УДК 620.193.21

ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ФОРМИРОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ В ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОПОРАХ ЭСТАКАД ПОСЛЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Куранов Дмитрий Владимирович
ООО «Универсал-ТС»
г.Москва, эксперт

Аннотация
В данной статье рассмотрим вопрос оценки состояния железобетонных опор эстакад после многолетней эксплуатации.

Ключевые слова: диагностика, нефтепереработка, нефтехимия, опоры, экспертиза промышленной безопасности, эксплуатация, эстакады


THE MAIN REASON FOR THE FORMATION OF LESIONS IN THE CONCRETE SUPPORTS OF FLYOVERS, AFTER MANY YEARS OF OPERATION

Kuranov Dmitry Vladimirovich
OOO “Universal-TS”
Moscow, expert

Abstract
This article examines the issue of assessment of reinforced concrete supports of flyovers, after many years of operation.

Keywords: diagnostics, examination of industrial safety, maintenance, petrochemicals, props, refining, trestles


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куранов Д.В. Основная причина формирования повреждений в железобетонных опорах эстакад после многолетней эксплуатации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/60007 (дата обращения: 20.11.2016).

В настоящее время в нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности наметились положительные тенденции на модернизацию производств, включающих как реконструкцию существующего производственного фонда, так и ввод новых мощностей. Данных изменения приводят к увеличению нагрузок на технологические эстакады, по которым прокладываются трубопроводы (объединяющие и питающие отдельные производственные единицы, и являющиеся неотъемлемой составляющей любого производства). Эстакады, как правило, к моменту модернизации, эксплуатируются длительное время, накопив ряд повреждений снижающих их эксплуатационную пригодность. При этом замена поврежденных эстакад осложняется технологическими особенностями производств, в связи, с чем даже после модернизации производства остается большой процент эстакад, которые выработали свой остаточный ресурс. Дальнейшая их безаварийная эксплуатация требует детального диагностирования, которое должно проходить в рамках  проведения экспертизы промышленной безопасности. Грамотно проведенная диагностика с разработкой рекомендаций по адресному восстановлению поврежденных конструкций позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию данных объектов с учетом новых технологических нагрузок. В данной статье рассмотрим вопрос оценки состояния железобетонных опор эстакад после многолетней эксплуатации.

По результатам оценки технического состояния опор эстакад ряда промышленных предприятий установлено, что большая часть строительных конструкций эстакад находится в ограниченно-работоспособном, либо аварийном состоянии, т.е., не отвечают требованиям промышленной безопасности. Основным повреждением указанных конструкций являются разрушения защитных слоев бетона и значительная коррозия стальной арматуры, см. рис.1 (отдельные опоры имеют выраженные зоны коррозионного разрушения бетона ядра сечения).

Основной причиной ускоренного износа строительных конструкций эстакад являются дефекты защитного слоя [2], заложенные, как на стадии изготовления конструкции, так и вследствие нарушения норм эксплуатации (не обеспечивалось проведение профилактических работ по защите стальных и железобетонных конструкций от воздействия агрессивной воздушной среды промышленного предприятия [1], а также не учитывались  все силовые факторы, воздействующие на конструкции).

Рис.1. Характерное повреждение железобетонных конструкций эстакад

Учитывая, что величина защитного слоя отдельных, аналогично поврежденных опор, соответствовала требованию норм [2]  и проектов, для определения причин коррозионного повреждения конструкций, было произведено испытание бетона опор на водонепроницаемость. По результатам контроля установлено, что марка бетона по водонепроницаемости значительно ниже W2 (согласно [1] бетон железобетонных конструкций зданий и сооружений с агрессивными средами следует принимать марки по водонепроницаемости W4 и выше).

Указанное обстоятельство предопределило увеличенную скорость накопления коррозионного износа конструкций.

Согласно нормативному документу [1], при проектировании бетонных и железобетонных конструкций, предназначенных для эксплуатации в агрессивной среде, их коррозионную стойкость следует обеспечивать применением коррозионно-стойких материалов, добавок, повышающих коррозионную стойкость бетона и его защитную способность для стальной арматуры, снижением проницаемости бетона технологическими приемами, установлением требований к категории трещиностойкости, ширине расчетного раскрытия трещин, толщине защитного слоя бетона. В случае недостаточной эффективности названных выше мер должна быть предусмотрена защита поверхности конструкции:

- лакокрасочными покрытиями;

- оклеечной изоляцией из листовых и пленочных материалов;

- облицовкой, футеровкой или применением изделий из керамики, шлакоситалла, стекла, каменного литья, природного камня;

- штукатурными покрытиями на основе цементных, полимерных вяжущих, жидкого стекла, битума;

- уплотняющей пропиткой химически стойкими материалами.

Выводы и рекомендации:

  1. Учитывая, тот факт, что полученные значения по водонепроницаемости значительно ниже марки W2 считаем необходимым, при проведении плановых ремонтов железобетонных стоек эстакад, предусматривать сплошную гидрофобизацию указанных конструкций в соответствии с требованиями нормативных документов, т.е., в качестве обработки поверхности до нанесения грунтовочного слоя под лакокрасочные покрытия.
  2. Защита железобетонных конструкций от агрессивного воздействия производственной среды путем гидрофобизации, позволит значительно увеличить остаточный ресурс строительных конструкций, увеличить межремонтные интервалы и повысить уровень промышленной безопасности.

Библиографический список
  1. СП 28.13330.2012 Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85
  2. СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003.


Все статьи автора «Стародубцев Алексей Егорович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация