УДК 338.2

КВЕСТ-ЭКСКУРСИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Свистунов Андрей Валерьевич1, Афанасьева Наталья Викторовна2
1Муромский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики
2Муромский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», студент

Аннотация
В статье рассматриваются основные формы и особенности квест-экскурсии как инновационной формы оказания экскурсионных услуг на туристском рынке. Проводится анализ конкурентоспособности квест-экскурсии по сравнению с традиционной обзорной экскурсией на конкретном примере с выявлением конкурентных преимуществ квеста и целесообразности включения его элементов в практику проведения экскурсионных маршрутов в регионе.

Ключевые слова: инновация, квест-экскурсия, конкурентоспособность, региональный туристский рынок, экскурсион-ная деятельность


QUEST EXCURSION AS INNOVATIVE DIRECTION OF REGIONAL TOURIST DEVELOPMENT

Svistunov Andrey Valerievich1, Afanasieva Nataliya Viktorovna2
1Murom Institute (branch) of Vladimir State University n.a. A.G. & N.G. Stoletovs, PhD in Economic Science, Assistant Professor of the Economical Department
2Murom Institute (branch) of Vladimir State University n.a. A.G. & N.G. Stoletovs, student

Abstract
In article there are main forms and features a quest excursion as innovative form of rendering excursion services in the tourist market. The analysis of competitiveness a quest excursion in comparison with a traditional sightseeing tour is carried out on a concrete example. A competitive advantage of a quest are found, and comes to light that it is expedient to include its elements in practice of carrying out excursion routes in the region.

Keywords: competitiveness, excursion activity, innovation, quest excursion, regional tourist market


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Свистунов А.В., Афанасьева Н.В. Квест-экскурсия как инновационное направление развития регионального туризма // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58981 (дата обращения: 19.11.2016).

В настоящее время актуальной проблемой развития регионального туризма в стране является сохранение культурного наследия малых городов России и одновременно его востребованность. Свидетельством тому являются продолжающееся разрушение памятников истории и культуры, принявшее в последние годы катастрофический характер, нарушение природных систем и усиление хозяйственной эксплуатации многих историко‐культурных территорий, оскудение духовной культуры общества.

Поэтому сейчас ставится вопрос о возрождении и создании новых форм пропаганды традиционной культуры в его более локальном варианте. Синтез сохранения и воссоздания традиций национальной культуры в новых формах туристской деятельности позволит найти тот оптимальный вариант, благодаря которому данная культура будет востребована [1].

Современный туристский рынок предъявляет новые требования к организации экскурсионной деятельности, а также процессам создания, продвижения и реализации экскурсионного продукта.

Инновационные экскурсии должны являться одним из главных факторов развития внутреннего туризма. Турфирмы, занимающиеся экскурсионной деятельностью, должны иметь свой оригинальный бренд, учитывать новые тенденции потребительского спроса, применять дифференцированный подход к обслуживанию разных социальных групп [2, c. 71].

В настоящее время одним из инновационных отечественных направлений в туризме является перспективный вид путешествий под названием «квест-туризм» или «квест-экскурсия».

Использование элементов квеста позволяет проводить экскурсию в игровой форме с загадками и головоломками по экскурсионной тематике. При этом туристы могут самостоятельно осуществлять знакомство с экскурсионным объектом без традиционных гидов и экскурсоводов [3, с. 361].

Такой нестандартный вид туризма может быть интересен для людей разных возрастных групп и профессиональной принадлежности.

Оригинальная форма проведения квест-экскурсий способствует возникновению чувства азарта у туристов, позволяет вырваться из «серых будней», отправляя игроков куда угодно – в прошлое, будущее, в выдуманный мир книги, фильма, компьютерной игры [4].

Экскурсионный квест может проводиться в форме:

-квест-экскурсии с непосредственным участием экскурсовода. В этом случае каждое задание экскурсовод (ведущий, аниматор) выдает лично;

- обезличенной квест-экскурсии. В этом случае участники получают на руки сразу весь пакет-легенду (квест-маршрут);

- квест-экскурсии с дистанционной выдачей заданий. В этом случае участники получают задания при помощи смартфона или планшета, либо производят поиск заданной точки при помощи GPS-навигатора (мобильные квесты) [5, с. 24].

Необходимо отметить, что экскурсионный квест должен сочетать в себе обязательные признаки не только квеста, но и экскурсии, которые установлены ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» и ГОСТ 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг», а именно:

- продолжительность менее 24 часов без ночевки;

- коллективное посещение и изучение определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода [6];

- подготовка маршрута и заданий квалифицированным специалистом-экскурсоводом;

- наличие необходимых технологических документов: технологические карты экскурсии, контрольный текст экскурсии, материалы «портфеля экскурсовода», перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке, инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях), инструкции для персонала [7].

В целях обоснования перспективности внедрения этого инновационного направления на региональном рынке туристских услуг проведем анализ его конкурентоспособности на примере квест-экскурсии «Загадки Древнего Мурома», разработанной в качестве альтернативного варианта действующей обзорной экскурсии по городу Муром, входящему в «Малое Золотое кольцо России».

Предполагается, что историко-культурный квест «Загадки Древнего Мурома» будет проводится в виде соревнования. Две группы участников собираются на площади Революции. Экскурсовод проводит инструктаж и объясняет правила квеста. Участники получают фото и текстовые наводки, после чего им дается 3 часа на поиски 8-ти достопримечательностей и выполнения заданий на данных точках. На каждой точке находится ведущий-аниматор, который и выдает задание для данной локации, а также поиска следующего места квеста. На финише подводятся итоги игры, проводятся ее обсуждение и церемония награждения победителей. Численность группы зависит от желания туристов. Предполагаемая стоимость экскурсии 400 рублей.

Классическая автобусная обзорная экскурсия по городу Мурому связана с посещением Троицкого женского монастыря, осмотра древних мужских монастырей – Благовещенского и Спасо-Преображенского, Окского парка и памятника Илье Муромцу. Численность группы 25 человек. Стоимость 600 рублей.

Оценку конкурентоспособности осуществим на основе традиционного метода расчета групповых и единичных показателей с определением интегрального показателя конкурентоспособности как относительной величины сводного индекса качественных показателей и индекса цен с получением результирующего коэффициента выше единицы в случае конкурентоспособности оцениваемой услуги.

В качестве базы для сравнения примем обзорную экскурсию по городу.

Для целей оценки конкурентоспособности были выбраны следующие основные критерии, характеризующие качественные особенности экскурсионного маршрута: уникальность; количество объектов показа; целенаправленность; взаимодействие участников экскурсии; безопасность; четкое следование экскурсионному маршруту; разноплановость объектов показа; полнота получения информации; наличие гида-экскурсовода; продолжительность; количество участников; интерактивность.

Сравнительный анализ проводился по выбранным критериям (показателям), определяющим качественные характеристики экскурсионного маршрута и условно проранжированным в зависимости от степени значимости для туристов с применением метода экспертных оценок (таблица 1).

Таблица 1 – Основные качественные показатели экскурсионного маршрута

Показатели

Удельный вес

Квест-экскурсия, балл

Обзорная экскурсия, балл

Частный показатель

Пояснения

1

2

3

4

5

6

1. Уникальность

0,13

7

5

1,40

Квест-экскурсия является уникальной на местном туристском рынке по сравнению с привычной обзорной экскурсией.
2. Целенаправленность

0,12

7

5

1,40

Наряду с познавательными и культурно-историческими целями обзорной экскурсии квест-экскурсия ориентирована на проведение интересного досуга вместе с друзьями.
3. Полнота получения информации

0,12

4

9

0,44

В обзорной экскурсии, есть время, чтобы донести до экскурсантов информацию о достопримечательностях в полном объеме. В квест-экскурсии в основном раскрываются факты.
4. Количество объектов показа

0,12

9

7

1,29

В квест-экскурсии за более короткий промежуток времени можно осмотреть большее количество объектов, по сравнению с обзорной.
5. Безопасность

0,11

6

9

0,67

В квест-экскурсии безопасность обеспечена сопровождающим лицом, а в обзорной экскурсии – экскурсоводом, что позволяет установить визуальный контакт и обеспечить большую безопасность.
6. Наличие гида-экскурсовода

0,08

4

9

0,44

Отсутствие экскурсовода в квест-экскурсии создает дополнительные трудности при прохождении экскурсии, но это является главным элементом данного вида экскурсии.
7. Четкое следование маршруту экскурсии

0,08

2

9

0,22

В обзорной экскурсии все идет по намеченному плану и редки случаи, когда экскурсанты сбиваются с маршрута. Квест-экскурсия имеет риск, что туристы собьются с маршрута.
8. Разноплановость объектов показа

0,07

8

6

1,33

Обзорная экскурсия затрагивает только самые известные объекты показа города. Квест-экскурсия позволит соприкоснуться и познакомиться с памятниками культуры и истории, которым не придают значение в обычных экскурсиях.
9. Продолжительность

0,06

6

3

1,50

Квест-экскурсия рассчитана на 3 часа, обзорная – на 10 часов. Длительные экскурсии утомляют туристов.
10. Взаимодействие участников экскурсии

0,06

8

5

1,60

В обычной обзорной экскурсии туристы практически не взаимодействуют друг с другом. Квест-экскурсия обеспечивает комфортное и раскрепощенное взаимодействие экскурсантов.
11. Интерактивность

0,03

6

5

1,20

В квест-экскурсии в большей степени присутствуют элементы театрализации.
12. Количество участников

0,02

4

8

0,50

Большие группы зачастую вызывают некоторые сложности при прохождении обзорной экскурсии. Состав и количество участников квест-экскурсии может изменяться в зависимости от желания и возможностей самих туристов.

Измерение качественных показателей осуществлено в балльной системе исходя из 10-балльной шкалы оценки.

Необходимо отметить, что по некоторым важным для туриста показателям (целевая аудитория, безопасность, четкое следование экскурсионному маршруту, наличие гида-экскурсовода и полнота получения информации) квест-экскурсия уступает традиционной форме (частные показатели конкурентоспособности получились меньше единицы).

При этом в результате суммирования соотношений значений качественных показателей (в виде частных показателей конкурентоспособности) с учетом их удельных весов совокупный индекс качества получился равным 1,04, что свидетельствует в целом о более высоком качестве оцениваемой услуги по сравнению с традиционной. К тому же более низкая стоимость услуги благодаря снижению некоторых расходных составляющих обычной экскурсии (в связи с отсутствием гида-экскурсовода, меньшей продолжительности экскурсии и другими) позволяет получить сводный индекс цен меньше единицы (400 / 600 = 0,67) и дополнительно повысить общую конкурентоспособность квест-экскурсии.

В результате проведенных расчетов интегральный показатель конкурентоспособности получился равным К = 1,04 / 0,67 =1,55, что показывает высокую степень привлекательности оцениваемой услуги для покупателя и востребованности данной экскурсии на рынке.

Таким образом, в последние годы прослеживается тенденция появления новых видов экскурсий, в том числе экскурсионных квестов, которые не укладываются в рамки традиционной классификации, являясь перспективными для развития внутреннего туризма. В рамках экскурсии по городу игровая форма квеста может заинтересовать не только гостей города, но и местных жителей. Квесты способствуют знакомству прежде незнакомых людей, формированию командного духа в экскурсионной группе. При этом по результатам сравнительного анализа было выявлено, что квест по некоторым важным показателям все же уступает традиционным экскурсиям. В связи с этим целесообразным является использование элементов квеста по отдельным объектам показа в рамках проведения традиционной обзорной экскурсии. В результате применение такого нового перспективного направления в экскурсоведении позволит повысить качество и конкурентоспособность экскурсионных услуг, а также обеспечить получение дополнительной прибыли на туристском рынке в регионе.


Библиографический список
  1. Востребованность культурного наследия малых городов России (на примере города Мурома Владимирской области): учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 Туризм / Романова Н.В. [Электронный ресурс].– Электрон, текстовые дан. (0,7 Мб).– Муром: МИ (филиал) ВлГУ, 2015.– 1 электрон, опт. диск (CD‐ROM).
  2. Организация экскурсионной деятельности в Тольятти: монография [Текст] / М. С. Ельчанинов, Н. Д. Алексеева, Ю. А. Тресков и др.; науч. ред. М. С. Ельчанинов.– Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2012.– 176 с.
  3. Петриченко П.А. Географія, економіка і туризм: національнийтаміжнароднийдосвід. Матеріали VІІ міжнародноїнауковоїконференції. Львів.Видавничий центр ЛНУ ім. І. Франко. 2013.– С. 360-362.
  4. Официальный сайт центра туфирмы «KingTravel»[Электронный ресурс].– Режим доступа: http://king.travel/nostandart/kvest-turizm. (Дата обращения: 29.09.2015)
  5. Алексеева Н. Д., Рябова Е. В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Научно-методический электронный журнал Концепт.– 2015.– № 520.– С. 21-25.
  6. ГОСТ Р 50681-2010.Туристские услуги. Проектирование туристских услуг.– Введ. 01.07.2011 г.– М:  Стандартинформ, 2011.
  7. ГОСТ Р 54604-2011. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования.– Введ. 01.07.2012 г.– М:  Стандартинформ, 2012.


Все статьи автора «Свистунов Андрей Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация