УДК 331.1

ХАРАКТЕРИСТИКА РОЛЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ

Мухина Евгения Ринатовна
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление промышленным производством»

Аннотация
В статье приведена классификация ролей, выполняемых менеджерами в отражении Г. Минцберга. Дана характеристика 10 ролей менеджмента по Г.Минцбергу.

Ключевые слова: информационные роли, межличностные роли, менеджер, менеджмент, роли в области принятия решений, роль


THE FEATURE MANAGEMENT ROLES

Mukhina Evgeniya Rinatovna
Perm National Research Polytechnic University
Candidate of economic Sciences, docent of Department "Economics and management of industrial production"

Abstract
The article shows the classification of the roles performed by managers in the reflection H. Mintzberg. The characteristic 10 management roles at G.Mintsberg is given.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мухина Е.Р. Характеристика ролей менеджеров // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58765 (дата обращения: 19.11.2016).

Вопросам оценки эффективности деятельности менеджеров посвящены труды множества широко известных зарубежных и российских исследователей, среди которых нельзя не отметить такие имена, как П.Дракер, Г. Минцберг, А.В. Молодчик.

Оценка эффективности работы менеджеров предполагает определение того, достигла ли компания поставленных перед собой целей. В то же время, говоря об показателе эффективности, нельзя забывать о показателе производительности. Производительность выступает характеристикой того, использует ли компания подходящие ресурсы для достижения своих целей. Для достижения поставленных целей и выполнения задач, предприятие должно отвечать критериям эффективности и производительности.

С целью определения природы работы менеджеров Г. Минберг провел ряд исследований, результатами которых было определение ролей менеджеров.

Г. Минцберг пришел к выводу, что, несмотря на тип организации или уровень развития менеджмента, менеджеры действуют каким-то определенным образом, взаимодействуя с другими, выполняя четыре базовые функции управления. Он доказал, что все менеджеры для эффективного выполнения своей работы принимают какой-либо образец поведения или роли. В итоге Г. Минцберг описал 10 ролей менеджмента. Он сгруппировали их в межличностные, информационные роли и роли в области принятия решений (таблица 1).

Таблица 1 – Характеристика ролей менеджера

Категория Роль Вид деятельности
Межличностные роли Лицо компании Выполнение формальных и символических обязанностей
Лидер Выполнение обязанностей в области найма, обучения, мотивации и наставничества других людей
Связной Выполнение обязанностей в области развития отношений с другими внешними объединениями
Информационные роли Наблюдатель Выполнение обязанностей в области сбора информации из различных источников
Распространитель Выполнение функции передачи информации другим менеджерам, т.е. специалистам внутри компании
Спикер Выполнение функции передачи информации людям вне организации, т.е. за пределы компании
Роли в области принятия решений Предприниматель Выполнение обязанностей  в области введения изменений, инноваций для повышения эффективности деятельности организации
Улаживающий проблемы Выполнение обязанностей в области введения изменений, инноваций для  решения непредвиденных проблем
Распределитель ресурсов Выполнение обязанностей в сфере принятия решений о распределении ресурсов
Переговорщик Выполнение обязанностей в области ведения переговоров с другими организациями

Рассмотрим вышеперечисленные роли более подробно.

Три управленческие межличностные роли зависят непосредственно от влияния должности менеджера в организации. Межличностные роли представляют собой роли, в которых менеджеры развивают и поддерживают взаимоотношения. Межличностные роли включают в себя  менеджера в образе главы, менеджера как лидера и менеджера в качестве связного.

Роль главы организации предполагает то, что часто менеджеры формально представляют свои компании. Будучи главой, менеджер может быть лицом компании, встречаясь с важными клиентами, обеспечивая проведение деловых встреч с целью установления долгосрочных взаимовыгодных отношений.

Менеджеры часто осуществляют межличностную роль лидера, когда они нанимают, обучают и мотивируют людей, работающих вместе с ними.

Третью межличностную роль менеджер выполняет как роль связного, выстраивая отношения с другими организациями. Выполняя эту роль, менеджеры могут встречаться с различными клиентами, потребителями, работниками корпорации и с другими людьми.

Межличностные роли настолько важны, что некоторые менеджеры посвящают огромную часть своего рабочего дня выполнению этих ролей.

Так как менеджеры имеют какие-то межличностные контакты и строят сеть взаимоотношений внутри и вне организации, они постоянно делятся информацией и получают ее. Минцберг Г. наблюдал, что огромная часть работы менеджера посвящена информационным ролям, в которых менеджер получает, обрабатывает и передает информацию.  Наблюдатель, распространитель и спикер – это три информационные роли. Охарактеризуем данные роли.

  • Роль наблюдателя заключается в том, что менеджеры постоянно внимательно изучают окружающую их обстановку, чтобы собрать полезную информацию. Они также общаются с людьми, которых они встречают, выполняя роль связного. Помимо этого, они взаимодействуют с людьми, кто работает в их организации. Таким образом, роль наблюдателя – это информационно-собирательная роль.
  • В роли распространителя менеджеры делятся информацией и распространяют ее. Они передают информацию извне сотрудникам внутри организации, также они передают информацию от одного подчиненного к другому.
  • Третья информационная роль – роль спикера, в которой менеджер обеспечивает информацией людей вне организации. Для топ-менеджеров эта информационная роль – ключевая часть их регулярных обязанностей, поскольку они взаимодействуют с правительственными чиновниками, группами потребителей и другими людьми, которые оказывают какое-то влияние на организацию.

Одни из важнейших ролей, которые выполняют менеджеры, – это роли в области принятия решений, в при выполнении которых требуется оценка всех вариантов, а затем осуществление  рационального выбора. Эти решения могут быть как незначительными, влияющими только на нескольких человек, так и очень масштабными, влияющими на организацию в целом. Минцберг Г. определил четыре роли в области принятия решений: предприниматель, улаживающий проблемы, распределитель ресурсов и ведущий переговоры [1].

  • В роли предпринимателя менеджеры вводят изменения для улучшения работы подразделения или адаптации к изменяющимся условиям внешнего мира. Эти изменения могут включать в себя, к примеру, выпуск новой продукции, применение новых технологий или применение новых методов решения проблем.
  • Другая роль, которую выполняют менеджеры в этой области – это роль специалиста, улаживающего проблемы. Исполняя эту роль, менеджеры вводят изменения для решения непредвиденных проблем, чтобы взять ситуацию под контроль.
  • Помимо всего прочего, менеджеры ответственны за то, как распределяются ресурсы организации. В роли распределителя ресурсов они определяют, сколько людей, сколько денежных средств и сколько прочих ресурсов будут использованы для достижения целей организации. Также менеджеры ответственны за решения, касающиеся того, сколько времени компании должно быть посвящено каждому виду деятельности и какие виды деятельности наиболее важны для достижения целей организации.
  • Роль ведущего переговоры включает договоренности с другими для поддержания целей организации (к примеру,  переговоры с поставщиками с целью снижения цен на товары и услуги; заключение соглашений с профсоюзами).

Таким образом, каждая выполняемая роль имеет свои характерные черты, свою специфику и влияет на процесс управления в целом.


Библиографический список
  1. Минцберг Генри. Действуй эффективно. Лучшая практика менеджмента: Пер. с англ. – СПБ.: Питер, 2011, -288с.


Все статьи автора «Мухина Евгения Ринатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация