УДК 37.022

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕФЛЕКСИИ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Гузь Юлия Алексеевна1, Канзюба Елена Анатольевна2, Носачева Елена Анатольевна3
1Южный федеральный университет, кандидат пед. наук, доцент кафедры немецкой филологии
2Южный федеральный университет, преподаватель кафедры немецкой филологии
3Южный федеральный университет, кандидат пед. наук, доцент кафедры немецкой филологии

Аннотация
Статья раскрывает методологию самообучения и самовоспитания студентов в соответствии с новыми российскими образовательными стандартами. Определяющим понятием в рамках саморазвития личности выступает рефлексия собственных результатов и способов их достижения. Подробно рассматриваются уровни и виды рефлексии и обозначаются позиции студента и преподавателя в процессе интерактивного обучения иностранному языку.

Ключевые слова: интерактивное обучение, мотивация студентов, рефлексия, самовоспитание, саморазвитие, тьютор, уровни рефлексии в обучении иностранным языкам


EDUCATIONAL ASPECTS OF REFLECTION IN INTERACTIVE LEARNING GERMAN LANGUAGE

Guz Yuliya Alekseevna1, Kanzyuba Elena Anatolevna2, Nosacheva Elena Anatolevna3
1South Federal University, Ph.D., assistant professor of German Philology
2South Federal University, lecturer of the Department of German Philology
3South Federal University, Ph.D., assistant professor of German Philology

Abstract
The article reveals the methodology of self-learning and self-education of students in accordance with the new Russian educational standards. Defining the concept within the framework of self-development acts as a reflection of their own results and ways to achieve them. Detail the levels and types of reflection are identified and the position of a student and a teacher in the interactive process of teaching a foreign language.

Keywords: interactive learning, levels of reflection in the teaching of foreign languages, reflection, self-development, self-education, student motivation, tutor


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гузь Ю.А., Канзюба Е.А., Носачева Е.А. Воспитательный аспект рефлексии в интерактивном обучении немецкому языку // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/60009 (дата обращения: 20.11.2016).

Сегодня в педагогической теории различают несколько систем обучения. Самая распространенная происходит посредством фронтального режима работы, когда студент выступает в роли слушателя, получая знания от преподавателя во время лекции или практического занятия. Выполняя самостоятельную работу, творческие задания или какой-либо проект, студент выступает активным субъектом обучения. В этой системе обучения режим работы может быть индивидуальным, групповым или остается фронтальным. Интерактивная система обучения реализуется в условиях непрерывного активного взаимодействия всех субъектов обучения. Само слово интеракция означает -  inter (взаимный), act (действовать). В данной дидактической модели присутствуют все формы и режимы работы, динамично сменяя друг друга на протяжении всего занятия.

Наряду с активизацией мыслительных процессов, интерактивное обучение создает предпосылку к духовному совершенствованию студентов, ориентируя их на самостоятельный поиск ответов, способствует становлению их личного мировоззрения и духовного становления. Нельзя отрицать, что несмотря на растущий интерес педагогов к интерактивным технологиям, воспитательная функция процесса образования остается без должного внимания. Между тем  воспитательный аспект интерактивного занятия очевиден. Интерактивные формы работы вовлекают всех обучающихся в процесс овладения знаниями и приобретения соответствующих навыков и умений. Мотивация на практическом занятии иностранного языка достигается тем, что все темы студенты пропускают через свой собственный жизненный опыт, потому что они актуальны и интересны для них, являются частью их «личного  мира». Именно при этом условии обучаемые проявляют неподдельный интерес к знаниям, а затем рефлексируют  по поводу того, что они узнали, чувствуют и думают.

Рефлексия достаточно новое понятие в педагогике. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexio» – обращение назад. В переводе с других языков – отражение, самоанализ, размышление. Это говорит о том, что это явление в повседневной жизни  само по себе  не ново. Совершив какой-либо поступок, мы неосознанно его проанализируем, чтобы впредь избежать неудач или, наоборот, повторить и преувеличить успех данного действия. То же самое происходит и в учебном процессе, но здесь уже речь идет не о спонтанном стихийном размышлении, случайном анализе своей учебы, а об осознанном оценивании и планировании своих самостоятельных занятий для достижения поставленных целей в обучении.

Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные межсубъектные отношения на занятии «студент – преподаватель». Именно эта педагогическая технология «рефлексия в интерактивном обучении» может стать фундаментом для всего образовательного процесса.  В условиях демократического сотрудничества, интеракция положительно влияет на внутренний мир субъекта, в отличие от традиционных методов, ориентированных не на переживания человека, а на принуждение обучаемых к конкретным  действиям. Проанализированные совершенные действия и полученный опыт побуждают учащихся к новой эффективной деятельности, направленной на достижение цели.  Фокусируя внимание на этом, учащиеся получают  возможность изменить свою самостоятельную работу или оптимизировать ее. Речь не идет о том, что нужно подражать каком-то идеалу, отличнику в группе, игнорируя свою собственную личность. Рефлексия состоит в оценивании самого себя в разные промежутки учебного процесса. Если учащиеся размышляют над собственными интересами, желаниями, также как и над своей неуверенностью, своим незнанием, становится возможным избавиться от своих страхов, ориентироваться в обучении прежде всего на  мотивацию, вследствие чего  успехи и внутренний рост наиболее очевидны.

Классификаций рефлексии множество, однако рефлексия нового материала или овладения иностранным языком в целом может происходить следующих образом:

- на познавательном (когнитивном) уровне: Что я могу  уже говорить по-немецки, что я уже знаю и какова моя следующая цель учебы? На познавательном уровне речь идет о рефлексии полученных знаний и умений.

- на личностном уровне (метакогнитивном): Как я учусь успешно? Как развивается мое изучение иностранного языка?  На личностном уровне рефлексируются способы, необходимые для более успешной и эффективной учебы.

- на эмоциональном (аффективном) уровне: Как я учусь с удовольствием? На эмоциональном уровне рефлексии речь идет о желании учить и учиться, о предпочтениях в учебной деятельности и мотивации изучения языка.

В процессе интерактивного обучения необходимо обращаться ко всем уровням рефлексии равным образом, чтобы лучше узнать свой тип учащегося и добиться высоких результатов.

Подготовка и организация рефлексии не должна занимать много времени и должна быть по возможности творческой. Вашему  вниманию предлагаются следующие виды рефлексии на основе интерактивных методов обучения, которые успешно могут применяться на занятиях по иностранному языку.

Рефлексия «Я умею!» Если Вы побуждаете учащихся к тому, чтобы они провели рефлексию собственной учебной деятельности, Вы должны обратиться по возможности более к конкретной ситуации.  На одном из занятий по теме «Essen», цель и содержание  «Über Essen und Trinken in Deutschland sprechen, Dialoge im Restaurant (разговаривать о еде и напитках, вести диалоги в кафе Германии), студентам были предложены конкретные вопросы по выполненным учебным действиям. Вопрос для познавательного уровня рефлексии был сформулирован так: Was Neues haben Sie über Kultur und Essgewohnheiten der Deutschen erfahren? (Что нового Вы узнали о культуре и привычках в еде у немцев?). На этом уровне учащиеся проверяют знания страноведческого материала, умения вести диалог, грамматические навыки при помощи Was -Fragen (что?). Для личностного уровня рефлексии был поставлен вопрос: Wie haben Sie den Wortschatz zum Thema systematisiert? (Как Вы систематизировали  вокабуляр по теме?). Здесь также можно спросить с помощью Wie-Frage (как?), как студенты составляют диалоги и как они учатся вести спонтанное общение на определенную тему. На уровне эмоциональном или мотивационном задаются вопросы о том, что понравилось или было сложным в учебной деятельности, что и как студенты учат охотно, для чего они это учат: Haben Sie gern kommunikative Situationen in Cafes inszeniert? Welche grammatischen Strukturen fielen Ihnen besonders schwer? Welche Spezialität möchten Sie in einem deutschen Restaurant probieren? (Вам понравилось инсценировать коммуникативные ситуации в кафе? Какие грамматические структуры Вам особенно тяжело даются в этой теме? Что бы Вы хотели попробовать в настоящем немецком ресторане?).  Это задание (проанализировать не только выполненную работу, но и способы подготовки к ней) вызвало интерес у студентов. Они без труда объяснили, для чего мы выполняем этот вид работы и как сделать его эффективнее. Студентам предложено было также самим оценить свои диалоги, что вызвало их смущение. Данный вид работы практикуется в нашем образовании не так часто, в связи с этим подготовленная анкета с Kann-Beschreibungen (описание умений) была уместна и студенты за 2 минуты успешно оценили свою деятельность.

Рефлексия «5 пальцев» Студенты анализируют проведенное  занятие с точки зрения когнитивного, личностного и эмоционального подхода. На листке бумаги студенты обводят руку и на каждом нарисованном пальце пишут свои размышления и ощущения о проделанной работе на занятии:

Мизинец – Мысль: Какие знания, опыт, навыки я приобрел? Чему новому я сегодня научился?

Безымянный – Достижение цели: Достигнута ли цель? Что я сделал сегодня для того, чтобы ее достигнуть? Какие способы были эффективными, а какие не сработали?

Большой – «Ахиллесова пята»: Каковы мои слабые стороны? Над чем мне нужно работать упорнее?

Средний  – Состояние души: Мне понравился данный вид работы? Каким было мое настроение? От чего оно зависело? Какова была атмосфера на занятии?

Указательный – Указания: Какие действия нужно предпринять в дальнейшем, чтобы приблизиться к цели?

Наша задача как преподавателей-тьюторов поддержать студентов в апробации данных способов учения. Мы должны мотивировать обучаемых посредством интерактивных вопросов, заданий, форм работы на то, чтобы они постоянно размышляли, анализировали, оценивали свою учебную деятельность, улучшали свои результаты и умели применять их на практике.



Все статьи автора «Гузь Юлия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация