УДК 908

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ДЕРЕВНИ ГАЛИБИХА

Шебалова Дарья Олеговна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена исследованию истории¸ культуры и традиций деревни Галибиха Воскре-сенского Поветлужья.

Ключевые слова: Ветлуга, Воскресенский район, Галибиха, деревня, Поветлужье


HISTORY AND CULTURE OF THE VILLAGE OF GALIBIKH

Shebalova Darya Olegovna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to research of history, culture and traditions of the village of Galibikh Voskre-sensky Povetluzhya.

Keywords: Galibikh, Povetluzhye, village, Voskresensky district


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шебалова Д.О. История и культура деревни Галибиха // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58723 (дата обращения: 20.11.2016).

  «Помни! Мира не узнаешь,
не зная края своего!»

Деревня Галибиха расположена в Воскресенском Поветлужье, которое, как и вся Нижегородская область, является частью Восточно-Европейской или Русской равнины [1]. Воскресенский край расположен в 150 км. к северо-востоку от Нижнего Новгорода. Деревня Галибиха лежит на правом берегу реки Ветлуги. Рельеф (высота 100-150 метров) холмистый, изрезан руслами рек и оврагов. Минеральные ресурсы представлены песками и глинами.

Внутренние воды представлены рекой Ветлугой и ее притоком речкой Смородинкой, а так же мелкими озерами и болотами в окрестностях деревни. Реку Ветлугу называют «жемчужиной» Нижегородского Заволжья [2]. Это третий по величине левый приток Волги. Длина реки 899 км. Своё начало река берёт в Кировской области в верхнем течении она довольно узкая 10-20 м, течение быстрое. В районе деревни Галибиха река становится спокойнее, глубже ширина её 100-120 м, глубина 2-4 м. Правый берег реки высокий и крутой, покрыт преимущественно хвойными и смешанными лесами. Вдоль низкого и левого берега реки расположены луга и заросли кустарников. Почти повсюду, особенно в среднем и нижнем течении реки Ветлуги, хорошие песчаные пляжи. Весной на реке бывает половодье и тогда река широко разливается.

Река Ветлуга богата рыбой. В ней водятся сомы, щуки, стерлядь, лещ и многие другие рыбы. В последние годы в Ветлуге встречается показатель чистой воды – рак. Река Ветлуга имеет много притоков. На территории нашего района в нее впадают слева – Уста, Перенга, Ноля, справа – Швея, Смородинка, Черемиска. Впадает Ветлуга в Волгу за пределами  нашего района в республике Марий Эл недалеко от п. Юрино.

Ветлуга – одна из красивейших рек Заволжья. С рекой связанно немало легенд и преданий. Например, о красавице Луге, утонувшей вместе с любимым под ветлой, чтобы не быть женой ненавистного  Мурзы. Капризную красавицу воспел В.Г.Короленко в своем рассказе «Река играет»: «Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, как будто прислушиваясь к немолчному шороху, все прибывающей реки. Поверхность ее была темна, не видно было даже цвету…..».

У деревни Галибиха в Ветлугу впадает речка Смородинка. Это маленькая речушка, которая не нанесена на карту страны. Речка Смородинка находится на территории Богородской сельской администрации, на землях принадлежащих СПК «Воскресенский». Длина реки более 20 км. Свое начало она берет в одном из болот неподалеку от деревни Бараниха. Вытекая маленьким ручейком, она постепенно расширяется, образуя правый приток  Ветлуги. Ширина реки невелика. Она колеблется от 1,5 до 2-2,5 метров. В самом глубоком месте она составляет более 1,5 метров. В самом мелком всего лишь 20-30 см. Практически на всем протяжении ее русло скрыто зарослями леса. Только в нижнем течении, на участке от деревни Чанниково до деревни Галибиха, Смородинка протекает по открытой местности. Речка Смородинка сама принимает ряд притоков. Это речка Валява и безымянные ручьи у деревень Бараниха, Звягино, Чанниково.

Вода в речке очень чистая и прохладная. Это говорит о наличии подземных источников. До середины 90-х годов по берегам Смородинки были размещены животноводческие фермы в д. Бараниха, Звягино и Чанниково, отходы животноводства, а также бензин, машинное масло и солярка стекали в речку, загрязняя ее воды. Но со времен перестройки сельское хозяйство в нашей местности постепенно разваливается. Одна за другой закрылись все три фермы. Экологическое состояние речки заметно улучшилось. Вода в речке стала заметно чище. Поэтому несколько лет назад здесь поселились бобры. А они, как известно, не живут в грязной воде. Несмотря на свою величину, Смородинка имеет большое значение, не только пополняя воды Ветлуги. С давних времен ее использовали как источник питьевой воды. В 50-е годы ХХ века у д. Бараниха и д. Звягино русло реки перегородили две плотины, которые заметно углубили глубину и ширину реки. Благодаря плотине в деревне Бараниха есть прекрасное место отдыха – загородная усадьба «Бараниха» [3].

В речке много рыбы. Здесь водятся щука, налим. А весной, во время половодья, сюда на нерест заходят лещ и волжская сорожка. Это притягивает сюда рыбаков. Таким образом, речка Смородинка тоже является местом отдыха для жителей Галибихи и приезжих.

Почвы в районе деревни слабо плодородные подзолистые и дерново-подзолистые всегда отрицательно влияли на развитие сельского хозяйства. Выращенного хлеба ветлужскому крестьянину еле-еле хватало до января следующего года. Занятие сельским хозяйством было делом неперспективным, поэтому большинство крестьян занимались лесом, лесным и рогожным промыслом.

Территория, прилегающая к Галибихе, покрыта лесами. Леса относятся к зоне хвойных лесов и представлены преимущественно сосновыми борами, небольшие площади покрывают ельники, встречаются участки пойменных дубрав. Сосновые боры – одни из красивейших лесов, в них много света, чистейший воздух, изобилие грибов и ягод. Один из таких боров находится в пойме реки Ветлуги за Галибихой. Местные жители называют его «Гривами». Этот бор рукотворный. Он был посажен помещиками Левашевыми для того, чтобы предотвратить заболачивание территории. Большие площади занимают луга, которые славятся удивительным богатством трав.

Животный мир нашей местности богат. Повсеместно встречаются зайцы, белки, лисицы, иногда, хозяин лесов – бурый медведь. Нередко можно встретить лосей. На опушках леса живут и пушные звери, например, хорёк. Широко распространены по местным речкам и болотам ондатра и бобр. В лесах водятся волки, кабаны, куницы, горностаи, рыси, змеи, ужи. Много птиц. Встречаются промысловые виды: глухарь, тетерев и рябчик. В зарослях близ рек поют соловьи, а над реками слышится крик лесных чаек. В лесах можно встретить два вида дятлов: чёрный и обыкновенный. По озёрам и болотам гнездятся утки. Рядом с человеком в населённых пунктах обитают воробьи, синицы, скворцы, ласточки, стрижи, голуби, грачи, свиристели, галки, вороны и сороки. Много в наших лесах и лугах насекомых: красивых бабочек и жуков.

10 июня 2008 года постановлением Правительства Нижегородской области  № 232 в Воскресенском районе создан первый природный парк «Воскресенское Поветлужье», площадь которого составляет 34983,02 га и состоит из двух кластеров [4]. Первая часть располагается вдоль реки Ветлуги на всей территории района, в том числе и деревня Галибиха, а вторая включает памятник природы «Озеро Светлояр» и территорию вдоль реки Люнда.

Деятельностью парка является сохранение природы, экологическое просвещение населения и создание благоприятных условий для развития туризма и отдыха.

Первое упоминание о Галибихе относится к 1647 году. Дома строились на берегу Ветлуги. А один смельчак вынес избу на самую кручу. Она была видна издалека, поэтому деревня так и стала называться «Изба на яру».

В то время река была почти единственной дорогой, и с высокого места хорошо видно, кто и сколько плывут. А пока неизвестные люди лезли по круче, население успевало изготовиться к  обороне или разбежаться, прихватив немудреный скарб. А в лесных чащобах – пойди, настигни их!

Иногда по реке приплывали и добрые люди. Они забирали у жителей холст, пушнину, сухую рыбу, взамен оставляли ножи, топоры, соль и деньги.

Сюда в вольные белые земли, не заглядывали даже царские чиновники. Они так отписывались перед воеводами: «ниже Усты селения вельми редки и жилья мало, а татар тьма». Но это была просто отписка. Чиновники боялись лезть в дебри: местный народ озорной, рядом неспокойные черемиса, могут нагрянуть ватаги воинственных татар. Тут за царским указом не спрячешься! И казанские слуги не показывали сюда нос, они боялись русского царя: ясака -  шишь, а риску вдоволь!

Современное  название деревни происходит от диалектного слова «галиба»- «победительница».

Есть красивая легенда о происхождении названия деревни Галибиха. Поселение на яру росло. Справа и слева к избе пристраивались домишки. В одном из таких поселился неизвестный. Но внимание привлек не он, а его жена. Была она черноглазая и бойкая, по-русски понимала плохо. Его звали Михаилом, а ее – Сары-Бары. Жили они не сторонились соседей, но как только появлялись заезжие гости, они сразу же закрывались в своей избушке. Однажды рано утром в деревне появился торговец и предлагал жителям обменять шкуры на деньги. Вдруг ему встретилась Сары-Бары. Молодая женщина вспыхнула, коромысло съехало с ее плеч. Торговец не обратил на нее внимания и продолжал бойкий обмен. Но не прошло и недели, как в деревне появились вооруженные люди. Они прошли к избушке Новожилов, и вскоре оттуда раздался крик. Татары вывели за руки Михаила и, плачущую навзрыд, Сары-Бары. Люди в деревне не замедлили сбежаться. И бывший торговец, указывая на Михаила сказал, что это холоп Мирзы-хана, а Сары-Бары – внучка Мирзы-хана. Тут случилось невероятное. Откуда-то из-за спины женщина выхватила нож и нанесла удар по лицу обидчика. Народ дружно бросился на защиту молодой семьи. Татары бежали. И только торговец валялся у ног внучки хана. Столпившиеся люди улавливали одно слово: «Галиба, Галиба». Она попросила отпустить пленника. А ее с тех пор стали называть Галиба, что значит по-татарски «победительница». Михаил вскоре умер. Галиба одна воспитала детей, работала за двоих, с ней соглашались даже горластые мужики. В честь этой женщины поселение «Изба на яру» сменило свое название на «Галибиху».

С незапамятных времен жили здесь трудолюбивые бойкие русские люди: ухаживали за скотом, работали на земле, промышляли бобра и рыбу.

В XVIII веке земли и крестьяне при них в самом глухом месте России – Приветлужье были пожалованы Петру Александровичу Собакину, который вел свое происхождение от брата одной из жен Ивана Грозного- Марфы Собакиной.

Собакин имел дом-дворец в Москве и жил на положении аристократа – миллионера. В своих приветлужских имениях он жил самодержавным «царьком» среди нескольких тысяч подданных.

Во второй половине XVIII века земли у Петра Собакина были куплены Николаем Васильевичем Левашевым. И судьба деревни на протяжении почти двух столетий была связана с династией Левашевых.

Левашевы – разветвленный русский дворянский и графский род, ведет свою родословную с 1327 года. Имя Николая Васильевича Левашева, было хорошо известно в Москве. За плечами у него была война 1812 года – он уволился из армии в чине поручика, не желая делать военную карьеру. Купив себе земли в Поветлужье у П.А.Собакина, он надеялся стать лесопромышленником и решил построить усадьбу на высоком ветлужском берегу в д. Галибиха. Его жена Екатерина Гавриловна Решетова   имела литературный салон, где частыми гостями были Пушкин, Чаадаев, Дельвиг, Герцен и др. Это была передовая по тому времени семья.

Семья Левашевых была большой и дружной: у них было четыре сына: Николай, Василий, Анатолий, Валерий и две дочери: Лидия и Эмилия.  «Мы жили в большом Левашевском семействе спокойно и весело», – писал зять Е.Г.Левашевой  А.И.Дельвиг.  Особо хочется сказать о мужьях сестёр Лидии и Эмилии. Их мужья были людьми неординарными.

Андрей Иванович Дельвиг – барон, аристократ,  талантливый инженер по строительству  водопроводов, шоссейный и железных дорог, переправ через реки на Кавказе. Он оставил свой след в Н. Новгороде, подарив городу водопровод и знаменитые фонтаны, что бьют на площади Минина и Пожарского и у главного ярмарочного дома. В 1861-1871 гг. занимал высшие посты в Министерстве путей сообщения, ввел на железнодорожной сети России сохранившееся доныне деления на «службы». По его инициативе были созданы технические железнодорожные училища. По его проекту в Усадьбе был заложен главный дом, здание с очень своеобразным архитектурным решением и декоративным оформлением, посажена въездная тополиная аллея, запроектирована полоса из ив для укрепления берега Ветлуги.

Валерий Николаевич Левашев – племянник декабриста И,Д.Якушкина, связанный близкой дружбой с П.Я.Чаадаевым, корреспондент герценовского «Колокола», активно сотрудничал с обществом «Земля и воля». Был мировым посредником в Макарьевском уезде Нижегородской губернии, входил в дворянскую оппозицию. Состоял под жандармским надзором с  1861 года, подвергался аресту. В 1868 году нелегально выехал в Женеву с целью финансирования журнала «Народное дело», органа Русской секции I Интернационала». Валерий Николаевич не терпел крепостничества и даже вынашивал планы самовольно отпустить крестьян. После реформы1861 г. когда он был назначен мировым посредником по Макарьевскому уезду, призывал помещиков снизить выкуп, говорил, что царь обманул народ, за что был подвергнут аресту и снят с должности. Но он сбежал в Галибиху и занялся делами поместья.

Революция 1917 года многое изменила. Мужики, возвратившиеся в Галибиху  с Гражданской войны, подняли вой: «Мы там буржуев громили, а тут сидит сыч, кровопивец. Ну, и подняли народ». После этого они подошли к толстенному кедру, посаженному предками Левашевых, и стали медленно его спиливать. Распуганное воронье закружилось над усадьбой. Пилили с большим усердием, приводя в ужас левашевское семейство, тайком наблюдавшее гибель своего «родового дерева». Когда кедр с грохотом повалился на газоны с георгинами, супруга Левашева вскрикнула и, выскочив на крыльцо, упала в обморок. Крестьяне с сожалением посмотрели в ее сторону. После этих событий Левашевы покинули усадьбу навсегда».

А у жителей деревни вскоре началась совсем другая жизнь. Октябрьская социалистическая революция преобразила деревню. С 1918 года по 1926 в Галибихе, как гласит статистика, было построено 49 новых домов, появились новые улицы – Хруниловка, Петроград. По переписи 1926 года у населения, проживающего в 147 домах, имелось 128 лошадей, 147 коров, почти 500 овец, 45 свиней.

В 1927 году в Воскресенском уезде началась коллективизация сельского хозяйства. В конце этого года на базе усадьбы была создана огородническая артель. Она стала первой ласточкой на пути коллективизации хозяйств воскресенских крестьян. Колхоз был назван «Делегатка» в честь женщин – делегаток: которые были командированы в г.Горький на краевой слет, где решался вопрос об организации колхозов [9]. На полях колхоза выращивали рожь, овес, картофель, лен. Было организовано звено по выращиванию овощей:  выращивали капусту, огурцы и другие культуры, которые продавали в Воскресенском на рынке. Деньги, вырученные от продажи овощей, шли в фонд хозяйства. Были построены льномяльный, кирпичный заводы.

В 1964 году, в связи с политикой нашего государства по укрупнению хозяйств, из двух крупнейших колхозов района «Делегатка» и «Ильич» был создан совхоз «Воскресенский». Основным направлением совхоза со временем стало мясо – молочное животноводство. Центральная усадьба совхоза  располагалась в селе Богородском, а в Галибихе было одно из отделений совхоза.

На лесопильном заводе, который появился на краю деревни за Смородинкой  пилили тёс, который отправляли в южные районы страны, на Украину и в Молдавию. Здесь же формировали плоты, которые отправляли вниз по Ветлуге.

В это время в деревне был сельский совет, участковая больница, которая располагалась в каменном здании усадьбы Левашевых, почта, средняя школа, дом культуры.

В 60-е годы на территории усадьбы Левашевых был открыт дом отдыха Горьковского дома ученых, турбаза «Ветлуга». В 1975 году в деревне появился водопровод, в 1985 году – асфальтовая дорога.  Деревня была шумной и многолюдной.

С 70-х годов, как и по всей стране, начался отток населения из села в город. Численность населения деревни постепенно стала снижаться. Центральная усадьба совхоза развивалась, а Галибиха постепенно утратила свое былое значение, превратившись в деревню пенсионеров.
В трудные 90-е годы закрыли почту, дом отдыха, еще раньше закрыли больницу, склады сельпо. Сгоревший в 1996 году лесозавод больше не восстановили. Совхоз был преобразован в СПК «Воскресенский».

Но, несмотря на все трудности экономического кризиса 90-х годов, деревня продолжает жить. Средняя школа и сейчас принимает детей из всех окрестных деревень. Сегодня в школе обучается 70 учеников.

Продолжают работать сельский клуб, медпункт, далеко за пределами области известно турбаза «Ветлуга», где отдыхают любители тихого семейного отдыха, охотники и рыбаки.

Деревня моя, деревянная дальняя,
Почему на тебя все махнули рукой?
И только лишь дачники, летние странники

Давно обрели здесь уют и покой.
Места здесь чудесные и очень красивые.

Ветлуга – красавица под боком твоим.
Весной соловьи заливаются трелями.
Ах, как хорошо здесь влюбленным двоим!

Леса первозданные, зеленые, разные

Кругом обрамляют реки берега.
Галибиха милая, Галибиха славная,
Старинное имя твое «Галиба»!


Библиографический список
  1. Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. 416 с.
  2. Баулина В. Сады и парки Горьковской области. Горький: Волго-Вятское книжное издательство,1981.
  3. Возрождение. Литературно- художественный альманах. Н. Новгород, 2007.
  4. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Н.Новгород: РИ «Бегемот», 2013. 384 с.
  5. Родин П. Страна моя Ветлугия. Н. Новгород, Типография «Поволжье», 2007.
  6. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Н.Новгород, 2015. 145 с.
  7. Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.
  8. Кочнова К.А. Моделирование пейзажа в практике школьного преподавания: лингвистический аспект // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1-1 (41). С.45-48.
  9. Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.
  10. Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Сб. трудов. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.
  11. Смирнова Л.М. Крест. Краеведческие очерки (в двух книгах). Н.Новгород: «Дятловы горы», «Бегемот», 2001.


Все статьи автора «Shebalova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация