УДК 378

КАК СДЕЛАТЬ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРЕСНЫМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ?

Неделяева Анна Вячеславовна1, Паниткова Любовь Алексеевна2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, доцент кафедры физиологии и БЖ человека
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, магистрант кафедры физиологии и БЖ человека

Аннотация
В настоящей статье рассмотрены основные понятия безопасности жизнедеятельности в школьном курсе ОБЖ: безопасность, опасность, чрезвычайная ситуация и др. Уделено внимание наглядным методам, методу «обучение равными по статусу», показана роль интегрированных уроков и дискуссий в освоении понятийного аппарата безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, опасность, понятие «безопасность», чрезвычайная ситуация.


HOW TO DO STUDY OF THE BASIC CONCEPTS OF LIFE SAFETY INTERESTING FOR THE SCHOOLCHILDREN?

Nedeliaeva Anna Vyacheslavovna1, Panitkova Lyubov Alekseyevna2
1Nizhny Novgorod state pedagogical University K. Minin, candidate of biological sciences, assistant professor of the physiology and human safety department
2Nizhny Novgorod state pedagogical University K. Minin, undergraduate student of the physiology and human safety department

Abstract
The article considers the basic concepts of life safety in the school course: safety, danger, extraordinary situation and others. In the article attention is paid to visual method, the "training of equal status," the role of integrated lessons and discussions in the development of conceptual apparatus of life safety.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Неделяева А.В., Паниткова Л.А. Как сделать изучение основных понятий безопасности жизнедеятельности интересным для школьников? // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60091 (дата обращения: 20.11.2016).

Согласно ФГОС, утвержденному Приказом № 1897 от 17.12.2010 и базисному учебному плану основного общего образования (Приложение 1) на предмет ОБЖ отведено по 1 часу в   неделю в 7-9 классах.  Если раньше ОБЖ преподавали, начиная со второго класса, применяя сказочно-развлекательные формы для составления учебников, то теперь весь материал нужно пройти за три года на достаточно серьезном учебно-методическом уровне, уместном для учащихся подросткового возраста.

С 13 до 15 лет человек переживает самый трудный в своей жизни переходный  (подростковый)  период. В этом возрасте происходит становление сложных форм когнитивной  деятельности, обостряется аффективная сфера ребенка, активно развиваются восприятие и память. Человеческая память является условием для научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Выбирать разные формы обучения необходимо не только с учетом содержания материала, но и с учетом возрастных особенностей подростков.

Как и любая наука, безопасность жизнедеятельности имеет свои основные  понятия, с изучения которых и начинается ее постижение.  Перечень этих понятий различается в разных учебных пособиях, в целом, можно выделить следующие понятия: безопасность, жизнедеятельность, опасность, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация, защита от опасностей и др. В настоящей статье мы рассмотрим три понятия: безопасность, опасность, чрезвычайные ситуации.

Если взять  для рассмотрения учебник ОБЖ для 7-9 классов Виноградовой Н.Ф. с соавт. [1], то определение понятия «безопасность» не выделено, однако достаточно подробно рассмотрено понятие «национальная безопасность», что  включает личную, государственную, военную, экономическую, информационную и экологическую безопасность.

К 9 классу школьники имеют достаточно широкое представление о безопасности, сформировать это понятие помогут учебники, а также словари и тексты законов РФ, с которыми учащиеся должны обязательно знакомиться в процессе приобретения  новых знаний.  В разных словарях и федеральных законах можно найти более 20 вариантов этого определения. Некоторые определения приведены далее [2].

Согласно словарю Даля В.И., “БЕЗОПАСНОСТЬ – отсутствие опасности, сохранность, на­дежность. Безопасный – неопасный, неугрожающий, не мо­гущий причинить зла или вреда; безвредный, сохранный, верный, надежный” [3]. В “Новом словаре русского языка” Ефремовой Т.Ф. слово “безопасный” трактуется следующим образом “БЕЗОПАСНЫЙ. 1. Не грозящий опасностью, не причи­няющий вреда; безвредный. 2.  Находящийся вне опасности, не подвергающийся ей” [4]. В ФЗ РФ “О безопасности” понятие БЕЗОПАСНОСТЬ рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [5].

Кроме того, можно ознакомить учащихся с понятиями “промышленная безопасность”, “экологическая безопасность” и другими видами безопасности. Согласно ФЗ РФ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997), “ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ  – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опас­ных производственных объектах и их последствий [6].   В ФЗ РФ “Об охране окружающей среды” (2002) дается следующее определение: “ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – состояние защи­щенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйст­венной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера, их последствий” [7].

С помощью правильно организованной пропаганды безопасности можно дать информацию обучающимся и воспитанникам о потенциально опасных  факторах на улице, в быту, в учебных помещениях, на производстве и других местах, о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай или чрезвычайную ситуацию.Как же ребятам справиться с таким объемом информации, не потеряться в нем? Согласно теории   Р.С. Немова [8],  на запоминание (вспоминание) материала влияют связанные с ним эмоции. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный  след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Поэтому теоретическая база обязательно должна подкрепляться визуальными, яркими примерами.

Разбирая понятие «безопасность» мы обязательно затрагиваем и понятие «опасность», а рассмотрение понятия «опасность» невозможно без рассмотрения мер защиты от опасностей.

Материальная оснащенность кабинета ОБЖ (хорошо, если таковой имеется в школе вообще) должна соответствовать современным требованиям к материально-техническому обеспечению учебного процесса. Это и  мультимедийное оборудование, с помощью которого можно демонстрировать киноролики, фильмы,  презентации, подготовленные как педагогом в качестве учебного материала, так и самими детьми, что позволяет раскрывать и развивать их творческие способности; и измерительные приборы; и тренажеры для проведения сердечно-легочной реанимации, и другое оборудование.

Хорошо, если в школе есть и современные средства индивидуальной защиты (СИЗ), которые,  благодаря применению передовых технологий обладают оптимальной эргономичностью, расширенными возможностями создания индивидуальных конфигураций, отвечают современным требованиям промышленного дизайна (цвет, вес, модульность) [9]. Для наглядности и сравнения  можно создать в классе музейный  уголок с экспонатами старого образца.

Большое значение имеют и практические задания по ОБЖ, они также повышают интерес школьников к тем или иным проблемам.

Так как наиболее важным и совершенным средством  запоминания для человека является письмо, следует об этом не забывать и учителю ОБЖ.  Дети могут записать наиболее значимые определения одного и того же понятия. Например, вот как трактуется слово «опасность» в словаре терминов МЧС [10]: «опасность – это возможность нанесения вреда, имущественного (материального), физического или морального (духовного) ущерба личности, обществу, государству».  В данном словаре существует еще 2 определения этого понятия.

Выбираем любое определение из предложенных и после прочтения  и обсуждения с детьми всех определений, записываем наиболее понятные и простые для их восприятия. Чередуя  небольшие письменные упражнения, устный материал с групповыми обсуждениями, а также  путем включения элементов демонстрации во время урока, можно добиться большей эффективности в понимании данного термина. Например, можно сопровождать объяснение понятия «опасность» демонстрацией презентации с иллюстрациями разных видов опасностей.

Психологи уверяют, для того чтобы  активизировать учащихся, следует использовать разнообразные методы. Обучение равными по статусу (в данном случае сверстниками)  является одним из таких методов. Школьники сами могут сделать небольшие сообщения о разных видах опасностей и дать иллюстрации. Чем больше человек  думает о проблеме, чем активнее старается представить ее зрительно и выразить словами, чем больше обсуждает с другими,  тем легче и прочнее происходит запоминание [11]. Задача учителя – обязательно акцентировать внимание учеников на меры защиты от конкретных опасностей. Таким образом, воспринимается (запоминается) 70% материала, и что очень важно – тренируется и развивается речь школьника, многие действия запоминаются на уровне «автоматизма».

Не только при изучении различных видов опасностей можно использовать метод дискуссии. На любом уроке при изучении нового материала ученики могут выступать в роли докладчика с короткими, но интересными сообщениями.  В этом должно помочь и мультимедийное оборудование для сопровождения речи запоминающимися картинками и фотофактами.

Самостоятельная подготовка и осмысление учеником нового материала способствует развитию воображения. Особенно это касается обсуждения основных понятий и терминов, связанных с экологической безопасностью и защитой окружающей среды. Некоторые подростки начинают все чаще обращаться к творчеству: писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами креативного созидания, особенно когда тематика связана с защитой окружающей среды.

Чтобы разнообразить обучение, сделать его более запоминающимся и интересным, можно некоторые темы изучать за счет нестандартной формы урока – провести интегрированный урок  (это необычно, значит интересно), на котором объединить обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия или явления. Такой урок можно провести на тему «Национальная безопасность России». В роли основной дисциплины, выступающей  интегратором, будет  предмет «Обществознание», а дисциплина ОБЖ, как вспомогательная, будет способствовать более углубленному, расширенному изучению таких терминов как личность, общество, государство, нация, интересы, защищенность, стабильность, угроза, опасность.

С помощью интегрированного урока можно решить ряд задач, трудно реализуемых в рамках традиционного подхода, включающих и повышение мотивации учебной деятельности, и организацию целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, анализ, классификация, синтез и др. [11].

В современном мире к опасностям естественного происхождения (повышение или понижение температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной,  хозяйственной и иной деятельностью человека. Эти факторы рассматриваются на уроках ОБЖ, как источники чрезвычайных ситуаций либо природного, либо техногенного характера.

В соответствии с текстом Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие чрезвычайной ситуации можно сформулировать как неблагоприятную обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь либо повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей [12]. Необходимо также детально рассмотреть данное понятие на уроках.

Факторы  естественного  и  техногенного  происхождения, являющиеся источниками чрезвычайных ситуаций, более подробно можно разобрать на интегрированных уроках, объединяющих три предмета: физику, ОБЖ, технологию. В процессе проведения такого урока на первый план выходит социальная важность данной проблематики. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребенка. Излагая материал, всегда надо учитывать возрастную категорию учащихся. Если ученикам 12-13 лет можно давать общее представление об опасных факторах той или иной чрезвычайной ситуации и о мерах защиты, то с более старшей возрастной группой можно рассмотреть все закономерности возникновения данной чрезвычайной ситуации и подробно разобрать меры защиты с учетом уже накопленных знаний.

Главная задача родителей и учителей – объяснить  детям элементарные правила безопасности, научить умению грамотно вести себя в экстремальных ситуациях, привить общепринятые правила поведения, чтобы они умели адекватно действовать в той или иной обстановке, развивать у детей самостоятельность и ответственность. Когда человек будет знать и, главное, понимать все эти правила, ему будет легче обеспечить свою безопасность и безопасность других людей при необходимости. Но в любом случае, ответственность за безопасность детей целиком и полностью ложится на взрослых.

Безопасность жизнедеятельности – это универсальная дисциплина. Её должны знать все, начиная от дошкольников, школьников, и заканчивая руководителями любого ранга. Знание основ безопасного поведения и умение действовать в экстремальной ситуации – залог безопасности каждого человека в нашей стране.


Библиографический список
  1. Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б. Основы безопасности жизнедеятельности, 7-9 класс // Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2014.
  2. Охрана труда. Информационный ресурс.  URL: http://ohrana-bgd.ru/bgdobsh/bgdobsh1_05.html (дата обращения 12.11.2015).
  3. Даль В.И. Толковый словарь  русского языка. Современная версия.  М., 2002. С.44.
  4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка // Новый толково-образовательный словарь русского языка.  М.: Изд-во  «Дрофа», 2000.
  5. ФЗ РФ «О безопасно­сти», 1992.
  6. ФЗ РФ «О промышлен­ной безопасности опас­ных производственных объектов», 1997.
  7. ФЗ РФ «Об охране ок­ружающей среды»,  2002.
  8. Немов Р.С.  Психология //Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. С. 246-250.
  9. Связь для профессионалов // Пожарное дело. 2015.  № 9. С.64-65.
  10. Словарь терминов МЧС, 2010.  URL: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/88541/ (дата обращения 12.11.2015).
  11. Цымбалюк Н. Если учащиеся хотят идти на урок, учитель верно выбрал профессию // Основы безопасности жизнедеятельности.  2015. №8. С. 42-45.
  12. Смирнов А.Т., Литвинов Е.Н., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности для 8 класса // Учеб. для учащихся  общеобр.учр.,  1-е изд. М.: Изд-во АСТ, 1997. 160 с.


Все статьи автора «Неделяева Анна Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация