УДК 378

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ, СКЛОННОСТЕЙ И ИХ СВЯЗЬ С ХАРАКТЕРОМ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Маясова Татьяна Викторовна1, Лекомцева Анна Александровна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, кан.биол.наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
В современном обществе в условиях совершенствования общественных отношений, огромного числа профессий и специальностей не просто обеспечить гармоничное сочетание интересов человека и потребностей общества. Объективное противоречие между реальной потребностью общества в подготовке специалистов по различным профессиям и относительно стихийно складывающейся профессиональной направленностью студентов обусловливает необходимость в профессиональной ориентации молодежи. Выбор профессии определяется интересами, предпочтениями и склонность к профессии, типом мышления. Важно, чтобы у студентов предпочтение вида профессиональной деятельности совпадало с будущей специальностью. Это повышает качество подготовки специалистов любого профиля.

Ключевые слова: специальность, студенты


FORMATION OF PROFESSIONAL PREFERENCES, TENDENCIES AND THEIR COMMUNICATION WITH NATURE OF THINKING OF FIRST-YEAR STUDENTS OF DIFFERENT SPECIALTIES

Maysova Tatiana Viktorovna1, Lekomceva Anna Aleksandrovna1
1Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin, Kan.biol.sciences, associate professor of physiology and life safety

Abstract
In modern society in the conditions of improvement of the public relations, huge number of professions and specialties it isn't simple to provide a harmonious combination of interests of the person and requirements of society. The objective contradiction between real need of society for training of specialists by various professions and rather spontaneously developing professional orientation of students causes need for vocational guidance of youth. The choice of profession is defined by interests, preferences and tendency to a profession, thinking type. It is important that at students the preference of a type of professional activity coincided with future specialty. It increases quality of training of specialists of any profile.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Маясова Т.В., Лекомцева А.А. Сформированность профессиональных предпочтений, склонностей и их связь с характером мышления студентов первого курса разных специальностей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58699 (дата обращения: 20.11.2016).

Правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентационная работа важны как для определения жизненных планов человека, так и для развития общества в целом. Профессиональное самоопределения предполагает поиск и нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Профессиональный выбор во многом определяет трудовой и жизненный путь человека. Наше общество заинтересовано в том, чтобы каждый из оканчивающих учебные заведения находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям и способностям [1]. В современном обществе студенты часто не знают о содержании выбранных профессий и труда. Критерии выбора профессий изменились теперь выпускники школ выбирают Вуз и специальность по формальным признакам: зарплата, местоположение (поближе к дому), карьерный рост. Для правильного выбора профессии необходимо учитывать особенности личности, профессиональные предпочтения и склонности к различным видам деятельности. Всё это в совокупности способствует более полному применению своих навыков и талантов и формированию заинтересованного и конкурентноспособного специалиста, готового в полной мере приносить пользу обществу Для качественной деятельности желательно изучить динамические характеристики собственной личности, в частности, тип мышления, и сопоставить свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профессиональными предпочтениями и использовать эти знания для повышения ее продуктивности. Немаловажную роль в возможностях реализации специалиста играет состояние его здоровья, физическое развитие, качество и образ жизни [2]. Важно учитывать и студенческий возраст, ведь именно тогда происходит пересмотр ценностно-духовных категорий, психологическая переориентация. Поэтому очень важно развивать познавательную активность в этот период для более полного применения своих навыков и талантов.

Цель исследования: исследование профессиональных предпочтений, склонностей к различным видам деятельности и взаимосвязи типов мышления и профессиональных предпочтений студентов 1 курса различных специальностей.

Методики исследования:«Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной, «Сфера профессиональных предпочтений» Л. Йовайши, «Тип мышления» Г.В. Резапкиной [3].

Выборка испытуемых: в тестировании приняли участие студенты первого курса дневного отделения трёх направлений подготовки специалистов: «Юридического» – группа 1, «Менеджмента» – группа 2 и «Информационных технологий» – группа 3.Всего в опросе приняло участие 48 студентов (по 16 студентов от каждой специальности) в возрасте 17-18 лет, выборка была сделана случайным образом.

Результаты исследования по методике «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты методики «Опросник профессиональных склонностей»

Показатели

Группа 1ю

Группа 2 м

Группа 3и

Мср.

σ

Мср.

σ

Мср.

σ

Работа с людьми

6,81

1,91

6,63

2,13

5,0

2,03

Интеллектуальная работа

2,5

1,15

2,69

1,25

3,81

1,64

Практическая деятельность

3,44

1,93

3,0

1,21

3,88

2,09

Эстетическая деятельность

4,38

3,16

3,94

2,89

3,06

2,17

Экстремальные виды деятельности

3,25

2,02

4,5

1,26

4,5

2,22

Планово-экономические виды деятельности

3,63

2,14

3,19

2,14

3,69

2,63

По результатам методики видно, что студентам трёх групп в равной степени свойственна склонность к работе с людьми. Это скорее всего объясняется тем, что юношеский возраст — это время активной социализации, готовности и легкости образования социальных контактов, построения взаимоотношений с другими людьми. Кроме этого человек, получающий высшее образование ориентирован не только на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых при выполнении определенных действий выбранной им профессии, но и на то, чтобы повысить свой социальный статус, сделать карьеру, занять определенное положение в обществе. У студентов-менеджеров на втором месте по значимости является склонность к эстетическим видам деятельности, средний показатель у склонности к практической деятельности, экстремальной и планово-экономической, самый низкий показатель у склонности к интеллектуальной работе. Результаты, полученные после проведения данной методики у студентов-юристов показали, что у наибольшего количества студентов преобладает склонность к работе с людьми. Меньшую склонность они проявляют к эстетической деятельности, планово-экономической и экстремальной. Интеллектуальная работа и практическая деятельность им совсем неинтересна. Диагностика профессиональных склонностей проведенная у IT-студентов продемонстрировала, что у большинства респондентов есть склонности к работе с людьми, вторая по значимости – склонность к экстремальным видам деятельности. В равной степени выражены склонности к практической деятельности, эстетической, планово-экономической и интеллектуальной.

Результаты по методике «Сфера профессиональных предпочтений» Л.А.Йовайши представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты методики «Сфера профессиональных предпочтений»

Показатели

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Мср.

σ

Мср.

σ

Мср.

σ

Работа с людьми

4,5

2,16

4,94

2,08

3,81

2,17

Умственный труд

4,56

1,67

5,0

2,14

5,75

2,11

Технические интересы

5,63

1,86

5,75

1,61

5,31

1,96

Эстетика и искусство

4,69

1,35

3,69

1,74

5,31

1,78

Физический труд

4,5

1,86

5,38

2,26

4,38

1,93

Материальный интерес

6,19

1,33

5,94

1,39

5,38

1,63

Обращает внимание, что у групп юристов и менеджеров показатели выше в сфере материальных интересов. К этой сфере относят профессии: экономист, администратор, аудитор, специалист по рекламе, брокер, менеджер, предприниматель. Человек, выбирающий такие профессии, должен быть, в первую очередь, организованным, целеустремленным, наблюдательным, коммуникабельным, уметь заботиться о себе. На втором плане у этих групп сфера технических интересов. Наименьший интерес у группы менеджеров и юристов к сфере эстетики и искусства. У группы IT-студентов высокие результаты показателя в сфере умственного труда, что свидетельствует о заинтересованности в профессиях, связанных с научной деятельностью. Данные профессии требуют от человека точности восприятия, умения концентрировать и сосредоточивать внимание, хорошей памяти, аккуратности в своих действиях, большого трудолюбия и усидчивости. Все эти качества также подходят для работы программиста.Сферы технических, эстетики, искусства и материальных интересов в равной степени важны для студентов-программистов. Наименьший интерес проявлен к сфере работы с людьми.

Результаты методики по определению типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной представлены в таблице 3.

К преобладающему типу мышления у трёх групп относится наглядно-образное, которым обладают люди с художественным, гуманитарным складом ума, что предполагает высокую активность правого полушария.

Таблица 3 – Результаты методики «Тип мышления»

Показатели

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Мср.

σ

Мср.

σ

Мср.

σ

Предметно-действенное

5,56

2,21

4,81

1,76

4,75

1,48

Абстрактно-символическое

3,19

1,38

2,31

1,25

4,38

1,41

Словесно-логическое

5,63

1,63

5,38

1,78

4,94

1,65

Наглядно-образное

6,5

1,32

6,19

1,22

6,25

1,34

Креативное

5,0

1,64

5,81

1,1

4,81

1,52

У группы менеджеров развито креативное мышление, которое характерно творческим людям, способным находить нестандартные решения для предлагаемых задач, что требует уверенности в себе, активности и лидерства, способности идти на риск. У группы юристов преобладает словесно-логическое мышление, благодаря чему профессионал может сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо юристам, что повышает их компетентность и профессионализм. Группе IT-студентов свойственны креативный и словесно-логический типы мышления.

Для анализа связи переменных (типов мышления и профессиональных предпочтений) был использован метод ранговой корреляции Спирмена. Были рассчитаны корреляции у трёх групп студентов между всеми видами профессиональных предпочтений студентов и типами мышления.

Результаты корреляционного анализа по группе менеджеров представлены в таблице 5.

Таблица 5- Результаты корреляционного анализа связи типов мышления и профессиональных предпочтений вгруппе менеджеров

Сферы профессиональных предпочтений

Типы мышления

Предметно-действенное

Абстрактно-символическое

Словесно-логическое

Наглядно-образное

Креативное

Работа с людьми

-0,32

-0,14

0,2

0,3

-0,03

Умственный труд

0,3

0,1

-0,45

-0,52

-0,03

Технические интересы

0,04

0,2

0,2

0,1

-0,35

Эстетики и искусства

-0,09

0,3

-0,06

-0,09

-0,4

Физического труда

0,1

-0,09

0,2

0,2

0,6

Материальных интересов

0,1

-0,4

-0,03

-0,2

0,2

Из таблицы можно увидеть, что у студентов-менеджеров существует обратная корреляционная связь (r=-0,52 при р0,05) наглядно-образного мышления и сферы умственного труда. Наглядно-образным мышлениемобладают люди с художественным складом ума, которые обладают фантазийностью и не типичностью мышления, некоторым выходом за рамки обыденности. Это мышление не основано на умственной деятельности, а предполагает скорее творческие способности. Для студентов-менеджеров для выбранной ими профессии важны такие качества, как быстрое принятие решений с представлением ситуаций и изменений в них, что возможно с наглядно-образным мышлением.

У студентов данной группы существует положительная корреляционная связь креативного мышления и сферы физического труда. Креативность - качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности. Благодаря креативности человек имеет возможность изменить себя и мир вокруг. Все люди потенциально способны вносить хотя бы минимум творчества в трудовой процесс. Идеал состоит в том, чтобы найти способы так организовать человеческий труд, чтобы лучшие потенции человеческой личности могли полностью реализоваться. Такое качество как креативность поможет студентам-менеджерам использовать все ресурсы собственной личности для оптимизации своей трудовой деятельности.

Таблица 6 – Результаты корреляционного анализа связи типов мышления и профессиональных предпочтений в группе юристов

Сферы профессиональных предпочтений

Типы мышления

Предметно-действенное

Абстрактно-символическое

Словесно-логическое

Наглядно-образное

Креативное

Работа с людьми

-0,02

-0,01

0,06

0,4

-0,6

Умственный труд

-0,3

-0,006

-0,2

-0,4

-0,08

Технические интересы

0,3

-0,3

0,06

-0,1

0,3

Эстетики и искусства

-0,3

0,4

-0,06

-0,2

0,3

Физического труда

0,7

-0,2

0,3

0,2

0,3

Материальных интересов

-0,4

0,36

-0,2

0,1

-0,09

У студентов-юристов выявлена положительная корреляционная связь предметно-действенного мышления и сферы физического труда. Предметно-действенное мышление свойственно людям с направленной практичностью, которые усваивают информацию через конкретные движения. Соответственно, студенты-юристы видят возможность решения практических задач через реальные физические действия и физическую активность. Скорее всего, физическая активность студентов-юристов – это максимальная мобильность в передвижении, сборе информации, в контактировании с людьми, что составляет суть работы юриста. Обнаружена отрицательная корреляционная связь креативного мышления и сферы работы с людьми в группе юристов. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления, креативное мышление свойственно людям творческим, которым необходимо реализовать свой потенциал. Для юристов креативное мышление важно для нестандартного решения вопросов. Во время разрешения проблем в работе с людьми, предполагающей стресс и тревогу, включается оборонительный рефлекс и он притупляет ориентировочный рефлекс, который отвечает за креативность.

Проанализировав результаты корреляции у IT-студентов, представленных в таблице 7, обнаружена положительная корреляционная связь абстрактно-символического мышления и материальных интересов.

Таблица 7 – Результаты корреляционного анализа связи типов мышления и профессиональных предпочтений в группе IT-студентов

Сферы профессиональных предпочтений

Типы мышления

Предметно-действенное

Абстрактно-символическое

Словесно-логическое

Наглядно-образное

Креативное

Работа с людьми

0,005

-0,3

0,3

0,1

-0,1

Умственный труд

-0,3

0,2

-0,54

-0,2

-0,2

Технические интересы

0,3

-0,3

0,25

0,2

-0,001

Эстетики и искусства

-0,4

0,06

0,3

0,4

-0,07

Физического труда

0,3

-0,2

-0,4

-0,2

0,2

Материальных интересов

0,1

0,6

0,009

-0,2

0,3

Работа программиста предполагает усваивание информации с помощью математических кодов, формул и операций,, что является сутью работы программиста, поэтому хороший специалист предполагает и хорошую оплату своих знаний. А также она невозможна без собранности, чёткости и аккуратности, что объясняет склонность студентов с абстрактно-символическим мышлением к сфере материальных интересов. Сфера умственного труда студентов-программистов отрицательно коррелирует с словесно-логическим мышлением. Это объясняется тем, что студенты-программисты направлены на применение своих знаний и умений в прикладном назначении – в экономической сфере, банковском деле. Объектом мышления студентов-программистов является в большей степени не слово, они оперируют языком кодов, схем, знаков, а значит они видят свой умственный труд в области математических символов, формул и закономерностей.

Результаты исследования корреляции типов мышления и профессиональных предпочтений у студентов трёх факультетов показали, что предпочтения и склонности у студентов не полностью соответствуют критериям и описанию выбранных специальностей. Это объясняется тем, что объектом исследования были студенты первого курса, большинство которых, скорее всего, приняли решение о поступлении в Вуз на определённый факультет не имея чёткого представления о выбранной специальности. Знание особенностей профессиональных предпочтений личности студента необходимо руководителям учебных групп, преподавателям профессиональных учебных заведений разного уровня и профиля для осуществления личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Отсутствие знаний о мире выбранной профессии будет негативно сказываться на успеваемости и качестве подготовки специалистов. Учитывая тот факт, что профессиональные интересы развиваются во время обучения в ВУЗе, необходима систематическая диагностика профессиональных склонностей для качественной и всесторонней оценки проблем, возникающих в процессе подготовки специалистов, с последующей разработкой мер по их устранению [4].


Библиографический список
  1. Барабанова В.В. Представление студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. 2012. №2.-С. 28–42.

  2. Маясова Т.В., Лекомцева А.А., Юсифов К.Д. Проблема отношения к здоровью и здоровому образу жизни студентов-первокурсников // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С.4 URL:http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/

  3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. М.: Генезис, 2013. – 144с.

  4. Буянова Г.В. Профессиональные предпочтения студентов разных специальностей ВУЗА // Современные исследования социальных проблем. 2012. №5. http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-predpochteniya-studentov-raznyh-spetsialnostey-vuza



Все статьи автора «Маясова Татьяна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация