УДК 001

ЭТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ НЕВЕЖЕСТВА В КОНТЕКСТЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ерохин Сергей Александрович
Волжской государственной академии водного транспорта
ассистент кафедры философии и социальных наук, г. Нижний Новгород

Аннотация
Научно-техническое и социально-экономическое развитие общества напрямую зависят от состояния духовного мира личности, ее гармонического развития, гражданской позиции и социокультурной устремленности. Это актуализирует процесс разработки научным сообществом комплекса мер по преодолению невежества в процессе профессиональной подготовки индивида.

Ключевые слова: биоэтика, волонтерство, гражданская активность, гуманизация., гуманитаризация, медицинская помощь, невежество, социализация, учебная экскурсия


ETHIC-LEGAL ASPECT OF IGNORANCE IN THE CONTEXT OF MEDICAL ACTIVITY

Erokhin Sergey Aleksandrovich
Volga state academy of water transport
assistant of philosophy and social sciences department, Nizhny Novgorod

Abstract
Scientific technical and socio-economic developing of a society directly depends on the condition of a personality’s inner world, its harmonic developing, civil stand and socio-cultural tendency. This fact actualizes the process of development of a package of measures, worked out by scientific community, in order to overcome ignorance in the process of an individual’s professional training.

Keywords: bioethics, civil activity, demonstration tour, humanitarization, humanization, ignorance, medical aid, socialization, volunteering


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ерохин С.А. Этико-правовой аспект невежества в контексте медицинской деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58445 (дата обращения: 20.11.2016).

Начиная с эпохи Просвещения, людское невежество принято считать главной причиной человеческих несчастий и социальных бедствий. Вера в мощь и силу человеческого разума, способного изменить жизнь человечества к лучшему, была главной идеей того времени и нашла свое выражение в трудах Ш.Л. Монтескье, Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и др. Р. Декарт отмечал, что «каждый человек по мере сил обязан заботиться о благе других, и тот, кто не приносит пользы другим, ничего не стоит» [1, с. 289]. Установки рационализма нашли свое выражение в тенденциях современной науки и медицинской практике путем создания новых методов и средств для облегчения жизни людей. Ценность науки познается в сравнении с ее противоположностью – невежеством. К. Маркс назвал невежество демонической силой, которая может привести к многим трагедиям.

Известный отечественный ученый и общественный деятель Ю.А. Жданов считал невежество «агрессивным самоутверждением своего незнания, с порога отвергающим знание, удовлетворяющимся своей самодостаточностью, враждебно, подозрительно относящимся к знанию, злобно и воинственно навязывающим себя» [2, с. 52]. Демонический характер невежества особенно опасен в сфере медицинской деятельности, поскольку некомпетентный специалист опыт и знание не доводит до целостной картины мира.  Н.А. Агеева понимает «невежество – как неспособность применять знания, уме­ния и навыки, накопленные предыдущими поколениями, для успешной деятельно­сти в определенной области» и отмечает наиболее «распространенные типы невежества:

1).Индивидуально-практическое невежество – неспо­собность брать на себя ответственность и принимать решения; неумение работать в коллективе и продуктивно взаимодействовать; низкий уро­вень знаний, техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возмож­ность профессионального роста; отсутствие инициативы, желания работать на результат и познавательной активности в достижении цели.

2).Социально-психологическое невежество – низкий уро­вень правосознания и рефлексии, отсутствие опыта положительного межличностного взаимодействия и самореализации, эмоциональная тупость к проблемам других людей, игнорирование этико-правового аспекта в профессиональной деятельности, незнание общих законов развития природы и обще­ства, безответственность в сфере охраны здоровья и отсутствие мотивации к здоро­вому образу жизни.

3).Информационно-коммуникационное невежество – барьер для обмена опытом с коллегами, отсутствие умений владения новыми информационными технологиями, игнорирование здравого смысла, низкий уровень знаний иностранных языков, косноязыкость и бестактность в общении с окружающими людьми.

4).Административно-организационное невежество – попустительский стиль общения руководства с подчиненными и низкий уровень работы системы менеджмента качества (СМК), что негативно отражается на функционировании процессов (основных, вспомогательных, управления и развития) учреждения» [3, с. 72–73].

В контексте нашего исследования хотелось бы подробнее рассмотреть последствия игнорирования этико-правового аспекта в медицинской деятельности. В индивидуальном плане некомпетентность медицинского работника может квалифицироваться как невежество, а в общекультурном – как идеология антигуманизма, влекущая за собой рост числа «врачебных ошибок» [4, с.28]. Все медицинское сообщество призвано к соблюдению принципов биомедицинской этики: справедливости, правдивости, добровольности и конфиденциальности. Права и обязанности медицинских работников регламентируются этико-правовыми нормами.

Статья 124. УК РФ гласит: 1.Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей…, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. 2.То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью – наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной должностью на срок до трех лет. Статья 73. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5] закрепляет за медицинскими и фармацевтическими работниками обязанность оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями.

Безусловно, окончательная оценка медицинской помощи как надлежащего качества или ненадлежащего качества является прерогативой экспертов. Медико-правовой анализ медицинской помощи состоит из нескольких этапов: 1) оценка действий медицинского работника на соответствие требованиям, установленным законом, 2) оценка действий медицинского работника на соответствие требованиям, установленным другим нормативно-правовым актом или стандартом (НПА Министерства здравоохранения и социального развития), 3) оценка действий медицинского работника на соответствие требованиям, обычно предъявляемым к услугам подобного рода (медицинским обычаям).

Статья 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит: «Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата» [5].

Внимание экспертов может привлечь случай нарушения медицинским работником этико-правовых норм в процессе оказания медицинской помощи. Принцип уважения к автономии индивида закреплен в Федеральном законе от 21 ноября2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5], что требует от медицинских работников учитывать культурно-религиозные особенности пациента: оказание медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента (статья 6, пункт 2); допуск к пациенту священнослужителя, а в случае нахождения его на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации (статья 19, пункт 11).

В современной России отлажена работа по обучению спасателей оказанию первой помощи пострадавшим гражданам. Для этого сотрудники ОВД и МЧС, медицинские работники и водители общественного транспорта обучаются оказанию первой помощи на специальных курсах, что закреплено в  Статья 31 вышеупомянутого Федерального закона[5]. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 мая2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»).

Безусловно, все медицинское сообщество призвано оказывать медицинскую помощь людям вне зависимости от того, в рабочее или свободное время в этом возникла необходимость. В этой связи необходимо отметить, что не каждый человек с медицинским образованием способен правильно оказывать первую помощь, поскольку этому учатся на специальных курсах. К сожалению, иногда встречаются неравнодушные люди, готовые в любую минуту прийти на помощь пострадавшему человеку, но, не имея для этого современных знаний по СЛР (сердечно-легочная реанимация), не умея правильно оценить состояние здоровья конкретного человека, могут принести ему вред еще до приезда бригады СМП или стать причиной его смерти. Такая «забота» о ближнем может стоить пострадавшему жизни и обернуться судебными тяжбами для человека, который «по доброте душевной» оказал неквалифицированную помощь. Невежество в биоэтическом аспекте медицинской деятельности выступает как идеология антигуманизма [6, с. 29].

Научно-техническое и социально-экономическое развитие общества напрямую зависят от состояния духовного мира личности, ее гармонического развития, гражданской позиции и социокультурной устремленности. Это актуализирует процесс разработки научным сообществом комплекса мер по преодолению невежества в процессе профессиональной подготовки индивида. По мнению Н.А. Агеевой, «единым стержнем стратегии государственной политики в деле возрождения духовно-нравственных основ российской семьи может стать разработка единых подходов воспитания и обучения, исходя из принципов биоэтики – как нового синтетического направления современной науки, центрированного на общечеловеческие ценности и ориентирующего подрастающее поколение на преобразующее-созидательную активность в деле сохранения жизни на земле» [7, с. 29]. Проблемы формирования новой субъектности в контексте медицинской деятельности рассматривались в ряде опубликованных работ [8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19].

Г.Н. Шаповал справедливо подчеркивает роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков, уделяя особое внимание воспитанию патриотизма посредством учебных экскурсий и волонтерских инициатив, делая акцент на ведущую роль гуманитарных дисциплин в рамках педагогического процесса медицинского вуза и их вклад в процесс социализации личности будущего врача [20, с. 86]. В процессе социализации студентов медицинского вуза также велика роль личности преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм [21, с. 49].

Многие современные ученые уделяют особое внимание созданию развивающей среды в образовательном учреждении. Например, Н.А. Агеева рассматривает волонтерскую деятельность как важный институт социального, культурного, экономического и экологического развития, как эффективное средство социализации молодежи. Можно согласиться с автором, что в российских вузах необходимо создавать программы развития волонтерского движения с перспективой на 10 лет вперед, учитывая при их составлении региональный компонент и специфику дальнейшей профессиональной деятельности выпускников конкретного вуза [22, с. 76].

В условиях мобильности современного общества актуализируется проблема активизации познавательного интереса у иностранных студентов и роль учебных экскурсий в этом процессе. Безусловно, учебные экскурсии играют большую роль в организации личностно развивающего культурно-образовательного пространства иностранных студентов, а приобщение к российской культуре иностранных студентов через проведение экскурсий и различной тематики групповых поездок является действенным рычагом их адаптации [23, с. 106].

Подытожив вышеизложенное можно заключить: с целью преодоления невежества в процессе профессиональной подготовки индивида в медицинском вузе должны быть созданы необходимые условия для социализации личности студентов-медиков, поскольку от уровня гуманизации и гуманитаризации медицинского образования во многом будет зависеть качество профессиональной подготовки медицинских работников и удовлетворенность жизнью пациентов, стабильность и безопасность российского общества.


Библиографический список
  1. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989 – Т. 1. – 654 с.
  2. Жданов Ю.А. Избранное: в 3 т. Ростов-на-Дону, 2009 – Т. 2. – 368 с.
  3. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – с. 69–74.
  4. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
  5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/12191967/  (дата обращения 18.10.2015).
  6. Агеева Н.А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – С. 27–30.
  7. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  8. Иващенко А.П., Шаповал Г.Н. Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 41-42. – С. 101–106.
  9. Шаповал Г.Н. Гуманитарный аспект медицинского образования как неотъемлемая составляющая обучения иностранных студентов-медиков. Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 33. – С. 108-112.
  10. Шаповал Г.Н. Повседневная практика как один из механизмов приспособления иностранных студентов к российской действительности //  Теоретические и прикладные вопросы образования и науки – 2014. – № 2. – С. 157-158.
  11. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  12. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  13. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
  14. Шаповал  Г.Н.  Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов// Современные научные исследования.  –  2012.  –  №  4 (1).  –  С. 21.
  15. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
  16. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
  17. Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
  18. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  19. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  20. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
  21. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 32. – С. 49–54.
  22. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  23. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.


Все статьи автора «sgalinka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация