УДК 37

ПОЛИСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Смирнова Людмила Владимировна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы педагогического краеведения с точки зрения полисистемного подхода. Раскрываются принципы. функции и компоненты данного явления. Описан некоторый опыт КГУ им.Н.А.Некрасова по приобщению студентов к педагогическим ценностям Костромского края и освоения ими основ педагогического краеведения.

Ключевые слова: воспитание, краеведческая компетентность, музеи, педагогическое краеведение, системный подход, спецкурс, традиции, этнопедагогика


POLYSYSTEMATIC APPROACH OF PEDAGOGICAL LOCAL AREA STUDIES

Smirnova Ludmila Vladimirovna
Nekrasov Kostroma State University
PhD of Pedagogical Sciences , Associate professor of the Department of Foreign Languages in professional communication

Abstract
The article reveals the problems of pedagogical local area studies from polysystematic point of view. Major principles ,functions and components of the phenomenon are described.Some experience e of teaching students pedagogical local ares studies is shown.

Keywords: education, enthopedagogics, local area сompetence, museums, pedagocical local area studies, special course, system approach, traditions


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнова Л.В. Полисистемный подход при изучении проблем педагогического краеведения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58588 (дата обращения: 20.11.2016).

Методологической основой  исследования на тему « Педагогическое краеведение как средство подготовки студентов к воспитательной работе в школе» является полисистемный   подход. Он проявился , в частности, при разработке всех основных понятий данного явления.

Педагогическое краеведение – это относительно  самостоятельная область культурно-исторических  и теоретико-педагогических знаний :

а)  об особенностях учебно-воспитательных учреждений края;

б)  об этнопедагогике с ее национальными и местными обычаями и традициями;

в)  о творческих лабораториях местных мастеров педагогического труда, эффективно использующих специфические  условия родной природы и окружающей социальной среды;

г)   о местных предметах и явлениях , составляющих педагогическую ценность.

На основе вышеназванного определения было  разработано и другое понятие,  – активная педагогическая  краеведческая компетентность – в котором отражается система педагогических краеведческих знаний  и умений решать  учебно-воспитательные задачи  в педагогической системе с учетом культурно-воспитательных ценностей края. При этом следует отметить, что активная компетентность  имеет два аспекта : вербальный и деятельностно – практический. Учителям, преподавателям средних и высших учебных заведений, работникам  культуры, да  и родителям , полезно иметь определенную педагогическую краеведческую компетентность, в которой отражается сформированность системы педагогических краеведческих знаний  и умений решать  учебно-воспитательные задачи с использованием культурно-исторических , национально-религиозных ценностей края.

Полисистемный анализ  позволил выделить и разработать комплекс функций и принципов педагогического краеведения.

Функции:

-  социально-культурная;

-  теоретико-методологическая;

-  дидактическая;

-  аксиологическая;

-  праксиологическая;

-  прогностическая( антиципация).

Принципы:

-  сбор многовековых и современных педагогических ценностей региона с учетом  его социально-экономических , культурно-демографических и национально-религиозных различий;

-  выявление появляющихся новых педагогических ценностей через анализ  и обобщение передового опыта образовательных учреждений края;

-  активное сохранение  педагогической культуры региона, преемственное развитие и внедрение  этих ценностей в массовую практику.

В Костромском государственном университете им.Н.А Некрасова созданы условия для реализации в учебном и воспитательном процессе принципов педагогического краеведения. Открыт Музей истории развития университета, в котором сосредоточены тысячи уникальных документов и экспонатов. Кафедра педагогики оборудовала кабинет передового педагогического опыта. Здесь имеются  десятки творческих биографий местных мастеров педагогического труда и передового опыта лучших учебных заведений Костромского края, представлены   фотографии известных учителей региона, фотодокументы школоведческого характера. Для осуществления данной  работы была создана исследовательская группа по обобщению опыта передовых школ и лучших педагогов и мастеров педагогического труда наших дней и прошлых лет. В результате проведенной работы было установлено, что в Костромском крае имеются следующие центры и источники накопления педагогической краеведческой  информации: краеведческие музеи, выставки народного образования и культуры, аннотированные указатели и сборники местного учительского опыта, труда педагогов и деятелей культуры прошлого, монографии и труды современных педагогов, периодическая печать края , художественная литература ( произведения местных авторов), местные постановления по вопросам образования и культуры, мемуарная и эпистолярная литература, фольклорные и этнографические материалы, архивные документы по народному образованию, текущая школьная документация, кино-,фото -,фономатериалы, разнообразные предметы педагогического труда, учебники и учебные пособия по педагогике и частным методикам, результаты учительского и детского творчества.

Для более полного усвоения студентами основ краеведения был разработан и с успехом реализуется спецкурс « Педагогическое краеведение». Данный спецкурс обеспечивает более полное и активное взаимодействие в системе  преподаватель – студент, стимулирует учебно-познавательную активность обучающихся, активизирует процесс профессионального становления и самовоспитания, влияет на становление основ самобытного стиля работы .

Опыт работы по приобщению студентов к ценностям родного края  показал, что эта работа значительно активизируется, когда реализуются следующие условия:

-  процесс обучения в ходе аудиторной работы и во внеаудиторных мероприятиях обеспечен необходимыми информационными средствами и заранее разработанными дифференцированными заданиями для усвоения краеведческих тем;

-   занятия наполнены содержательным краеведческим материалом;

-   студенты  заинтересованы   ценностями краеведения и осваивают их в активной познавательной и практической деятельности, развиваются их потребности овладеть ценностями местной истории и культуры;

-   преподаватели сами компетентны в вопросах краеведения.

В рамках полисистемного подхода  были также выделены следующие компоненты педагогического краеведения : истории развития учебно-воспитательных учреждений разных типов и уровней; авторские школы ( школы педагогов-новаторов); документы, отражающие специфическое содержание образования и воспитания с учетом национально-религиозных и региональных особенностей ; индивидуальный стиль педагогической деятельности местных учителей, их мастерство и новаторство; школьные традиции; местные педагогические средства, используемые для решения профессиональных учебно-воспитательных задач;

народная родительская педагогика и др.

Общеизвестно, что педагогика настоящего и будущего опирается на прошлую, вырастает из нее. Забывая историю местного образования, имена лучших  мастеров педагогического труда края, неся при этом информационные потери,  и не анализируя при этом уроки состоявшихся педагогических событий местного значения, невозможно успешно продвигаться вперед, строить более совершенное будущее. Изучение основ педагогического краеведения поможет в определенной степени решить эту проблему.


Библиографический список
  1. Никулина Н.Н.  Развитие идей системного подхода  к процессу воспитания в отечественной педагогике: Историко-педагогический контекст. Автореф.дисс.канд.пед.наук:13.00.01-  Белгород ,2003.
  2. Аптикиев А.Х. Развитие творческой индивидуальности средствами педагогического краеведения. Автореф.дисс.канд.пед.наук : 13.00.01 – Оренбург,2004.
  3. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика,2006.- № 2.
  4. Лежнина Л.В. Системно-деятельностный подход к организации профессионального психолого-педагогического образования // Высшее образование сегодня,2007.-№9.
  5. Смирнова Л.В. Педагогическое краеведение как средство воспитательной работы в школе. Дисс.канд.пед.наук : 13.00.01 – Кострома,1992.


Все статьи автора «Смирнова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация