УДК 159.9

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Сизякина Наталья Яковлевна
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области, детский дом № 1, г. Шахты
педагог-психолог высшей категории

Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о социальном сиротстве и проблеме формирования образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уделяется внимание актуальности вопроса и степени ее изученности. Дается понятие семьи. Обосновывается разработанная программа по формированию положительного образа семьи в подростковой среде в условиях детского дома. Описываются этапы реализации программы.

Ключевые слова: дети оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, детский дом, социальное сиротство


ON THE FORMATION OF POSITIVE IMAGE FAMILY IN ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE

Sizyakina Nataliya Yakovlevna
The State treasury of educational institutions of the Rostov region, Orphanage № 1, Shakhty
educational psychologist of the highest category

Abstract
This article addresses the issue of social orphanhood and the problem of forming the image of the family in children-orphans and children left without parental care. Attention is given to the relevance of the issue and the extent of its scrutiny. We give the concept of family. Substantiates developed programs to promote a positive image of family among adolescents in a children's home. It describes the stages of the program.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сизякина Н.Я. К вопросу о формировании положительного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58246 (дата обращения: 20.11.2016).

Один из острых вопросов, стоящих перед современным обществом является вопрос о социальном сиротстве, о количестве детей-сирот, часть которых (около 30%) оказывается переданной на воспитание в государственные учреждения различного вида. Несмотря на данные Федеральной службы государственной статистики [1], где отмечается позитивная динамика в снижении численности детей-сирот (в 2014 году их число сократилось на 9 тыс., составив 621 774 человека; на воспитание в семьи были переданы более 64 тыс. детей-сирот, что на 1,7% больше, чем в 2013 году. Численность детей-сирот в банке данных сократилась за 2014 год на 18% по сравнению с 2013 годом и составила 87,3 тыс. детей), проблема остается открытой и актуальной в настоящее время.

Рассмотрим понятие семьи в психолого-педагогическом ключе: семья – это ключевой базис, основа, пространство, «вектор» на пути развития и становления личности. И, в случае, если такая основа имеет шаткий или разрушенный фундамент (в нашем случае, ребенок остается без семьи), можно задуматься к каким последствиям данный факт может привести, это очевидная ситуация. Л.С. Выготский писал о результате такого явления  – «нарушение естественной «социальной ситуации развития» [2], сопровождаемой материнской депривацией, утратой эмоциональной среды, необходимой ребенку для формирования полноценной психики, нравственных, этических представлений, поведенческих норм и ролевых стереотипов, являющихся атрибутами зрелой личности, а порой и ослаблением когнитивных и коммуникативных функций.

Важный аспект данной темы заключается в том, что по мере взросления, покинутый родителями ребенок при вступлении в самостоятельную жизнь, воспитывающийся в условиях детского дома, имеет искаженный, негативный образ семьи. Сложен выбор тактики и адаптации к социальной среде.

А. П. Бизюк и Д. С. Паршина в своей статье «Особенности субъективной модели семьи у детей-сирот» пишут о том, что «деформация базовых представлений, уходящих корнями в отсутствие положительного опыта семейной жизни, начинает выражаться в тотальной недоверчивости, агрессивности, разного рода гиперкомпенсациях, невротической симптоматике, требованиях к себе повышенного внимания, а порой и в делинквентных феноменах» [3].

Актуально и то, что масштаб такого негативного процесса ставит решение проблемы адаптации детей и подростков-сирот к взрослой жизни в ряд насущных научных и социальных задач.

Исходя из описанной проблемы, была разработана программа, основной идеей которой является формирование положительного образа семьи как основы социального благополучия и как следствие формирование мотивационной среды, развитие коммуникативных навыков, развитие и коррекция мыслительных операций,  формирование устойчивых навыков целеполагания.

Выбранная тема в настоящее время находится на пути изучения и проведения исследований. Проработанность данной темы относительно подростков, проживающих в детских домах недостаточна, и становится все больше актуальной в условиях развития современного общества.  Выбор существующих методов работы не адаптированы для работы с воспитанниками детских домов. Возникает необходимость в подготовке и внедрении методических разработок, программ, направленных на устранение «пробелов» в данной сфере в работе педагогов-психологов детских домов.

Программа будет реализована через психолого-педагогическую комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию жизнедеятельности подростка.

Основной целью деятельности педагогов, педагога-психолога должно стать создание и поддержание в детском доме воспитывающей, развивающей, образовательной среды в единстве ее психологических и педагогических  компонентов.

Программа  разработана для работы с детьми – сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей, поступающих в детский дом в возрасте 12–18 лет, и включает в себя несколько этапов реализации (аналитический, реабилитационный, диагностический, основной и итоговый). Аналитический этап предполагает теоретический анализ проблемы: подборка, изучение и анализ методологической и психолого-педагогической литературы по данной тематике; реабилитационный этап заключается  в работе педагога-психолога непосредственно с подростком (беседа, терапия). Ребенок, оставшийся без попечения родителей, по сути, переносит психологическую травму, поэтому деятельность педагога-психолога направлена на работу с психотравмой (тренинговые занятия). Диагностический этап включает исследование уровня коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, выявление личной заинтересованности воспитанников к работе в построении положительного образа семьи. Используются проективные техники и диагностический инструментарий. Основной этап включает реализацию проекта через формирование готовности воспитанников к процессу построения положительного образа семьи, повышение уровня личной заинтересованности воспитанников к данному процессу. В качестве психолого-педагогических механизмов используются: интерпретация, беседа, психологическое консультирование, диагностика, арт-терапия, музыкальная терапия. На данном этапе педагог-психолог взаимодействует с воспитателями, таким образом, в процессе реализации проекта выделяются три основных направления: взаимодействие с воспитателями, взаимодействие с воспитанниками, совместная работа «педагог-психолог — воспитатель — воспитанник». Итоговый этап – исходя из проведенной работы, анализируются полученные результаты, формулируются основные выводы, вносятся коррективы в программу проекта для дальнейшей работы педагога-психолога в данном направлении.

Уделяя внимание практической части программы, следует отметить, что её содержание включает программу работы с воспитателями детского дома и программу тренинга «Мой семейный портрет», рассчитанную на 12 занятий. В данном случае использованы четыре тематических блока – «Самопознание», «Семейная открытка» (работа с психотравмой), «Представление семьи» и «Мои тайные ресурсы».

Таким образом, по итогам реализации всех этапов программы формирования положительного образа семьи как фактора социального благополучия у воспитанников детского дома, планируется получить следующий результат на двух уровнях: на уровне краткосрочных результатов  -  удовлетворенность участников содержанием и формами работы и среднесрочных результатов – изменения представлений и отношения к себе, к негативному образу семьи, изменения представления о собственных ресурсах, их реализации.

Так как сроки реализации программы с ноября 2015 г. по май 2016 г., результаты апробации данной программы будут описаны в дальнейшем исследовании и размещены в последующей публикации.


Библиографический список
  1. Федеральная служба государственной статистики. Население. Семья, детство, материнство. П. 1.10 – 1.12 [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения 11.09.2015г.)
  2. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4. C. 40 – 56.
  3. Бизюк А. П.,  Паршина Д. С.  Особенности субъективной модели семьи у детей-сирот // Материалы III Международного Конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А.А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань, 23-26 мая 2006 г. 416 с. С. 103.


Все статьи автора «SerebryakovaE»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация