УДК 339.138

О ЗНАЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАРКЕТОЛОГОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Удалова Ирина Борисовна1, Кириллова Кира Владимировна2, Осипенко Наталья Николаевна3
1Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита
2ООО "Бинарити", менеджер по маркетингу
3Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, старший преподаватель кафедры «Прикладная математика»

Аннотация
Статья посвящена анализу значения современных компьютерных программ в процессе обучения специалистов по маркетингу. Авторы рассматривают основные компьютерные программы применяемые в работе российских предприятий и в используемые в процессе обучения в рамках высших учебных заведений. Особое внимание уделяется роли взаимодействия между бизнесом и высшими учебными заведениями по вопросам подготовки квалифицированных кадров в сфере маркетинга.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные программы, маркетолог, обучение маркетингу, процесс обучения


INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF MARKETING SPECIALISTS IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Udalova Irina Borisovna1, Kirillova Kira Vladimirovna2, Osipenko Natalia Nikolaevna3
1Lobachevsky State University of Nizhnу Novgorod, Candidate of Economics, Associate Professor of Finance and Credit Department
2Binarity Ltd, Marketing manager
3Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E.Alekseev, senior lecturer of "Applied mathematics" Department

Abstract
The article is dedicated to modern computer programs in the training of Marketing Specialists. The authors consider main computer programs used by Russian enterprises and institutions of higher education of Russia in the training of Marketing Specialists. Special focus is on the cooperation between business and institutions of higher education in the training of qualified marketing personnel.

Keywords: Computer Programs, information technologies, learning process, marketing training


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Удалова И.Б., Кириллова К.В., Осипенко Н.Н. О значении информационных технологий в процессе подготовки маркетологов в системе высшего профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/60037 (дата обращения: 26.11.2016).

Современное развитие рыночных экономических систем требует от представителей бизнеса не только быстрого принятия решений на основе сложившейся конкурентной ситуации, но и максимально точного прогнозирования изменений на отдельных рынках. Именно маркетинг, представляющий собой “систему управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленную на достижение конечных результатов ее деятельности посредством учета и активного влияния на рыночные условия” [1], позволяет собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия обоснованных экономических решений в рамках деятельности конкретных компаний. В этой связи заинтересованность в квалифицированных специалистах с высшим образованием в сфере маркетинга со стороны многих российских и зарубежных компаний растет. Так, например, результаты опроса, проведенного Гильдией Маркетологов в конце 2013 г, показали, что в трети компаний, в которых работают респонденты, в позапрошлом году увеличилось количество штатных сотрудников отделов маркетинга [2]. Кроме того, по некоторым данным, за последние годы отмечен рост спроса на маркетологов-аналитиков (с апреля 2013 г. по апрель 2014 г.) на 20% [3].

В данной ситуации для российских ВУЗов, занимающихся подготовкой специалистов в области маркетинга весьма актуальной задачей, по мнению авторов, является как сочетание теоретических и практических занятий, так и внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс в целом и специализированных бизнес-программ для обучения маркетологов в частности. Для этого ВУЗам необходимо не только полностью соответствовать установленным государственным стандартам в вопросах внедрения компьютерных программ в обучающий процесс, но и  создавать условия для взаимодействия учебных заведений с работодателями, ведь “современной экономической системе…требуются компетентные, инициативные, готовые к инновационной деятельности специалисты различного уровня образования. Их подготовка может осуществляться лишь при условии тесного взаимодействия образовательных учреждений и производства” [4, с. 11]. Решение данной задачи, безусловно, способно повысить как конкурентоспособность выпускников на рынке труда, так и привлекательность соответствующих высших учебных заведений среди абитуриентов.

В рамках данной статьи невозможно рассмотреть все компьютерные программы, знание которых требуется от соискателей на должности в сфере маркетинга, поэтому авторы хотели бы остановиться на тех программах, которые получили широкое применение в российском бизнесе и вошли в программы обучения специалистов по маркетингу в высших учебных заведениях.

1. В первую очередь хотелось бы отметить программу из стандартного пакета Microsoft Office: программу Excel, используемую маркетологами как крупных компаний, так и организаций в сфере малого бизнеса. Данная программа является “наиболее распространенным инструментом подавляющего большинства российских маркетологов для обработки статистики” [5, с. 259]. Excel позволяет планировать сбор данных, обрабатывать полученную в ходе маркетинговых исследований информацию как в числовом, так и в графическом формате, что дает возможность формировать удобные для анализа наглядные отчеты. Еще одним преимуществом данной программы, как для бизнеса, так и для высших учебных заведений, является ее ценовая доступность. Кроме того, программа обладает универсальностью в плане обрабатываемой информации: в ней можно хранить и обрабатывать информацию о поставщиках, конкурентах, партнерах, клиентах компании. Однако стоит отметить, что Excel не создавалась под запросы именно маркетологов, ее используют и специалисты в сфере бухгалтерского учета, и специалисты кадровых служб, и менеджеры по продажам. Поэтому Excel не может быть использована для решения всех информационных задач маркетологов. Например, при необходимости обработать результаты масштабных опросов потребителей, компания не сможет использовать данную программу; при необходимости анализа информации с помощью кластерного, дискриминационного, частотного анализов, по мнению авторов, целесообразнее обратиться к программному пакету SPSS.

2. Программный пакет SPSS ориентирован в большей мере на анализ социологических данных, поэтому он в первую очередь получил признание именно среди компаний, нуждающихся в проведении масштабных маркетинговых и социологических исследований. Исследования занимают значимое место в функционале современных специалистов в области маркетинга, так как “в условиях ужесточения конкуренции, наблюдаемого на многих рынках в XXIв., маркетинговые исследования получают широкие перспективы для развития…именно они являются основным источником информации о маркетинговой микро- и макросреде” [6, с. 944]. Программный пакет SPSS получил широкое распространение благодаря его использованию при изучении покупателей различных групп товаров и услуг с применением маркетинговых исследований. “Маркетинговые исследования позволяют изучить потребности, касающиеся различных сфер жизни потенциальных или уже существующих клиентов организации” [7, с.813], в первую очередь “маркетинг в исследовании потребителей, безусловно, придерживается цели определить набор факторов, побуждающих человека к совершению покупки того или иного товара или услуги” [8, с. 974], в решении данной задачи может помочь рассматриваемый пакет, поскольку SPSS обладает таким неоспоримым плюсом как возможность обработки огромных (по маркетинговым меркам) объёмов информации и более широким, по сравнению с Excel набором необходимых маркетологам функций для анализа данных. Серьезными недостатками данного программного пакета является его высокая стоимость и длительный срок, затрачиваемый на обучение работе в программе и интерпретацию полученных данных, который может доходить до полутора лет [5, с. 259].

3. Если программы Excel и SPSS применяются маркетологами для выполнения аналитических функций, например, анализа данных маркетинговых исследований или данных по продажам продукции, то третья программа, о который следует упомянуть в рамках данной статьи, применяется для эффективной реализации управленческой функции маркетинга. Речь идет о программе Microsoft Project, которая позволяет менеджерам в области маркетинга грамотно проводить планирование проектов и их реализацию. Как отмечают производители программы, “Project будет полезен компаниям любого размера и любой отрасли” [9]. Данная программа не подлежит прямому сравнению с двумя предыдущими, поскольку ориентирована на решение несколько других задач маркетинга. Project применяется в большей степени не рядовыми специалистами, а управленцами, однако это не умаляет ее значения для обучающихся по программам высшего образования, ведь большая часть современных выпускников высших учебных заведений готова в будущем  занять руководящие позиции, значит, знание подобной программы может быть для них весьма полезным.

4. Умение работать в программе 1C, так же является важным навыком для современного специалиста по маркетингу. Если несколько лет назад программа 1С, нацеленная на автоматизацию учета, ассоциировалась только с бухгалтерским учетом, то сегодня сфера ее применения значительно расширилась. Многие компании применяют системы автоматизации продаж, которые функционируют именно на базе 1С, встречаются и программы лояльности клиентов, работающие в рамках данной программы, а это значит, что маркетологам необходимо иметь базовые знания 1С.

5. Программа «КонсультантПлюс» сегодня применяется не только в работе юридических служб, но и в работе отделов маркетинга, поскольку знание современного законодательства в сфере торговли, маркетинга, рекламы является распространенным требованием к кандидатам на должность маркетолога. По данным исследования ВЦИОМ в 2013 г, данная система стала самой популярной справочно-правовой системой [10].  В этой связи авторы хотели бы отметить значение и этой программы, позволяющей находит актуальную правовую информацию, в рамках подготовки специалистов в области маркетинга.

Современный бизнес предъявляет высокие требования к специалистам в области маркетинга: они должны уметь планировать и реализовывать маркетинговые исследований, проводить анализ внешней и внутренней маркетинговой информации; уметь планировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты и управлять ими; иметь навыки работы с программами по учету продаж, обладать знаниями в области права. Соответствовать всем этим требованиям молодым специалистам позволяют перечисленные выше программы, изучение которых должно, по нашему убеждению, проходить еще во время их профессиональной подготовки в высших учебных заведениях. Залогом успеха в обучении данным программам является, по нашему мнению, сочетание теоретических и практических заданий, что позволяет видеть реальную отдачу от программ и мотивирует обучающихся на их освоение.

Особо хотелось бы отметить, что современным маркетологам необходимы, кроме знаний в области указанных выше программ, знания в области Интернет-маркетинга. На сегодняшний день Интернет-среда предоставляет широкое поле для деятельности: ее “возможности…позволили не только успешно развиться онлайн-торговле, но и явились толчком к развитию новых направлений в маркетинге: контекстной рекламы; продвижения товаров с помощью социальных сетей; создание специализированных Интернет-услуг” [11, с. 11-12], поэтому изучение принципов работы Интернет-маркетинга, по нашему убеждению, является необходимыми звеном в процессе подготовки специалистов по маркетингу.

В заключение хотелось бы отметить, что только взаимовыгодное сотрудничество между высшими учебными заведениями и бизнесом позволит выпускать специалистов по маркетингу, соответствующих запросам рынка труда, поскольку в современной экономической системе требования к работникам меняются очень быстро и именно работодатели могут помочь в выпуске специалистов, обладающих конкурентными преимуществами.


Библиографический список
  1. Маркетинг. Словарь терминов / Е. П. Голубков. М.: Дело и Сервис, 2012. С. 83.
  2. Итоги 13-го ежегодного опроса Гильдии Маркетологов [Электронный ресурс]: URL: http://www.marketologi.ru/opros/results/ (дата обращения: 10.05.2014).
  3. Спрос на маркетологов-аналитиков вырос примерно на 20% за последний год [Электронный ресурс]: URL: http://www.astera.ru/news/?id=106033 (дата обращения: 10.05.2014).
  4. Новопашина В.Л., Сорокина Н.В., Удалова И.Б. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда (анализ зарубежного и отечественного опыта) // Труд и социальные отношения. 2011. № 7. С. 11-19.
  5. Маркетинг. Большой толковый словарь. Коллектив авторов – членов Гильдии маркетологов. / Ред. А. П. Панкрухин. М.: Омега-Л, 2009. 261 с.
  6. Удалова И. Б., Кириллова К. В. Современные маркетинговые исследования: понятие, основные классификации, традиционные маркетинговые исследования и онлайн-исследования // Экономика и предпринимательство. 2015. №8. Ч. 1. С. 942-944.
  7. Удалова И.Б., Кириллова К.В. Маркетинговые онлайн-исследования потребителей и их применение в рамках реализации программ лояльности клиентов // Экономика и предпринимательство. 2014. №4. Ч.2. С. 813-815.
  8. Удалова И. Б., Кириллова К. В. Ерушкина Л.В. О значении психологии потребителей для маркетинга в целом и для изучения поведения потребителей в частности // Экономика и предпринимательство». 2014. №11 . Ч.3. С. 974-976.
  9. Продукты Visio и Project [Электронный ресурс]: URL: http://www.microsoft.com/ru-ru/office/vip/project.aspx (дата обращения: 11.05.2014).
  10. Справочная правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/about/software/cons/ (дата обращения: 11.05.2014).
  11. Удалова И.Б., Кириллова К.В. Маркетинговые онлайн-исследования: перспективы, основные плюсы и минусы  // Проблемы и перспективы развития экономики и управления: материалы международной научно-практической конференции НИЦ “Социосфера”. – Прага, 2013. Ч. 1. С. 11-13.


Все статьи автора «Удалова Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация