УДК 908

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СЕЛА КРАСНЫЙ ВАТРАС

Кудрявцева Татьяна Ивановна1, Чиркова Ульяна Артуровна1
1Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена исследованию истории, топонимики и традиций нижегородского села Красный Ватрас.

Ключевые слова: Красный Ватрас, село, Спасский район, Урга


THE HISTORY AND CULTURE SAT DOWN RED VATRAS

Kudryavtseva Tatyana Ivanovna1, Chirkova Ulyana Arturovna1
1Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to research of history, toponymics and traditions of the Nizhny Novgorod village Red Vatras.

Keywords: Red Vatras, Spassky area, village


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кудрявцева Т.И., Чиркова У.А. История и культура села Красный Ватрас // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58568 (дата обращения: 19.11.2016).

Село Красный Ватрас расположено на территории Спасского муниципального района Нижегородской области и является третьим по численности селом района. Первое упоминание о месте расположения села встречаются в Писцовой книге 1621 – 1623 годов, писцы отметили  пустоши между реками Ургой и Товочанкой, где и расположилось село. Немного позднее эти пустоши уже называют селищами. В основе топонима «ватрас» лежит марийский или мордовский корень «ват», который переводится как  «вода» или «влага», именно эти народы первыми заселили местность. Ватраской называют и протекающую рядом речку, которая впадает в более крупную речку Ургу. Возможно, марийские корни имеет название одной из улиц – Отары, что в соответствии с одним из вариантов обозначает «выселок».

В 1670 году Ватрас упоминается как село, значит, к этому времени в нем имелась приходская церковь. Упоминание связано с крестьянской войной Степана Разина. Уже в XVII веке в Ватрасе, который называли Монастырским, стало развиваться предпринимательство. Этому способствовало выгодное расположение села на перекрестке дорог из Курмыша в Нижний Новгород и с юга Нижегородчины к Волге – на Васильсурск и Казань. А близость волжских пристаней в Лыскове и Бармине, с которых тогда велась торговля хлебом, делало выгодным развитие в Ватрасе мукомольного промысла, выращенного здесь зерна для этого, вполне хватало. Историку А.Н.Сахарову удалось установить факты  многочисленных арендах мельниц крестьянами патриарших сел Спасского и Ватраса Нижегородского уезда. Арендные держания мельниц являлись существенным моментом в создании условий для дальнейшего расслоения крестьянства, это способствовало их промысловой деятельности.

Кроме мукомольного промысла, здесь активно стала развиваться обработка овечьих кож – овчин, из которых шились полушубки – главный вид зимней одежды русского крестьянина, вследствие чего  спрос на такую продукцию был всегда. В середине XIX века здесь уже действовало около 20 овчинных мастерских. Монастырский Ватрас стал вторым после Большого Мурашкина, сельским центром овчинно-мехового производства в Нижегородской губернии.

История села оказалась так же тесно связанной с крестьянской войной под предводительством Емельяна  Пугачева. 20 июля 1774 года Пугачев занял Курмыш, ожидалось, что он двинется на Нижний Новгород, а значит, Ватраса ему не миновать. Крестьяне Ватраса признали Пугачева государем Петром III, что впоследствии, и навлекло на жителей гнев императрицы Екатерины II, по её указу в селе были установлены виселицы.

С событиями этой войны связана одна местная легенда. Старожилы ещё помнят, что недалеко от современной швейной фабрики на развилке дорог, ведущих в Спасское и Тубанаевку, стояла каменная часовня, прозванная в народе Красной. В ней имелись богатые иконы, практически всегда горели свечи. По преданию, именно до этого места дошла армия Пугачева, и тут атаману явилось Божье предзнаменование, в результате чего он ослеп и повернул назад. В память этого события и была сооружена часовня, которая была разграблена после революции, а потом окончательно разрушена.  В действительности же сам Пугачев никогда в Спасской волости не был, скорее всего, здесь проходил один из его отрядов, а сам он повернул на юг ещё в Курмыше.

Село имело около десятка улиц со своеобразным названием: Луг, Криулица, Репьи, Порядок, Верхний конец, Матасиха, Мертвиха, Дол, Голодаиха, Отары. Кстати названия улиц сохранились до сих пор среди населения, хотя официально некоторые названия изменились. Самая протяженная улица села разделена центральной дорогой на две: Верхний конец – получил такое название по месту его расположения, выше центра села; Луговая – название происходит от того что улица доходит прямо до поймы реки Урги, где были заливные луга. В советское время улица Луговая сохранила своё историческое название, а вот Верхний конец был переименован в улицу Советскую.

Улица Луговая имеет ответвление, которое в народе называют Криулицей так как улица как бы постоянно петляет, а иногда её называют Репьи, которых на этой улицы  много, официальное название улицы – Дальняя.

Ещё одна небольшая улица это Дол, сохранившая своё историческое название, и получившее свое название по ландшафту местности – дома построены по берегам небольшого оврага – дола.

Улица Отары так же сохранила своё историческое название, которое имеет марийские корни и связано с первыми жителями. Возможно, название связано и с занятием русских переселенцев, которые в большом количестве разводили отары овец.

До 80-х годов XX века именно в конце этой улицы были построены овчарни, а в местном колхозе было значительное поголовье овец.

Продолжением этой улицы является улица Зеленая, которая получила такое название в советское время, а в народе сохранила своё прежнее название – Голодаиха, как утверждают старожилы села, именно на этой улице жили самые бедные люди, которые  часто голодали, и здесь же была расположена старообрядческая часовня.

Мертвиха – эта улица уже практически прекратила своё существование, там нет ни одного жилого дома и именно по этой улице идет дорога на кладбище. Новую жизнь улице дала построенная здесь в конце 70-х годов школа и улица получила новое название – Школьная.

Ещё одна небольшая улица Матасиха получила своё название по имени первого жителя – Матаса, в 70-е годы также была переименована в Колхозную, так как здесь было построено новое здание колхозной конторы. На этой улице расположен святой колодец, а так же часовня, за территорией вокруг которой ухаживают ученики школы.

В рамках продовольственной программы, которая реализовывалась в начале 80 – х годов прошлого века в селе появилось две новые улицы – Молодежная и Механизаторов, квартиры в которых получили молодые специалисты колхоза имени Кирова, а так же механизаторы и доярки – отсюда происходят и названия улиц.

На самом высоком месте села расположен храм Рождества Христова с пределами в честь Иоанна Предтече и святителя чудотворца Николая. Каменный храм был возведен в селе 1830 году в замен двум деревянным храмам. В 1887 году при храме было открыто одноклассное церковно-приходское училище, которое располагалось в доме священника Петра Красовского, он и преподавал своим ученикам закон Божий. А для обучения чтению и письму, приход нанимал учителя. Таким образом, приходская церковь была центром  образования на селе и организацией, которая единственная на селе вела запись актов гражданского состояния населения. В 1938 году храм был закрыт, но не разграблен как в других селах, а 1990 году одним из первых храм начал действовать.

С наступлением 1930-х годов в истории начинается новый период – колхозный, когда коренным образом изменилась вся жизнь села. Символично,  что именно в это время Монастырский Ватрас был переименован в Красный. В 1929 году была организована первая сельскохозяйственная артель имени Когановича, которая была организована председателем сельсовета С.И.Тумановым. Во второй половине 1934 года начался решающий момент коллективизации, в Ватрасе в колхоз вступили 226 семьи единоличников. Овчинно-шубное производство сохранилось в артели «Красный Восход», которая была объединена  со Спасской шорно-сыромятной артелью. Объединенную артель стали называть «Смычкой», её центром становится Ватрас.

Неизгладимый след в жизни села оставила Великая Отечественная война. Сколько человек было призваны на фронт из Красного Ватраса неизвестно, по данным Книги Памяти в село не вернулось 318 человек. Некоторые семьи получили по несколько похоронок. Во время войны в Ватрасе открылся детский дом для ребят, эвакуированных из Краснопресненского района Москвы.

После окончания войны частное предпринимательство по-прежнему оставалось под запретом, но в Ватрасе оно развивалось – ведь жить на что-то надо. В одном из  выступлений на сессии районного Совета депутатов  в 1959 году прозвучало, что в Красном Ватрасе вырабатывается хром, а женщины вяжут носки из шерсти, которые продают на местном рынке.

В 1950 году в Красном Ватрасе был создан объединенный колхоз имени Кирова, к которому в 1961 году был присоединен колхоз «Красная Звезда», который находился в Тубанаевке, затем в колхоз вошли село Солониха и деревня Петровка. Посевные площади колхоза составили около 4 тысяч гектар, валовой сбор зерна составил 3,2 тысячи тонн в год. Но, несмотря на жесткую политику властей, в период «развитого социализма» Ватрас оставался центром мелкого предпринимательства в Спасском районе. «Левые» доходы приносили сельчанам определенный достаток, позволяли вести индивидуальное строительство домов, по преимуществу каменных, проводить паровое отопление. Вследствие чего Красный Ватрас в народе  считался относительно богатым селом.

Несмотря на все трудности, село продолжает жить. В 1991 году в село одно из первых в районе пришел природный газ, продолжают бороться за выживание средняя общеобразовательная школа, и Красноватрасская швейная фабрика.


Библиографический список
  1. Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.
  2. Учитель – это судьба. Очерки о педагогах  Спасского района Нижегородской области. Нижний Новгород: Растр-НН, 2012.
  3. Ледров С.М Два села. Н.Новгород, 2002.
  4. Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.
  5. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Нижний Новгород, 2015. 150 с.
  6. Ледров С.М. Малая Родина – Спасский край. Н.Новгород, 1999.
  7. Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород, 2013. 416 с.
  8. Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.
  9. Нижний Новгород: историко-культурный портрет. Н. Новгород: Кварц, 2013. 224 с.


Все статьи автора «Чиркова Ульяна Артуровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация