УДК 371+004

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Сакович Сергей Иванович1, Павлова Яна Валерьевна2
1Новосибирский государственный педагогический университет, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и дискретной математики
2Новосибирский государственный педагогический университет, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и теоретической физики

Аннотация
В статье рассмотрены актуальные вопросы информатизации образования. Приведены и обоснованы основные проблемы, возникающие в связи с внедрением информационных технологий в учебный процесс.

Ключевые слова: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, информатизация образования, Информационно-коммуникационные технологии, информационное пространство


INFORMATIZATION IN EDUCATION

Sakovich Sergei Ivanovich1, Pavlova Yana Valerievna2
1Novosibirsk State Pedagogical University, Candidate of Technical Sciences, Docent, Head of Department of Computer Science and Discrete Mathematics
2Novosibirsk State Pedagogical University, Candidate of Technical Sciences, Docent, Head of the Department of General and Theoretical Physics

Abstract
Topical questions of informatisation in education are considered in the article. Basic problems which arise due to introduction of informatisation in the educational process are adduced and substantiated.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сакович С.И., Павлова Я.В. Информатизация образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59010 (дата обращения: 20.11.2016).

Информатизация является одним из основных этапов модернизации современного образования. Это вполне обосновано, ведь новые информационные технологии уверено проникают во все сферы жизни, география их применения стала гораздо разнообразнее. Сегодня специалисты, обладающие знаниями в области информационно-коммуникационых технологий (далее – ИКТ), пользуются спросом на рынке труда. В связи с этим, существует необходимость «повышения качества образования, эффективности функционирования системы образования в целом, обеспечение доступности образовательных услуг, подготовки учащихся к жизни в открытом информационном пространстве».

В Концепции информатизации сферы образования РФ дано следующее определение информатизации: “Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России” [1].

Таким образом, под информатизацией образования принято понимать процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс. Необходимо осознавать, что основными целями информатизации являются повышение эффективности образовательной деятельности на основе ИКТ и повышение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, согласно требованием современного информационного общества.

Использование информационных технологий позволяет резко усилить интеллектуальные возможности человека и активизировать творческий потенциал, передавая компьютеру выполнение некоторых видов работ. Процессы информатизации играют ведущую роль в формировании информационного общества. Основу такого общества составляют идеи, интеллект, знания [2].

Использование информационных технологий в образовательном процессе, безусловно, имеет ряд преимуществ. Приведем некоторые из них. Система образования становится более гибкой и быстрее реагирует на изменения в современной быстроменяющейся обстановке. Новые методы организации учебного материала повышают эффективность его использования.

Внедрение информационных технологий позволяет сделать учебный процесс более индивидуализированным, следовательно, более эффективным. Навыки работы на компьютере, умение искать нужную информацию в сети Интернет повышает мотивацию к учебе, ее результативность.

Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, учеников и родителей.

Порой складывается впечатление, что информационные технологии привносят в образовательный процесс только положительные моменты. Конечно, в большинстве случаев это так, но у любой медали – две стороны. Обе эти стороны необходимо знать и учитывать в работе каждому педагогу.

Процесс информатизации образования условно можно разделить на несколько составляющих:

-        оснащение учреждений образования современной компьютерной техникой и программным обеспечением, мультимедийным и телекоммуникационным оборудованием;

-        построение информационного пространства;

-        формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса [3].

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Легче всего реализуется первое направление. В последние годы в рамках модернизации образования на оснащение учебных заведений выделялись огромные средства. На рынке нет проблем с приобретением новой техники, будь то современный компьютер, интерактивная доска или оборудование для проведения видео-конференцсвязи. С программным обеспечением дело обстоит аналогично. Уже сегодня мы имеем возможность использовать как платное, так и свободно распространяемое программное обеспечение. В сети Интернет существует множество ресурсов, которые позволяют наполнить медийным содержанием любой урок. Причем можно использовать как готовый вариант, так и адаптированный под конкретные задачи. Аналогично обстоит ситуация и со средствами контроля обучения.

Говоря об оснащении учебных заведений компьютерной и мультимедийной техникой, не стоит забывать о проблеме, связанной с обслуживанием и ремонтом данного оборудования. В школах, например, эта обязанность возложена на учителя информатики, который не всегда может своими силами починить вышедшую из строя технику. Да и финансирование на ремонт есть далеко не всегда. Это приводит к тому, что зачастую дорогостоящее оборудование не используется.

Направление, связанное с построением информационного пространства тоже решается. Практически не осталось учреждений образования не имеющих свою локальную сеть. Стремление построить открытое образовательное пространство, обеспечить доступность образовательных услуг ведет к построению системы дистанционного образования.

Очевидно, под информационным пространством уже понимается не только средство доступа к необходимой информации, но и набор интеллектуальных сервисов. И все же стоит отметить, что во многих учебных заведениях с развитой информационной инфраструктурой персонал и обучающиеся не удовлетворены качеством данных, находящихся в сети. Зачастую в сети в избытке хранится ненужная и не актуальная информация, зато ощущается дефицит необходимой. Кроме того, многие пользователи не имеют представления о том, какие ресурсы и сервисы им доступны, как ими пользоваться или просто не имеют такой возможности. Для примера можно привести доступ к ресурсам ВУЗа из студенческих общежитий.

Подробнее хотелось бы остановиться на процессе формирования информационной культуры (грамотности) и ИКТ-компетентности. Под информационной культурой понимаются знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности [4]. ИКТ-компетентность это понятие более широкое и включает в себя не только базовые знания и умения по использованию различных информационных инструментов, но и эффективное применение в педагогической деятельности. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности является одной из важнейших задач педагогического образования. Не владение ИКТ-технологиями рассматривается сейчас как признак профессиональной непригодности педагога.

Анализ учебных планов показал, что блок, связанный с ИКТ-подготовкой учителей различных профилей, не отличается. Основное отличие и преимущество учителей информатики заключается в наличии фундаментальных знаний по информатике. Что мы имеем в итоге. Любой педагог, обладающий даже малыми базовыми знаниями в области информационных технологий, может преподавать соответствующие курсы. Возникает вопрос: действительно ли такие знания позволяют органично влиться в современный информационный мир.

К сожалению, пристальное изучение таких программ как «Информационные и коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» сводятся к рассмотрению общих вопросов информатики. К таким вопросам относится работа с текстовыми и табличными процессорами, изучение правил построения  презентаций. Пиком айсберга является краткое ознакомление с возможностями таких технических средств как интерактивная доска, документ камера и другим оборудованием, использующимся в учебном процессе. А ознакомление действительно является кратким и зачастую поверхностным. В большинстве образовательных учреждений интерактивная доска используется как обыкновенный экран с мультимедиа проектором. Правда, цена последнего на порядок ниже. Педагоги, получившие такие базовые знания и умения, начинают имитировать использование компьютера в своей профессиональной практике. Делают презентации и проводят с ними открытые уроки. И, к сожалению, все эти уроки всего лишь фикция, которая влияния на учебный процесс не оказывает. Использование современных технических средств позволяет сделать любой урок более наглядным, работать с разнородной информацией, такой как звук, текст, фото- и видеоизображения. Правда, очень часто некоторые педагоги злоупотребляют этим, обосновывая это тем, что современного ученика не увлечь одними только рассказами и лекциями. На наш взгляд, профессиональный учитель может привить любовь к своему предмету, имея в наличии лишь доску и мел. А по некоторым предметам, таким как математика, это необходимое и достаточное условие. Другими словами, информационные технологии должны дополнять изучаемый материал, а не подменять его. Технологии изменились до неузнаваемости, но основные ценности в образовании остаются неизменными.

Одним из преимуществ информатизации образования называется индивидуализация обучения, собственная траектория. Но кроме преимуществ в этом есть и ряд недостатков. При использовании информационных технологий обезличивается учебный процесс, сводятся к минимуму социальные контакты, общение с преподавателем подменяется на диалог с машиной, что не позволяет формировать и формулировать мысли на профессиональном языке. Компьютеры пока еще не научились разговаривать с человеком на равных, этот диалог весьма ограничен [5].

Конечно, никто не отменял бумажные учебники. Но сегодня также появилась возможность, свобода поиска любой информации в сети Интернет. В этом тоже существуют негативные моменты. Каждый запрос сопровождается избыточной информацией, «информационным мусором». Незнание правил поиска в сети Интернет позволяет легко отвлечься от изучаемого материала. Переход по предлагаемым ссылкам в найденной информации может быть как дополнением к её изучению, так и существенно отвлечь от неё.

В последнее время часто можно слышать выражение «цифровые дети». Считается, что нынешнее поколение более развито и с большей легкостью осваивает новые технологии. Это действительно так, но внедрять их нужно разумно и своевременно. Приведем два примера. В одной из телепередач А.Гордон рассказал историю о таком «цифровом» мальчике. В свои семь лет он с легкостью освоил подаренный родителями IPAD. Для него не составляло труда всего лишь легким движением пальцев увеличить изображение на экране, чтобы рассмотреть его получше. Эта семья ехала на автобусе, когда на стекло с внешней стороны села бабочка. Привычное движение руки, но бабочка не увеличилась. Весь автобус пытался успокоить истерику «цифрового» ребенка. Этот пример не отрицает необходимость внедрения информационных технологий, но доказывает, что разум человека должен быть подготовлен к такому внедрению. Это также подтверждает решение ведущих руководителей компаний, работающих в сфере высокотехнологичной экономики. Руководители и сотрудники таких компаний как Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard, eBay отправили своих в школу без компьютеров. Использование любой техники находится под запретом, в том числе и дома. Главная задача образования – научить грамотности, умению считать, способности критически мыслить. Считается, что несвоевременное внедрение IT-технологий подавляет творческое мышление, активность, внимательность, человеческие взаимоотношения. Такие родители уверены, что когда их детям действительно нужно будет познакомиться с информационными технологиями, то они будут обладать требующимися для этого навыками. Ведь эти технологии так легко даются «цифровым детям».

В заключении хочется напомнить, что не стоит забывать о том, что чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье. И в первую очередь, на здоровье детей, ведь этим еще не сформировавшимся, не окрепшим организмам проводить по шесть – восемь часов за компьютером – преступление.

Наверное, нет такого педагога, который не понимал бы, что использование компьютера на уроке – это не просто дань моде. Очевидно, с помощью современного оборудования, программных продуктов, электронных учебников уроки вести легче и интереснее. Но не стоит забывать, что ИКТ — это не лекарство от всех болезней, а хорошее средство обучения в руках мудрого учителя. Только талант и мастерство педагога поможет найти золотую середину в использовании информационных технологий на уроках. Педагог должен научиться быть гибким и иметь творческий подход, а также правильно реагировать на изменения в культуре и модных тенденциях. Это и только это не позволит плюсам превратиться в минусы.


Библиографический список
  1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. / Москва: ГНИИСИ, 1998.
  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. / Москва: МГПУ, 2005. – 241 с.
  3. Лапчик М.П., ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. / Омск: изд-во ОмГПУ, 2007. – 144 с.
  4. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / Информатика и образование. 2004. № 6. С. 63–70.
  5. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. / Москва: Образование и информатика, 2004. – 68 c.
  6. Макарова О.Б.  Информационные и коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании : учебно-методическое пособие / О. Б. Макарова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т естественных и соц.-экон. наук, Каф. зоологии и методики обучения биологии.  - Новосибирск: НГПУ, 2011. - 64 с


Все статьи автора «Сергей Сакович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация