КРАСНЫЙ ОСЁЛОК: ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ, ТОПОНИМИКИ И КУЛЬТУРЫ СЕЛА

Малышкина Алина Владимировна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена исследованию истории нижегородского села Красный Осёлок. Изучается его топонимика и культура.

Ключевые слова: Красный Осёлок, Лысковский район, село


RED OSЁLOK: THE STUDY OF HISTORY, PLACE NAMES AND CULTURE VILLAGE

Malyshkina Alina Vladimirovna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to research of history of the Nizhny Novgorod village Red Osyolok. Its toponymics and culture is studied.

Keywords: Lyskovsky area, Red Osyolok, village


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Малышкина А.В. Красный Осёлок: исследование истории, топонимики и культуры села // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58582 (дата обращения: 18.04.2024).

Село Красный Осёлок Лысковского района Нижегородской области. Всё радует глаз – и природа, и прекрасное село с удивительными домами, строениями, садами, и сами люди – осельчане.

Что обозначает Красный Осёлок? Существует несколько версий данного названия.

Первая версия предложена В. Щановым, лысковским краеведом, журналистом, иереем отцом Владимиром Макарьевского Свято-Троицкого Желтоводского женского монастыря. Он объясняет так: «Прилагательное в этом сложном топониме отнималось, а потом вновь прибавлялось не единожды. Красный имеет несколько значений. В данном случае приемлемо – красивый». Прилагательное «красный официально стал появляться после Великой Отечественной войны (1945 г.). Может, даже не в значении красивый, а в память о Красной Армии» [1]. Вторая версия: «Красный» означает красивый, «Осёлок» – оселять».

Из словаря Даля: «осёлок» – точильный камень [2]. Если смотреть из лугов на гору, где расположено село, видим, что гора похожа на усечённую призму – как точильный камень – осёлок. Весной, после таяния снегов, видны разводы породы красной глины, именно так и появилось название села.

В первой четверти XIX века поселение уже было селом, а значит, Осёлок как деревня существовал ещё раньше. У В.Щанова читаем: «Царь Пётр проезжал и, увидя это место с поселением, сказал: «О, какой красный осёлок! (Государь император Пётр проплывал на самом деле по Волге мимо этих мест)» [1].

Об истории села, особенно до 1920-х годов, имеются очень скудные сведения. Предполагается, что село возникло в начале XVIII века. Местность заселили «выходцы суздальской земли… И был вначале один порядок изб – лицом к Волге, а вся деревня была от Крутуши, что над д. Ерзовкой, от Слободы до Церковного взвоза. Спустя десятилетия порядок изб «добредёт до Папороти, другого конца села, вольно царящего над Волжским простором» [4].

Предание повествует, что в этой местности молился святой старец преподобный Варнава, Ветлужский чудотворец. Названия, данные старцем, существуют и ныне – долины Богородицы, гора Колокольня, гора Папороть.

Преподобный старец Варнава Ветлужский жил в XV веке, значит можно предположить, что поселение возникло именно в это время.

Помолившись, Варнава ударил посохом о землю – появился святой источник. 24 июля, вот уже 13 лет, идёт крестный ход от нашего Красноосельского храма, в честь Николая Чудотворца и Алексия, сына Божия, с молитвой к живому источнику.

В этой местности встречались два дивных старца – преподобный Варнава, Ветлужский чудотворец, и преподобный Макарий, Желтоводский и Унженский чудотворец. Будучи в преклонных годах, Варнава благословлял молодого подвижника Макария идти в Костромские леса, чтобы прекратились набеги татар во главе с ханом Улу-Махметом.

Если принять во внимание, что Макарьевский Желтоводский монастырь был основан в 1435 г., а встреча старцев состоялась несколькими годами позже, то это обстоятельство ещё раз доказывает мысль, что поселение, либо уже существовало, либо только начинало своё существование. Ведь кто-то же сохранил названия, данные преподобным Варнавой Ветлужским?

Существует икона, на которой изображены оба преподобных святых. Об этом факте знал Митрополит Нижегородский Николай (Кутепов), об этом писал в своих рукописях Федор Сухов.

В. Щанов пишет, что деревня Осёлок возникла в 1889 г., а селом стала в 1924 г.

В Осёлке каменная двух престольная церковь во имя Николая Чудотворца и Алексия, человека Божия, построена в 1923 г.  Значит, Осёлок уже являлся селом, что снова противоречит утверждениям В. Щанова.

Интересно обстоятельство, что церковь была отстроена в кирпиче, одна из первых в районе, на пожертвования местных жителей – ещё один факт о хорошем благосостоянии жителей.

Чем же ещё занимались осельчане, на что содержали свои семьи, каков был их быт?

Жители промышляли рыболовством, занимались земледелием, садоводством. На северном склоне горы, обращённом к Волге, были высажены яблоневые сады. Самые большие доходы получали от реализации яблок. Мужчины промышляли охотой, благо дичи и живности здесь было вдоволь. В каждом доме были рыболовы и охотники. Они имели рыболовные снасти и ружья (которые достаточно дорого стоили).

Зимой мужики сбивались в артели на обколку барж ото льда (ближе к весне). Собирались плотницкие артели, в лугах строили барки, завозни, сани. Многие мужчины занимались заготовкой леса из заволжских лесов; летом сплавляли лес по Волге, зимой таскали по льду на лошадях. Рубили срубы и для своих нужд, и на продажу; заготавливали тёс.

Ежегодно артель плотников отправлялась в Нижний на строительство моста (ныне старый Окский мост).

Женщины занимались домашним хозяйством, воспитанием детей; держали большое поголовье скота.

В 1961 г. развернулась кампания по укрупнению колхозов. Воронин П.А. был категорически против этого веяния, он ушёл с занимаемой должности. Отрицательно сказалось объединение Красносельского хозяйства с селом Асташихой, Белозерихой, Просеком. Колхоз стал чахнуть. К 90-м годам это хозяйство оказалось в упадке.

В 1997 г. по программе Немцова Б. «Зерно» коллективная собственность передана в частную. Правопреемником колхоза стало акционерное общество «Победитель». Появились многочисленные фермерские хозяйства (около 30), из которых на сегодняшний день остались единицы. В середине 2000-х годов АО «Победитель», безусловно, прекратило своё существование, что отрицательно сказалось на жизни всего села [6].

Социальная сфера села стала угасать.

До революции в Осёлке работала церковно-приходская школа. Здесь учились малыши в начальных классах. В начале XX века построили деревянное здание, школа стала неполная средняя. 1 октября 1971 г. была построена замечательная, 2-х этажная, кирпичная школа. В 1972 г. состоялся первый выпуск учеников – 8-классников. В это время в школе училось 385 человек. В 1993 г. школа стала средней.

В 2010 г. ученический коллектив состоял всего из 48 учащихся. В этот год школа прекратила своё существование. Это незаживаемая рана для села. Люди  и сейчас пытаются отстоять свою любимую школу, добиваются её открытия.

Село Красный Осёлок расположено на правой стороне Приволжской возвышенности. Это всхолмленно-увалистая возвышенная равнина, некогда покрывавшаяся дремучими дубравами, а теперь из-за многовековой хозяйственной деятельности людей, представляющая собой, занятые преимущественно полями, обширные лесостепные пространства. В этой местности ярко просматривается водораздел Волги с ближайшими к ней внутренними реками Приволжской возвышенности. Он обрывается здесь крутым уступом, высотой до 150-160 м. Предположительно, в районе Красного Осёлка местность поднимается до отметки 217 метров абсолютной высоты.

В настоящее время существует огромная угроза этому уникальному уголку Русской равнины в связи с заполнением чаши Чебоксарского водохранилища. Подпор грунтовых вод от плотины Чебоксарской ГЭС в месте впадения Керженца захватывает зону шириной в 15-20 км. Уровень грунтовых вод поднимается, начнётся подтопление населённых пунктов, и заболачивание Волги. Изменятся микроклиматические условия: радиационный баланс, температура, количество осадков, влажность, ветровой режим.

На осельском откосе величаво расположился белокаменный храм [9]. Стоя у бровки высокого крутого холма, церковь будто парит над бескрайним простором, расстилающимся где-то там, далеко внизу. Ласково шумят яблоневые сады, вспениваясь буйным белоснежным цветом. Храм 2-х престольный, построен в 1823 году. Главный престол в честь Николая Чудотворца, холодный, не отапливаемый. Тёплый престол в честь Алексия, человека Божия; здесь почти 2 столетия проводились службы в холодное время года. Сейчас храм отапливается газом.

Время раскулачивания, разграбления и уничтожения храмов, безбожного атеизма не прошло мимо нас. Арестовывали и уничтожали священно- и церковнослужителей.

Несколько раз храм пытались закрыть, но окончательно произошло это в 1937 году. Не чужие, свои мужики, с бранью и руганью, скинули колокола. Люди прятали иконы, утварь, сохранили и колокола, но много святынь было уничтожено. Жители ездили в Нижний Новгород за разрешением открыть храм, но не добились.

Говорят, что церковь страдала от воров, а нечестивцы устроили в ней склады. Господь допустил в храме пожар, наверное, чтобы более не происходило осквернение дома Божьего.

В 1992 г. Церковь начали восстанавливать. С любовью трудились и возрождали храм Бугрышова К.Н., Баруздин А.Ф., Сухова Е.Г., Воронина Т.Ф., Кулакова Е.А., Суслов М.В., Сафонов И.В., Матвеев В.Н., Белова Ф.А., Сафонова Р.Н., Сафонова Л.С., Сухова Л.А. и многие другие. Строили, плотничали, кирпичные работы производили Сухов А.Д., Шестернёв А.И., Косов Л.И., Воронин И.В. Средствами помогали Воронина А.А., Носков Л.Ф., Жуков А.К. и др. [12]. Несколько раз собирали по селу и другим поселениям средства. Всем миром восстанавливали храм.

В 1988 г. построили замечательное здание – Дом культуры. Сейчас он в аварийном состоянии, на ремонт средств нет. Клуб перенесли в здание закрытой школы, где ещё располагается и вновь открытый музей Фёдора Сухова.

В селе имеются памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне у старого (деревянного) клуба и мемориал у Дома Культуры.

Осёлок – один из городов, построенных  перед началом Великой Отечественной Войны. В этом городе до сегодняшнего дня сохранились  постройки, памятники культуры и многое другое.


Библиографический список
  1. Щанов В. Лысковская топонимия. М.: Содружество, 2010.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Спб, 1863-1866.
  3. Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.
  4. Кочнова К.А. Речевая коммуникация: учебное пособие. Нижний Новгород, 2015. 194 с.
  5. Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.
  6. Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.
  7. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Нижний Новгород, 2015. 150 с.
  8. Ледров С.М. Малая Родина – Спасский край. Н.Новгород, 1999.
  9. Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород, 2013. 416 с.
  10. Ярымов Ю.С. Лысково. Книга 2-я. История города и района. Н.Новгород, 2010.
  11. Кабанов А.И. За крестьянином – вся Россия. Н.Новгород: Кварц, 2007.
  12. Кто есть кто в Нижегородской области. Информационно-биографическое издание. Вып. 1. Н.Новгород: Агентство «КП-Форпост», 1998.
  13. Макаров И. Карман России. Н.Новгород, 2006.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Малышкина Алина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация