УДК 338.1

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Криворотько Инна Александровна
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
Институт экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики, г. Симферополь

Аннотация
В статье выделено понятие конкурентоспособности и ее применение к машиностроительной отрасли. Определены основные отрасли промышленности Российской Федерации и место машиностроения в ней. Выделены ее основные проблемы: сильный износ основных фондов, низкая привлекательность отрасли, нехватка квалифицированных кадров. А также пути решения основных проблем машиностроительного комплекса.

Ключевые слова: инвестиции, конкурентоспособность, машиностроение, отрасль, проблема, продукция, производство, промышленность, Российская Федерация, экономика


THE COMPETITIVENESS OF MACHINE-BUILDING COMPLEX IN THE RUSSIAN FEDERATION

Krivorotko Inna Aleksandrovna
Crimean Federal University. VI Vernadsky
Institute of Economics and Management, PhD, Associate Professor, Department of World Economy, Simferopol

Abstract
The article highlighted the concept of competitiveness and its application to the engineering industry. The main industry of the Russian Federation and the place of mechanical engineering there. By selecting the main problems: a strong depreciation of fixed assets, low attractiveness of the industry, the lack of qualified personnel. As well as ways to solve the major problems of machine-building complex.

Keywords: competitiveness, engineering, industry, manufacturing, production and industry, Russian Federation, the economy, the problem of investment


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Криворотько И.А. Конкурентоспособность машиностроительного комплекса в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58402 (дата обращения: 02.06.2017).

Машиностроение — главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. Особое внимание инновационного развития экономики Российской Федерации, точнее машиностроительной отрасли, должно стать достижение экономического роста, повышение конкурентоспособности продукции, за счет расширения внедрения научно-технического и технологического потенциала страны. Это влечет изменения условий интеллектуального труда, движение интеллектуальной собственности и капитала в инновационной сфере, сопровождающийся углублением влияния государственных органов учитывающая новые тенденции мирового развития в условиях глобализации.

Одними из основоположников теории конкуренции можно считать представителей классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, выдвинувших наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах. Необходимо отметить труды экономистов в области машиностроения, поскольку современные условия ведения бизнеса погружают хозяйствующие субъекты в условия высокой непредсказуемости и требуют учета факторов риска. Среди ученых в этой области можно выделить Генюк Д.Е. [1], Зырянов А.А. [2],  Коньшакова С.А., Кураленко О.Г.  [3], Мельковская К.Р.[5], Сметана В.В. [6] и других.

Целью статьи является выделение основных проблем машиностроения и пути их решения. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

- определение понятия конкурентоспособности отрасли;

- выяснение основных проблем машиностроения Российской Федерации;

- конкретизация направлений решения возникших проблем.

Машиностроение, а особенно тяжелое, имеет в своем составе ряд подотраслей: угольное и металлургическое машиностроение, строение вагонов и тепловозов, горнорудное машиностроение и дизелестроение, а также машиностроение подъемного транспорта.

Понятие конкурентоспособности как отрасли, так и предприятия включает возможность для создания и реализации на длительный срок своих эффективных, инновационных и прогрессивных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынке.

Машиностроительный комплекс для поддержания конкурентных позиций на рынке подвергаются влиянию таких групп факторов по таким критериям:

– масштабы наличия отрасли на мировом рынке (т.е. позиционирование отрасли и степень экспортной ориентации производства);

– позиции на внутреннем рынке, доля производимой продукции по сравнению с иностранными конкурентами;

– положение в инвестиционной области и активность инвесторов, а также уровень развития НИОКР в данной отрасли;

– крупные отечественные производители, способные конкурировать на мировом рынке с крупными зарубежными предприятиями;

– обеспеченность необходимым сырьем и материалами для производства и выпуска продукции как в стране так и за ее пределами, налаженная логистическая цепочка и качество управления товарными потоками, а также благосклонность покупателей к определенным фирмам и брендам, сложившаяся «исторически»;

– обширность монополизации и масштабы теневого сектора в данной отрасли [1,с.13].

Масштабы территории Российской Федерации позволяют размещать на разных территориях различные подотрасли, в связи с этим можно проанализировать региональное распределение промышленности машиностроения. Территориальная концентрация отраслей машиностроения представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Территориальная специализация машиностроения Российской Федерации

Федеральные округа Специализация машиностроения
Центральный Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное) Производство оборудования для легкой, химической и нефтехимической промышленности. Станкостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Точное и сложное машиностроение. Электроника
Приволжский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, речное судострое-ние). Производство оборудования для нефтяной и газовой, нефтеперерабатывающей промышленности, химии органического синтеза, целлюлозно-бумажной промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Уральский Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное). Оборудование для металлургической промышленности, горно-шахтное оборудование, оборудование для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефте-химической промышленности. Энергомашиностроение. Станкостроение
Северо-Западный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Энергетическое машиностроение. Производство оборудования для отраслей лесопромышленного комплекса
Южный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Производство оборудования для пищевой промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Сибирский Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, железнодорожное машиностроение). Производство горно-шахтного оборудования
Дальневосточный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт, авиационная промышленность)

После распада СССР, произошли перемены в правах собственности на предприятия: 90% – акционерные предприятия, из них 80% – полностью частные, оставшиеся находятся на государственном обеспечении и являются не прибыльными (научные и проектные организации).  Теперь государство не управляет машиностроением, а регулирует их взаимоотношения и пытается достичь на макроэкономические цели. В Российской Федерации существуют несколько компаний, имеющие лидирующее положение на рынке: АвтоВАЗ, АХК Сухой, Группа «СОК».

Как и все отрасли, машиностроение Российской Федерации имеет ряд проблем, которые необходимо тщательно и взвешенно решать, что обусловлено целым рядом факторов:

- машиностроительный комплекс, выступая в качестве катализатора научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, является по сути одной из немногих отраслей обрабатывающей промышленности, развитие которой оказывает самое непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их основными фондами высокого технического уровня;

- МСК без преувеличения принято считать самой сложной отраслью промышленности, производящей широко дифференцированную продукцию: от наиболее активной части основных фондов (орудий труда) до привычных всем бытовых приборов и автомобилей;

- многие машиностроительные предприятия работают на оборонный комплекс, поэтому развитие данной отрасли определяет обороноспособность страны;

- большинство российских предприятий машиностроения, выпуская свыше 75% продукции своей специализации, достигли монополистического положения в занимаемом секторе экономики, что определяет необычайную экономическую и социальную значимость данных субъектов хозяйствования;

- по числу занятых (порядка 35% от трудоспособного населения [5]) и по стоимости выпускаемой продукции машиностроительный комплекс, который насчитывает тысячелетнюю историю величайших научных побед, до сих пор занимает первое место среди всех отраслей промышленного производства;

- в среднем 15% ВВП РФ [5, 6], порядка 20% производимой российскими промышленными отраслями продукции и 25% стоимости их основных фондов приходится на долю машиностроения [5].

Машиностроение важная сфера промышленного развития каждой страны. Для стабильного развития экономики определяет, что данная отрасль на протяжении всей истории является главным поставщиком капитальных основных фондов на предприятия других отраслей. Для предприятий – это источник машин и оборудования, для населения – предметов потребления. От развитости и совершенства машиностроительной отрасли зависит устойчивость  и эффективность развития других секторов экономики.

Развитие машиностроительного комплекса в Российской Федерации сильно зависит от помощи государства и привлечения инвестиций для разработки и внедрения НИОКР с целью повышения конкурентоспособности продукции отечественного товаропроизводителя по сравнению с зарубежными [2].

Износ основных фондов машиностроительного комплекса в Российской Федерации составляет 50% – это свидетельствует о необходимости улучшения материально-технической базы и обновление этих фондов.

В целом машиностроение с учетом особенностей  размещения и степени расчленения технологического процесса, можно классифицировать:

тяжелое машиностроение, в том числе энергетическое

общее машиностроение (без автомобилестроения)

- локомотивостроение

- судостроение

- вагоностроение

- сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения)

среднее машиностроение

- автомобилестроение

- тракторо-, в том числе танкостроение

- станкостроение

наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов)

Для нормального развития машиностроительной отрасли в развитых государствах лидирующие мировые предприятия используют около 8% от выручки, в отечественных предприятиях только 1%, что не значительная часть в общей сумме инвестиций.

В последние годы практически прекратилось финансирование машиностроительного комплекса из государственного бюджета. Капиталовложения в отрасль происходит оно из собственного бюджета предприятия, заемные же составляют всего 30%, что ставит отрасль в затруднительное положение.

В связи с сильным износом основных фондов предприятий, за счет собственных амортизационных отчислений не хватает на развитие производственных мощностей. Так же,  низкая рентабельность производимой продукции не позволяет финансировать НИОКР и отсюда низкая инвестиционная привлекательность.  Также отсутствует  и льготное кредитование машиностроительного комплекса.

Таким образом, систематизировав выше сказанное можно сформулировать проблемы российского машиностроительного комплекса:

- сильный износ основных фондов, для примера если предположить, что средняя эксплуатация оборудования 22 года, то около 40% оборудования уже прослужило 20 лет, а на других предприятиях значительно больше;

- неопределенный срок окупаемости инвестиций, основная часть финансирования отрасли приходится на собственные средства предприятий;

- сильная специализация на отечественных предприятиях и отсутствие стандартной и унифицированной продукции;

- недостаток квалифицированных кадров, имеющих достаточные инженерные навыки и в разработке новой продукции, низкая инновационная активность, отказ от зарубежных технологий;

- морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей;

- недостаточно денежных средств для перспективного развития [5].

Государственное регулировании машиностроительной отрасли в данный момент производится с помощью разработанной Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года, ее цель заключается в сохранении и развитии отечественного тяжелого машиностроения, которое обеспечивает средствами производства отрасли,   занятые в добыче и первичной обработке полезных ископаемых [6].

Практически вся производимая отечественная машиностроительная продукция является не конкурентоспособной на мировом рынке и потребляется на внутреннем. Глобализация и повышение открытости мировых рынков требует от машиностроительных предприятий повышения эффективности работы, если этого не произойдет, им придется полностью покинуть рынок. Такое повышение эффективности возможно за счет [3]:

- немедленного введения антикризисных мер;

- частичной и не постоянной таможенной защиты внутреннего рынка на время технического перевооружения, для восстановления ценовой конкурентоспособности предприятий отрасли;

-  мотивация технического перевооружения и модернизации производства, для снижения издержек, уменьшения сроков производства продукции и повышения качества;

- увеличение финансирования НИОКР, покупка по необходимости зарубежных технологий для разработки и освоения новой продукции и укрепления позиции на внутреннем и внешнем рынках.

Эксперты считают, что для России есть два направления развития: инновационный и энергосырьевой. Для инновационного развития необходима разработка и производство продукции с улучшенными характеристиками и замещением импортных машин. Такое развитие может увеличить стоимость производства  до 14805 млрд.руб. в 2025 г. Для энергосырьевого развития должна произойти полная модернизация машиностроительного комплекса. На данный момент спрос на продукцию отрасли удовлетворяется за счет технологий предыдущего поколения и импортозамещения, потом – благодаря частичной замене импортных технологий на отечественные. Для второго сценария увеличение производства прогнозируется до 9623 млрд.руб. в 2025 г. [4].

Также, в рамках предприятия необходимо перестроить методику ведения бизнеса, со старых советских на рыночные, стремясь повысить степень финансовой устойчивости, за счет оптимизации продуктового портфеля по изменяющиеся требования мирового рынка. Для этого использовать методы промышленного маркетинга, который имеет отличительные черты по сравнению с потребительским.

В целом, в Российской Федерации машиностроение находится в плачевном состоянии и необходимо масштабное обновление основных фондов для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, также большего регулирования со стороны государства воспроизводственного процесса с целью повышения инвестиционной активности не только отечественной, но и зарубежной  для разработки и внедрения новых востребованных НИОКР. Реализация  поставленных задач возможна с помощью стратегии развития машиностроительного комплекса Российской Федерации  [7].


Библиографический список
  1. Генюк Д.Е. Направление реструктуризации машиностроительного комплекса России // Научно-аналитический журнал Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2010. – №3. – С. 12-17.
  2. Зырянов А.А. Актуальные проблемы машиностроения [Электронный ресурс] / Документ в формате PDF. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/178EVN613.pdf
  3. Коньшакова С.А., Кураленко О.Г. Перспективы развития инновационного машиностроения России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-39-392012/item/1155-2012-03-21-06-00-56
  4. Машиностроение: инновации и конкурентоспособность. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.nasledie.ru/fin/6_2/6_2_4/article.php?art=3
  5. Мельковская К.Р. основные проблемы современного машиностроительного комплекса России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mashportal.ru/machinery_russia-22127.aspx
  6. Сметана В.В. Развитие станкостроения в США. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mashportal.ru/machinery_world-23905.aspx
  7. Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минпромторг России. – Режим доступа: http://old.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/13pdf


Все статьи автора «Криворотько Инна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: