УДК 007.51

ДЕСКРИПЦИЯ НООСФЕРЫ

Чернов Константин Васильевич
Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина
кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности

Аннотация
Показано, как мировоззрение и методология академика В.И. Вернадского послужили основой для разработки системнологического и сциологического методов исследования реальности. Представлены результаты применения этих методов к раскрытию содержания антропной сциенции и ноосферы.

Ключевые слова: дескрипция, ноосфера


THE DESCRIPTION OF THE NOOSPHERE

Chernov Konstantin Vasilevich
Ivanovo State Power University
PhD in technical science, assistant professor of safety vital activity

Abstract
It is shown as a worldview and methodology of academician VI Vernadsky served as the basis for the development of sistemnological and sciological research methods and reality. The results of applying these methods to the disclosure of the content of the anthropic scientia and noosphere.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чернов К.В. Дескрипция ноосферы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58603 (дата обращения: 03.06.2017).

Обстоятельства сложились так, что автор данной работы стал преподавателем кафедры безопасности жизнедеятельности во время её образования, совпавшее по времени с введением нового образовательного направления. Приобретённый ранее опыт преподавания технических дисциплин необходимо побуждал определиться с понятиями, терминами и закономерностями новой области научного знания. При этом не было сомнений, что ключевые понятия, которые обусловливают преподавание в области безопасности жизнедеятельности, основываются на понятии жизни.

Что такое жизнь, жизнедеятельность? Поиск ответа на эти вопросы потребовал многих интеллектуальных усилий, направленных на изучение трудов научных предшественников и на понимание изучаемого. После многих лет поисков и размышлений можно утверждать, что решающее влияние на результаты [1, 198 с.] понимания автором жизни как научного понятия оказали мировоззрение академика В.И. Вернадского и его методология.

Предельно обобщённое понятие, которое В.И. Вернадский использовал в книге «Научная мысль как планетное явление», – это понятие реальности: «Я здесь и в дальнейшем буду говорить о реальности вместо природы, космоса. <…> реальность – то, что единственно охватывается научным знанием <…> Натуралист в своей работе исходит из реальности внешнего мира и изучает его только в пределах его реальности» [2, 270 с.].

Осознание прочитанного в контексте всей книги привело к следующим выводам. Применение понятия реальности позволяет отделить её (реальность) от представлений о ней (о реальности), которые могут быть вполне тождественными реальности, недостаточно тождественными, а также нетождественными, или неадекватными. При этом все представления о реальности также являются частью реальности.

Понятие «жизнь» В.И. Вернадский выразил посредством понятия «живое вещество»: «Я буду поэтому избегать слов и понятий “жизнь” и “живое” и ограничивать область, подлежащую нашему изучению, понятиями “живого природного тела” и “живого вещества”. Каждый живой организм в биосфере – природный объект – есть живое природное тело. Живое вещество биосферы есть совокупность живых организмов, в ней живущих. “Живое вещество”, так определенное, представляет понятие, вполне точное и всецело охватывающее объекты изучения биологии и биогеохимии. Оно простое, ясное и никаких недоразумений вызывать не может. Мы изучаем в науке только живой организм и его совокупности. Научно они идентичны понятию жизни» [2, 270 с.].

Живое вещество входит в состав биосферы: «Живое вещество есть природное тело или явление в биосфере. Понятия природного тела или природного явления, мало логически исследованные, представляют основные понятия естествознания. Для нашей цели здесь нет надобности углубляться в логический их анализ. Это тела или явления, образующиеся природными процессами, – природные объекты. Природными телами биосферы являются не только живые организмы, живые вещества, но главную массу вещества биосферы образуют тела или явления неживые, которые я буду называть косными. Таковы, например, газы, атмосфера, горные породы, химический элемент, атом, кварц, серпентин и т. д. Помимо живых и косных природных тел в биосфере огромную роль играют их закономерные структуры, разнородные природные тела, как, например, почвы, илы, поверхностные воды, сама биосфера и т. п., состоящие из живых и косных природных тел, одновременно сосуществующих, образующих сложные закономерные косно-живые структуры. Эти сложные природные тела я буду называть биокосными природными телами. Сама биосфера есть сложное планетное биокосное природное тело». <…> Человек как всякое живое природное (или естественное) тело неразрывно связан с определенной геологической оболочкой нашей планеты – биосферой, резко отличной от других ее оболочек, строение которой определяется ее своеобразной организованностью и которая занимает в ней как обособленная часть целого закономерно выражаемое место. <…> Биокосное тело есть более сложная система из живых организмов – монад и косных естественных тел, – находящихся во взаимодействии, но друг с другом не смешивающихся» [2, 270 с.].

Биосфера В.И. Вернадского устроена сопринадлежно. Она принадлежит планете и имеет в своём составе живое вещество, биокосные и косные тела и явления. Живое вещество принадлежит биосфере и охватывает живые организмы и их проявления. Биокосное тело также принадлежат биосфере и предстает, например почвой, которая имеет сложный состав. Косные тела принадлежат биосфере и предстают, в частности горной породой, в которую входит, например кварц, состоящий из атомов.

Можно сделать вывод, что В.И. Вернадский исследует живое вещество целостно. К настоящему времени разновидностями целостного метода исследования реальности являются 1) системный (от греч. snsthma – целое из составных частей) метод общей теории систем, системотехники, системологии, системного анализа и др.; 2) холистический (от греч. oloz – целый) метод; 3) ценологический (от греч. koinoz – общий) метод. Разновидность целостного метода, разработанного автором под влиянием мировоззрения В.И Вернадского, – системнологический метод [1, 198 с.].

Система в системнологии – осознаваемое при кодовой рефлексии отображение познаваемой реальности, обособленное в соответствии с её целью и разделяющееся на компоненты, которые посредством отношений соединяются в целое, связанное с внешней средой. Система с таким определением, является познавательской, когнитивной. Она служит понятием, способствующим познанию.

Компонент в системнологии – составляющая системы, которая отображает осознаваемое при кодовой рефлексии формообразование познаваемой реальности или его часть, обособляется в соответствии с функцией и может, в свою очередь, подразделяться на составляющие, соединяемые в целое посредством отношений. Формообразования реальности предстают частицами, объектами, организмами. Внешняя среда в системнологии – отображение тех осознаваемых при кодовой рефлексии формообразований окружающей реальности и их частей, которые влияют на познаваемую реальность или находятся под её влиянием.

Отношения в системе включают в себя связи взаимодействия и связи наследования. Связи взаимодействия – пространственные отношения между компонентами системы в данный момент времени. Связи наследования – временные отношения внутри каждого компонента, взаимодействующего с другими компонентами системы, обусловливающие неизменность его состояния во времени. Неизменные состояния компонентов во времени обеспечиваются консервативными процессами. Процессы, приводящие к изменениям состояний компонентов, являются неконсервативными.

Системнологическим метод исследования предстаёт следующими приёмами:  – разделение реальности на трансцендентную и имманентную составляющие, обусловленное ограниченностью когнитивной способности;

– подразделение отношений в системе, отображающих осознаваемое взаимовлияние частей имманентной составляющей реальности, на детерминированные и стохастические, которое обусловлено гипотетичностью познания;

– определение функции исходной когнитивной системы, обусловленное телеономичностью познаваемой реальности;

– декомпозиция системы для выявления компонентного состава, базирующаяся на сопринадлежной сложности эволюционирующей реальности;

– структурация декомпозированной когнитивной системы для раскрытия взаиморасположения и детерминированного взаимодействия компонентов;

– манеофикация структурированной декомпозированной когнитивной системы для выявления консервативных процессов, сохраняющих компонентный состав и структуру системы;

– вариофикация структурированной декомпозированной когнитивной системы для обнаружения неконсервативных процессов, которые вследствие стечения обстоятельств могут изменять компонентный состав и структуру системы.

Живое вещество В.И Вернадского усложняется эволюционно. «Чрезвычайно важным для понимания планетного значения жизни благодаря появлению в ходе геологического времени разумно мыслящего и научно работающего существа является то, что это появление связано с процессом эволюции жизни, геологически всегда шедшим без отходов назад, но с остановками, в одну и ту же сторону – в сторону уточнения и усовершенствования нервной ткани, в частности мозга. Это бросается в глаза, если сопоставить последовательность геологических наслоений с археозоя и морфологических структур, отвечающих им форм жизни. Длившийся больше двух миллиардов лет этот выражаемый полярным вектором, т.е. проявляющий направленность, эволюционный процесс неизбежно привел к созданию мозга человека рода Homo, примерно больше полмиллиона лет назад. Без образования мозга человека не было бы его научной мысли в биосфере, а без научной мысли не было бы геологического эффекта – перестройки биосферы человечеством» [2, 270 с.].

Можно сделать вывод, что В.И. Вернадский исследует живое вещество, используя принцип эволюционизма. Развивая обобщения В.И Вернадского, академик Н.Н. Моисеев ввёл принцип универсального эволюционизма (УНЭВ): «… Всё в Природе – и неживое вещество (косная материя, по терминологии В.И. Вернадского), и мир живого, и общество – подчиняются некой общей логике, которую я однажды назвал универсальным эволюционизмом! <…> Универсальный эволюционизм – теория самоорганизации Универсума, объединяющая в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. <…> Универсум – всё, что вокруг нас, и мы сами как единое целое» [3, 200 с.].

Используя подходы научных предшественников, автор пришёл к следующим заключениям. принцип УНЭВ – принцип саморазвития реальности, в соответствии с которым все ­её составляющие, формообразования и виды их взаимовлияния возникают, организуются и создаются эволюционно. К формообразованиям реальности относятся не только частицы, объекты, организмы, но и создаваемые высшими организмами искусственные объекты и искусственно модифицированные организмы.

Саморазвитие реальности на предбиотической стадии эволюции происходит инерционно под действием Большого Взрыва (БВ). После возникновения звёздно-планетных формообразований действие последствий БВ на саморазвитие реальности перестаёт быть абсолютно определяющим. Свойства, раскрытые в формообразованиях, возникших в планетных условиях и необходимых для появления живой составляющей реальности, переводят саморазвитие из инерционной стадии в стадию самопорождающего усложнения.

Целостно исследуя живое вещество, В.И. Вернадский вводит обобщающий термин «научная мысль». «Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением – она может останавливаться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени. В этом отношении ход научной мысли, например в создании машин, как давно замечено, совершенно аналогичен ходу размножения организмов. <…> История научной мысли, научного знания, его исторического хода проявляется с новой стороны, которая до сих пор не была достаточно осознана» [2, 270 с.].

«Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен» [4, с.59].

Обобщения, высказывания и вопросы В.И. Вернадского приводят к следующему умозаключению. Чтобы ответить на вопрос о жизнедеятельности, нужно понять, что же такое мысль. Автор при поиске ответов на эти чрезвычайно сложные вопросы ввёл обобщающее понятие сциенции (от лат. scientia – знание, умение). Сциенцией обладают все живые организмы, начиная с простейших, продолжая человеком, который вобрал в себя многие её разновидности. Научная мысль, научное знание, В.И. Вернадского представляет собой высшую разновидность антропной сциенции.

Введение нового понятия всегда вызывает неприятие. Так и со сциенцией. Зачем нужно новое, если общеизвестно понятие информации.

Размышления Н.Н. Моисеева об информации следующие. «Есть еще одна особенность живого вещества: невозможно описать жизнедеятельность организмов без введения нового понятия – ²инфор­мация². <…> Информация – это очень сложное и многоплановое явление. И с моей точки зрения, оно относится тоже к первопонятиям, поскольку дать однозначное определение информации, опираясь только на дру­гие первопонятия, мне представляется невозможным. Можно лишь описать те ли иные особенности того, что принято называть информа­цией (что интуитивно называется информацией) и информационным взаимодействием» [3, 200 с.].

Наряду с этими умозаключениями, «Длительное время в науке существовала загадочная неопределенность и неоднозначность в интерпретации понятия ²информация². С одной стороны, крепла уверенность в том, что информация играет огромную роль в природе и человеческом обществе. С другой стороны, нельзя было не видеть, что попытки научного определения явления информации не имели успеха. Это наиболее ярко проявилось в сентенции создателя кибернетики Н. Винера, утверждавшего: ²информация есть информация, а не материя и не энергия². Ясно, что отрицание не может претендовать на роль определения, вместе с тем в данном случае оно существенно, ибо указывает на отсутствие субстанционального (вещественного и полевого) происхождения информации» [5, 272 с.].

Автор пришёл к выводу, что однозначное определение понятия информации невозможно без указания её субстанциального происхождения. Но что же такое субстанция?

Косная составляющая реальности (косное вещество) охватывает частицы и объекты, образованные субстанцией. Субстанция косной составляющей реальности отображается осознаваемыми при кодовой рефлексии понятиями вещества и энергии, которые относятся к общеупотребительным. Вещество и энергия являются неотделяемыми частями содержимого компонентов и отношений. Вещество в системнологии – это осознаваемое отображение субстанции, обнаруживаемое эмпирически посредством массы, которое предстаёт структурой абиотического компонента и обладает энергией. Энергия – осознаваемое отображение субстанции, обнаруживаемое эмпирически посредством силы, которое стабилизирует структуру абиотического компонента, наделяет его активностью и обнаруживается в возмущённом им пространстве, называемом полем (энергии).

Субстанция живой составляющей реальности (живого вещества), которая охватывает все организмы биосферы, включая человека, отображается осознаваемыми при кодовой рефлексии понятиями вещества, энергии и сциенции.

Вещество живой составляющей реальности отличается от вещества косной составляющей более сложной структурой биотического компонента. Энергия составляющей реальности отличается от энергии косной составляющей дополнительными разновидностями, которые стабилизируют более сложную структуру биотического компонента, наделяют его большей активностью и могут участвовать в создании поля.

Субстанция живой составляющей реальности дополнительно отображается осознаваемым при кодовой рефлексии понятием сциенции, которое не относится к общеупотребительным. Вещество, энергия и сциенция являются неотделяемыми частями содержимого биотических компонентов и отношений. Сциенция в системнологии – это осознаваемое отображение субстанции, обнаруживаемое эмпирически посредством вещественно-энергетических знаков, десигнатная совокупность которых придаёт биотическому компоненту организованность, поддерживаемую эффициентностью этой совокупности знаков при их создании, хранении, передаче, восприятии, применении в поведении и деятельности в соответствии с имплеонизмами кодовой рефлексии.

Знак в сциологии [6, 204 с.] (от лат. scio – знаю, умею) является одним из ключевых понятий. Слово «знак» имеет одинаковый корень со словами «значить», «значение». «Знак», в соответствии с философским словарём, представляют собой «материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события действия, субъективного образования. <…> Чрезвычайно существенна связь знака с процессом передачи информации» [7, 719 с.].

Десигнатом в семиотике называют часть познаваемой реальности, которой при кодовой рефлексии приводится в соответствие совокупность знаков  [8, 432 с.].

Биотический компонент представляет собой составляющую биотической системы. Декомпозиция человека как биотической, в частности антропной, системы приводит к выделению сопринадлежных биотических, антропных, компонентов (табл.1).

Таблица 1. Декомпозиция антропной системы

Системнологический номер

Наименование системы, компонента

0.

Антропная система, находящаяся в непрерывном и периодическом сциентном взаимодействии с компонентами внешней среды.

1.0.

Антропный организм в форме человеческого тела с головой, шеей, туловищем и конечностями, поддерживаемого в биотическом состоянии сциентной системой с нейрогностической, нейросимперифорной, нейровегетативной (нейровисцеральной), нейроиммунной, нейрокринной составляющими.

*2.0.

Внешняя среда антропного организма.
Внешняя среда предстаёт компонентами, с которыми антропный организм находится в непрерывном и периодическом взаимодействии.

1.1.0.

Физиогруппы органов организма.

2.1.0.

 Межфизиогрупповые ткани

1.1.1.0.

Органы физиогрупп органов организма.

2.1.1.0.

Межоргановые ткани физиогрупп органов организма.

1.2.1.0.

Клетки межфизиогрупповых тканей.

*2.2.1.0.

Внеклеточное вещество межфизиогрупповых тканей.

1.1.1.1.0.

Ткани органов.

2.1.1.1.0.

Межтканевые клетки органов.

1.1.2.1.0.

Органоиды клеток межфизиогрупповых тканей.

*2.1.2.1.0.

Межорганоидное вещество клеток межфизиогрупповых тканей.

1.1.1.1.1.0.

Клетки тканей органов.

*2.1.1.1.1.0.

Межклеточное вещество тканей органов.

1.2.1.1.1.0.

Органоиды межтканевых клеток органов.

*2.2.1.1.1.0.

Межорганоидное вещество клеток органов.

1.1.1.2.1.0.

Ингредиенты органоидов клеток межфизиогрупповых тканей.

*2.1.1.2.1.0.

Межингредиентное вещество органоидов клеток межфизиогрупповых тканей.

1.1.1.1.1.1.0.

Органоиды клеток тканей органов.

*2.1.1.1.1.1.0.

Межорганоидное вещество клеток тканей органов.

1.1.2.1.1.1.0.

Ингредиенты органоидов межтканевых клеток органов.

*2.1.2.1.1.1.0.

Межингредиентное вещество органоидов межтканевых клеток органов.

*1.1.1.1.2.1.0.

Вещество ингредиентов органоидов клеток межфизиогрупповых тканей.

1.1.1.1.1.1.1.0.

Ингредиенты органоидов клеток тканей органов.

*2.1.1.1.1.1.1.0.

Межингредиентное вещество органоидов клеток тканей органов.

*1.1.1.2.1.1.1.0.

Вещество ингредиентов органоидов межтканевых клеток органов.

*1.1.1.1.1.1.1.1.0.

Вещество ингредиентов органоидов клеток тканей органов.

Символ * указывает на то, что данный компонент не относится к биотическим. Компоненты /2.2.1.0/, /2.1.2.1.0/, /2.1.1.1.1.0/, /2.2.1.1.1.0/, /2.1.1.2.1.0/, /2.1.1.1.1.1.0/, /2.1.2.1.1.1.0/, /1.1.1.1.2.1.0/, /2.1.1.1.1.1.1.0/, /1.1.1.2.1.1.1.0/, /1.1.1.1.1.1.1.1.0/ являются компонентами переходной ступени сопринадлежности. Они, представленные веществом, могут декомпозироваться на сопринадлежные составляющие: органические полимеры, олигомеры, мономеры и неорганические частицы, субмолекулярные частицы, атомы и т.д.

Организованность биотического компонента определенной ступени сопринадлежности заключается в его сциентном взаимодействии с компонентами смежных ступеней, которое придаёт ему устойчивое состояние и функционирование.

Эффициентность сциенции заключается в том, что она, образованная веществом и энергией, вызывает и сопровождает взаимодействие биотических компонентов, приводящее к их селективному, направленному и стимулированному самодействию.

Понятие сциенции при выражении её только десигнатными совокупностями знаков вырождается в понятие информации. Практика использования этого понятия такова, что для информации не важны и не значимы вещественно-энергетический состав знаков и вызываемая ими эффициентность. Информация в сциологии представляет собой совокупность создаваемых хранимых, передаваемых, преобразуемых и распознаваемых знаков. Она не приводит биотический компонент к самодействию. Самодействие создаётся сциенцией.

Имплеонизм (лат. impleo – наполняю, исполняю; -низм – словообразовательная единица {суффикс}, выделяющаяся в имени существительном мужского рода, обозначающем направление или склонность, которые связаны с тем, что названо мотивирующим именем существительным) кодовой рефлексии представляет собой способ и последовательность её исполнения, в упрощенном значении – механизм.

Кодовая рефлексия – воспроизведение, т.е. отражение, отображение, осознание, составляющих и формообразований реальности, в живой составляющей реальности посредством сциенции.

Вследствие кодовой рефлексии в живой составляющей реальности создаётся кодорефлексная составляющая. Реальность по вхождению в неё и по участию в ней живого разделяется на три взаимодополняющие составляющие. Саморазвитие реальности привело к возникновению живой составляющей. Она является естественной составляющей реальности. Вторая составляющая создаётся живым при преобразовании реальности в результате поведения и деятельности. Она предстаёт искусственной составляющей. Третья составляющая реальности также создаётся живым, но возникает при её кодовой рефлексии. Она является кодорефлексной составляющей, которая обусловливает поведение и деятельность по преобразованию реальности и созданию искусственной составляющей.

Основное отличие живой составляющей реальности от косной – способность организмов к кодовой рефлексии посредством сциенции. Отличие человека от других организмов – способность к кодовой рефлексии реальности посредством высшей разновидности сциенции – научного знания, материализация которого приводит к созданию искусственной составляющей реальности.

Автор, не смотря на слова УЧИТЕЛЯ: «Как правильно сказал некогда Гете (1749–1832) ­– не только великий поэт, но и великий ученый, в науке мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего», [4, с.59] рискует высказать следующее. Кодовая рефлексия нужна реальности для самопостижения, самоосознания.

Как возникла сциенция? Поиск ответа на этот вопрос приводит к вопросу: Что может представлять собой примитивное кодорефлексное отражение? Можно предположить следующее. Эволюция косной составляющей реальности привела к возникновению молекулярных углеродосодержащих частиц достаточно сложного оригинального строения (ЧОС). Влияние многих факторов обусловило возникновение молекулярных углеродосодержащих частиц со строением, хиральным относительно ЧОС, т.е. молекулярных углеродосодержащих частиц хирального строения (ЧХС). Вещество ЧОС и вещество ЧХС одинаковы по структуре, но энергетически они разные, так как по-разному поляризуют электромагнитные волны. Разница есть следствие слабого электромагнитного взаимодействия электронов внешнего уровня и ядер атомов. ЧХС, являясь кодорефлексным отражением ЧОС, имеет дополнительную энергию, которая используется для селективного химического взаимодействия с другими частицами. Поэтому ЧХС можно рассматривать как вещественный знак протосциенции, обладающий энергией самодействия. Последующее взаимодействие ЧХС с другими частицами приводит к усложнению структуры вещества и накоплению дополнительной энергии, участвующих в усложнении сциенции.

Процесс эволюции сциенции предстаёт усложняющимися способами кодовой рефлексии. Кодовая рефлексия осуществляется преобразованием совокупностей вещественно-энергетических знаков. Кодирование является вещественным, если преобразование знаков обусловливается превращением, в основном, вещества. Кодирование считается энергетическим, если преобразование знаков определяется превращением, прежде всего, энергии. Сциентное развитие основывается на эволюции вещественно-энергетиче­ского кодирования от более громоздкого – вещественного к более тонкому – энергетическому. Эволюции сциенции привела к возникновению нескольких её разновидностей. Высший организм обладает сложным комплексом разновидностей сциенции.

Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются наследственная изменчивость и естественный отбор. Изменчивость служит основой образования новых признаков в строении и функциях организмов, а наследственность закрепляет эти признаки. В результате борьбы за существование происходит выживание и участие в размножении наиболее приспособленных особей, т.е. естественный отбор, следствием которого является возникновение новых видов. Сциология признаёт побудителем и движителем биогенеза сциенцию. Эволюция организмов совершается через наследственность, изменчивость, отбор, но с преобладающим развитием и под влиянием сциенции. При этом степени раскрытия свойств живой составляющей реальности взаимно дополняются соответствующими им совокупностями разновидностей сциенции. Биогенез привёл к возникновению антропной сциенции, которая использует самые успешные способы вещественно-энергетического кодирования. Человек наделён высшими разновидностями сциенции, в том числе, знанием.

Антропное знание возникло как практическое и развивается ныне в теоретической и прикладной формах. Теоретическое знание раскрывает содержание реальности. Прикладное знание определяет содержание деятельности по переустройству реальности. Оно сопровождается возникновением практического знания и способствует выработке теоретического знания. Практическое знание, т.е. умение, позволяет применять прикладное знание и проявляется в конкретной деятельности.

Теоретико-прикладное знание подразделяется на следующие разновидности: мистико-мифическое, религиозное, философское, художническое, научное и обыденное. Научное знание вырабатывается при направленном исследовании реальности, характеризуется наибольшей однозначностью и адекватностью. Научно-практическое знание определяет деятельность человека и обусловливается этой деятельностью.

Деятельность направляется удовлетворением потребностей, проходит в условиях конкуренции и стимулируется. Антропное знание воплощается в деятельности. Деятельность по созданию необходимых и желаемых условий существования приводит к созданию искусственных объектов. Поведение человека, определяемое знаниями и их воплощением и направляемое сциентно стимулируемым удовлетворением потребностей, называется антропогенной деятельностью, или жизнедеятельностью.

Понятие сциенции относится не только к человеку, но и к другим биотическим формообразованиям, поэтому всякого обладателя сциенции можно называть сциантом. Понятие сцианта как носителя сциенции указывает на сходство всех организмов, начиная с одноклеточного микроорганизма и завершая человеком. Сходственные сцианты разнятся сложностью сциентных систем, при этом высшей разновидностью сциенции – логическим знанием – обладает лишь человек. Примитивным организмом является архесциант, высшим – антропосциант. Эволюционные предшественники архесциантов – протосцианты. Высшие сцианты, т.е. антропосцианты, организованы сопринадлежно и на клеточном уровне организованности состоят из цитосциантов. Цитосцианты, специализированные относительно сциенции, представляют собой нейросцианты. Эволюционные предшественники протосциантов и современные составляющие цитосциантов – сциоиды.

Начальная ступень внутриклеточной организации антропного организма взрослой стадии онтогенеза предстаёт ингредиентами, к которым относятся белковые и нуклеиновые протосциоиды, обладающие низшей эффициентностью. Высшая ступень организации создаётся сциентной системой с нейрокринной, нейроиммунной, нейровегетативной, нейросимперифорной, нейрогностической составляющими.

Эффициентность нейро­симперифор­ной составляющей сциентной системы синэнергирует эффициентность периферической нейро­симперифор­ной физиогруппы, её органов, тканей, клеток, клеточных сциоидов и протосциоидов. Функция нейро­симперифор­ной составляющей состоит в регуляции поведения организма посредством ансамблей нейронов с разной эффициентностью. Сциенция нейро­симперифор­ной составляющей, сопринадлежно обладающей сциенцией группосциантов, органосциантов, гистосциантов, цитосциантов, сциоидов и протосциоидов, кодорефлексирует создающую её реальность с применением свойств вещества и свойств энергии. Ансамбли нейронов нейро­симперифор­ной составляющей сциентной системы с разной эффициентностью предстают коннектами поведения, сциенция которых предстаёт практическим знанием.

Эффициентность нейрогностической составляющей сциентной системы синэнергирует эффициентность нейрокринной, нейроиммунной, нейровегетативной, нейросимперифорной составляющих, которые, в свою очередь, синэнергируют эффициентность их физиогрупп, органов, тканей, клеток, клеточных сциоидов и протосциоидов. Функция нейрогностической составляющей состоит в познании реальности посредством ансамблей нейронов с разной эффициентностью. Сциенция нейрогностической составляющей, сопринадлежно обладающей сциенцией нейрокринной, нейроиммунной, нейровегетативной, нейросимперифорной составляющих, кодорефлексирует создающую её реальность с применением свойств вещества и свойств энергии. Ансамбли нейронов нейрогностической составляющей сциентной системы с разной эффициентностью предстают коннектами познания, или когами [9, с.429], сциенция которых предстаёт теоретическим и прикладным знанием.

Нейрогностической составляющая сциентной системы взаимодействует с внешней средой через нейро­симперифор­ную составляющую, которая имеет совокупность рецепторов и сциентные анализаторы, а также при помощи аппаратов эмоций, речи и письма.

Коги нейрогностической составляющей подразделяются на планарные и кластерные и создают основу для когнитивной асимметрии. Примечательно, что один и тот же нейрон может входить в состав разных когов, как планарных, так и кластерных. Сциенция, соответствующая высшему уровню организации и локализуемая в кластерных когах, является вещественно-энергетической. Сциенция, соответствующая высшему уровню организации и локализуемая в планарных когах, также является вещественно-энергетической, но с преобладанием энергетических свойств. Эффициентность планарных когов с преобразованием сциентных знаков предстаёт процессом вербального мышления, а эффициентность кластерных – образного. Эффициентность кластерных когов возбуждает эффициентность прежде всего аппарата эмоций. Эффициентность планарных когов вызывает эффициентность прежде всего аппаратов речи и письма.

Практическое знание нейро­симперифор­ной составляющей сциентной системы, теоретическое и прикладное знание нейрогностической составляющей сциентной системы воплощаются в деятельности. Результатами техногенной деятельности людей, воплощающими посредством практического знания научное прикладное знание, являются кроме научных сведений, оформленных в виде устных и письменных текстов, разные виды технетической продукции, в том числе сооружения, устройства, изделия, потребительские вещества и энергия, информация, услуги и т.п.

Взрослый человек наследует генетическую сциенцию, эффициентность которой обусловливает его индивидуальные свойства. Он на начальных стадиях онтогенеза обучается поведению, приобретая практическое знание. Поведение предстаёт сочетанием его разновидностей, а именно: трофического, кинематического, циркадного, игрового, мимико-речевого и т.д.

Трофическое поведение выражается действиями, обеспечивающими потребление пищи и воды и удаление отходов питания. Кинематическое поведение предстаёт действиями, обеспечивающими в сочетании и по отдельности движение тела, туловища, головы, конечностей, пальцев руки и т.д. Циркадное поведение подкрепляет соблюдение суточного режима бодрствования и сна. Игровое поведение предстаёт эмпирическими действиями по выявлению свойств предметов и явлений внешнего окружения. Мимико-речевое поведение выражается действиями, обеспечивающими коммуникацию посредством эмоционально-мимических проявлений, извлечения звуков и говорения.

Формирование всякого поведения, обусловленное индивидуальной генетической сциенцией, сопровождается образованием в нейро­симперифор­ной составляющей сциентной системы коннектов поведения. Многократно воспроизведённое поведение приводит к созданию стереотипных коннектов, представляющих собой фреймы умений.

Поведение синергирует в себе эффициентность коннектов и фреймов умений.

Сциенция в виде практического знания сопринадлежно объединяет в себе сциенцию группосциантов, органосциантов, гистосциантов, цитосциантов, сциоидов, протосциоидов. Она кодорефлексирует создающую её Реальность.

Поведение становится правильным и результативным, если оно подкреплено обширным набором фреймов умений со сциенцией, кодорефлексирующей осваиваемую Реальность тождественно, адекватно.

Стадии онтогенеза, обнаруживаемые после начальных, характеризуются следующим. Практическое знание эффициентирует не только действия трофического, кинематического, циркадного, игрового, мимико-речевого и иного поведения, но и побуждает нейрогностическую составляющую сциентной системы к формированию в её пределах коннектов познания, или когов.

Начальные коги, т.е. ансамбли нейронов, являются носителями прикладного знания. Эффициентность сформировавшихся под влиянием практического знания когов представляет собой то, что называется начальным мышлением. Коги имеют преимущественно кластерную конфигурацию, поэтому начальное мышление представляет собой преимущественно образное с зачатками вербального.

Начальное мышление синергирует в себе эффициентность коннектов поведения, фреймов умений и кластерных когов.

Сциенция начального образного мышления сопринадлежно объединяет в себе сциенцию нейро­симперифор­ной составляющей, группосциантов, органосциантов, гистосциантов, цитосциантов, сциоидов, протосциоидов. Она кодорефлексирует создающую её Реальность.

Начальное мышление обратным путём влияет на эффициентность коннектов поведения и фреймов умений. Влияние становится правильным и результативным, если оно подкреплено кластерными когами со сциенцией, кодорефлексирующей осваиваемую Реальность тождественно, адекватно. Начальное образное мышление вследствие своей кластерности неосознаваемо.

На последующих стадиях онтогенеза начальное образное мышление синергирует не только эффициентность коннектов поведения и фреймов умений, но и побуждает нейрогностическую составляющую сциентной системы к формированию в её пределах планарных когов.

Начальные планарные коги, т.е. ансамбли нейронов, также являются носителями прикладного знания. Эффициентность сформировавшихся под влиянием начального образного мышления планарных когов представляет собой то, что называется начальным вербальным мышлением. Планарные коги находятся под влиянием кластерных, поэтому мышление приобретает образно-вербальный характер.

Начальное образно-вербальное мышление синергирует в себе эффициентность коннектов поведения, фреймов умений, кластерных и планарных когов.

Сциенция начального образно-вербального мышления сопринадлежно объединяет в себе сциенцию нейрогностической и нейро­симперифор­ной составляющих, группосциантов, органосциантов, гистосциантов, цитосциантов, сциоидов, протосциоидов. Она кодорефлексирует создающую её Реальность.

Начальное образно-вербальное мышление обратным путём влияет на эффициентность кластерных когов, коннектов поведения и фреймов умений. Влияние становится правильным и результативным, если оно подкреплено планарными и кластерными когами со сциенцией, кодорефлексирующей осваиваемую Реальность тождественно, адекватно. Начальное образно-вербальное мышление вследствие своей планарности становится доступным для осознания. Осознание мышления происходит вследствие сциентной рекурсии, оно приводит к самоосознанию своей личности, т.е. к осознанию своего «я».

На очередных стадиях онтогенеза начальное образно-вербальное мышление совершенствуется. Оно синергирует эффициентность коннектов поведения и фреймов умений и формирование в пределах нейрогностической составляющей сциентной системы планарных и кластерных когов.

Планарные и кластерные коги, т.е. ансамбли нейронов, являются носителями прикладного знания. Эффициентность сформировавшихся под влиянием предшествующего образно-вербального мышления планарных и кластерных когов представляет собой вербально-образное мышление. Планарные коги находятся во взаимодействии с кластерными, поэтому мышление приобретает образно-вербальный или вербально-образный характер.

Образно-вербальное или вербально-образное мышление синергирует в себе эффициентность коннектов поведения, фреймов умений, кластерных и планарных когов.

Сциенция в виде образно-вербального или вербально-образного мышления сопринадлежно объединяет в себе сциенцию нейрогностической и нейро­симперифор­ной составляющих, группосциантов, органосциантов, гистосциантов, цитосциантов, сциоидов, протосциоидов. Она кодорефлексирует создающую её Реальность.

Образно-вербальное или вербально-образное мышление обратным путём влияет на эффициентность кластерных и планарных когов, коннектов поведения и фреймов умений. Влияние становится правильным и результативным, если оно подкреплено планарными и кластерными когами со сциенцией, кодорефлексирующей осваиваемую Реальность тождественно, адекватно. Образно-вербальное или вербально-образное мышление вследствие планарности является осознаваемым и обособляемым.

Обособленность мышления состоит в том, что оно не влияет напрямую на поведение, а замыкается на своих разновидностях. Образное мышление замыкается на вербальном, а вербальное мышление на образном. Результат замыкания приводит к возникновению внутренних диалогов.

На взрослых стадиях онтогенеза может происходить дальнейшее совершенствование образно-вербального или вербально-образного мышления. Оно синергирует эффициентность планарных и кластерных когов и дальнейшее формирование в пределах нейрогностической составляющей сциентной системы дополнительных планарных и кластерных когов.

Дополнительные планарные и кластерные коги, т.е. ансамбли нейронов, становятся носителями теоретического знания. Эффициентность сформировавшихся под влиянием предшествующего образно-вербального или вербально-образного мышления планарных и кластерных когов представляет собой вербально-образное или образно-вербальное мышление. Образность и вербальность мышления обусловлена тем, что планарные коги находятся во взаимодействии с кластерными.

Образно-вербальное или вербально-образное мышление вследствие обретенной обособленности синергирует в себе эффициентность дополнительных кластерных и планарных когов.

Сциенция в виде обособленного образно-вербального или вербально-образного мышления сопринадлежно объединяет в себе сциенцию нейрогностической составляющей, группосциантов, органосциантов, гистосциантов, цитосциантов, сциоидов, протосциоидов. Она кодорефлексирует создающую её Реальность.

Образно-вербальное или вербально-образное мышление, т.е. эффициентность, дополнительных планарных и кластерных когов, которые являются носителями теоретического знания, обратно влияет на эффициентность кластерных и планарных когов, являющихся носителями прикладного знания. Влияние становится правильным и результативным, если оно подкреплено планарными и кластерными когами со сциенцией, кодорефлексирующей осваиваемую Реальность тождественно, адекватно.

Полученные выше результаты сциологического подхода к антропному поведению и мышлению указывают на их сопринадлежно формируемое сциентное содержание, предстающее практическим, прикладным и теоретическим знанием.

Теоретическое знание на взрослой стадии онтогенеза, будучи высшей сциенцией дополнительных планарных и кластерных когов нейрогностической составляющей сциентной системы, вследствие коговой эффициентности, т.е. мышления, самопополняется посредством «разрастания» когов и их совершенствования и может преобразовываться в прикладное знание.

Прикладное знание, будучи сциенцией планарных и кластерных когов нейрогностической составляющей сциентной системы, вследствие коговой эффициентности, т.е. мышления, самопополняется посредством «разрастания» соответствующих когов и их совершенствования и может преобразовываться в теоретическое знание и преобразуется в практическое знание.

Практическое знание, будучи сциенцией коннектов поведения и фреймов умений нейро­симперифор­ной составляющей сциентной системы, вследствие коннектной эффициентности, т.е. поведения, пополняется посредством «разрастания» соответствующих коннектов и совершенствования фреймов и может преобразовываться в прикладное знание и вызывает поведенческие, в частности мышечные, действия тела и его частей.

Человек, совершая поведенческие действия, воплощает практическое знание в результатах трофического, кинематического, циркадного, игрового, мимико-речевого и иного личностного поведения.

Социальное поведение, имеющее личностно-общественные цели и стимулированное удовлетворением общественно-личностных потребностей, которое сопровождается реализацией знания и его воплощением в преобразуемой составляющей реальности, является деятельностью.

Воплощение практического знания в деятельности происходит под управлением теоретико-прикладного знания и при его предварительном и одновременном пополнении. Воплощение практического знания предстаёт также воплощением в деятельности теоретико-прикладного знания.

Правильность и точность поведенческих действий, воплощающих практическое знание в результатах деятельности, обусловлена таким теоретико-прикладным знанием, которое кодорефлексирует осваиваемую Реальность тождественно, адекватно.

Имплеонизмы познания предстают несколькими разновидностями. Одна разновидность имплеонизма специфична тем, что познание начинается с овладения практическим знанием и продолжается пополнением прикладного или теоретического знания. Вторая разновидность имплеонизма познания характерна тем, что оно начинается с овладения прикладным знанием и продолжается освоением практического или теоретического знания. Специфичность других разновидностей имплеонизма познания состоит в том, что оно начинается с овладения одновременно прикладным и практическим знанием.

Имплеонизм любой разновидности познания включает в себя последовательно-параллельные процессы: эффициентности планарных и кластерных когов нейро­гностической составляющей сциентной системы; коннектов поведения и фреймов умений нейро­симперифор­ной составляющей сциентной системы; группосциантов, органосциантов, гистосциантов, цитосциантов, сциоидов, протосциоидов нейро­гностической составляющей сциентной системы; группосциантов, органосциантов, гистосциантов, цитосциантов, сциоидов, протосциоидов нейро­симперифор­ной составляющей сциентной системы.

Заключение. Научное теоретико-прикладное и практическое знание человечества и его материальные воплощения изменили биосферу, или сциосферу (сциосфера и биосфера – синонимы), привели её в состояние ноосферы. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности» [4, с.59]. Реализация этих возможностей обусловливается тем, насколько антропное знание о реальности тождественно самой реальности и насколько безошибочна деятельность человека.


Библиографический список
  1. Чернов К.В. Системнология безопасности. Иваново.: Изд. ИГЭУ, 2010. – 198 с.
  2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991. – 270 с.
  3. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир, 2001. – 200 с.
  4. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Партнерство цивилизаций 2013. №1–2. С. 59
  5. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В., Тарасенко В.Ф. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. – М.: Физматлит. – 2001. 272 с.
  6. Чернов К.В. Введение в сциологию безопасности. Иваново.: Изд. ИГЭУ, 2014. – 204 с.
  7. Философский словарь / под. ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
  8. Мечковская Н.Б. Семиотика Язык. Природа. Культура. – М.: Академия, 2007. – 432 с.
  9. Анохин К.В. Когнитом – теория реализованных степеней свободы мозга // V междунар. конф. по когнитивной науке: тез. докл. – Калининград, 2012 – Т. 1. – С. 429.


Все статьи автора «Чернов Константин Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: