УДК 908

РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА В СТАНОВЛЕНИИ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ СЕЛА ДУДЕНЕВО

Серанова Юлия Александровна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена исследованию истории храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Дуденево Богородского района. Автором изучается вопрос зарождения и становления культуры села в контексте истории храма, участие храма в развитии образования и культуры, становлении духовных и нравственных традиций села.

Ключевые слова: Дуденево, Нижегородский край, Покров Пресвятой Богородицы, православный храм, село


ROLE OF AN ORTHODOX CHURCH IN FORMATION OF SPIRITUAL TRADITIONS OF THE VILLAGE OF DUDENEVO

Seranova Yulia Aleksandrovna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to history of the Church of the Intercession of the Most Holy Mother of God in the village of Dudenevo of Bogorodskoye of the area. The author studies a question of origin and formation of culture of the village in the context of temple history, participation of the temple in a development of education and cultures, formation of spiritual and moral traditions of the village.

Keywords: Intercession of the Theotokos, Nizhny Novgorod region, Orthodox church, village


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Серанова Ю.А. Роль православного храма в становлении духовных традиций села Дуденево // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58727 (дата обращения: 19.11.2016).

Село Дуденево Богородского района расположено на правом нагорном берегу реки Оки в 44 км от Нижнего Новгорода.

Величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы построен ещё в середине XIX века и, согласно решению Нижегородского областного совета народных депутатов 1992 г., объявлен объектом историко-культурного наследия, находится под охраной закона и восстанавливается [1].

История церкви тесно переплеталась с судьбой многих людей: это и владельцы села, и купцы, и простые крестьяне, т.е. те, кто помогал в строительстве храма. Это также и те, кто способствовал превращению церкви в центр духовной культуры, придав ей социальную значимость.

Каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Дуденево был построен в 1848 году. Это был четвертый по счету храм. Прежние три были деревянные и находились в самом центре села. Каждый из них занимал своё место, неподалеку от прудов.

Последний деревянный храм просуществовал до 1826 года. Согласно Летописи, он сгорел до основания во время пожара, начавшегося в Дуденеве в том же году от грозы. Сгоревшая церковь была с колокольней, на которой было 4 колокола: 1-й колокол – весом 15 пудов, 2-й – 9 пудов, 3-й – 4 пуда, 4-й – 1,5 пуда. Главы храма и колокольни увенчивались  крестами. Те и другие были сделаны из дерева и обиты «белым» железом. В церковь вели  два входа: с запада и с севера. Каждый вход закрывался двумя дверями. Церковь имела 14 окон, 7 из них были с железными решетками, а 7 – без решеток. Все 14 окон имели деревянные затворы с железными болтами. После пожара прихожанам удалось спасти только некоторые документы и часть церковной утвари, которые перенесли сначала во временную часовню, а потом во вновь построенный каменный храм.

«Настоящий каменный храм в селе Дуденеве построен, – по словам священника А.В. Орфанова, – в 200 саженях от места прежнего сгоревшего храма и находится в конце села» [2].  Со всех соседних деревень тянулись люди к этому святому месту. Постройка началась в 1828 г. на средства владельца села, графа Василия Сергеевича Шереметьева и продолжалась до 1848 года. В 1831 году Шереметьев умер, и возведением храма занялись его сыновья – Сергей Васильевич и Николай Васильевич.

Строительство каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы продолжалось 19 лет и совершалось по частям. Сначала была построена только трапезная. Пол в ней был выстлан кирпичом, затем его заменили на пол из белого камня и покрасили масляной краской. Иконостасы в храме были сделаны из сосновых досок и покрашены в голубой цвет. В них разместили иконы, принесенные из временной часовни. В 1827 году священник Тимофей Иереев освятил трапезный предел. Рядом с храмом в 1852 году построили колокольню. От храма она отличалась стройностью, изяществом силуэта и гармонично вписывалась во всю композицию.

В 1861 году церковь обнесли  каменной оградой со столбами и двумя воротами. Как и полагалось, около церкви был погост. «Вокруг были посажены деревья. Они и сейчас стоят, громадные, с востока-лиственницы, а по бокам – тополя» [3].

Так, в селе Дуденево был воздвигнут каменный храм, великолепный и красивый. Построен он был мастерами с любовью, на века и поставлен на самом высоком месте, открываясь каждому, кто подходил или подъезжал к селу. Величественное здание церкви Покрова со сверкающей золотом маковкой, похожей на пламя свечи, радовало глаз каждого, кто видел его.

Церковь имела в те времена три престола: в честь Покрова пресвятой Богородицы (14 октября), в честь святых апостолов Петра и Павла (12 июня) и Михайлов день (8 ноября). Но главным храмовым праздником всё-таки считался Покров Пресвятой Богородицы, в честь которого он и был назван.

Говоря о храме, нельзя не сказать о людях, чья жизнь была неразрывно связана с ним. Это священники. По находящимся в Дуденевской церкви документам можно заключить, что её священниками с 1783 года были:

  1. Иерей  Василий Федотов в 1783г. 44 лет. По устному преданию он умер скоропостижно: был у кого-то из прихожан на поминках и во время обеда, в горле у него застряла рыбная кость, от чего он и умер в 1806 году.
  2. Иерей Алексей Иванов с 1801 года по 1809год.
  3. Иерей Петр Иванович Касаткин, из риторического класса Нижегородской духовной семинарии 16 июня 1806г. высокопреосвященным Вениамином, архиепископом Нижегородским и Арзамасским посвящен в диаконы в село Дуденево, 12 октября 1809г. рукоположен в той же церкви в священники. При нем сгорела последняя деревянная церковь, выстроена трапезная и начата постройка каменной церкви. Он умер в селе Дуденево в 1838 г. и  был похоронен в церковной ограде.
  4. Священническое место после него перешло к его сыну Михаилу Петровичу Орловскому, который окончил курс Нижегородской духовной семинарии и посвящен в сан иерея 11 августа 1838 г. в с. Дуденево. Он был несчастен в семейном жизни: в «молодых летах он овдовел». Имел неприятность с низшим членом притча, диаконом Ф. Синейским. За это по воле помещика был переведен в июне 1852 г. в село Кубинцево.
  5. Помещик Иоанн Саворуев переведен в с. Дуденево из села Кубинцева, согласно летописи, в июне или июле 1852г. Он священствовал в церкви Покрова Богородицы до 1858г., затем  был переведен в село Святицы Семеновского уезда, по воле помещика.
  6. Следующим священником был Константин Евграфович Цветков. Его отец в свое время был священником в с. Заозерье, когда там  была своя церковь. Он окончил курс духовной семинарии в 1848-1849 гг., работал в селе Святицах Семеновского уезда с 1849г. по 1858г., а затем в с. Дуденево 1858-1888гг. В 1888г. по выходе за штат исправлял должность священника при исправительной колонии малолетних преступников. Умер он 23 сентября 1909г. в Нижнем — Новгороде и похоронен на кладбище Нижегородского Крестовоздвиженского женского монастыря.
  7. Его сменил на посту Александр Василевич Орфанов, сын священника села Ключево Сергаческого уезда. В 1888г. окончил курс Нижегородской духовной семинарии и в том же году 1-го ноября рукоположен преосвященным Модестом в священники в село Дуденево.

Два последних священника сыграли особую роль в истории храма, так как содействовали его превращению в центр духовной культуры села. Судьба этих людей была яркой, подвижнической, а многогранная деятельность заслуживает того, чтобы о ней рассказать отдельно.

Шли годы, в истории страны начались большие перемены. После октябрьской революции 1917 года, храм был закрыт. Церковная утварь разграблена, иконы уничтожены. Колокол сброшен и разбит. «Не стало церкви в селе – как будто не стало души», – вспоминали старожилы. Уничтожая православие, уничтожалась вера, духовность, милосердие, сострадание. Но такое было тогда время. Вспоминаются строки русского поэта Тютчева: «Не век, а человек растлился в этот век, И этот век отчаянно бунтует».

В 1938 году в с. Дуденево, д. Заозерье, д. Сокол, с. Кожевенном и с. Хабарском прошли собрания колхозников. На собраниях постановили церковь закрыть и перестроить её под школу. Строительство началось в 1946 году. Купол и верхняя часть здания были разрушены, колонны заложены кирпичом, окна уменьшены. Здание летней церкви  было разобрано до основания и заменено современной постройкой. В это же время разрушены колокольня и часовня. Но я считаю, что церковь по–прежнему была «жива», только теперь «без купола и маковки, без колокольни» она служила людям в ином назначении. С 1946 г. по 1985 г. там учились дети.

Со временем  в 1985 году школа была переведена в новое здание, а пустующее стояло разрушенное, брошенное, забытое, оскверненное. Оно стало обрастать кустарником. Разобранная кровля, пустые проемы окон были немым укором для жителей.

С недавнего времени в сознание людей вместе с фильмом «Покаяние» вошла его символика: «Дорога, ведущая к храму». Такая дорога была  и в Дуденеве, когда здесь жили родственники Н.А.Добролюбова, – от центра села, некруто поднимаясь в гору, шла к храму улица Покровская. Позже улица была переименована в Школьную, храм разрушен.  Вскоре  это понятие вновь вошло в жизнь нашего села. В 1992г. решением Нижегородского Совета народных депутатов церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Дуденево объявлена объектом историко-культурного наследия. Началась её реконструкция.

Церковь была восстановлена и открыта для богослужений вновь в престольный праздник 14 октября 2004 года. Большая заслуга в этом принадлежит иерею отцу Сергию (Сергею Петровичу Жабура). Именно он, став настоятелем церкви, привлек к этому жителей села, спонсоров, привлек внимание широкой общественности.

Зодчий, приступая к строительству храма, думал, прежде всего, о выборе места. Оно должно было быть сухим, но не зыбучим, не иметь подземных вод, высоким, чтобы церковь была видна, и обязательно – красивым [5]. Выбрав место, он лепил из воска макет, на котором отрабатывал пропорции здания, его архитектурные детали и только после этого приступал к строительству. По церковным требованиям алтарная часть должна находиться на восточной стороне здания, а вход – на западной. Поэтому необходимо было проложить направление фундамента по лучу восходящего солнца. Главным инструментом мастера было мерило – веревка с тремя колышками, длина её была строго рассчитана, от этого зависели пропорции сооружения. На земле намечался план будущего храма. Затем закладывался фундамент, и начиналось строительство стен.

Так было и с храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Для «хором, изукрашенных для Божьего дома» выбрали самое высокое, видное, живописное место в Дуденеве. Красота природы должна была дополнять творение человеческих рук. И это действительно так! Откуда бы ни приближались люди к селу, он издалека был виден каждому среди зелени лугов и кустарников. Белокаменная церковь находилась как бы в центре окружающего ее пейзажа. В то же время простые геометрические формы храма имели особую выразительность и монументальность. Храм представлял собою правильный параллелограмм, увенчанный в восточной части куполом с 16 окнами и столькими же колоннами. Нижний ярус с западной стороны представлял собою портал, поддерживаемый 8 колоннами, 7 таких колонн окружали восточную часть храма.

Колокольня была построена отдельно от храма и находилась в 15 саженях. Как уже было отмечено, она построена в 1852 году. Имела правильную четырехугольную форму в основании. Представляла собой четырехъярусное сооружение, увенчанное позолоченным куполом со шпилем. Колокольню венчал огромный колокол в 240 пудов. По ободу шла надпись «Отлито для Покровской церкви». Малиновый звон колокола разносился над селом, над рекой, призывая прихожан к любви, милосердию, состраданию.

Внутренне благоустройство храма осуществлялось постепенно на средства благотворителей.  В 1861 году прихожанами была построена каменная ограда вокруг церкви с каменными столбами и с двумя воротами, решетка в ограде деревянная, за исключением одной железной, находящейся в воротах, что против северных церковных дверей. Затем кирпичный пол в трапезной был заменен на пол из белого камня и окрашен масляною краской.

Со временем храм становился красивее и величественнее. Люди стремились как можно лучше благоустроить дом Божий. Внутреннее благоустройство совершалось постепенно на средства благотворителей. Благотворителями были купцы Важов, Захаров, владелец пароходов Каменский и крестьяне: Гундарин, Аверьянов, Кирьянов, Зимин, Метелев.

Вряд ли кто возьмется сегодня оспаривать историческую взаимосвязь и влияние православного христианства на систему народного образования в России. Ведь раньше именно в церквях и монастырях начиналось обучение грамоте. Дуденевский храм не был исключением. Пасторы Дуденевской церкви отличались просветительной деятельностью в своем приходе. Все они, начиная с отца Михаила Орловского (1838 г.), ревностно заботились об обучении своих прихожан грамоте.

Принимали участие в обучении грамоте и диаконы Андрей и Василий Архангельские. Обычно обучались только мальчики в домах священнослужителей за плату: за 3 р. выучить читать, а за другие 3 р. выучить писать. Давалась плата и натурою, например, картофелем и другими продуктами. Обучение велось ими по старинному способу, но велось довольно успешно,  с особенной ревностью и любовью к делу наставничества.

Особенно умело была организована домашняя школа у священника Константина Цветкова, который вместе со своей супругой, в течение тридцатилетней своей службы в с. Дуденево обучал не только мальчиков, но и девочек.

В 1872 г. священник Цветков ходатайствовал перед Земством через инспектора народных училищ о постоянном жаловании за труды по обучению у себя на дому крестьянских детей. Ходатайство имело успех: от уездного земства священнику Цветкову было назначено жалование – 100 р. Затем в 1873 году священник Цветков пробудил сочувствие к своей школе в саратовском купеческом сыне Михаиле Емельяновиче Власове, который изъявил желание от себя ежегодно жертвовать 50 р. Горбатовским училищным советом М. E. Власов был учрежден попечителем этой домашней школы священника Цветкова. Но М. Е. Власов на этом не остановился. Будучи уроженцем села Дуденево Власов решил увековечить свое имя в родном для него селе постройкой особого здания под училище, на что первоначально пожертвовал 400 р.  Обязанность постройки школьного здания, согласно воле Власова была возложена на священника Цветкова с тем, чтобы она началась с весны 1876 г. Инспектору народных, училищ Раевскому была подана докладная записка о разрешении выстроить училищный дом в с. Дуденево. Получив  разрешение от инспектора, общество крестьян села Дуденево, после долгих препирательств, уступило место для постройки дома, заявив при этом, что содержание училищного дома на себя не принимает. Тогда М.Е.Власов принял решение  содержать училищный дом за свой счет.

Дом  этот, длиною 6 сажен и шириною 4 сажен на каменном фундаменте и с надворными постройками был готов уже к началу 1876-77 учебного года. Суммы первоначально ассигнованной на постройку училища не хватило: дефицит был дополнен щедрым попечителем, и мужская школа начала свое самостоятельное существование. Число учащихся составило 50 человек.

Первым учителем был студент Нижегородской духовной семинарии Дормидонт Степанович Коронатов. Но непродолжительно. На его место был определен окончивший курс духовной семинарии Герасим Федорович Архангельский (впоследствии священник села Сохатки). Он тоже проработал недолго. После Архангельского учителем с 1877 г. стал студент духовной семинарии Василий Иванович Виноградов, позже известный нижегородский педагог и публицист.  Автор хрестоматии «Родное чтение», составленной на основе русской классики. За неё в 1885 г. он  был награжден медалью. На левой стороне – рельефный профиль Александра III, на другой – подпись «За трудолюбие и искусство. Василию Виноградову. 1885 г.». В 1887 г. сельский староста А.И.Зимин подарил учителю от лица крестьян хрустальный стакан  с подстаканником. Стакан разбился, а серебряный подстаканник, с надписью на наружной боковой стороне, которая гласит: «Учителю Василию Ивановичу Виноградову. Десятилетие 1877-1887. От крестьян села Дуденева», потомки  В.И.Виноградова хранят до сих пор.

С начала 1888-89 учебного года учителем был окончивший курс духовной семинарии Александр Александрович Рюриков – двоюродный брат Н.А.Добролюбова (после смерти похоронен в с. Дуденево, могила до сих пор находится на местном кладбище). Попечитель М.Е.Власов не оставлял своими щедротами училище, первоначально он давал на содержание училища 100 р. в год, а потом повысил свой взнос до 180 р., отдавая деньги в полное распоряжение учителя.

В 1885 г. М.Е.Власов умер, но добрые дела с его смертью не кончились: покойный перед смертью сделал в кругу своей семьи словесное распоряжение, чтобы семейство Власовых и впредь не оставляло своими щедротами и материальной поддержкой, созданное им училище, чтобы и дальше отпускались те же средства, как было при нем. Затем он благословил своего старшего сына Александра (14 лет) быть вместо него попечителем школы. Нужно заметить, что все эти распоряжения он делал вдали от Родины, находясь в Саратовской губернии на излечении. Завещание А.М. Власова было исполнено.

Следующий этап в становлении образования в Дуденеве связан с именем   К.Е.Цветкова. Он  был не только священником, но и законодателем Дуденевского мужского начального училища, наставником молодежи. Блестяще устроив мужское училище,  батюшка отец Константин начал обучать девочек в своём доме, в этом ему помогала жена Раиса Ивановна.  В первый же год, т. е. в конце 1876 г.,  было принято 18 девочек. За труды по обучению Горбатовским земством в 1875 г. законоучителю назначено 20 р. и 50 р. надзирательнице, каковой считалась жена священника Раиса Ивановна. Впоследствии жалование надзирательнице было увеличено до 75 р. в год. В «Историческом вестнике» за октябрь 1887г. отмечалась поголовная грамотность молодого поколения с. Дуденево. Крестьяне этого села в знак благодарности преподнесли Цветкову наперсный крест с драгоценными камнями, который он принял лишь с разрешения Нижегородского  Преосвященнейшего Модеста.

По выходе за штат в 1888 г. священника Цветкова, его домашняя женская школа перешла к его преемнику,  священнику отцу Александру Орфанову, труд которого по обучению девочек грамоте разделяла его жена — матушка Мария Павловна. Женская школа в доме этих священников просуществовала 17 лет: с 1875 по 1893 год. Ежегодно в школе обучалось от 18 до 25 девочек, преимущественно крестьянских детей с. Дуденева и деревень Сокол и Заозерье.

Обучение велось по звуковому методу. Окончившие курс держали экзамен и удостаивались права получить свидетельства об окончании курса начальной школы, а некоторые ученицы за отличное поведение и успехи награждались похвальным листом. За всё время существования школа находилась в ведении Инспекции народных училищ. От директора инспекции народных училищ,  от уездного училищного совета приходили распоряжения, указания и разные бумаги. Тем же лицам и учреждениям наставниками писались отчеты и другие бумаги. Директор, инспектор, члены училищного совета проводили ревизии в школе и  экзамены.

Женская школа до 1893 г. ютилась в доме священников. Для обучения детей в комнатах дома расставлялись длинные столы и скамейки, одна группа помещалась в одной комнате, а другая группа в другой. Такое размещение учащихся было весьма неудобно и стеснительно для хозяев. Неудобство это особенно стало ощущаться при священнике Орфанове, как человеке семейном (священник Цветков был бездетным).

В сентябре1892 году Орфанов обратился к прихожанам с просьбой построить особое здание под женскую школу. Прихожане отклонили предложение, сославшись на тяжелые годы (1891 и 1892 гг. были голодные, неурожайные), но выразили согласие построить каменное здание для церковной сторожки, взамен деревянной, пришедшей в ветхость, и в этом здании, если священник пожелает, разрешили открыть женскую церковно-приходскую школу. На строительство  было ассигновано от прихода 308 р., а вести постройку прихожане просили священника Александра Орфанова.

Осенью 1892 г.  рядом с колокольней в церковной ограде  было сложено здание из кирпича, а весной 1893 г. – обустроено и отштукатурено. Вся постройка обошлась в 400 р., причем часть денег священник затратил своих, так как прихожане отказались покрыть дефицит. Внутри здание разделялось на две комнаты, из которых большая комната была предназначена для школы, а меньшая – для церковного сторожа. Весной того же года от пароходовладельца, пермского купца Михаила Федоровича Каменского, в школу поступило пожертвование. На него сделали 6 парт со скамьями, стол и шкаф для книг. В этом новом здании 6 октября 1893г. и начала свое существование Дуденевская женская церковно-приходская школа, первая и единственная во всем Горбатовским уезде школа для девочек. Заведующим и законоучителем был определен священник Орфанов, а штатным учителем диакон Василий Архангельский.

30 апреля 1896 года состоялся первый выпуск женской церковно-приходской школы, причем закончили  её всего 8 девочек, из которых две ещё и получили, кроме свидетельства, похвальные листы.

Своими заботами об устройстве в селе Дуденево особого здания для женской церковно-приходской школы, священник Орфанов вызвал сочувствие, а потом и уговорил оказать помощь уроженца села Дуденево, астраханского купца первой гильдии Семена Ивановича Захарова. В марте 1897 г. купец Захаров изъявил желание построить женскую школу в селе Дуденево в ознаменование бракосочетания государя императора Николая Александровича и государыни императрицы Александры Федоровны, а в июне того же года прислал пожертвование 500 р. на постройку здания, возложив обязанность вести постройку на священника и церковного старосту.

К осени 1897 г. в центре села была построена деревянная, на каменном фундаменте,  крытая железом школа.  В ней  имелась, довольно просторная квартира для учительницы, а сама школьная комната была рассчитана на 40 человек.

Первой учительницей была определена окончившая курс Нижегородского епархиального женского училища – Анна Васильевна Орфанова, сестра священника. Гладко причесанная, в неизменной черной длинной юбке с широким поясом и строгих кофточках и всегда в туфлях на высоких каблуках. Она привила местным девушкам культуру одеваться . 6-го ноября 1897 г. произошло торжественное освящение школьного здания, а  меценату-купцу С. И. Захарову, была отправлена по этому случаю телеграмма.

Таким образом, благодаря инициативе священников, при их непосредственном участии и поддержке меценатов в Дуденеве были построены мужская и женская церковно- приходские школы, положившие начало становлению народного образования в селе. В обучении и воспитании крестьянских детей, которые  в первую очередь посещали школу, они видели высокий смысл жизни.

Церковь в селе была одновременно и храмом, и картинной галерей, и оперным театром с классическим духовным репертуаром. Иконы были великолепны. В золотых и серебряных окладах. Но истинным украшением храма был большой церковный хор.

Регентом Покровской церкви был Василий Сергеевич Бузин, тонкий знаток и любитель духовной музыки, профессиональный музыкант, прошедший с военным оркестром русско-японскую войну. Хор в церкви был довольно большим – 35 человек. Пели по нотам, как в театре, а иначе как исполнить семь «херувимских» пьес композитора С.Б.Бортнянского,  гимны «Тебе Бога хвалим, «Единородный сыне»? В церкви была чудесная акустика, и поэтому хор звучал необыкновенно. По воспоминаниям односельчан – звуки уходили сначала  ввысь под купол, а потом уж от него возвращались, словно с небес, четко и  задушевно к молящейся пастве. Самой маленькой в том хоре была Софья Михайловна Рябова, и её звонкий чистый детский голос тоненькой ниточкой выделялся из взрослого многоголосья.

Непременным украшением торжественных церковных служб были концерты. Лучшие композиторы писали для церкви – М.И.Глинка, М.А.Балакирев, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, С.И.Ганеев. Крестьяне любили великолепные песнопения П.И. Турчанинова «Благородный Иосиф», духовный концерт С. Рахманинова «В молитвах неусыпающую Богородицу», духовный концерт М. Березовского «Не отвергни меня во время Старости».

Не случайно в народе до сих пор говорят про хорошее пение: «Поют, как в церкви».

Итак, уровень культуры села во многом зависел от того, какой была там церковь и её оформление, каким был священник, как исполнялась духовная музыка.

Храм является историческим архитектурным памятником, хранившим в себе трагические события, происходившие в России в XX веке [10].

Храм Покрова Пресвятой Богородицы можно назвать источником культуры села, потому что действительно он был для жителей и картинной галереей и оперным театром. Иконы, написанные так живо и ярко, затрагивают душу человека, его взор не может оторваться от сюжетов, изображенных на них. Художники находили вдохновение в стенах  храма. Но, конечно, истинным украшением был церковный хор, который славился своей задушевностью, четкостью, и тем, что звуки доносились до прихожан, словно с небес.

Следует упомянуть об историческом влиянии православного христианства на систему народного образования в России. Ведь именно церковь была первоисточником знаний о морали, нравственности, воспитании, жизни… Священники храма в Дуденеве положили начало развитию образования в селе, при их участии были построены мужская и женская церковно-приходские школы. Смысл своей жизни они видели в обучении и воспитании детей. Из вышесказанного вытекает, что и сейчас можно продолжить сотрудничество между школой и церковью, т.к. современному поколению, несомненно, не хватает уважения к прошлому своей Родины, любви к близким людям, смирения…

Таким образом, православный храм действительно оказал огромное влияние на становление культурных традиций села Дуденево. Они продолжают жить, развиваться и укрепляться сейчас, помогают людям в нравственном и духовном развитии.


Библиографический список
  1. Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н.Новгород, 2013. 416 с.
  2. Виноградова Т.П. Нижегородская интеллигенция: Вокруг Н.А.Добролюбова. Н.Новгород: Волго-вятское кН. Изд-во, 1992 г.
  3. Бондарь С. Из истории Дуденева // Богородская газета. 1985. 14 сентября.
  4. Косырев В. Дуденевские были. Н.Новгород, 2011.
  5. Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Сб. трудов. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.
  6. Записки краеведов: Очерки. Статьи. Воспоминания. Документы. Хроника / Сост.: Н.И.Куприянова, Л.И.Шиян. Н.Новгород: Волго-Вят.кн.изд-во, 1991. 271 с.
  7. Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1. С. 56-59.
  8. Смирнова Л.М. Крест: Краеведческие очерки: В 2 кн. Н.Новгород, 2001. 248 с.
  9. Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество XVII-н.XX века. Горький: Волго-Вят.кн.изд-во, 1980. 215 с.
  10. Кочнова К.А. К проблеме культурологической подготовки студентов нефилологических факультетов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. С. 225-229.
  11. Нижегородский край: факты, события, люди / А.В.Седов, Н.Ф.Филатов, Н.А.Богородицкая. Н.Новгород: Нижегор.гуманит.центр, 1997. 375 с.


Все статьи автора «Seranova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация