ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Матвеев Владислав Андреевич1, Комиссарова Оксана Романовна2, Конькова Дарья Сергеевна3, Мусин Руслан Фархадович4, Белоусова Ирина Дмитриевна5
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студентка
3ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студентка
4ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент
5ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики

Аннотация
В статье рассмотрены возможности применения мобильных приложений в образовательном процессе. Проведён обзор мобильных приложений для автоматизации ведения и учёта образовательного процесса. Рассмотрено использование мобильных приложений для преподавателей и обучающихся.

Ключевые слова: информационные технологии, мобильные технологии, образовательный процесс, приложение


USE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Matveev Vladislav Andreevich1, Komissarov Oksana Romanovna2, Konkova Daria Sergeevna3, Ruslan Musin Farhadovich4, Belousov Irina Dmitrievna5
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, student
2Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, student
3Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, student
4Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, student
5Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, Ph.D., assistant professor of Applied Computer Science

Abstract
The article discusses the possibility of the use of mobile applications in the educational process . The review of mobile applications for the automation of accounting and the educational process. The usage of mobile applications for teachers and students.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Матвеев В.А., Комиссарова О.Р., Конькова Д.С., Мусин Р.Ф., Белоусова И.Д. Использование мобильных технологий в образовательном процессе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59594 (дата обращения: 12.04.2024).

В настоящее время всё больше сфер деятельности используют информационные технологии при достижении своих целей. Сфера образования не является исключением. Но внедрение не является равномерным и разные учебные учреждения производят автоматизацию образовательного процесса в разной степени. На это могут влиять разные факторы, но один из весомых – это нехватка денежных средств на приобретение разнообразных образовательных технологий. Ввиду недостатка финансов многие образовательные учреждения не могут позволить себе приобретение компьютеров или проекторов, не говоря об интерактивных досках.

Но, если такие технологии является дорогостоящими, то есть ряд программных средств, которые при минимальных затратах на оборудование, могут автоматизировать некоторые процессы образовательной деятельности. Эти средства можно условно поделить на группы по признаку целевого пользователя:

–      образовательные учреждения;

–      учителя, преподаватели;

–      ученики, студенты;

–      родители учеников;

–      комбинированная целевая аудитория.

Способов реализации программных продуктов несколько. Особенно популярными являются мобильные приложения и средства, основанные на облачных технологиях. Но многие продукты, реализованные посредствам облачных вычислений и хранилищ, имеют представление в виде мобильных приложений. Далее будут рассмотрены мобильные технологии для разных целевых групп.

Приложения для преподавателей – это приложения с возможностью проверки знаний обучающихся

Одно из таких приложений – это приложение «Kahoot!». Оно предполагает использование компьютера с проектором со стороны преподавателя и мобильных устройств со стороны студентов. Алгоритм работы с сервисом:

–          преподавательна сайте сервиса создаёт тест с возможным использованием медиа файлов;

–          после создания теста генерируется номер виртуальной комнаты;

–          учащиеся со своих мобильных устройств через приложение подключаются к виртуальной комнате по номеру;

–          когда все участники теста подключены, преподаватель начинает тест;

–          на экране проектора демонстрируется вопрос с ограничением времени ответа (рис. 1);

–          ученики на экранах своих устройств выбирают правильный ответ;

–          после каждого вопроса подводится статистика по ответам на этот вопрос, а после всего теста статистика по всему тесту. [1]

Рисунок 1 – Демонстрация вопроса на сайте сервиса «Kahoot!»

К преимуществам данного приложения можно отнести:

–          избавление от бумажных вариантов теста;

–          моментальный подсчёт результатов теста;

–          удобство использования.

Недостатком приложения является то, что оно требует оснащения мобильными устройствами учащихся и оборудования аудитории средствами для презентации.

Приложения для обучающихся

Программы, целевой аудиторией которых являются обучающиеся, в большинстве рассчитаны на самостоятельное обучение или проверку знаний по дисциплинам. Примером приложений для самообучения может послужить сервис «Английский с Lingualeo», который имеет версии как для компьютера, для работы через браузер, так и мобильное приложение на разные платформы.

Особенность сервиса в том, что в нём доступно множество пакетов для изучения английского языка, а также тесты, подобранные под разные уровни знаний (рис. 2) [2]. А также изучение по англоязычным фильмам и передачам с подробным переводом и объяснением сказанного. По видеозаписям так же можно проходить тестирование (рис. 3) [2]. На каждом этапе изучения есть возможность отложить материал для более углубленного изучения или повторения. Более того доступны специальные онлайн-беседы, где общение происходит на английском языке.

Рисунок 2 – Тестирование

Рисунок 3 – Изучение языка по англоязычным передачам

Сервис является условно бесплатным. Многие его функции доступны за отдельную плату. К достоинствам сервиса (перед конкурентами) можно отнести:

–          эффективная система обучения;

–          изучение по видеороликам на английском языке;

–          англоязычные онлайн-беседы;

–          невысокая цена.

Недостаток сервиса состоят в том, что обучение ведётся исключительно самостоятельно, а не в программах образовательных учреждений.

Приложения для комбинированной целевой аудитории

Наиболее массово в целях автоматизации учебного процесса используются универсальные приложения, которые направлены на все целевые группы. В большинстве – это приложения для контроля успеваемости учащихся. Использование таких приложений обусловлено отказом от бумажной формы ведения журналов. Сервис подключается путём заключения договора между школой и поставщиками услуг. Для примера будет рассмотрено мобильное приложение «Мой дневник», разработанное компанией «БАРС Груп» в рамках АИС «БАРС. Образование».

АИС «БАРС. Образование» рассчитана на различные образовательные учреждения. В свою очередь, приложение «Мой дневник» рассчитано для использования школьниками и их родителями. Однако поддержка функционирования осуществляется учителями и образовательным учреждением. Приложение представляет собой электронный дневник с функциями просмотра расписания, домашних заданий и много другого (рис. 4) [3]. За дополнительную плату возможно получениеинформации о родительских собраниях, мероприятиях, статистические показатели успеваемости учащегося среди класса и параллели. [3]

Рисунок 4 – Электронный дневник учащегося

К преимуществам приложения можно отнести:

–          возможность просмотра подробного расписания;

–          сбор статистических данных;

–          информация о мероприятиях.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что автоматизация учебного процесса становится доступнее как в плане разнообразности сервисов, так и снижения общей стоимости автоматизации.

Сфера мобильных приложений для образования охватывает все условные целевые группы. Вместе с этим наблюдается разнородность приложений, что усложняет их использование. Проблемным является фактор присутствия на рынке малого количества российских разработчиков и русскоязычных приложений. Всё это обуславливает недостаточную эффективность внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс [4-8].

Внедрение в учебный процесс технологий дистанционного обучения невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вопросы введения информационных технологий в процесс обучения рассмотрены в работах  И.Ю.Ефимовой [14], М.В.Махмутовой [11], И.Н.Мовчан [12,13] и других [9,10,15-17].


Библиографический список
  1. Орешко М. А. Kahoot – мобильные опросы// Дистанционная волна: фестиваль педагогического мастерства. 2014. URL: http://it-pedagog.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=379(дата обращения: 8.11.2015)
  2. Английскийс Lingualeo // Google Play. URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.lingualeo.android (дата обращения: 8.11.2015)
  3. Мой дневник // GooglePlay. URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.barsopen.mydiary(дата обращения: 8.11.2015)
  4. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М.
    Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 323-327.
  5. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. -
    Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 318-322.
  6. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В.
    Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. -
    Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 297-302.
  7. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода Enterprise Architecture Planning / Л.З.
    Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. -
    Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 252-256.
  8. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е., Назарова О.Б., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах /
    И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, В.Е. Петеляк, О.Б. Назарова, А.М. Агдавлетова. -
    Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 247-251.
  9. Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики/Белоусова И.Д.Брылева А.С.//Сборник научных трудов Sworld. -2013. Т. 27. -№ 4. -С. 74-77.
  10. Саранцева Д.А. Особенности разработки электронного учебно-методического комплекса / Д.А. Саранцева, И.Д. Белоусова // В сборнике: Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. Томск, 2015. С. 761-763.
  11. Махмутова М.В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде подготовки специалиста в университете//Электротехнические системы и комплексы. -2015. -№ 1 (26). -С. 43-47.
  12. Мовчан И.Н. Использование облачных технологий в образовании//В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 110-111
  13. Мовчан И.Н. Роль контроля в обучении студентов вуза/И.Н. Мовчан//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2008. -№ 1. -С. 183-187.
  14. Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей/И.Ю.Ефимова, О.О.Веремеенко//Сборник научных трудов Sworld. -2013. Т. 27. -№ 4. -С. 53-56
  15. Агдавлетова А.М. О методике преподавания дисциплины «Информационные системы и технологии»/А.М. Агдавлетова//Гуманитарные научные исследования. -2015. -№ 3 (45) -С. 67-69.
  16. Агдавлетова А.М., Инашвили С.Я. Использование электронных образовательных ресурсов для подготовки школьников в области информатики и ИКТ // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6-1 (46). С. 75-78.
  17. Лактионова Ю.С. Реализация в образовательном процессе учебно-дидактических комплексов развивающего обучения информатике//Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2. С. 163-165.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Белоусова Ирина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация