Конец XX столетия для Российской Федерации – эпоха перемен, ознаменованная двумя чрезвычайно важными тенденциями: социально-экономической и политической трансформациями, выраженными в закладке «рыночного фундамента» взаимоотношений с одной стороны и создании условий для формирования «эмбриона» гражданского общества – с другой. Природа подобных процессов довольно закономерна для смены формаций. Важно отметить: вне зависимости от текущих оценок нового периода, его процессов и результатов вопрос подхода, в первую очередь, к общественно-политическим институтам, их месту и роли требует концептуального переосмысления.
Одним из таких институтов является образовательная организация, находящаяся сегодня в процессе переходного периода. Основу этого перехода составляет довольно динамичная система количественных и качественных преобразований среды, что элементарно прослеживается при опоре на сравнение двух моделей ФГОС.
Так, государственный образовательный стандарт, упоминание о котором находится в начале 90-х гг., во главу угла ставил обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения.
С наступлением эпохи перемен, обозначенных выше, подход к образу выпускника изменился: новой фундаментальной основой, заложенной после 2000 года, стало стремление к усвоению универсальных видов учебной деятельности, метапредметности, проектного мышления – одним словом того, что будет способствовать гармоничному развитию личности в условиях нового техногенного общества, ядром которого станет представитель гражданской инициативы, соответствующий новым, стремительно изменяющимся условиям [8].
Примечательно, что для реализации данного «политического заказа», власть прибегает к помощи системы образования – первоосновы социализации человека.
Понимая актуальность вопроса, Правительство инициировало ряд административных мер [3], направленных на:
- «автономизацию» учреждений, выраженную в передаче образовательной организации существенных полномочий (в особенности экономических);
- укрупнение, проявляющееся в форме «слияния» учреждений;
- появление новых штатных должностей и отделов (например, контрактного управляющего и контрактной службы соответственно);
- изменение порядка замещения руководящих должностей (усложнение процесса отбора кандидатур, привлечение общественности, введение новых квалификационных требований и т.д.);
- ранжирование образовательных организаций по качественному признаку.
Необходимо отметить, что обозначенные выше тенденции уже нашли свое практическое применение, оптимизируя деятельность образовательной организации. Сформированная рейтинговая система, например, способствует развитию здоровой конкурентной среды, а реорганизация – выравниванию качества образования и ступенчатой преемственности, положительно сказывающейся как на процессе социализации ребенка, так и на получении им знаний [4].
Вместе с тем, проблема не исчерпана: рейтинги Москвы объединяют лишь 300 учреждений, а России – 500. В действительности же их тысячи. Это означает, что есть острая потребность в запуске иных, дополнительных механизмов оптимизации системы, которые способствовали бы ее качественному росту.
Совокупность внутренней и внешней мер, по мнению автора, могла бы стать подобным рычагом.
В качестве внутреннего инструмента предлагается формирование обязательного для всех образовательных организаций института тьюторства (от англ. tutor – наставник), ориентированного на повышение квалификации педагогов с одной стороны и сближение их с обучающимися – с другой.
В отличие от традиционного учительства тьюторство представляет собой форму наставничества, аккумулирующую три тесно взаимосвязанных «горизонта»: учебного, образовательно-рефлексивного и социально-практического. Таким образом, традиционное учительство делает основной упор на обучении, игнорируя остальные аспекты социализации, тьюторская же модель рассматривает выше упомянутые «горизонты» как рядоположные и неразрывные. Основываясь на этом обстоятельстве, исключительно сочетающемся с целью нового образовательного стандарта, институт тьюторства, по нашему мнению, должен стать заменой рудиментарному учительству, не отвечающему сегодняшним задачам «политического заказа». На каждой образовательной ступени тьюторство находит свое отражение: в высшей школе – это куратор, следящий за успеваемостью бакалавров и магистрантов [5], в общеобразовательном звене – менторы, в функционал которых входит не столько обязанность контроля за качеством знаний (эта миссия выполняется классными руководителями и сегодня), сколько ориентир потенциального выпускника на нужное образовательное направление с соответствующей поддержкой (именно эта роль сейчас наиболее востребована). В отношении преподавательского состава тьюторство также играет незаменимую роль: профессиональные компетенции тьютора могут регулярно транслироваться им в адрес остальных сотрудников, способствуя повышению их квалификации.
Вторым (внешним) направлением, которое оптимизировало бы процессы, заложенные в идею реформ, по мнению автора, можно считать продолжение трансформации отдельных организаций в более крупные образовательные комплексы.
В данном случае предлагается слияние общеобразовательных учреждений и «высшей ступени» с превращением первых в структурные подразделения вторых.
Подобная мера, по нашему мнению, во-первых, закономерно вписывается в общую концепцию укрупнения, а, во-вторых, имеет ряд преимуществ:
- более качественная, последовательная социализация личности, планомерно протекающая с дошкольного этапа до высшего звена;
- повышенная вероятность получения учеником статуса студента, которая в сочетании с институтом тьюторства, описанном выше, сводила бы к минимуму риск ошибочного выбора профессии;
- принцип «единоначалия», определенный ходом реорганизации, будет способствовать не только четкому и безошибочному делегированию ответственности, но и работе всех структурных подразделений в «концептуальном унисоне», что является чрезвычайно важным элементом управления и результативности;
- теоретико-методическая трансляция, «циркулирующая по окружности» образовательного комплекса, будет способствовать обогащению компетенции всего педагогического персонала: от воспитателей и их помощников в ясельных группах до профессуры профессиональной послевузовской ступени;
- очевидная минимизация бюрократических процедур: переход от одного этапа обучения к другому происходит в рамках одной организации.
Предложенные идеи, по нашему мнению, вполне способны стать путями, оптимизации деятельности образовательной организации, которые с одной стороны удачно вписываются в современную реформу, а с другой – отвечают сегодняшним представлениям о статусе выпускника, его знаниях, умениях и ценностных ориентирах.
Библиографический список
- Беляков С.А. Совершенствование системы управления сферой образования Российской Федерации на основе использования методов функционального моделирования: автореф. дис … докт. экон. наук. – М., 2009. – 47 с.
- Зачем ВУЗу тьютор? // Российская газета. – 2012. – 17 апр.
- Интервью с главой Департамента образования города Москвы Калиной И.И. // Аргументы и факты. – 2013. – 28 фев.
- Официальный сайт Департамента образования города Москвы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.educom.ru/ (дата обращения: 04.04.2014 г.)
- Официальный сайт высшей школы экономики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hse.ru/news/life/92151390.html (дата обращения: 04.04.2014 г.)
- Распоряжение Правительства Москвы от 04.04.2012 № 86 «О координации работы по реорганизации государственных образовательных учреждений Департамента образования города Москвы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.educom.ru/ru/works/reorganization/ras_86.pdf (дата обращения: 07.04.2014 г.)
- Савчина Т.Г. Профильное обучение в непрерывном образовании «школа-вуз» (на примере преподавания истории): автореф. дис … канд. пед. наук. – М., 2009. – 21 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 03.04.2014 г.)
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 дек.
- Филатова М.Н. Конструирование социокультурной среды вуза в условиях компетентностного подхода к образованию: автореф. дис … докт. соц. наук. – М., 2012. – 46 с.
- Фридман М.Ф. Подготовка педагогических работников в условиях модернизации профессионального образования (на примере Московской обрасти): автореф. дис … канд. пед. наук. – М., 2011. – 30 с.
- Шегаев И.С., Полозов А.Г. Новейший политологический глоссарий: основные категории, понятия, термины. – М.: Перо, 2015. – 242 с.
- Шегаев И.С. Антитеррористическая защищенность образовательного учреждения: проблемы и попытки их решения // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 465-467.
- Шегаев И.С. Об особенностях механизма образовательного процесса сегодня // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международной научной конференции, (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 45-46
- Шегаев И. С. ЕГЭ как деструктивный фактор российского образования // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2013. – № 10. – С. 213-218
- Шегаев И. С. О некоторых факторах образовательного процесса // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2013. – № 10. – С. 218-219
- Шегаев И. С. Проблема государственной итоговой аттестации в классах компенсирующего обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международной научной конференции, (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 105-106
- Шегаев И. С. Об общих проблемах обеспечения комплексной безопасности (на примере образовательного учреждения) // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2013. – № 10. – С. 220-222.
- Шегаев И. С. Антитеррористическая защищенность образовательного учреждения: проблемы и попытки их решения // Молодой ученый. – 2013. – № 10 (57). С. 465-467.
Количество просмотров публикации: Please wait