УДК 379.8

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ДЕТСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Погонцева Дарья Викторовна
МБУ ДО г.Ростова-на-Дону Дворец творчества детей и молодежи

Аннотация
В статье рассматривается вопрос использования русских народных игр в рамках работы программы дополнительного образования детей. Мы рассматриваем несколько игр, особенности их разучивания, проведения и реакции детей и родителей на те или иные фольклорные игры с точки зрения XXI века.

Ключевые слова: игра, педагогика, фольклор


FOLKLORE KIDS GAMES IN WORKING WITH CHILDREN PRESCHOOL AGE

Pogontseva Daria Victorovna
MBU DO Rostov-on-Don Palace Children and Youth Creativity

Abstract
The article discusses the use of Russian folk games as part of the program of additional education for children. We see a few games, learning the features of, and reactions of children and parents on those or other folk games from the perspective of the XXI century.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Погонцева Д.В. Фольклорные детские игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/59463 (дата обращения: 22.11.2016).

Во все времена во всех культурах  и у всех народов есть общая черта – все дети играют. Игра это неотъемлемая часть жизни ребенка, важная для его развития. В игре ребенок узнает, что существуют правила, которые нужно учиться соблюдать, развивает силу и ловкость, играя с куклами девочки учатся ухаживать за игрушечными детьми, копируя поведение мамы. В дошкольном возрасте дети играют постоянно – это их  способ познания окружающего. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В современном мире компьютеры и модны устройства и гаджеты заполнили жизнь и, в том числе жизнь ребенка. Игры, в которые играли еще наши родители, постепенно забываются и уходят в историю. Но сама история хранит огромное количество очень интересных игр, которые могут быть интересны и современным детям.

В рамках работы в творческом объединении «Феникс» (образцовый фольклорный ансамбль МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону) мы используем игры в группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет), как учебно-игровой материал [1-3]. Народная песня-игра «Шла коза по лесу» предлагает детям несложные ритмические упражнения («ручками похлопаем, ножками потопаем, давай коза попрыгаем»)» игра «Воробушек» предлагает участникам придумать танцевальное движение, которое должны повторить остальные участники; игра «Тетера», «Сизый чижик», «Дударь» развивает ритм и умение взаимодействовать с другими детьми. Игра «А мы сеяли лен» рассказывает всю технологию изготовления льняной одежды с момента посадки семян льна, сбора, обработки, до момента изготовления одежды; а игра «Ворон и курица» учит импровизации (один и тот же диалог нужно каждый кон сыграть по-разному), а с другой ловкости (нужно увернуться от ворона и не «оторваться» от других партнеров по игре). Игра «Шишки, желуди, орехи» играется в нескольких вариантах, на первом этапе «Шишки-желуди» и позже «Шишки, желуди, орехи».

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Одной из таких календарных игр является игра – песня «А мы сеяли лен». В ней описывается полный процесс изготовления льняной одежды.  Две шеренги лицом друг к другу исполняют песню, при пропевании первой части (куплета) – жестами демонстрируется процесс описываемый в песне (сеяли лен – разбрасывание семян, пололи – сорвать сорняк и отбросить в сторону ит.д.), на словах «сапогами приколачивал» – все топают ногами. На припев, по очереди, каждая шеренга проходит змейкой между участниками второй шеренги (линия 1 – все дети поднимают руки воротцами, линия 2 проходит змейкой в каждые воротца держась за руки). Простая на первый взгляд игра требует от старших дошкольников концентрации внимания, необходимо пропевать текст, одновременно совершая действия (на куплете), и скоординировано двигаться с группой детей (на припеве), т.к. к концу припева надо вернуться на свое место. Как показывает наш опыт, такая игра, в последствии, может быть использована в качестве распевки в начале занятия, или разминки в середине. Вместе с тем изучение песни требует определенного времени; если проследить по тексту всей игры, то можно узнать, что лен сеяли, пололи, потом собирали, мочили, мяли, сушили, потом его сучили (скручивали в нитку), потом ткали ткань, потом ее кроили, шили и в последнем куплете «носили лен». В работе с детьми 5-7 лет необходимы выделить время на разбор текста. В своей работе мы также используем наглядные пособия: клок шерсти, из которого каждый может попробовать скрутить нитку; аналог ткацкого станка (изготовленный из деревянной рамки с натянутыми нитями). Также мы предлагаем детям в учебном классе посадить семена льна, и увидеть, как он растет. Все это формирует у ребенка четкое представление о том, что делали его предки и зачем.

Совсем другое восприятие и назначение игры «Покойник». В деревнях детей не ограничивали от факта смерти, как делают это в наше время, когда детей отправляют к родственникам, а потом объясняют, что «бабушка/дедушка уехали далеко и не вернуться». Игра «Покойник» учила детей не бояться мертвого человека в шуточной форме. Ведущий – «покойник», лежит на лавке с закрытыми глазами, дети идут хороводом вокруг напевая песню: «Умер покойник со среды на вторник, пришли хоронить, а….» далее текст развивается с каждым куплетом, в первом куплете «а покойник-глазами глядит», во втором «руками шевелит», в третьем куплете «сидит», далее «стоит» и «за нами бежит». Задача «покойника» – поймать одного из детей, который становится следующим покойником. У большинства родителей эта игра вызывает большое напряжение, они просят не играть или хотя бы не делать их ребенка «покойником», однако песня подчеркивает невозможность данной ситуации, т.к. покойник умер «со среды на вторник». В связи с негативной реакцией родителей, эта игра была исключена из программы, однако надо отметить, что с точки зрения отношения детей к смерти в этом возрасте – игра не вызывает негативных эмоций, поскольку нет полного осознания смерти и могла бы являться хорошим элементом в формировании отношения в будущем.

Одной из важных игр, с точки зрения развития детей, является игра «Дударь». В центре стоит «дударь» – остальные дети идут хороводом вокруг и поют: «Дударь, дударь, дударище, старый, старый старичище, его под колоду, его под сырую, его под гнилую! Дударь, дударь, что болит?» – далее ведущий называет часть тела, которая у него болит (поясница, колени, локти, шея ит.д.). Следующий круг песни все участники хоровода держат руки на «больном месте» соседа слева и справа. После трех-четырех кругов «дударь» выздоравливает. Для детей старшего дошкольного возраста оказывается сложным вспомнить название отдельных частей тела.

Основываясь на педагогическом наблюдении, мы можем говорить о том, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, использование игр  в работе фольклорного ансамбля способствует развитию вокальных, ритмических навыков детей, однако, кроме этого, они помогают формированию социальных навыков (общение и взаимодействие) и помогает изучать историю и быт предков в упрощенной форме. Нельзя не отметить, что использование народных игр также формирует интерес к изучению истории в целом. С точки зрения психологического развития, у детей старшего дошкольного возраста важно дать понимание игры «по правилам», сформировать умение взаимодействовать с другими детьми, особенно это важно в связи с тем, что не все дети посещают детские сады, а кроме того через народные игры есть возможность сформировать уважительное отношение к окружающим людям и миру в целом.

Приложение

Текст песни- игры «А мы сеяли лен»

-А мы сеяли, сеяли лён,
а мы сея приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужелёк,
Припев: Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой,
Лён мой зеленой.
-А мы пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужелёк,
Припев.
-А мы рвали, мы рвали лён,
а мы рвали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужелёк,
Припев
И далее:
-А мы мочили, мочили лён,
-Мы сушили, сушили лён,
-А мы мяли, мы мяли лён,
-А мы пряли, мы пряли лён,
-А мы ткали, мы ткали лён,
-А мы кроили, кроили лён,

-А мы шили, мы шили лён,
-А мы носили, носили лён,
а мы носили, приговаривали
чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
ты носися, мой белый кужалёк.


Библиографический список
  1. Абраухова В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. -Ростов-на-Дону: Fondation, 2011.-166 с.
  2. Абраухова В.В. Творческое развитие личности в учреждении дополнительного образования//Современные научные исследования. 2012. № 4 (1). С. 19.
  3. Бржезинская Н.А. Роль занятий в фольклорном ансамбле для формирования личности ребенка//Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 (22). С. 13.
  4. Бржезинская Н.А. Фольклорный ансамбль как ресурс воспитания патриотизма//Education Sciences and Psychology. 2013. № 1 (23). С. 87-92.
  5. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора.//Современная педагогика. -№ 5 Май 2013 . URL:http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
  6. Летучева С.К. Воспитание патриотизма -в работе дополнительного образования//Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 (25). С. 8.
  7. Летучева С.К. Формирование творческой направленности и ценностно-смысловой среды (на примере работы творческих объединений дополнительного образования)//Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 (24). С. 9.
  8. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук/Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010


Все статьи автора «fenix13»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация