIPLINARY APPROACH TO STUDY A HUMAN BEING IN THE TEACHING PROCESS OF A MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Kartashova Elena Aleksandrovna
Rostov State Medical University
assistant of Internal diseases Chair № 2

Abstract
The article considers an interdisciplinary approach to study a human being in the context of medical education. In the teaching process of a medical higher educational establishment the particular place is occupied with specially organized environment for transferring, mastering and reproducing of social experience.

Keywords: educational environment, humanization, interdisciplinary approach, mirror neurons, socialization, volunteering


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60235 (дата обращения: 21.11.2016).

Президент РФ В.В. Путин в очередном ежегодном Послании Федеральному Собранию подчеркнул, что сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, поддержки и взаимопомощи, поэтому определяющее значение в настоящее время приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики [1, с. 34]. Не секрет, что общество в наши дни представляет для человека своеобразную зону риска, что проявляется в том числе и в сфере здравоохранения, поэтому система здравоохранения в целом и медицинское образование в частности  нуждаются в модернизации, поскольку невежество в аспекте медицинской деятельности выступает как идеология антигуманизма [2; 3 4; 5]. Наше государство – в лице научного сообщества – пытается разработать пути преодоления невежества посредством модернизации системы образования в стране. Этому в большой мере поспособствовало внедрение ФГОС третьего поколения. Врач – это не только квалифицированный специалист, это личность, обладающая высокой нравственной культурой, моральным стержнем, личность толерантная в сфере культуры, религии и этнической принадлежности. В условиях инновационного общества необходимо помнить, что от нравственных императивов ученых и медицинских работников зависит жизнь и здоровье людей, поэтому внутренний самоконтроль участников инновационной деятельности приобретает первостепенную роль  [6, с. 199].

Сегодня всем уже ясно, что мощь технологического развития необходимо согласовывать с социогуманитарными регуляторами практической деятельности человека, а это реализуемо посредством гуманизации и гуманитаризации науки и образования через воспитание у молодежи доминанты «на лицо другого» [7]. В современных условиях необходимо развивать не только технократическое мышление, но и гуманитарное [8, с. 107].

Содержание высшего профессионального медицинского образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми вне зависимости от их расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности. Отсюда вытекают задачи системы высшего профессионального медицинского образования – это не только формирование широкого кругозора у будущего врача, но и воспитание духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть не только здоровье каждого конкретного человека, но и будущее всего общества.

Гуманитарный аспект медицинского образования отражает весь спектр гуманитарных  проблем профессиональной деятельности врача — это и проблемы взаимоотношения с пациентами и членами их семей, коллегами, и вопросы медицинского права, аспекты влияния научных открытий на жизнедеятельность человека и т.д. Все эти важные вопросы должны найти отражение в выборе дисциплин, которые изучают студенты-медики в рамках образовательного процесса.

В медицинских и фармацевтических вузах гуманизации и гуманитаризации педпроцесса следует уделять должное внимание в аудиторное и внеаудиторное время  [1]. В сложное время нехватки финансирования и в целом сложной экономической ситуации в стране и во всем мире, когда вузы вынуждены сокращать ряд гуманитарных дисциплин, таких как «Культурология», «Основы мировых религий», «Этика и эстетика» и др., особо остро встает вопрос междисциплинароного подхода к изучению человека, потому что за рамками изучения остаются базовые философско-мировоззренческие аспекты, ведь на сегодняшний день у науки нет достоверных, безусловных и абсолютных фактов, благодаря которым можно понять и познать природу человека, не только как биологического существа, но как существа надбилогического, имеющего сознание, созидающего мир и, следовательно, самое себя. Вопрос о том, что есть человек, тысячелетиями остается открытым. Мы не можем с уверенностью сказать, как из биологического возникает социальное, но можем утверждать, что сознание зависит от биологического. Все время в процессе обучения в вузе студент находится в интенсивном процессе личностной идентификации. Немаловажной частью этого процесса является и складывающаяся профессиональная идентичность. [9, с.19].

Для становления гражданско-правовой активности молодежи необходимо вовлечение студентов-медиков в социально-полезную деятельность и наиболее благоприятной средой для этого является именно учебное  заведение, так как обучение в вузе является важным периодом в жизни молодежи, в котором происходит не только профессиональное становление, но и завершается личностное самоопределение.

Следует особо отметить тот факт, что использование межпредметных связей, включенных в работу по развитию познавательного интереса, различных форм речемыслительной деятельности (абстрактно-логической, наглядно-образной, конкретно-ситуативной), способности четко выражать свои мысли – все это повышает  мотивацию студентов [10]  . В процессе социального воспитания молодежи [11] особое место отводится аудиторной и внеаудиторной работе по реализации регионального компонента [12] и специально организованной среде, что способствует передаче опыта от наставника к обучаемому и активному его воспроизведению в дальнейшей профессиональной деятельности [13]. Главными агентами в повседневной практике студентов-медиков являются преподаватели – и как носители профессиональных ценностей, и как представители культуры [14, с.157]. Личность преподавателя и его роль в становлении личности студента трудно переоценить, особенно это касается студентов младших курсов, для которых преподаватель, особенно если речь идет о харизматичной личности, способной увлечь и заинтересовать в будущей профессии, – это не только учитель, но и эталон, образец для подражания.

Содержание дисциплин при подготовке студентов в российских вузах можно структурировать и подразделить на формирование следующих компетенций: ключевые (универсальные) и профессиональные – общепрофессиональные и специальные [15, с 21]. Ядро модели выпускника любого вуза составляют ключевые компетентности. С одной стороны, ключевые компетентности специалиста не являются профессионально обусловленными. Этими компетентностями должны обладать все современные специалисты, независимо от сферы их деятельности. С другой стороны, ключевые компетентности профессионально значимы и составляют основу, базу для профессиональных компетенций, позволяют им более полноценно реализовываться [16].

Знакомство студентов-медиков с историей нашей страны, с русской культурной самобытностью и приобщение их к морально-нравственному наследию отечественной медицины будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их нравственному воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности в профессиональном плане, что, в конечном счете, приведет к трансформации нравственного сознания в нравственное отношение [17, с.162]. Гуманитарные науки, такие, как «История Отечества», «Русский язык и культура речи», «История медицины», «Философия», «Биоэтика» – вот «колыбель», в которой должно начинаться формирование будущего врача.

Ученые РостГМУ ведут обширную научно-исследовательскую и практическую деятельность, направленную на становление гражданско-правовой активности студентов. Так,  ведущий специалист РостГМУ в области биоэтики Агеева Н.А. рассматривает проблему социализации личности и консолидации общества [18], формирования новой субъектности сквозь  призму идей всеединства, космизма и органопроекции.

Шаповал Г.Н., Иващенко А.П., Крамская С.В. ведут всестороннюю практическую деятельность, направленную на становление активной гражданско-правовой активности студентов РостГМУ

В заключении отметим, что не стоит забывать, что игнорирование целостного подхода к изучению человека и забвение нравственной компоненты грозит современному обществу ценностной аномией и дальнейшей диверсификацией глобальных проблем.


Библиографический список
  1. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.  2015.  № 52.  С. 33–38.
  2. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» в контексте медицинской деятельности // Современная медицина: актуальные вопросы.  2014.  № 31.  С. 83–88.
  3. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология.  2014. № 6 (7).  С. 2.
  4. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации.  2014.  № 9-2 (41).  С. 5–10.
  5. Агеева Н.А. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в контексте рационального и мифологического мышления // Гуманитарные и социальные науки.  2013. № 5. С. 69–77.
  6. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение инновационной деятельности //  Инновации в науке.  2013.  №  28. С. 199–203.
  7. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации.  2014. № 10-2 (42).  С. 117–122.
  8. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.   2014.   С.  106–109.
  9. Иващенко А.П. Духовный кризис и этническая идентичность // Социальные и гуманитарные науки: теоретические и прикладные исследования. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону. 2013. С. 19–22.
  10. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки.  2015.  № 1 (80).  С. 81–84.
  11. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2015.  № 2 (42).  С. 162–170.
  12. Агеева Н.А. Региональный компонент образования как эффективное средство социализации личности студентов российских вузов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.  2014. № 38.  С. 37–42.
  13. Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-3 (45). С. 5–11.
  14. Шаповал Г.Н. Повседневная практика как один из механизмов приспособления иностранных студентов к российской действительности //  Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. 2014.  № 2.  С. 157-158.
  15. Шаповал  Г.Н.  Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов// Современные научные исследования.   2012.  №  4 (1).  С. 21.
  16. Андриянова Е.А., Носкова С.В. Компетентностная модель выпускника медицинского вуза / Педагогические технологии реализации компетентностного подхода в современном медицинском образовании. Сборник статей межрегион. науч.-практич. конференции. – Саратов.: Изд-во СГМУ, 2009. С. 9 – 18.
  17. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. 2015. № 43. С. 158–164.
  18. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. 2015. № 48. С. 86–90.


Все статьи автора «Карташова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация