УДК 331.34

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Яшкова Елена Вячеславовна1, Синева Надежда Леонидовна2
1ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
2ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
В статье на основе теоретических исследований определено понятие «механизм креативного менеджмента». Выявлена необходимость реализации высокоэффективного механизма креативного менеджмента в системе управления персоналом организаций сферы услуг. Особое внимание уделено принципам талант-менеджмента.

Ключевые слова: креативный менеджмент, механизм, система управления персоналом, талант-менеджмент


IMPLEMENTATION OF A FRAMEWORK FOR CREATIVE MANAGEMENT IN THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM OF THE ORGANIZATIONS OF SPHERE OF SERVICES

Yashkova Elena Vyacheslavovna1, Sineva Nadezhda Leonidovna2
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the innovative management technologies
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the innovative management technologies

Abstract
The article on the basis of theoretical studies defined the concept of "the mechanism of creative management". Identified the need to implement a highly efficient mechanism of creative management in the personnel management system of the organizations of sphere of services. Special attention is paid to the principles of talent management.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Реализация механизма креативного менеджмента в системе управления персоналом организаций сферы услуг // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59066 (дата обращения: 30.09.2017).

В настоящее время российские организации в своей управленческой практике ориентируются на использование материально-вещественных факторов для достижения целей, при явном принижении роли и места сотрудника, его таланта и творчества. Но как показывает практика, важнейшей сферой является управление социально-экономическими процессами в системе управления персоналом, развитие его креативности, что серьезно недооценивается.

В условиях изменения парадигмы управления персоналом на всех его уровнях вызывает к жизни новое научное направление для исследований – управление экономикой знаний. Это обусловливается недостаточностью научно-обоснованных рекомендаций, методик и механизмов, реализованных в рамках концепций креативного менеджмента, внедрения механизма креативного менеджмента в систему управления персоналом в условиях изменяющихся социально-трудовых отношений.

Реализация такого направления будет возможна лишь при соответствующей разработке и внедрении механизма креативного менеджмента, который предусматривает приоритетность не самой организации как таковой, а человека талантливого и творческого. При этом данный механизм должен учитывать как ресурсы организации, так и ресурсы и потребности его сотрудников, в особенности внутреннюю мотивацию и способность к обучению [1].

Понятие «механизм креативного менеджмента» определяется как комплекс средств воздействия по достижению творческого подхода к деятельности, развития индивидуальных способностей и в целом оптимизации трудовой деятельности. К таким средствам относятся: проблемное задание, информационные ценности, поощрение индивидуальных позиций (самостоятельности), доверие, атмосфера креативной группы, ротация функций, позитивный эмоциональный настрой [2].

Аспекты данной проблемы исследовалась в работах как отечественных, так и зарубежных авторов: повышением результативности интеллектуального труда занимались Э.Мэйо, А.Маслоу, К.Альдерфер, Ф.Герцберг и др.; предметную область и объекты креативного менеджмента описывались Э.М.Коротковым, Г.И.Ванюрихиным, К.А.Кирсановым. Вопросы теории управления персоналом рассматривались Дж.Равеном, Т.Ю. Базаровым, Б.М.Генкиным, Л.В.Ивановской, С.А.Карташовым, А.Я.Кибановым, М.Б.Курбатовой, М.И.Магура, Ю.Г.Одеговым, С.Г.Радько, С.В. Шекшней и др. Вопросами развития и обучения персонала организации занимались М.Армстронг, П.Лоуренс, А.П.Егоршин, П.М. Новиков, В.М. Зуев, Д.Шеен и др. [3]. Современную терминологию творчества предложил К.Джеминг; управление креативностью и инновационные технологии в организации рассматривали Тан Дж., Ф. Бенц и др.

Таким образом, анализ отечественных и зарубежных публикаций по проблемам исследования механизма креативного менеджмента подтверждает, что в них недостаточно представлен комплексный подход по взаимодействию креативного и кадрового менеджмента. Поэтому возникает необходимость по реализации системного подхода к анализу трудового потенциала в условиях изменения подходов к менеджменту, и в определении особенностей развития персонала в период модернизации российской экономики.

Как показывают исследования [4,5], креативность необходима во всех направлениях: бизнес-среде, искусстве, рекламной деятельности, научных исследованиях, сфере услуг. В любой сфере организация-работодатель стремится заполучить «лучших из лучших» работников, для достижения эффективности труда своих сотрудников и получения прибыли. Поэтому не случайно большая роль отводится активному поиску высококвалифицированного персонала и применению персонал-ориентированных маркетинговых технологий, таких как HR-брендинг, которая позволяет организации достичь приоритетности в борьбе за таланты и «лояльности персонала работодателю», что способствует формированию благополучной рабочей среды, включающей все HR-процессы и практики [6].

По мнению авторов, одним из привлекательных и перспективных секторов экономики является сфера услуг, поскольку она оказывает существенное влияние на размер валового внутреннего продукта страны, на занятость населения, на интенсивность развития того или иного региона. Данное направление находит свое отражение в поиске и применении современных приемов взаимодействия с клиентами, а это требует особых знаний, умений и навыков в психологии, социологии, управлении персоналом и т.д.

Но сегодня эта сфера испытывает недостаток в талантливых и квалифицированных кадрах, способных конкурировать на рынке труда, профессионально подготовленных и ориентированных в смежных сферах деятельности, реализующих себя в бизнес-среде на высочайшем уровне, способных к непрекращающемуся развитию, социальной и профессиональной мобильности. Поэтому все чаще исследуют и говорят о том, что успех сотрудника данного сектора экономики зависит от его инициативы, самостоятельности, желания и возможностей заниматься новаторством и творчеством. При этом конкурентоспособность работника напрямую зависит от его стремления к постоянному саморазвитию в течение всей жизнедеятельности. Укрепляется мнение, что главным является развитие возможностей сотрудников, т.е. сознательное, своевременное эффективное его изменение в определенном направлении.

В соответствии с этим, реализация креативного менеджмента способствует развитию как руководителя, так и коллектива в целом, поскольку основой формирования сотрудника креативного типа является его постоянное совершенствование.

Бытует мнение, согласно которому руководители определенной специализации (например, менеджер по персоналу) должны быстро и результативно выполнять поставленные вышестоящим руководством цели и задачи. Но когда они не справляются с ними, тогда требуется помощь «креативного менеджера» [7].

По мнению авторов, необходимо развивать трудовой потенциал работника при формировании активной политики занятости, стимулирующей поиск работы, повышать квалификацию и профессиональные навыки, приобретать новую профессию [8]. В соответствии с этим, в креативном менеджменте можно выделить новое направление – управление талантами. Отсюда реализация механизма креативного менеджмента возможна с учетом следующих принципов талант-менеджмента:

  • преимущество в принятии решения руководителем о найме талантливых кандидатов на должность;
  • привлекательность стимулирующих выплат  одаренным работникам;
  • стратегия привлечения талантов;
  • постоянство в работе по развитию сотрудников;
  • оценка и индивидуальный подход в работе с одаренными сотрудниками;
  • направленность корпоративной культуры на таланты;
  • привлекательность компании-работодателя (HR-брендинг компании) [8].

Таким образом, реализация механизма креативного менеджмента в управление персоналом сферы услуг будет являться необходимым условием ее эффективной деятельности и позволит вывести организацию на качественно новый уровень в своем развитии.


Библиографический список
  1. Кирьян Е.И. Применение креатива в управлении персоналом [Электронный ресурс] URL: http://www.confcontact.com/2013_04_04_zhv/9_Kyrjan.htm (дата обращения 04.11.15).
  2. Креативные люди – это какие люди? В чем проявляется креативность человека? http://fb.ru/author/20239/lorenzo-m (дата обращения 07.11.15).
  3. Ерёмина И.Ю. Управление развитием менеджерского таланта персонала организации в сфере дополнительных образовательных услуг: Автореф. дис. … докт. эконом. наук. М., 2009. – 38 с.
  4. Цыганкова В.Н. Проблемы при реализации креативного менеджмента в организации // Креативная экономика. – 2010. – № 9 (45). – С. 54-58.
  5. Макаренко О.Г. Креативный менеджмент: учебное пособие / О.Г. Макаренко, В.Н. Лазарев. Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 154 с.
  6. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Актуализация инновационной маркетинговой технологии HR-брендинга в системе управления персоналом нижегородских компаний // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/111EVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/111EVN115
  7. Куприна А.В., Моисеенко Н.В. «Если шел за тобой, как в бой…» креативный менеджер в современной России // Креативная экономика, 2008, № 5. – С. 45-50.
  8. Синева Н.Л., Яшкова Е.В., Перова Т.В. Управление системой креативного менеджмента (менеджмента творчества персонала) как фактор формирования конкурентных преимуществ инновационной организации//Интернет-журнал «Науковедение», 2014 № 5(24) [Электронный ресурс] – М.: Науковедение, 2014. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik 5(24)/pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.


Все статьи автора «Яшкова Елена Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: