РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Скрипка Лариса Петровна
Томский государственный педагогический университет
аспирант кафедры общей педагогики и психологии

Аннотация
В данной статье проводиться библиографический анализ понятия дополнительного образования детей (ДОД), обозначаются цели и задачи деятельности современной организации ДОД, рассматриваются виды таких организаций, характеризуются документы, которые регулируют функционирование таких организаций. Проведен анализ проблем развития системы ДОД. Выделены особенности образовательной деятельности, недостатки и достижения в управлении такими организациями. Обозначены перспективы развития организаций дополнительного образования детей. Педагогический персонал рассмотрен как ключевой ресурс организации, от эффективности управления которым, зависит развитие организации.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, кадровый ресурс, управление организацией ДОД


THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN: PROBLEMS AND PROSPECTS

Скрипка Лариса Петровна
Томский государственный педагогический университет
аспирант кафедры общей педагогики и психологии

Abstract
In this article the author conducted a bibliographic analysis of the concept of additional education for children (AEC), designated goals and objectives of the modern organization of AEC, considered the types of such organizations, and characterized the documents that regulate the functioning of such organizations. The analysis of development problems of AEC system is carried out. The features of educational activity, weak points and achievements in the management of such organizations are marked. The development prospects of organization of additional education for children. Teaching staff considered as a key resource for the organization, so the development of the organization depends on management efficiency of teaching staff.

Keywords: additional education for children, management AEC organization, personnel resource


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Скрипка Л.П. Развитие системы дополнительного образования детей: проблемы и перспективы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58484 (дата обращения: 13.03.2024).

Происшедшие за последние десятилетия социально-экономические преобразования в России привели к необходимости модернизации социальной сферы и, в первую очередь, системы образования. К качеству образования предъявляются особые требования: оно определяет результативность и состояние образовательного процесса, его соответствие потребностям и ожиданиям общества для развития и формирования профессиональных, гражданских и бытовых компетенций личности. Повышение уровня управления образовательной организацией становится одной из важнейших задач развития системы образования.

Системный и ситуационный подходы, теории стратегии, инновации и лидерства лежат в основе новой парадигмы управления, которая формируется в последние годы. Новые принципы, формы, методы и подходы формируются в управлении образовательными организациями. Человек становится ключевым ресурсом организации, основное внимание руководства сосредотачивается на создании условий для реализации его способностей и потенциальных возможностей, на повышение слаженности трудового коллектива для эффективной работы. Новые формы управления образовательной организацией складываются благодаря вариативности образования (В.Н. Аверкин, А.Г. Асмолов, В.В. Пикан, A.M. Цирульников и др.).

В настоящее время проблемы дополнительного образования занимают важное место в тематике научных исследований. Содержание, закономерности, принципы дополнительного образования рассматриваются в работах В. А. Горского, Г. Г. Гранатова, А. Я. Журкиной, Н. Ф. Родионовой и др.; методические и дидактические аспекты дополнительного образования в трудах Г. Н. Поповой, С. И. Панченко и др.; проблемы управления организацией дополнительного образования в исследованиях Л. Ю. Кругловой, А. Б. Фоминой, О. Г. Тавстуха, А. И. Щетинской и др.; вопросы интеграции дополнительного и других сфер образования в публикациях Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, Н. А. Соколовой, С. Л. Паладьевой и др.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» характеризует дополнительное образование [1] как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

В теоретических исследованиях понятие «дополнительное образование детей» проанализировано учеными в разных аспектах[2]. Так, авторы ряда работ приравнивают дополнительное образование к институтам «доразвития» личности: дополнительное образование детей – получение знаний, являющихся дополнительными к полученным ранее (Н.А. Морозова и др.); образование, предоставляемое для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей государства, общества, граждан (В.М. Полонский и др.).

Дополнительное образование детей (ДОД) рассматривается как одна из составляющих системы непрерывного образования, удовлетворяющая образовательные и творческие потребности ребенка, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для интеллектуального, духовного и физического развития (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров и др.); как специальная образовательная деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленная на удовлетворение современных запросов детей и молодежи, их самоопределение и самореализация в разнообразных сферах искусства, культуры, науки, производства, туризма, физической культуры и спорта (В.А. Горский, А.Я. Журкина и др.).

Значимым при определении дополнительного образования детей выступает определение данной системы на основе свободы выбора: формирование личности ребенка в условиях развивающейся среды, предоставляющей детям развивающие, интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения (А.В. Скачков и др.); процесс, свободно выбранный ребенком, деятельность для освоения знаний, ценностных ориентиров, направленный на удовлетворение интересов личности, ее способностей, предпочтений, склонностей и способствующий ее самореализации в социокультурной среде (Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова и др.).

Безусловным обосновывается теоретическая позиция прерогативы социальной направленности системы дополнительного образования детей: представляет собой гармоничное общение детей и взрослых в процессе познания, творчества, в основе которых лежит любознательность и увлеченность творческой деятельностью (Г.П. Буданова и др.); представляется понятием многоаспектным, которое включает в себя сложившуюся структуру образовательных организаций, область перспективного развития каждого человека, уникальное образовательное сообщество, построенное на субъектно-субъектных отношениях, а также уникальную социокультурную технологию (М.О. Чеков и др.); это комплекс различных видов деятельности, благодаря которому развитие ребенка становится социокультурным (В.Г. Кочеткова и др.).

Задачами [3] дополнительного образования, выделенными в «Концепции развития дополнительного образования детей» являются: создание необходимых условий для личностного развития учащихся; удовлетворение их индивидуальных потребностей в разнообразных видах деятельности; формирование и развитие творческого потенциала учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса.

Особое внимание уделяется социализации и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Все эти задачи решают следующие виды образовательных организаций, согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей[4][1]: центры, дворцы, дома, станции, детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Все эти виды учреждений действуют и сейчас, но документ, который бы регулировал деятельность этих организаций отсутствует, как и виды учреждений теперь не регламентируются каким-либо законным актом.

Эти организации функционируют в соответствии с государственным заказом (муниципальным заданием) и социальным запросом родителей (представителей детей). В настоящий момент [3] повышается заинтересованность семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Увеличилось число дошкольников, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Повысилась активность семей и детей к участию в различных конкурсах разного уровня. Подростки и молодежь посредством интернет-ресурсов все чаще участвуют в образовательных проектах, в том числе массовых открытых онлайн-курсах, вебинарах, видеоуроках, интернет-конкурсах и др.

Соответственно увеличилось количество реализуемых дополнительных образовательных программ. Все чаще образовательные проекты инициируют общественные организации, библиотеки, общественные культурно-выставочные площадки, музеи. Появилось очень много новых форм образовательной деятельности, как студии робототехники, детские фото-видео студии, парки и музеи науки, эксплораториумы, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии 3-d моделирования и другие. В сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма образовалось множество некоммерческих и коммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих очень интересные, яркие проекты. Очевидно, что многие такие формы высокотехнологичны, что трудно реализовать бюджетным организациям, поэтому активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования. В последнее время в дополнительном образовании детей применяются и новые формы обучения (сетевое, дистанционное обучение и др.) и технологии (антропологических, компьютерно-мультипликационных, визуальных, инженерных, сетевых и др.). Образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения выступают на рынок услуг и сервисов неформального образования.

В «Концепции развития дополнительного образования детей» подчеркнуто, что, дополнительное образование детей влияет на развитие образования в целом, в том числе расширяет доступ к глобальным знаниям и информации, опережает обновление содержания образования, что соответствует задачам перспективного развития страны. В сущности эта сфера является инновационной площадкой для формирования и отработки новых образовательных моделей и технологий, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущее направление развития образования будущего.

Благодаря вышесказанному впервые дополнительное и основное образование детей могут создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного развития личности каждого ребенка[5]. Это возможно путем тесного взаимодействия двух разных систем образования.

На базе дополнительного образования детей формируется личность будущего гражданина, от приобретенных им компетенций не только образовательных, но и социальных будет зависеть будущее России, поэтому дополнительное образование должно быть равнозначным в ряду других видов образования. Для качественной реализации программ такого образования необходим творческий, грамотный, ведущий за собой педагог дополнительного образования, который в свою очередь должен быть компетентным профессионалом. Подготовкой таких специалистов последние несколько лет занимаются в педагогических вузах.

При условии реализации Концепции [6] должно измениться качество дополнительного образования детей: обновиться содержание образования, повыситься квалификационный уровень педагогов, обновиться и укрепиться материальная база организаций дополнительного образования детей и т.д. В настоящее время сохраняются проблемы в области дополнительного образования детей и оказывают негативное влияние на ее развитие.

Авторы Концепции развития дополнительного образования детей в России уделили немало внимания преимуществам дополнительного образования, его роли и статусу[7]. Преимущества дополнительного образования, которые составляют конкуренцию другим формам классического образования проявляются в следующем: вариативность форм и содержания организации образовательного процесса; индивидуальный подход к выбору деятельности; приспособляемость к возникающим изменениям; доступность уникальных ресурсов для познавательных потребностей личности. Разностороннее развитие ребенка и активация его внутренних стремлений и возможностей (саморазвитие) становится задачей всего общества, а не отдельных образовательных организаций: детского сада, школы, техникума или вуза. Эта задача для государства выходит сегодня на первый план, ее решение предотвращает риск девиантного поведения личности, сформированной в периферийных (субкультурных) пространствах. Средством профилактики этих рисков становится персонализация образования.

Дополнительное образование детей, является важной составляющей повышения социального комфорта и справедливости в обществе благодаря созданию условий для успешности каждого ребенка независимо от социально-экономического статуса семей и места жительства. Оно дает возможность социализации для той части детей, которая не получает необходимого внимания в семье и объема или качества образовательных потребностей в общеобразовательных организациях, а так же предоставляет дополнительные возможности для социальных и образовательных достижений детей, в том числе таких, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В июне 2015 года состоялись два экономических форума на которых прозвучало предположение, что значительных перемен в системе дополнительного образования можно достичь с использованием механизмов государственно-частного и социального партнерства, с расширением доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования, при этом максимально сохранив его бесплатность путем введения сертификата на получение бесплатной образовательной услуги в сфере дополнительного образования детей. Другая инициатива, создать сеть детских технопарков на базе крупных производственных предприятий, где дети могли бы выбирать профессии, связанные с информатикой, механикой и другими инженерными специальностями, необходимые для работы в этих компаниях. Знания, необходимые для овладевания такими профессиями, изначально прививались бы детям в кружках и секциях на базе этих же предприятий. Планируется принять необходимые законодательные решения, которые обеспечат равенство негосударственного сектора дополнительного образования с государственным в доступе к бюджетным ресурсам, а также создать действенный механизм поддержки конкретных крупных проектов развития негосударственного дополнительного образования в регионах России. Не вызовет ли все эти новшества дискриминации в дополнительном образовании детей? Не получится ли, что престижное образование могут получать только дети в семьях с достатком и им же достанутся сертификаты, а дети из малоимущих семей не смогут ими воспользоваться?

Деятельность организаций дополнительного образования пока не регулируется ФГОС, содержание дополнительных образовательных программ продиктовано социальным заказом общества и определяется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[8].

Отсутствие ФГОС дополнительного образования с одной стороны дает широкие возможности для вариативности общеобразовательных программ, но с другой стороны требования к программам общего образования, предпрофессиональным программам вносят свои коррективы в содержание общеразвивающих программ дополнительного образования. Зачастую направления деятельности детей связаны с определенной профессиональной спецификой и учащиеся приобретают определенные компетенции в области своей деятельности, но какие-либо требования невозможно применять, ведь дети находятся в поиске, то есть они осваивают универсальные учебные действия, которые необходимы им в повседневной жизни для собственного развития. Таким образом, образовательные организации дополнительного образования составляют программы по своему усмотрению, что приводит к определенной бессистемности. Рекомендации и методические пособия хотя бы на уровне регионов очень сильно помогли бы методистам организаций и педагогам в работе над образовательными программами.

Методическое и материально-техническое обеспечение организаций дополнительного образования детей не достаточно, а кадровое – не всегда соответствует современным требованиям, но, несмотря на это, такие образовательные организации предоставляют возможность для дифференцированного, вариативного или индивидуального образования.

Организации дополнительного образования располагают гибкой и многофункциональной организационной структурой, их успешное взаимодействие с различными организациями, учреждениями, предприятиями разных социальных сфер широко распространено. Педагогический коллектив организации состоит из специалистов разных направлений, должностей и специальностей, творческих личностей, специфика труда которых основывается на совместной деятельности педагога и ребенка, основанной на добровольном сотрудничестве, коллективной творческой работе, общности интересов, организации разнообразной по содержанию и формам деятельности.

Такая деятельность предъявляет особые требования к поиску научных решений для управления данным типом образовательной организации. Однако, анализ научной литературы показывает недостаточность исследований проблем управления организацией дополнительного образования детей (O.E. Лебедев, А.Б. Фомина); развития педагогического коллектива организации ДОД (М.М. Вострикова, И.В. Романец); педагогического уровня управления организацией (А.И. Щетинская); управления качеством дополнительного образования детей (Л.Г. Логинова); управления развитием учреждения (Л.Н. Папенина, Ю.В. Степанов) и др. Однако ни одно из исследований не предлагает концепции стратегии управления персоналом такого образовательного учреждения, хотя персонал – основной ресурс таких организаций.

Особенности системы дополнительного образования, присущие в целом России, являются актуальными и в городе Томске. Если обратиться к цифрам на примере города Томска, то можно обратить внимание, что финансирование организаций ДОД меньше, по сравнению с общеобразовательными организациями на 30 % и на 1% больше, чем с организациями дошкольного образования. Но если говорить о дошкольном образовании, то виды деятельности для таких детей, не имеют высокотехнологичных программ в отличие от программ дополнительного образования. Так же при переходе на ФГОС все учреждения основного общего образования оснастили современным учебным оборудованием, организации дополнительного образования на развитие не получили дополнительных средств. Если говорить о состоянии помещений, где находятся такие организации, то 50 % из них нуждаются в капитальном ремонте, а то и находятся в аварийном состоянии.

Тем не менее, в каких бы условиях не находились такие организации, для реализации развития организаций дополнительного образования все же одним из самых важных условий является наличие квалифицированных кадров организации, определяющих инновационное развитие [6]. Для реализации стратегической цели и задач организации и получения максимальной отдачи от персонала организации требуется разработка усовершенствованной системы методов управления. Возрастающая роль личности сотрудников составляет основу системы управления персоналом организации. Знание мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организациями – это управляющие рычаги обновленной системы.

Процесс управления кадровыми ресурсами будет лишь тогда эффективен, если существует конкретная стратегия его развития, выстроены связи между системой управления, политикой и стратегией.

Авторы, опираясь на ряд исследований и наблюдений в области управления персоналом, и опираясь на теоретические источники, предлагают использовать в деятельности организаций ДОД программу стратегического управления персоналом, как часть программы развития. А так же предлагают разработанную программу курсов повышения квалификации для руководителей образовательных организаций по стратегическому управлению персоналом.


[1] Оно было отменено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. в связи с принятием нового закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», но на практике широко используется.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Москва, 2013. – 238 с.
  2. Туманова К.Р. Тенденции определения понятия «дополнительное образование детей» в современных теориях. / Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 3. С. 71-73.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Правительство России [Офиц. сайт]. URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Российская газета [Офиц. сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (дата обращения: 12.08.2015).
  5. Золотарева А. В. Проблемы и смыслы дополнительного образования детей в современной России. // Развитие дополнительного образования детей в контексте современной образовательной политики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Челябинск: ЧИППКРО, 2011. С. 6-14.
  6. Скрипка Л.П. Теоретические аспекты стратегического управления персоналом в учреждении дополнительного образования детей. // Современные проблемы науки и образования. - 2015.№ 2;   URL:http://www.science-education.ni/l22-17362  (дата обращения: 15.08.2015)
  7. Каверн И.В. Концепция дополнительного образования детей. Советник в сфере образования. 2014. № 5. С. 30-36.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] // Российская газета [Офиц. сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (дата обращения: 12.08.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Скрипка Лариса Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация