УДК 004.9

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РАСЧЕТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ВУЗА НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ «1С»

Каюгина Светлана Михайловна
ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
преподаватель кафедры Экономико-математических методов и вычислительной техники

Аннотация
Статья посвящена решению вопроса автоматизации расчёта объёма учебной нагрузки и её распределения между преподавателями кафедры ВУЗа. Используя встроенный язык программирования «1С», автор разработал программный продукт, позволяющий автоматизировать расчет учебной нагрузки кафедры. Предусмотрена возможность вывода различных вариантов отчетов. Программа имеет интуитивно понятный интерфейс. Её использование на кафедре ВУЗа позволит уменьшить рутинную работу в результате автоматизации оформления документов и отчетов.

Ключевые слова: автоматизация, информационная база, платформа «1С», программный продукт, учебная нагрузка


AUTOMATED CALCULATION AND DISTRIBUTION OF THE TEACHING LOAD OF TEACHERS OF THE UNIVERSITY DEPARTMENT ON THE BASIS OF PLATFORM "1C"

Kayugina Svetlana Mikhailovna
State agrarian University of Northern Zauralye
lecturer of chair of economic-mathematical methods and computer facilities

Abstract
The article is devoted to the issue of automation in calculating the teaching load and its distribution among the teachers of the Department of the University. Using the built-in programming language 1C, the author has developed a software product that allows you to automate the calculation of the teaching load of the Department. The possibility of different output variants of reports. The program has an intuitive interface. Its use at the Department of the University will reduce routine work as a result of automation of paperwork and reports.

Keywords: automation, information base, platform "1C", software product, teaching load


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каюгина С.М. Автоматизированная система расчета и распределения учебной нагрузки преподавателей кафедры вуза на базе платформы «1С» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58943 (дата обращения: 02.06.2017).

Одним из направлений внедрения информационных технологий в образование является автоматизация организации учебного процесса. Основополагающие документы, сопровождающие учебный процесс ВУЗа – это учебные планы направлений подготовки и, связанные с ними, данные о распределении учебной нагрузки преподавателей. Распределение учебной нагрузки между преподавателями кафедры достаточно трудоемкий процесс, так как требует учета большого количества данных.

На кафедрах «ГАУ Северного Зауралья» для расчета кафедральной учебной нагрузки используются электронные таблицы MS Excel. Недостатком такого способа расчета является отсутствие единой базы и необходимость хранить данные в различных файлах. Отсутствие проверки данных при вводе, ошибки при копировании формул приводят к неверным расчетам. Настройка внешнего вида таблиц, вставка формул и оформление отнимают много времени.

Поэтому необходима автоматизированная система, обеспечивающая возможность расчета загруженности преподавателей на основе установленных норм времени и контингента студентов.

Выполненный обзор имеющихся на рынке программных продуктов («Галактика Управление Вузом», автоматизированная система «Нагрузка ВУЗа», «Бит: Управление вузом», «1С:Университет ПРОФ», ИСУ ВУЗ, «Ковчег») показал, что основными направлениями сравниваемых разработок являются планирование учебного процесса в целом, проведение приемной кампании, организация внутреннего электронного документооборота, экономическое сопровождение высшего учебного заведения [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Анализ программных продуктов, предназначенных для автоматизации организации учебного процесса в высших учебных заведениях, позволяет сделать вывод о том, что помимо достоинств, заключающихся в широком диапазоне функциональных возможностей, они также не лишены недостатков, к которым можно отнести:

  • высокую стоимость программного обеспечения;
  • необходимость обучение персонала;
  • необходимость обращения к разработчикам в случае возникновения неполадок системы;
  • платное послегарантийное техническое обслуживание;
  • отсутствие гарантий постоянной поддержки программных продуктов (в случае прекращение или приостановление разработки);
  • часть функций программных комплексов не востребована ВУЗом.

Целям автоматизации делопроизводства отдельно взятой кафедры ВУЗа наиболее соответствует программный модуль «Бит: Учет нагрузки преподавателей». Однако существует необходимость написания схожего модуля, адаптированного под потребности кафедры и имеющего существенно более низкую стоимость.

В качестве среды разработки программного продукта была выбрана платформа «1С».
При создании конфигурации «Автоматизированная система формирования учебных планов и распределения учебной нагрузки преподавателей кафедры ВУЗа» использовался встроенный язык программирования.

Вход в информационную базу разделен для пользователей с полными правами и пользователей с правами для просмотра и печати. Чтобы войти в базу следует выбрать пользователя и ввести пароль.

После входа пользователя откроется рабочий стол с вкладками: «Преподаватели», «Учебный план» (рисунок 1).

Рисунок 1 – Рабочий стол. Вкладка «Учебный план»

Вкладка «Преподаватели» содержит в себе справочники «Преподаватели» и «Должности», а также отчет «Дети сотрудников». В справочник «Преподаватели» заносится информация о каждом сотруднике, работающем на кафедре (рисунок 2).

Рисунок 2 – Форма справочника «Преподаватели»

Вкладка «Учебный план» содержит справочники «Уровни подготовки», «Дисциплины» и «Учебные годы», которые требуются для заполнения документа «Учебная нагрузка кафедры».

Документ «Учебная нагрузка кафедры» дает возможность расчета общего объема кафедральной учебной нагрузки по закрепленным дисциплинам. С учетом контингента, количества потоков и лабораторных подгрупп рассчитываются часы лекций, лабораторно-практических занятий, определяются затраты времени на прием зачета (экзамена) и на проверку письменных работ (РГР, контрольных работ), а также определяются часы консультаций в зависимости от формы обучения (очная или заочная) и вида контрольной точки по дисциплине (зачет или экзамен).

На основании документа «Учебная нагрузка кафедры» создается документ «Распределение нагрузки», который позволяет закрепить дисциплины за преподавателями (рисунок 3).

Рисунок 3 – Документ «Распределение нагрузки»

Одной из возможностей конфигурирования в «1С» является создание отчетов с помощью схемы компоновки данных. Схема компоновки данных – очень мощный и развитый механизм «1С», позволяющий строить сложные отчеты с гибким механизмом построения результирующих форм, установки всевозможных отборов на стороне пользователя.

На основании документа «Учебная нагрузка кафедры» можно вывести отчет за определенный учебный год с группировкой нагрузки по семестрам. Построенный отчет предназначен для вывода на печать или экспорта в электронную таблицу Excel (либо в текстовый документ) для последующей обработки.

В подсистеме «Учебный план» есть возможность формирования отчетов «Сводная нагрузка по кафедре» и «Нагрузка преподавателей» (рисунок 4). Отчет «Нагрузка преподавателей» имеет еще два варианта представления: «Все преподаватели» (рисунок 5) и «Нераспределенная нагрузка».

Рисунок 4 – Отчет «Нагрузка преподавателей». Вариант «Отбор по преподавателю»

Рисунок 5 – Отчет «Нагрузка преподавателей». Вариант «Все преподаватели»

Схема компоновки данных позволяет представить отчет «Сводная нагрузка по кафедре» в виде диаграммы (рисунок 6).

Рисунок 6 – Диаграмма соотношения видов учебной нагрузки

Такой видят информационную базу заведующий кафедрой и лаборант, они имеют возможность изменять вышеперечисленные справочники, документы и отчеты. Преподаватели имеют неполные права доступа к информационной базе, они могут открывать отчеты и выводить их на печать, просматривать информацию в справочниках, открывать документы, однако внесение изменений для них недоступно.

Таким образом, разработанный программный продукт готов к использованию сотрудниками кафедры. Созданная программа позволяет уменьшить рутинную работу в результате автоматизации оформления документов и отчетов.

Проведенные расчеты показали экономическую целесообразность создания и внедрения на кафедре программного продукта. Период окупаемости составит около 4 месяцев.

Начатые исследования не исчерпывают всех аспектов автоматизации делопроизводства кафедры ВУЗа и могут быть продолжены в направлении создания дополнительных модулей, позволяющих осуществлять учет научных публикаций преподавателей, прохождение стажировок и курсов повышения квалификации, а также выполнять регистрацию контрольных работ студентов заочной формы обучения.


Библиографический список
  1.  «Бит: учёт нагрузки преподавателей»  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.trsoft.ru/products/80/bit/college/employ_on_teachers.php  (дата обращения 23.03.2015)
  2. «1С: Университет ПРОФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sgu-infocom.ru/product (дата обращения: 02.04.2015).
  3. «Автоматизированная система управления вузом Галактика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.galaktika.ru/vuz/  (дата обращения: 11.04.2015).
  4. «Интегрированная система управления учебным процессом ИСУ ВУЗ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://isuvuz.ru/ (дата обращения 23.03.2015).
  5. Автоматизированная система «Нагрузка ВУЗа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mmis.ru/Default.aspx?tabid=170 (дата обращения: 28.03.2015).
  6. Система электронного документооборота КОВЧЕГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kovcheg.sibstrin.ru/   (дата обращения: 02.04.2015).


Все статьи автора «Каюгина Светлана Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: