УДК 338.1

РАЗРАБОТКА МАТРИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНВЕСТОРОМ НА ОСНОВЕ ЦЕЛЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Бекетова Алена Михайловна
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация
В статье отражены результаты разработки матричных моделей, позволяющих осуществлять выбор стратегии взаимодействия с инвестором в зависимости от уровня целевой инвестиционной привлекательности конкретного предприятия и инвестиционного приоритета отрасли. Для каждого типа стратегий предложены дифференцированные механизмы реализации. Вынесены рекомендации по совершенствованию Инвестиционной стратегии Владимирской области в части расширения возможностей привлечения предприятиями заемных инвестиционных ресурсов, наполнения контента инвестиционного портала и улучшения имиджа региона.

Ключевые слова: Инвестиционная стратегия Владимирской области, инвестиционный паспорт предприятия, кредитор, матричная модель, рейтинг импортозамещения, стратегии взаимодействия с инвестором, стратегический инвестор, целевая инвестиционная привлекательность предприятия


DEVELOPMENT OF MATRIX MODELS THE CHOICE OF STRATEGY OF INTERACTION WITH THE INVESTOR BASED ON THE TARGET INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Beketova Alyona Mikhailovna
Murom Institute (branch) ) of Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs

Abstract
The article presents the results of the development of matrix models that allow for the choice of strategy of interaction with investors, depending on the target level of investment attractiveness of a particular company and the investment priorities of the industry. For each type of differentiated strategies proposed mechanisms of implementation. Made recommendations to improve the investment strategy of the Vladimir region in terms of the empowerment of attracting businesses borrowed investment resources, filling the portal content and improve the investment image of the region.

Keywords: creditor, investment passport of an enterprise, investment strategy of the Vladimir region, matrix model, strategic investor, strategy investor relations, target investment attractiveness of an enterprise, the rating of import substitution


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бекетова А.М. Разработка матричных моделей выбора стратегии взаимодействия с инвестором на основе целевой инвестиционной привлекательности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59362 (дата обращения: 02.06.2017).

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-12-33002.

Одной из центральных проблем российских предприятий является поиск инвестора, сотрудничество с которым способствует всестороннему развитию хозяйствующего субъекта. Необходимым условием успешности такого поиска является выявление «точек пересечения» экономических интересов инвестора и конкретной организации, выявить которые позволяет разработанный механизм целевой инвестиционной привлекательности. Целевая инвестиционная привлекательность организации – количественный интегральный показатель, объединяющий несколько групп ключевых факторов деятельности хозяйствующего субъекта, при этом состав групп различается в зависимости от ориентации на конкретный тип инвестора.

В ходе исследования на основе декомпозиции целей инвесторов обоснована система оценочных показателей, выработана методика её оценки с помощью динамического норматива. На основе анализа отчетности ряда организаций и предприятий Владимирской области дана оценка их целевой привлекательности для четырех типов инвесторов, результаты, которой позволили сделать следующие выводы. Стабильная положительная динамика целевой инвестиционной привлекательности дает возможность использовать её как индикатор и, повысив заинтересованность инвестора, аккумулировать финансовые ресурсы. Однако этим  не исчерпывается назначение целевой инвестиционной привлекательности. Она формирует основу для выбора оптимальной стратегии и соответствующего ей механизма взаимодействия с инвесторами конкретного типа.

В качестве инструмента выбора стратегий предложена матричная модель, учитывающая уровень инвестиционной привлекательности предприятия и инвестиционный приоритет отрасли (рис. 1). В построении матрицы использована методика установления отраслевых приоритетов инвестиционного развития, а также результаты её апробации автором для Владимирской области [1].

Типы отраслей

Инвестиционная привлекательность предприятия

Растущие

Стабильные

Перспективные

Селективные

Высокая

«Сближение с инвестором»

«Сближение с инвестором»

«Стабилизация»

«Стабилизация»

Средняя

«Сближение с инвестором»

«Стремление к идеалу»

«Стабилизация»

«Внешнее вмешательство»

Низкая

«Стремление к идеалу»

«Стремление к идеалу»

«Внешнее вмешательство»

«Внешнее вмешательство»

Рисунок 1. Матричная модель выбора стратегий взаимодействия со стратегическим инвестором

Стратегию «Сближение с инвестором» целесообразно применять для предприятий с высокой и средней инвестиционной привлекательностью, принадлежащих к растущим и стабильным отраслям. Такие предприятия практически полностью удовлетворяют требованиям стратегического инвестора, что, однако, не гарантирует поступления финансовых ресурсов. Их привлечению на основе согласования интересов предприятия и целевого инвесторамогут способствовать следующие механизмы:

1. Поддержание достигнутого уровня инвестиционной привлекательности предприятия (ИПП), сохранение существующей динамики целевых показателей.

2. Повышение информационной открытости способствует росту прозрачности деятельности организации и доверия потенциального инвестора. Обязанность обеспечения открытого доступа к обязательным формам отчетности действующим законодательством ставится в зависимость от организационно-правовой формы. Хозяйствующий субъект, обладающий высоким уровнем инвестиционной привлекательности и заинтересованный в привлечении инвесторов, может публиковать отчетность добровольно, однако содержащаяся в ней информация не дает полной картины целевой привлекательности.

В связи с этим вносится предложение о разработке инвестиционных паспортов предприятий-реципиентов, расположение которых в матрице позволяет выбрать стратегию сближения с инвестором. В инвестиционном паспорте предлагается разместить описание организации, её деятельности, актуальные сведения о состоянии отрасли, а также показать уровень целевой ИПП для стратегического инвестора за несколько лет. Для привлечения внимания инвесторов паспорт предлагается размещать на Инвестиционном портале региона, в той его части, где отражается информация об инвестиционно-привлекательных предприятиях. Для визуализации информации может быть использована матрица инвестиционно-привлекательных отраслей или инвестиционная карта региона с соответствующими всплывающими окнами. Это позволить обеспечить открытый доступ инвестора к информации о потенциальном объекте вложений, повысить информативность Портала и систематизировать его контент.

3. Активное продвижение организации, способствующее росту известности в деловых кругах, установлению личных контактов и задействованию их мощного ресурса. Способами такого продвижения служит участие в форумах, конференциях, представление информации для участия в отраслевых рейтингах, рейтингах топ-менеджеров и аналогичных имиджевых акциях.

Заявление, сделанное Германом Грефом на прошедшем дне инвестора в Лондоне: «для Сбербанка выгодными становятся компании,  ориентированные на внутренний спрос» демонстрирует современные приоритеты российских инвесторов. [2] В связи с этим целесообразно предложить позиционирование предприятий региона, деятельность которых связана с импортозамещением.  позиционирующего компании по данному параметру. Формирование такого рейтинга для Владимирской области и размещение его результатов на Инвестиционном портале будет способствовать как улучшению её имиджа, так и продвижению предприятий, что в совокупности улучшит инвестиционные позиции области.

Стратегия «Стремление к идеалу» используется в качестве механизма привлечения инвестиций для предприятий растущих и стабильных отраслей со средней и низкой инвестиционной привлекательностью. Их позиции в матричной модели свидетельствуют о наличии потенциальной возможности привлечения стратегического инвестора, для реализации которой предлагаются следующие инструменты:

1. Повышение целевой ИПП – воздействие на проблемные показатели, выявленные в процессе оценки и снижающие уровень привлекательности.

2. Формирование инвестиционного имиджа, которое может осуществляться различными способами в зависимости от специфики деятельности хозяйствующего субъекта. Однако можно отметить и универсальные механизмы, одним из которых является спонсорство. Оказание предприятием помощи некоммерческим организациям, благотворительным, религиозным, образовательным, лечебным учреждениям, участие в акциях по сбору средств, несомненно, приведет к возникновению положительного мнения об организации у партнеров и инвесторов.

Инструментом формирования и укрепления инвестиционного имиджа может стать участие хозяйствующего субъекта в государственных и региональных конкурсах, форумах и программах. В частности, можно отметить Стажерскую программу Минпромторга РФ для студентов и молодых специалистов, конкурсы комплексных инвестиционных проектов, программы по развитию отдельных видов промышленности, ежегодный форум «Владимирская область – территория динамичного развития», Экономические форумы, проводимые в Москве и Санкт-Петербурге.[3,4]

Принадлежность предприятия с высокой или средней инвестиционной привлекательностью к неустойчивым отраслям (перспективным или селективным) дает основание для применения стратегии «Стабилизация». Специфика инвестиционных позиций таких предприятий – в том, что при позитивной динамике их внутренних показателей тенденции в отрасли характеризуются высокой степенью неопределенности. В рамках этой стратегии может быть рекомендовано:

1. Поддержание достигнутого уровня ИПП, сохранение существующей динамики целевых показателей.

2. Разработка и реализация программы повышения инвестиционной активности предприятия, для чего представляется целесообразным создавать специализированный департамент в организации. Повышение уровня инвестиционной активности начинается с выявления перспективных идей и качественного обоснования инвестиционных проектов. Вторым шагом является представление проекта на конкурс для участия в инвестиционныхпрограммах и выставках, муниципальных, региональных и федеральных,  венчурных ярмарках.

3. Снижение инвестиционного риска. Принадлежность предприятия к неустойчивым отраслям требует дополнительного стимула для частных вложений и снижения риска. Эффективным способом здесь является государственно-частное партнерство. Решению проблемы снижения риска в проектах, реализуемых в высокотехнологичных отраслях, способствует привлечение средств регионального венчурного фонда. Стратегией Владимирской области предусмотрено создание регионального инвестиционного фонда, однако на практике, к сожалению, эта мера не реализована.

Если предприятие обладает средней или низкой инвестиционной привлекательностью и принадлежит к перспективным или селективным отраслям, выбирается стратегия«внешнее вмешательство», включающая:

1. Повышение уровня целевой ИПП, воздействие на проблемные показатели деятельности предприятия.

2. Использование комплексамер финансовой поддержки и налоговых льгот, предусмотренных инвестиционным законодательством региона: использование инвестиционного налогового кредита, права на отсрочку и рассрочку налоговых платежей,реструктуризацию, возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам.

Разработанная матричная модель применима вне зависимости от организационно-правовой формы предприятия и особенностей его расположения в системе уровней инвестиционной привлекательности. Так, в рамках данного исследования был проведен анализ целевой ИПП АО «Муромский завод радиоизмерительных приборов», входящего в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», являющегося стратегическим инвестором.  Инвестиционная привлекательность АО «МЗ РИП» оценена как высокая, но неустойчивая. Позиции завода в матрице показывают, что для него оптимальнастратегия«Стабилизация», а предметное рассмотрение показателей целевой привлекательности свидетельствует о необходимости разработки программы повышения инвестиционной активности. Такая программа позволит не только добиться постоянной положительной динамики важнейших показателей, но и рассматривать АО «МЗ РИП» как «точку роста», усилить позиции предприятия в конкуренции за инвестиции внутри концерна.

В современных условиях для значительной части организаций как целевой может рассматриваться инвестор-кредитор, для которого имеют значение быстрая окупаемость и надежность вложений. Сформированная матричная модель для инвестора, предоставляющего заемные средства, представлена на рисунке 1. Набор стратегий сходен с рассмотренным выше, однако механизмы согласования интересов различаются.

Типы отраслей

Инвестиционная привлекательность предприятия

Растущие

Стабильные

Перспективные

Селективные

Высокая

«Позициониро-вание»

«Позициониро-вание»

«Интеграция»

«Интеграция»

Средняя

«Позициониро-вание»

«Повышение надежности»

«Интеграция»

«Внешняя поддержка»

Низкая

«Повышение надежности»

«Повышение надежности»

«Внешняя поддержка»

«Внешняя поддержка»

Рисунок 2. Матричная модель выбора стратегий взаимодействия с инвестором, предоставляющим заемные средства

Стратегия «Позиционирование»используется привлекательными для целевого инвестора организациямии предполагает реализацию следующих мер взаимодействия:

1. Поддержание достигнутого уровня ИПП, сохранение существующей динамики целевых показателей.

2. Повышение информационной открытости предприятия – в данном случае разработка и размещение на портале инвестиционного паспорта предприятия дополняется его включением в пакет документов, представляемых в банк в соответствии с действующим законодательством и кредитным регламентом банка.

3. Активное продвижение организации на рынке инвестиционных ресурсов и улучшение репутации хозяйствующего субъекта в банковской среде требует применения особых инструментов. Одним из них является формирование рейтингов надежности и кредитоспособности, для чего может быть подана заявка в специализированное рейтинговое агентство, в частности РИА Аналитика или РА Эксперт. Региональными органами исполнительной власти можно рекомендовать в качестве мер нефинансовой поддержки предприятий инициировать создание таких рейтингов и размещение их результатов на инвестиционном портале региона. Организации, занимающие первые позиции, могут получать специальный сертификат Администрации, что будет способствовать укреплению их инвестиционного имиджа.

Для предприятий растущих отраслей, обладающих низкой инвестиционной привлекательностью и предприятий стабильных отраслей со средней или низкой привлекательностью оптимальна стратегия «Повышение надежности»,которая реализуется через применение следующих механизмов:

1. Повышение целевой ИПП, воздействие на проблемные показатели.

2. Анализ предложения кредитных продуктов и оптимизация выбора кредитной организации. Как правило, предприятия обращаются с кредитными заявками в тот же банк, который осуществляет их расчетно-кассовое обслуживание, однако при этом условия кредитования конкретного банка не всегда отвечают потребностям организации, а она, в свою очередь, не удовлетворяет требованиям банка как инвестора, предоставляющего заемные средства. В связи с этим целесообразен выбор обслуживающего и кредитующего банка на основе его отраслевой специализации и приоритетных направлений формирования кредитного портфеля. Одновременно в организации целесообразно создать специализированный департамент, как и при использовании стратегии «Стабилизация».

Стратегию «Интеграция» целесообразно применять в том случае, если предприятие обладает высокой или средней инвестиционной привлекательностью, но принадлежит к нестабильной отрасли. Применяемые механизмы:

1. Поддержание достигнутого уровня ИПП, стабилизация динамики целевых показателей.

2. Использование «нестрахового пула», которое предполагает создание интеграционных объединений организаций, формирование внутренних корпоративных фондов и оказание финансовой поддержки тем членам, которые наиболее сильно в ней нуждаются. Близким способом является организация кэптивного страхования.

Стратегия «Внешняя помощь» используется для привлечения кредитора предприятием с низкой инвестиционной привлекательностью, принадлежащим к перспективным и селективным отраслям. Организации, состояние и динамика развития которых обусловливают подобное положение в матрице, как правило, очень ограничены в возможности привлечения заемных ресурсов, в связи с чем применимы следующие инструменты:

1. Повышение целевой ИПП, воздействие на проблемные показатели.

2. Использование таких мер региональной поддержки, как предоставление гарантий и поручительств перед банком или использование залогового фонда региона, субсидирование процентов.

3. Учреждение регионального промышленного банка, специализирующегося на кредитованиипредприятий приоритетных отраслей.

Одним из предприятий, инвестиционная привлекательность которых изучена в ходе исследования, выступило ОАО «Муромский радиозавод». Оценка показала, что целевым для организации является инвестор, предоставляющий заемные средства. Позиции предприятия в матрице свидетельствуют, что для привлечения целевого инвестора необходимо поддерживать динамику ключевых показателей и разработать программу по оптимизации выбора банка. Кроме того, целесообразно участие в нестаховом пуле или использование кэптивного страхования.

Анализ целевой ИПП ряда промышленных предприятий Владимирской области позволил дифференцировать механизмы взаимодействия с инвесторами следующим образом (таблицы 1 и 2).

Таблица 1 – Механизмы взаимодействия со стратегическим инвестором

Стратегия

Инструментарий

«Сближение с инвестором»

1. Поддержание достигнутого уровня инвестиционной привлекательности

2. Разработка инвестиционного паспорта предприятия и его размещение на Инвестиционном портале региона

3. Участие в инвестиционных форумах, научно-практических конференциях, представление информации для участия в рейтинге импортозамещения,  отраслевых рейтингах, рейтингах топ-менеджеров и аналогичных имиджевых акциях

«Стремление к идеалу»

1. Повышение целевой ИПП

2. Оказание предприятием спонсорской помощи

3. Участие организации в государственных и региональных конкурсах, форумах и программах

«Стабилизация»

1. Поддержание достигнутого уровня инвестиционной привлекательности

2. Создание в организации специализированного отдела, в функции которого входит разработка программы повышения инвестиционной активности, отбор инвестиционных идей и обоснование проектов

3. Участие в инвестиционных программах и выставках, венчурных ярмарках, инвестиционных выставках

4. Использование инструментов государственно-частного партнерства, создание регионального венчурного фонда с целью стимулирования инвесторов и диссипации рисков

«Внешнее вмешательство»

1. Повышение целевой ИПП

2. Использование налоговых льгот

3. Использование мер финансовой поддержки

Таблица 2 – Механизмы взаимодействия предприятия с инвестором, предоставляющим заемные средства

Стратегия

Инструментарий

«Позиционирование»

1. Поддержание достигнутого уровня инвестиционной привлекательности

2. Разработка инвестиционного паспорта предприятия и его размещение на Инвестиционном портале региона

3. Участие организации в кредитных, отраслевых рейтингах и рейтингах импортозамещения

«Повышение надежности»

1. Повышение целевой ИПП

2. Выбор предприятием конкретного банка для сотрудничества, изучение его требований и условий

3. Повышение надежности организации с учетом требований целевого кредитора

«Интеграция»

1. Поддержание достигнутого уровня инвестиционной привлекательности

2. Создание интеграционных промышленных объединений, формирование корпоративного фонда денежных средств

3. Кэптивное страхование

«Внешняя поддержка»

1. Повышение целевой ИПП

2. Использование мер государственной и региональной поддержки промышленности – получение гарантий и поручительств для предоставления банкам

3. Использование государством и регионами зарубежного опыта для организации банковской системы

Формирование матричных моделей и выработка механизмов взаимодействия с целевыми инвесторами позволяют вынести следующие рекомендации, направленные на совершенствование Инвестиционной стратегии Владимирской области в части расширения возможностей привлечения предприятиями региона заемных инвестиционных ресурсов, наполнения контента инвестиционного портала и улучшения имиджа региона:

− практическое воплощение принятого решения о создании регионального инвестиционного фонда, в форме фонда венчурных инвестиций;

− создание регионального банка, специализирующегося на кредитовании приоритетных отраслей;

− размещение на портале региона инвестиционных паспортов предприятий, обладающих наиболее высокой привлекательностью и рассматриваемых как «точки роста» (в частности, из числа обследованных к таким предприятиям могут быть отнесены АО «Муромский завод радиоизмерительных приборов», ОАО «Муроммашзавод», ОАО «Муромский ремонтно-механический завод», ООО «Славянка текстиль», ОАО «Сударь», однако общий перечень перспективных предприятий Владимирской области, безусловно, намного шире);

− формирование рейтингов предприятий, реализующих программ импортозамещения, размещение сведений о лидерах рейтинга на инвестиционном портале;

− формирование рейтингов надежных, платежеспособных предприятий, размещение сведений о лидерах рейтинга на инвестиционном портале, предоставление им Администрацией сертификатов «надежного заемщика».


Библиографический список
  1. Панягина А. Е. Методические подходы к исследованию отраслевых инвестиционных приоритетов региона // Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. – 2015. – ART 65114. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65114.html
  2. Г. Греф «Сбербанк лишился 1,3 трлн. наличных рублей за неделю декабрьской паники». //  Ведомости. 22.10.2015. –  URL:http://www.vedomosti.ru/finance/news/2015/10/22/613897-gref-sberbank
  3. Официальный сайт Минпромторга РФ – http://minpromtorg.gov.ru.
  4. Официальный сайт администрации Владимирской области – http://www.avo.ru.


Все статьи автора «Бекетова Алена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: