ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО АТЛАСА В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИИ

Рокотова Екатерина Игоревна
Северо-Кавказский Федеральный Университет

Аннотация
Данная статья посвящена значимости наличия в школьной системе обучения атласов, а также оценке их преимуществ.

Ключевые слова: географический атлас, легенда карт, масштаб, система знаков


THE VALUE OF A SCHOOL ATLAS OF MODERN PROCESS OF TRAINING

Rokotova Ekaterina Igorevna
North-Caucasus Federal University

Abstract
This article focuses on the significance of the presence in the school system teaching atlases, as well as evaluation of their advantages.

Keywords: atlas, legend cards, scale, system of signs


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рокотова Е.И. Значение школьного атласа в современном процессе обучении // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59420 (дата обращения: 19.04.2024).

Атлас географический – систематическое собрание карт, выполненных по единой программе и изданных в виде книги, альбома, комплекта листов в папке в одном или нескольких томах или в электронной форме [2, с 7]. Считается, что первый атлас появился в Римской империи во 2 в. н. э. Его автор – математик и картограф Клавдий Птолемей, включил в атлас карту ойкумены – всего известного греками и римлянами мира и 26 карт отдельных частей Европы, Африки, Ближнего Востока и Южной Азии [3].

Атласы используются в образовательных целях с давних пор и являются отличным способом изучения различных процессов, явлений и событий в привязке к географическому расположению. Несмотря на то что мы живем в цифровом веке, где стремительными темпами происходит развитие техники и технологий, в образовательных учреждениях учебные пособия до сих пор остаются в том же бумажно-карандашном виде, что и  десятки лет назад.

Несомненно методы и способы обучения в школах переживают множество реформ, ежегодно разработчиками выпускается на рынок все больше информационных приспособлений для оптимизации образования, для облегчения восприятия информации детьми, но ученикам бывает сложно перейти от одного нововведения к другому и перед преподавателями стоит сложные задачи – донести необходимую информацию и в тоже время привить любовь к тому или иному предмету. В данной статье мы рассматриваем важность школьного географического атласа, с которыми впервые сталкиваются в шестом классе, в том возрасте, когда очень важным остается интерес ребенка в изучении новой науки.

Атлас это не просто бумажное издание  в котором сосредоточенны проекции тех или иных объектов и явлений, он содержит систему карт, тесно увязанных между собой и друг друга дополняющих, поэтому в процессе обучения, школьники не просто изучают карты, они прослеживают зависимость и взаимосвязь многих природных, а также техногенных процессов на протяжении всего школьного курса.

В чем же заключаются основные преимущества школьного атласа?

Во-первых – это наглядность, как мы знаем, самая долгая память у человека, это зрительная, для детей только начинающих курс географии очень важно видеть то, что им пока неизвестно, чтобы в дальнейшем сохранились общие представления мира.

Не менее важным показателем является масштаб. Зайдя в интернет и запросив изображения каких-либо континентов, иной раз может сложиться ложное представление о соразмерности таковых, так как мало кто обращает внимание на масштаб представленной карты (особенно ученики). В атласах все проекции континентов представлены в одном масштабе и тем самым дается истинное представление о размерах, расположении материков и других объектов земного шара.

Важно отметить, что в картах соблюдается баланс между количеством аналитических, комплексных и синтетических карт.

Во всех школьных атласах используется единая система знаков и символов обозначений, ученик знающий условные обозначения может читать карту не пользуясь легендой. И эти знания очень важно сохранить в дальнейшем. Так как несмотря на достижения науки и техники люди по – прежнему используют географические карты, которые являются более надежным источником географической информации, особенно это важно для людей, посвятивших свою жизнь путешествиям.

Весьма весомым критерием является – единый временной интервал, все представленные данные относятся к определенному периоду. Работая со школьным атласом ученики не столкнуться с проблемой расходящихся данных и не встретят в одном издании карты СССР и Российской Федерации.

Также существенным показателем, является – единый стиль дизайна. Если рассматривать данный аргумент, на примере физической карты мира, можно отметить, что благодаря единой закономерности расцветки, с начального курса географии ребенок знает, каким цветом изображены океаны, материки и вследствие чего происходит затемнение или осветление палитры карт.

Обычно над атласами трудятся большие коллективы картографов, географов разного профиля, геологов, экологов и других ученых. Работы длятся долго, много времени затрачивается на сбор материала, согласование карт и т.д. [1, с 100]. Но в итоге выпускается хороший комплексный атлас, который служит многие годы и даже через столетие не теряет значения. Географические карты не заменимы во время учебного процесса. Пользуясь картой, мы можем безошибочно определить расположение того или материка, острова, реки и даже города. Ученики могут легко выяснить все особенности промышленных регионов, социальную и религиозную структуру государств.

Именно традиционные атласы помогают точно раскрыть информацию, объяснить и «показать» доступным способом, что такое география. Ведь, как говорил Н.Н. Баранский – «Без географии мы нигде». Только знание карты дает общее представление о мире и наше положение в нем.


Библиографический список
  1. Дук Наталья Николаевна /географический атлас – словарь области –новый тип  географо-картографического произведения/ М-1993г.
  2. Сваткова Т. Г. Атласная картография. Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2002.
  3. Энциклопедия Академик (http://enc-dic.com/)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Рокотова Екатерина Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация