УДК 612.655

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ

Сидорова Татьяна Владиславовна1, Полякова Татьяна Александровна2, Антонов Александр Яковлевич3, Лосев Алексей Сергеевич4, Малыгин Игорь Евгеньевич5, Полуянова Ольга Александровна6
1Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, заведующая кафедрой физической культуры, доцент, кандидат педагогических наук
2Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, доцент кафедры физической культуры, кандидат педагогических наук
3Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, старший преподаватель кафедры физической культуры
4Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, преподаватель кафедры физической культуры
5Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, преподаватель кафедры физической культуры
6Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, ассистент кафедры физической культуры

Аннотация
В статье проанализированы результаты выполненных упражнений из Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» студентами с различным уровнем здоровья.

Ключевые слова: Готов к труду и обороне, здоровье, студенты, физическая подготовленность


PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF HEALTH

Sidorova Tatiana Vladislavovna1, Polyakova Tatyana Alexandrovna2, Antonov Alexander Yakovlevich3, Losev Aleksey Sergeevich4, Maligin Igor Evgenyevich5, Poluyanova Olga Aleksandrovna6
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Head of the Department of Physical Education, associate professor, Ph.D.
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Associate Professor, Department of Physical Education, Ph.D.
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Senior Lecturer, Department of Physical Education
4Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Lecturer of the Department of Physical Education
5Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Lecturer of the Department of Physical Education
6Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Assistant of the Department of Physical Education

Abstract
The article analyzes the results of exercise of the All-Russian sports complex "Ready for Labour and defense" of students with different levels of health.

Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сидорова Т.В., Полякова Т.А., Антонов А.Я., Лосев А.С., Малыгин И.Е., Полуянова О.А. Физическая подготовленность студентов с различным уровнем здоровья // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59016 (дата обращения: 24.11.2016).

Внимание ученых издавна привлекает проблема измерения здоровья. Большинство существующих методов основано на определении функциональных возможностей организма. Однако для всесторонней оценки важно знать не только  объем работы, которую может выполнить человек (количество здоровья), но и насколько хорошо он себя чувствует (качество здоровья) [2,7,14].

Результаты исследований многих ученых [1,16,20], свидетельствующие о тесной взаимосвязи между адаптацией и здоровьем  позволяют выделить четыре группы лиц с разным уровнем адаптационных возможностей организма:

1)           с удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды;

2)            с напряжением механизмов адаптации;

3)           с неудовлетворительной адаптацией;

4)           со срывом адаптации.

Р.М.Баевский предложил в качестве критерия адаптационных возможностей организма определить индекс функциональных изменений ИФИ). Доврачебный скрининг, основанный на оценке ИФИ, при всей своей простоте обеспечивает системный подход к оценке функционального состояния системы кровообращения как индикатора адаптационных возможностей всего организма [2,15].   

В.П.Казначеев [9] рекомендовал рассматривать степени  адаптации организма к окружающей среде в качестве «уровней здоровья»:

- первый уровень здоровья –>  состояние оптимальной, удовлетворительной адаптации;

- второй уровень здоровья  –> напряженность адаптационных механизмов;

- третий уровень здоровья –> неудовлетворительное состояние адаптации, при котором происходит рассогласованность отдельных механизмов функционирования организма;

- четвертый уровень здоровья –> срыв адаптации, состояние предболезни или даже болезни. [8].

Каждый человек имеет свой индивидуальный уровень (резерв) адаптационных возможностей и свой запас функциональных резервов. При воздействии факторов окружающей среды, носящих стрессорный характер, возникает защитно-приспособительная реакция организма по типу общего адаптационного синдрома. Одним из существенных элементов в этой реакции является напряжение регуляторных систем, в частности, усиление активности симпатического отдела вегетативной нервной системы. Это ведет к повышению уровня функционирования системы кровообращения и других систем организма и, в конечном итоге, к изменениям энергетического и структурно-метаболического гомеостаза. Индикатором может служить индекс функциональных изменений системы кровообращения [4,6,7].

Активно адаптироваться к условиям жесточайшей конкуренции и социальных катаклизмов, чтобы максимально использовать свои потенциальные возможности во всех сферах жизни, молодежи помогают физическая культура и спорт [11,17].

С биологической точки зрения физическая подготовка представляет собой, процесс направленной адаптации организма к тренировочным воздействиям. Нагрузки, применяемые в процессе физической подготовки, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме. Тренировочный эффект определяется направленностью и величиной физиологических и биохимических изменений, происходящих под воздействием применяемых нагрузок. Глубина происходящих при этом в организме сдвигов зависит от основных характеристик физической нагрузки: интенсивности и продолжительности выполняемых упражнений; количества повторений упражнений; вида физических упражнений; продолжительности и характера интервалов отдыха между повторением упражнений. Определенное сочетание перечисленных параметров физических нагрузок приводит к необходимым изменениям в организме, к перестройке обмена веществ и, в конечном итоге, к росту тренированности [1,8,11].

В Послании Президента РФ 2012  г. В.В.Путин, заботясь о здоровье подрастающего поколения, уточнил, что важнейшим направлением развития физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи, должно стать введение новых форм работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных мер. Необходимо поддержать идею создания ассоциаций студенческих спортивных клубов, эта организация призвана не только содействовать развитию студенческого спорта, но и стать в известном смысле социальным лифтом для талантливой и целеустремлённой и активной молодёжи!

Существенный вклад в данном направлении может внести внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди студентов. Возрождение системы ГТО было объявлено в Указе Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Во исполнение Указа Президента РФ было издано постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 года № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне» и распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2014 года № 1165-р «Об утверждении плана мероприятий по внедрению ВФСК «Готов к труду и обороне» [19].

Нормативы Комплекса направлены на обеспечение объективного контроля уровня развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации, гибкости, а также уровня овладения прикладными умениями и навыками.

ВФСК ГТО направлен на реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, формирование необходимых знаний, умений, навыков, приобщение к систематическим занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью обучающихся, трудящихся, лиц старшего и пожилого возраста, проведение мониторинга и улучшение физической подготовленности граждан Российской Федерации [3,13,19].

Цель ВФСК – повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны, укреплении здоровья, улучшении благосостояния и качества жизни российских граждан, гармоничном и всестороннем развитии личности, формировании потребности людей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности. Вместе с тем необходимо отметить, что одной из важнейших целей внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» является популяризация массового спорта и привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

В основу разработки новых нормативов легли установки, заложенные в концепции о трудности выполнения нормативов комплекса ГТО: 70% испытуемых должны быть посильны нормативы бронзового знака, 60% –  серебряного знака и 20% – золотого знака комплекса ГТО [18].

Цель исследования – провести сравнительный анализ физической подготовленности студентов с различным уровнем здоровья с использованием показателей выполненных ими упражнений из ВФСК ГТО.

Материалы и методы исследования:

Исследование проведено среди 314 студентов 1-4 курсов  Арзамасского филиала ННГУ им Н.И.Лобачевского, занимающихся в основной и подготовительной физкультурных группах.

Вычисление ИФИ проводилось по формуле:

ИФИ = 0,011ЧСС + 0,014САД  + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009МТ  – 0,009ДТ – 0,27, где  ЧСС – частота сердечных сокращений, САД и ДАД  систолическое и диастолическое артериальное давление, ДТ и МТ – длина и масс тела, В – возраст. Оценки ИФИ распределены на 4 уровня адаптационных возможностей организма по Р.М.Баевскому и соответственно на 4 уровня здоровья по В.П.Казначееву [2,8].

Нормативы ВФСК ГТО выполнялись по следующим упражнениям: юноши – прыжок в длину с места толчком двумя ногами, бег на 100 м и 3 км, подтягивание на высокой перекладине; девушки – прыжок в длину с места толчком двумя ногами, бег на 100 м и 2 км, поднимание туловища из положения лежа на спине. Упражнения выполнялись согласно методическим указаниям к комплексу ГТО [12].

По результатам исследования создана персонифицированная база данных в «EXCEL 1997-2003». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий χ2) с доверительным интервалом р<0,05-0,001 [5]. Статистическая обработка проводилась  с использованием  ППП «STADIA v.6». 

Результаты исследования:

По полученным значениям ИФИ распределили всех студентов на 4 группы (рис.1). В результате расчетов определили, что 1 уровень здоровья (удовлетворительная адаптация) имеют 36,9 % студентов (девушек на 9,6% больше), 2 уровень здоровья (напряжение адаптации) определен у 33,6% молодежи (в этой группе юношей больше на 7,2%), к 3 уровню здоровья (неудовлетворительная адаптация) отнесены 18,1% студентов (юношей больше на 3,8%), 4 уровень здоровья (срыв адаптации) определен у 11,4% студентов (девушек на 1,2% больше).  Отсутствие гендерных различий между численностью юношей и девушек в каждой из определенных групп  подтверждается статистическими расчетами:  χ2=3,75; P=0,2903.

Рис. 1. Распределение студентов по показателям уровня здоровья и ИФИ:

1 – первый уровень здоровья, удовлетворительная адаптация;

2 – второй уровень здоровья, напряжение адаптации,

3 – третий уровень здоровья, неудовлетворительная адаптация,

4 – четвертый уровень здоровья, срыв адаптации.

Результаты упражнения «бег на 100 м» свидетельствуют, что 81,8% студентов выполнили нормативы ГТО для этого теста (табл.1), из которых 34,4% преодолели нормативы только бронзового значка, 32,5% – серебряного, а 15,0% молодежи могут преодолеть стометровую дистанцию по нормативам золотого значка. Студенты с 1 и 2 уровнем здоровья показали лучшие результаты, среди них больше численность молодежи, выполнивших упражнение на серебренный и золотой значки.

Таблица 1. Распределение результатов выполнения упражнений ВФСК ГТО: бег на 100 м, бег на 2 км (девушки) и 3 км (юноши), %

Уровни здоровья и адаптационных возможностей студентов

Бег 100 м

Бег 2 км и 3 км

1

2

3

4

1

2

3

4

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

удовлетворительная адаптация

14,8 25,6 42,2 17,4 18,1 45,5 30,6 5,8
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

напряжение адаптации

10,8 41,2 29,4 18,6 38,2 42,2 16,7 2,9
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

неудовлетворительная адаптация

26,3 42,1 26,3 5,3 50,9 40,3 8,8 0
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

срыв адаптации

38,1 32,4 17,7 11,8 73,5 17,7 8,8 0
ВСЕ 18,2 34,4 32,5 15,0 36,3 40,8 19,8 3,2
статистика χ2=30,45   c/c=9 P=0,0000 χ2=59,23  c/c=9 P=0,0000

Примечание: 1 – не выполнили норматив, 2 – выполнили норматив бронзового значка,

3 – выполнили норматив серебренного значка, 2 – выполнили норматив золотого значка

Выполнение упражнения «бег на 2 км (девушки) и 3 км (юноши)», показало, что 36,3% студентов не смогли справиться с испытанием (табл.1). Только 3,2% студентов преодолели норматив золотого значка, 19,8% – серебренного, а 40,8% – бронзового значка. Особенно низкие показатели оказались у студентов с 3 и 4 уровнем здоровья – среди них нет результатов, достойных золотого значка.

Упражнение «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» оказался еще сложнее для студентов – 54,8% из тестируемых не преодолели даже норматив бронзового значка (табл.2).  Между полученными оценками студентов с различным уровнем здоровья нет достоверных различий (χ2=6,60;  P=0,6789). В представленном распределении результатов не выявлена зависимость между успешным выполнением упражнения и степенью адаптационного потенциала. Трудность выполнения студентами этого упражнения выявлена и другими исследователями [9,18].

Среди студентов, выполнявших упражнения «подтягивание на высокой перекладине» (юноши) и «поднимание туловища из положения лежа» (девушки), 16,6% человек не справились с заданием (табл.2). 36,3% студентов выполнили норматив бронзового значка, 34,4% – серебряного, а 12,7% – золотого значка. Выявлена зависимость высоких результатов от уровня здоровья: среди студентов с 1 и 2 уровнем здоровья больше оценок соответствующих серебряному и золотому значку и меньше численность молодежи, не сдавших норматив ГТО по силовым упражнениям.

Таблица 2. Распределение результатов выполнения упражнений ВФСК ГТО: прыжок в длину с места, поднимание туловища (девушки) и подтягивание (юноши), %

Уровни здоровья и

адаптационных возможностей студентов

Прыжок в длину

с места

Поднимание туловища, подтягивание

1

2

3

4

1

2

3

4

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

удовлетворительная адаптация

50,4 33,1 11,5 5,0 10,7 30,6 43,0 15,7
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

напряжение адаптации

61,8 26,5 8,8 2,9 9,8 38,2 37,3 14,7
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

неудовлетворительная адаптация

47,4 36,8 14,0 1,8 24,6 47,4 22,8 5,3
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

срыв адаптации

61,7 23,5 11,9 2,9 44,1 32,4 14,7 8,8
ВСЕ 54,8 30,6 11,1 3,5 16,6 36,3 34,4 12,7
статистика χ2=6,60   c/c=9 P=0,6789 χ2=58,19  c/c=9 P=0,0000

Примечание: 1 – не выполнили норматив, 2 – выполнили норматив бронзового значка,

3 – выполнили норматив серебренного значка, 2 – выполнили норматив золотого значка

Таким образом, по полученным результатам можно сделать выводы:

- при выполнении упражнений на выносливость (бег на 2 км и 3 км) половина студентов получили неудовлетворительные оценки, свидетельствующие о недостаточном развитии у них этого физического качества;

- уровень физической подготовленность молодежи при выполнении упражнения «прыжок в длину с места» ниже нормативов комплекса ГТО, аналогичные результаты получены и другими исследователями, что свидетельствует о некорректности данного норматива физиологическим возможностям большинства юношей и девушек;

- среди студентов, имеющих 1 и 2 уровень здоровья, при выполнении тестов определена большая численность молодежи с оценками, соответствующими серебренному и золотому значкам, чем среди студентов с 3 и 4 уровнем здоровья, кроме упражнения «прыжок  в длину с места».

Для того, чтобы вызвать у студентов интерес к занятиям физическими упражнениями в рамках комплекса ГТО, нужно создать соответствующие условия: определять лучших в группе, на факультете, в вузе; информировать общественность о лучших достижениях студентов по комплексу ГТО; устанавливать надбавки к стипендиям за успехи в ГТО; выдавать соответствующий документ по типу зачетной книжки спортсмена с указанием уровня достижений в комплексе ГТО и т.д. [3,6,19].


Библиографический список
  1. Адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичёв, Е.А.Болтачёва, Н.В.Жулин // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. 2012.  №.7. С.37-43.
  2. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. – М.: Медицина, 1997. – 197 с.
  3. Богданов В.М., Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов  // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г.). – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – С.34-37.
  4. Выборочное медицинское обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков / Леонов А.В., Поздеева Т.В., Кузьмичев Ю.Г., Матвеева Н.А. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 5. С.14-17.
  5. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. – М., Практика, 1998. – 459 с.
  6. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов  / С.В. Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, Д.Борзенко // Молодой ученый. 2014. №18-1. С. 64-65.
  7. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
  8. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, Сибир.отд-ние, 1980. – 191 с.
  9. Карасев А.В., Ксенофонтов А.Н. Физическое состояние студентов в свете нового комплекса ГТО // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г.). – Ульяновск : УлГТУ, 2015. – С.131-134.
  10. Кропотухина О.С. Сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения страны – одна из главных задач комплекса ГТО // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского фикультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014. – С.63-66.
  11. Курс лекций по дисциплине «Физическая культура»: Учебное пособие./ Горюнов В.М., Полякова Т.А., Сидорова Т.В., Тишкина Н.А.  – Арзамас: АГПИ, 2009. – 179 с.
  12. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), 2014.
  13. Михайлова С.В. Роль государства в формировании у молодежи здорового образа жизни // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №7-4 (38). С.92-94.
  14. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю. Сущность и проблемы здорового образа жизни студентов // Электронный научно-практический журнал Культура и образование.  2014.  № 6 (10).  С. 25.
  15. Особенности гастроэнтерологической патологии у детей и пути оптимизации оптимизации гастроэнтерологической помощи / Назарова Е.В., Кузмичев Ю.Г., Леонов А.В., Матвеева Н.А., Усанова Е.П., Платонова Т.В., Авдеева Н.В., Кулакова Е.В. // Здравоохранение Российской Федерации. 2006. № 1. С32-34.
  16. Особенности физического развития сельских школьников Арзамасского района  / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин // Вестник Московского государственного областного университета. 2012.  №3. С.15.
  17. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня: учебно-методическое пособие / Е.А.Калюжный, С.Г.Напреев, С.В.Михайлова ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Арзамасский гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара». Арзамас, 2011.
  18. Уваров В.А., Булавина Т.А. Результаты апробации действующих нормативных требований I-VI ступени ВФСК ГТО // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г.). – Ульяновск : УлГТУ, 2015. – С.236-239.
  19. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)».
  20. Якубова И.Ш., Кузмичев Ю.Г., Поляшова А.С. Антропометрические индексы как критерий оценки пищевого статуса детей // Вопросы детской диетологии. 2003. Т..1. № 4. С.5-8.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация