К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Самойлик Наталья Анатольевна
ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России
кандидат психологических наук, преподаватель кафедры пенитенциарной психологии пенитенциарной педагогики

Аннотация
В статье рассматриваются диагностические возможности изучения профессионально-ценностных ориентаций личности. Показано, что существующие в настоящее время методики не позволяют оценить уровень профессионально-ценностных ориентаций личности как самостоятельного психологического феномена.

Ключевые слова: валидность тестов, профессионально-ценностные ориентации, психологическая диагностика, ценностно-смысловая сфера


TO THE QUESTION OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF A PERSON

Samoylik Natalya Anatolievna
FSEI of HPE of the FPS of the Russian Federation
candidate of psychological sciences, lecturer of penitentiary psychology and penitentiary pedagogics department

Abstract
The article discusses the diagnostic possibilities of studying of professional-value orientations of the person. It is shown that the current methods do not allow to evaluate the level of professional and value orientations of personality as a separate psychological phenomenon.

Keywords: professional and value orientation, psychological diagnostics, validity of the tests, value-semantic sphere


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Самойлик Н.А. К вопросу о психологической диагностике профессионально-ценностных ориентаций личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59503 (дата обращения: 17.03.2024).

Проблема формирования ценностных ориентаций личности всегда имела ведущее значение в исследованиях  разных научных направлений. Изучением ценностной сферы личности в отечественной психологии занимались К.А. Абульханова-Славская, С.Ф. Анисимов, Б.С. Братусь, Б.И. Додонов, Н.А. Журавлева, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев,  А.В. Серый, М.С. Яницкий и многие другие.

Однако, несмотря на активный и неутихающий  интерес ученых к ценностной сфере личности, однозначного представления относительно данной категории до сих пор не сложилось. Данный факт во многом обусловлен сложностью анализа и интерпретации ценностной системы личности. Кроме того, следует отметить постоянную динамику ценностной сферы человека в связи с изменением социально-экономических условий жизнедеятельности. Развитие общества на современном этапе предъявляет  к каждому члену общества определенные требования не только к процессу его личностной самореализации, но и в большей степени к профессиональной сфере. Таким образом, наиболее актуально начинает звучать вопрос о формировании системы профессионально-ценностных ориентаций, способствующей самоутверждению личности в профессиональной сфере.

О неразрывности профессионального и личностного развития неоднократно отмечалось у таких ученых, как Э.Ф. Зеера, Е.А. Климов, Ю.П. Поваренкова, А.Р. Фонарева. Авторы констатируют, что именно профессиональная сфера деятельности позволяет полноценно реализовываться личности и достигать профессионализма в своей профессии. Ценностная основа детерминирует не только личностное развитие и продуктивность профессиональной деятельности, но и значительно влияет на целостную мотивацию жизнедеятельности и рефлексию жизненного пути.

Все вышесказанное позволяет актуализировать необходимость разработки методологического подхода, определяющего факторы, условия, методы развития и диагностику профессионально-ценностных ориентаций. В настоящее время интерес к категории профессионально-ценностных ориентаций становится все более глубоким.

В подтверждение этого следует обратить внимание на защищенные в последние годы по данной тематике диссертации (А.С. Андрюнина, Е.А. Бобер, Т.В. Васильева,  Л.А. Воденникова,  И.Е. Емельянова,  И.Ю. Менщикова, Е.В. Немолот, Е.С. Красилова, Е.Г. Слободнюк). Однако, в данных исследованиях для обоснования результатов работы использованы методики, диагностирующие ценностно-смысловую сферу респондентов. В то время как профессионально-ценностные ориентации представляют собой самостоятельный личностный конструкт, сформированный на основе ценностной сферы человека.

Обзор методик исследования профессионально-ценностных ориентаций наглядно демонстрирует, что в настоящий момент, как в западной, так и в отечественной психологии, методики, диагностирующие данный психологический конструкт, разработаны достаточно слабо, а анализ данных исследований осуществляется чаще всего с помощью методик, изучающих ценностно-смысловую сферу респондентов.

Возможности применения психодиагностических методик для анализа ценностно-смысловой сферы личности детально представлено в работе М.С. Яницкого и А.В. Серого [1]. Дифференцируя существующие методики диагностики ценностно-смысловой сферы на шесть основных групп, авторы, замечают, что лишь в некоторых из них заложены шкалы, позволяющие выявить элементы системы ценностей в профессиональной деятельности. Так, в опроснике эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова, шкала «праксические эмоции» определяет переживания, детерминированные динамикой деятельности, ее успешностью или неуспешностью и проблемами реализации и завершения деятельности. Данные эмоциональные переживания обусловлены «осознанием того, что совершаешь нечто нужное и полезное, с удовлетворением того, что работа выполнена хорошо», что доказывает  значимость и важность для человека деятельность [там же с. 85].

Наиболее популярным инструментом диагностики ценностной сферы личности традиционно считается тест М. Рокича [2].  В состав группы терминальных ценностей автор включает ценности профессиональной самореализации, в которую входит интересная работа. В категории инструментальных ценностей в подгруппу этических ценностей психологом включены ценности профессиональной самореализации, выраженные в отвественности, продуктивности в делах, самоконтроле и исполнительности. Таким образом, методика М. Рокича ориентирована на комплексную диагностику ценностно-смысловой сферы личности и не может применяться для изучения профессионально-ценностных ориентаций.

Кроме того, для диагностики ценностно-смысловой сферы личности по методике М.Рокича респонденты должны проранжировать предложенные им ценности, что вызывает некоторые сложности у респондентов. Поэтому область применения данной методики представляется  достаточно ограниченной.

Другой методикой, исследующей некоторые аспекты профессионально-ценностных ориентаций, является опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина [3].  В данном опроснике автор предлагает оценить выраженность восьми терминальных стремлений и жизненных ориентаций. В ходе диагностики возможно определить преобладание терминальных ценностей, значимость сфер жизнедеятельности для индивида и степень реализации каждой из ряда представленных ценностей.  Среди сфер жизни, предложенных автором, особое место занимает область профессиональной жизни, что демонстрирует значимость профессии для человека. Однако, целостного представления об уровне профессионально-ценностных ориентаций данная методика не дает.

Одной из часто применяемых в психологических исследованиях является методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой [4]. В ходе обследования респондент должен попарно оценить ценности друг с другом и выявить в них рассогласование. Такой поход позволяет автору определить наличие внутреннего конфликта  в той или иной сфере. Среди предлагаемых ценностей психолог называет «интересную работу», что не может в полной мере выступать показателем значимости профессиональной деятельности в жизни человека.

Наиболее распространенный за рубежом опросник ценностей профессии разработан Д.Сьюпером [5] считающим, что значимость профессиональной деятельности заключается в ожиданиях человека от реализуемой профессии. Исходя из данного постулата, ценности профессии дифференцируются на внешние и внутренние.  Внутренние ценности отражают содержание, процесс и результат труда; внешние ценности   обеспечивают  успешность профессиональной деятельности (заработная плата, престиж профессии и условия труда).

В исследовании Е.В. Немолот, В.А. Вавилова предложен модифицированный вариант методики Д.Сьюпера [6]. Опросник состоит из 45 утверждений, разделенных на 15 шкал: креативность, управление, достижение,  окружение, контролирующие отношения, образ жизни, безопасность, коллеги, эстетические ценности, престижность, независимость, разнообразие,  экономическая отдача, альтруизм, интеллектуальное поощрение.  При обработке полученных результатов суммируются баллы по каждой шкале, и выявляется наиболее лидирующая профессиональная ценность или группа ценностей человека.

Адаптированный вариант методики Д.Сьюпера мы так же использовали в исследовании профессионально-ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов [7].Несмотря на то, что на данный момент это, пожалуй, единственная методика, позволяющая целостно определить иерархию профессиональных ценностей человека, она не лишена недостатков. Методика сложна в обработке, вследствие чего затруднена интерпретация полученных результатов. Так же в качестве слабой стороны методики следует отметить отсутствие данных о валидности.

Подводя итог обзору существующих на сегодня методов диагностики профессионально-ценностных ориентаций личности, следует подчеркнуть, что ни одна из описанных методик по отдельности не позволяет дать целостную характеристику данной психологической категории. В большинстве случаев  в рассмотренных методиках отсутствуют интегральные критерии профессионально-ценностных ориентаций.

Вероятность применения комплекса («батареи») методик для диагностики профессионально-ценностных ориентаций  в ходе обследования даже небольшой по размеру группы респондентов является достаточно сложной задачей.  Таким образом, сказанное выше определяет необходимость разработки специального диагностического инструмента  для оценки уровня профессионально-ценностных ориентаций исходя из целостного представления о данной психологической категории. Методика позволит выявлять значимые для респондентов профессионально-ценностные ориентации, отражающие способность к успешной профессиональной самореализации личности. Комплексный подход к изучению профессионально-ценностных ориентаций позволит своевременно диагностировать рассогласование содержательной стороны и является необходимым условием понимания механизма формирования профессионально-ценностных ориентаций личности.


Библиографический список
  1. Яницкий М.С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / М.С. Яницкий, А.В. Серый // Вестник КемГУКИ. 2012. №19.
  2. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. – San Francisco: Josey-Bass Co, 1972.
  3. Сенин И. Г. Разработка модифицированного варианта «Опросника терминальных ценностей» // Психология и практика. Ежегодник РПО. Ярославль, 1998. Т. 4, вып. 1.
  4. Фанталова Е. Б. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» // Журнал практического психолога. 1996. № 2.
  5. Super D.E.  Vocational development: A framework of research. N.Y., 1957.
  6. Немолот Е.В. Изучение ценностей профессиональной деятельности педагогов-психологов: поиск методики / Е.В. Немолот, В.А. Вавилов //  Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры.  2013. № 4 (119).
  7. Самойлик Н.А. Психологическое исследование профессионально-ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов // Вестник Санкт-петербургского университета МВД России. СПб.: 2015.  2(66).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Самойлик Наталья Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация