УДК 37.013

ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: «НОВАЯ ПЕДАГОГИКА» В.П. ВАХТЕРОВА И СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА

Россова Юлия Ивановна1, Прохорова Татьяна Игоревна2
1Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования
2МБОУ СОШ № 16, г. Арзамас, учитель истории

Аннотация
В статье раскрываются взгляды известного педагога-просветителя конца XIX – начала XX вв. В.П. Вахтерова на проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения, анализируются цели и задачи его «новой педагогики» в отношении развития нравственных чувств школьников, рассматриваются вопросы формирования гуманных отношений в детском сообществе. В статье показывается общность идей В.П. Вахтерова и современных исследований проблем духовно-нравственного воспитания, подчеркивается значимость открытий ученого для современной педагогической науки и практики.

Ключевые слова: «new pedagogics», «social feelings», «новая педагогика», «общественные чувства», В.П. Вахтеров, духовно-нравственные ценности, личность, нравственное воспитание, педагогика ненасилия, педагогика сотрудничества


ISSUES OF MORAL EDUCATION: «NEW PEDAGOGICS» OF V.P. VAKHTEROV AND MODERN PEDAGOGY

Rossova Yuliya Ivanovna1, Prohorova Tat’yana Igorevna2
1Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University, candidate of pedagogical sciences, ssociate professor of the Department of pedagogy and psychology of pedagogical education
2school № 16, Arzamas, teacher of history

Abstract
The article reveals the views of the famous teacher and educator of late XIX - early XX centuries V.P. Vakhterov concerning the problems of moral education of the younger generation, it analyzes the aims and objectives of his «new pedagogics» in relation to the development of the moral values of pupils, deals with the formation of humanitarian attitude in the children's community. The article shows the generality of V.P. Vakhterov and contemporary research issues of spiritual and moral education, it emphasizes the significance of scientific breakthroughs of modern pedagogical theory and practice.

Keywords: individuality, moral education, pedagogics of cooperation, pedagogics of non-violence, spiritual and moral values, V.P. Vakhterov


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Россова Ю.И., Прохорова Т.И. Вопросы нравственного воспитания: «новая педагогика» В.П. Вахтерова и современная педагогика // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58212 (дата обращения: 04.06.2017).

Глубокий кризис в экономике, культуре, образовании, который разрушает великую российскую державу, во многом связан с деформацией духовно-нравственных идеалов и ценностей, утратой «общинности», «соборности», исторически присущие русскому народу. Россия оказалась в плену социальных язв и опасностей, которые разрушают и тело, и душу человека и ведут к вырождению нации. Наркомания, алкоголизм, преступность, индивидуализм, эгоцентризм, снижение роли коллектива, отчуждение детей и родителей, нарастание психологического дискомфорта, снижение ценности образования, снижение общего культурного уровня, отсутствие интересного досуга, пропаганда с экранов телевидения сцен агрессии, насилия и ненависти, распространение культа силы, мгновенного успеха и денег, прагматические отношения в сфере любви, дружбы, общения, бездуховность, уход в интернет – вот лишь некоторые из этих социальных «заболеваний».

Образовательные организации (детский сад, школа, вуз и др.) сталкиваются с такой проблемой, что становится сложным передавать культурно-историческое наследие, опыт от старшего поколения к младшему. Причина этого в том, что главной ценностью человека в современном обществе становится материальное благо, мгновенное обогащение без длительной учебы, работы и труда. Утрачено понимание образования как формирование человека по образу и подобию Христа, то есть человека нравственного, духовного. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей, формирование у растущего человека потребности в духовно-нравственном совершенствовании может стать той силой, которая изменит духовную жизнь общества.

В 90-е годы 20 века в отечественной педагогике несколько снизился интерес к проблемам воспитания в школе. Это было обусловлено неразрешенностью противоречия: с одной стороны, в воспитании преобладали традиционные подходы, связанные с подавлением личности учащегося, манипулированием детей, субъект-объектными отношениями между воспитателем и воспитанниками; с другой, – невозможностью решать с помощью этих способов новые задачи воспитания: раскрытие личностного потенциала каждого ребенка, создание оптимальных условий для осуществления его интересов, склонностей, потребностей. В настоящее время в педагогической науке высшей целью образования рассматривается личность, принимающая общечеловеческие ценности, самоопределившаяся в культуре и способная к сохранению и развитию культуры, признающая достоинство и самоценность других, готовая к сотрудничеству, диалогу [1, с.3]. Таким образом, вопрос о цели современного воспитания решается с гуманистических позиций.

С целью решения современных проблем гуманизации образования и воспитания можно творчески использовать наследие многих отечественных педагогов, чьи идеи несут огромный гуманистический потенциал. Одним из таких педагогов является Василий Порфирьевич  Вахтеров (1853 – 1924) – известный русский педагог-психолог, общественный деятель конца XIX – начала XX вв., реформатор народного образования, методист начальной школы, создатель гуманистической педагогической системы, которой он сам дал название, –  «новая педагогика». Ученый рассматривал широкий круг вопросов обучения и воспитания, определил методологические основы своей «новой педагогики», разработал целостную дидактическую систему [2,3,4,5,6,7,8].

В.П. Вахтеров был в числе тех ученых, которые стремились четко определить место проблем воспитания и разрабатывали воспитательную проблематику как часть своих педагогических систем. Рассматривая нравственное воспитание как одно из центральных звеньев становления и формирования личности, он не соглашался с тем, что «в…планах, программах и записках вы почти ничего не найдете о том, как развить в детях заложенные в них самой природой общественные инстинкты, как научить их солидарности, внимательности к нуждам других» [9, с.125]. В.В. Зеньковский, его современник, подтверждая эту мысль, отмечал, что задачи воспитания важнее задач обучения, при этом они еще и более сложные в практической реализации. В современной педагогической науке задачи духовно-нравственного воспитания становятся приоритетными. Предпринимаются определенные шаги в деле духовного и нравственного становления растущего человека: разработка «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), выделение раздела «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, введение с 4 класса курса ««Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого является «Основы православной культура».

Проблемы нравственности в «новой педагогике» В.П. Вахтерова занимали центральное место. Именно в свете нравственности он анализировал и общие вопросы воспитания, и отдельные его стороны.

Главная ценность воспитательной системы В.П. Вахтерова – личность ребенка. Для него ребенок – это «драгоценная человеческая жизнь с определенными стремлениями к развитию», это самоцель, а не средство достижения цели. Отрицая ориентацию на некую среднестатистическую модель ученика, В.П. Вахтеров отмечал, что каждый учащийся – индивидуальность. А индивидуальность ребенка, по его словам, – это «святыня», которую надо развивать и оберегать; ребенок – «unicum в своем роде», оригинал, а не копия, и одарен разными способностями [10].

Авторитарную систему образования педагог-гуманист находил бездетной, так как она отвергала и игнорировала личность воспитанника, использовала грубые средства давления и принуждения, требовала беспрекословной покорности и послушания, возведенные, по словам  В.П. Вахтерова, в культ, словно школа ориентирована на подготовку бездумных исполнителей и рабов, а не свободных людей.

Ученый осуждал образование, характеризующееся отношением к ребенку как к объекту, который должен выполнять определенные задачи. Этим его «новая педагогика» отличалась от «старой», которая рассматривала ребенка как «материал для обработки», «существо, предназначенное для дрессировки», а учителя -  «мастером», «чем-то вроде Анатолия Дурова, воспитывающего для сцены своих свиней, собак и мышей» [11, с.142]. Исходя из этого В.П. Вахтеров понимал цель «новой педагогики» не как формирование человека по определенным нормам, что, например, типично для бихевиоризма, а как создание «благоприятной обстановки» для развития здоровых стремлений ребенка в соответствии с его наследственными и приобретенными качествами, которые сначала нужно тщательно изучить, по мнению ученого. Он сам был прекрасным знатоком возрастных особенностей детей и исследователем их индивидуальных особенностей, создал типологию характеров.

Подобные взгляды определили понимание В.П. Вахтеровым необходимости развития у ребенка-школьника субъектной позиции. Ученый подчеркивал, что человек должен быть господином своих поступков, чтобы он подчинялся внушениям своего разума и своей совести. Цели воспитания, с его точки зрения, должны трансформироваться в цели самовоспитания.

Подобное понимание цели воспитания и отношение к ребенку как человеку, обладающему свойством субъектности, находим во многих современных личностно-ориентированных концепциях образования (концепции Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, И.С. Якиманской  и др.). Цель воспитания в них рассматривается  не с объектных позиций, связанных лишь со стремлением сформировать и воспитать, а с субъектных позиций, то есть со стремлением заложить и развить в ребенке механизмы самовоспитания, саморазвития,  самореализации, адаптации, что будет способствовать становлению самобытной личности, а также обеспечит возможность диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

В «новой педагогике» В.П. Вахтерова содержатся очень похожие идеи в отношении цели воспитания, которая связана с формированием личности нравственной, с высокой общей культурой, обладающей внутренней свободой и социальной активностью.

Нравственное воспитание, по мнению ученого, должно развивать такие качества, как дружба, товарищество, взаимопомощь, гуманность, любовь к людям, забота об обездоленных, умение личное подчинять общественному, патриотизм, уважение представителей других национальностей, скромность, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность и т.д.

Нравственной ценностью ученый считал гуманность, которую он рассматривал как интегральную характеристику личности, включающую нравственно-психологические свойства личности – «симпатические чувства», альтруизм, доброжелательность, сочувствие. Важной задачей воспитания, по мнению В.П. Вахтерова, является развитие в детях чувства симпатии,  привязанности,  любви и жалости к людям и подавление эгоистических инстинктов. Педагог говорил, что альтруистические чувства должны быть настолько выражены, чтобы несчастье ближнего дети чувствовали как собственное несчастье, радость его – как собственную радость.

Подобное видение В.П. Вахтеровым задач нравственного воспитания в значительной степени содержит в себе идеи педагогики ненасилия – одного из направлений в области современного образования. Ненасилие рассматривается как ценность, как особая сила, связанная с преодолением эгоцентризма и выражением любви, со способностью к позитивному взаимодействию [12]. В исследованиях, посвященных проблемам духовно-нравственного развития детей, также остроактуальной является задача формирование нравственных чувств, нравственного облика и позиции [13].

В.П. Вахтеров оказался в числе тех педагогов, кто проявил интерес к проблемам социального воспитания, многие из которых актуальны сегодня и представляют научный интерес для современной науки. В рамках своей педагогической системы он разработал вопросы детской среды, формирования социальной направленности личности и развитие ее творческой индивидуальности, лидерства, единства педагогического руководства и самоуправления и др. Являющиеся актуальными в настоящее время, они разрабатывались и разрабатываются в трудах Л.В. Байбородовой, О.С. Богдановой, Л.Ю. Гордина В.М. Коротова, Э.С. Кузнецовой, Т.А. Куракина, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Н.Е. Щурковой и др.

В.П. Вахтеров считал важным воспитание социально активной личности. Необходимо, писал ученый, «выпустить в жизнь бодрых, работоспособных людей со светлым взглядом на жизнь, с верою в свои силы, с желанием работать, с надеждою на лучшее будущее» [14, с.32]. Подобные задачи стоят и перед человеком нашего времени, характеризующимся быстро меняющимися экономическими и социокультурными условиями, расширяющимся информационным пространством, усложнением общественной жизни. От человека требуются способности ориентироваться в системе социальных связей и противоречий, включаться в ситуацию социального взаимодействия, активно и самостоятельно действовать, творчески преобразовывать окружающий мир, адаптироваться в новых жизненных условиях [15].

Цель воспитания В.П. Вахтеров определял как социально и личностно-ориентированную, поскольку в сфере воспитания пересекаются интересы и индивида, и общества. Он считал необходимым согласовывать личные и общественные стремления, удовлетворять, с одной стороны, личное стремление к развитию, а с другой, – к социализации, то есть к подготовке к современной социальной среде. Общество, по  мнению ученого, должно не поглощать личность, а помочь ее развитию. Педагог верил в гармонию между личностью и обществом и считал возможным снятие противоречия между ними: чем развитее, самобытнее, талантливее и сильнее личности, тем выше и составленное из них общество. И наоборот, чем выше общественный строй, чем больше общественных связей между отдельными личностями, чем разнообразнее и гуманнее эти связи, тем успешнее развитие каждой личности.

Нравственным В.П. Вахтеров считал создание условий для социального общежития человека, при этом учитывать и  направлять развитие его природных начал, развивать эгоистические стремления, свойственные человеку, в гармонии с общественными стремлениями, согласовывать желания людей к личному довольству и счастью с общественными целями. В современных концепциях воспитания в детском коллективе, детском сообществе также отражаются идеи единства социализации и индивидуализации личности.

Через многие труды В.П. Вахтерова проходят идеи гуманизации межличностных отношений в детской среде путем формирования «общественных чувств», что педагог считал наиболее существенной задачей в нравственном воспитании детей. «Да и что такое сама нравственность, как не цемент, связующий людей друг с другом в целые общества. Если бы человек жил вне общества,  - подчеркивал он, – не существовало бы самого понятия нравственности» [16, с.109).

Педагога беспокоили бескомпромиссность, неотзывчивость, жестокость деревенских детей. Это объяснял он существующими порядками и социальными условиями жизни крестьян, поскольку деревня «много терпит от того, что там мало людей, думающих и заботящихся о нуждах народа». По его мнению, деревня нуждается в образованных людях, которые внесли бы туда «побольше справедливости, человеколюбия и правды».

Характеристиками гуманных отношений в детской среде В.П. Вахтеров считал деликатное и вежливое отношение к окружающим, внимание друг к другу, умение сотрудничать, жить с окружающими общей жизнью, думать об общих интересах. Педагог предлагал поручать школьникам обязанности не с личной, а с общественной направленностью, приучать их заботиться о других. Он рекомендовал как можно больше находиться в среде сверстников, осваивать систему общественных отношений и влияний, которая научит ребенка учитывать не только собственные желания и решения, но и сотоварищей.

Для этого нужно поощрять услуги, которые дети оказывают друг другу, использовать практику взаимопомощи между детьми: одолжить интересную книгу для чтения, игрушку, помочь в какой-либо работе, устроить совместно литературно-музыкальные вечера, хор, оркестр, организовать кружки общего чтения и самообразования, экскурсии и общие собрания.

Идеи В.П. Вахтерова о детском сообществе созвучны и современным представлениям о детском коллективе с высоким уровнем развития, который обладает такими признаками, как высокая сплоченность, взаимная ответственность, коллективистская идентификация и самоопределение, высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу. Рассуждения педагога о развитии навыков сотрудничества между детьми в некоторой степени отражают и современные исследования детской среды и взаимодействия ее членов. Многие ученые подчеркивают значимость совместной деятельности школьников для развития их сотрудничества. Современные экспериментальные данные доказывают, что в  коллективной деятельности, особенно там, где уровень взаимодействия ее участников высок, существуют значительные возможность для индивидуального развития. Установлено, что в среде  объединенных общей деятельностью единомышленников человек испытывает чувство  уверенности,  собственной значимости и состояние духовного подъема.

Таким образом, взгляды В.П. Вахтерова на вопросы нравственного воспитания школьников, имеющие сходство с некоторыми современными исследованиями проблем духовно-нравственного воспитания, содержащихся, в частности, в педагогике сотрудничества, педагогике ненасилия, концепциях духовно-нравственного развития личности, могут и должны иметь теоретическое и практическое значение для современного образования, вступившего на путь реформирования.


Библиографический список
  1. Симакова Ю.И. Гуманистическая система начального образования В.П. Вахтерова, 1853 – 1924 гг.: диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Нижний Новгород, 2002.
  2. Россова Ю.И. Вопросы здоровьесбережения в «новой педагогике» В.П. Вахтерова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2013. № 2. С. 101-108.
  3. Симакова Ю.И. Гуманистические идеи в педагогике В.П. Вахтерова (1853 – 1924) // Начальная школа. 2002. № 9. С. 14-20.
  4. Россова Ю.И. Научно-педагогическая и просветительская деятельность В.П. Вахтерова // Федеральные государственные образовательные стандарты: проблемы и перспективы внедрения: Материалы III Всероссийских Вахтеровских чтений с международным участием, посвященных 160-летию со дня рождения В.П. Вахтерова. Арзамас, 25-26 января 2013 г. Арзамас, 2013. С. 3-8.
  5. Россова Ю.И. «Новая педагогика» В.П. Вахтерова: личность ребенка как высшая ценность // Приволжский научный вестник. 2014. № 8-2 (36). С. 105-107.
  6. Симакова Ю.И. Содержание образования в дидактической системе В.П. Вахтерова // В.П. Вахтеров – педагог и просветитель «серебряного века»: Материалы всероссийской научно – практической конференции «В.П. Вахтеров – педагог и просветитель «серебряного века». Арзамас, 28-29 января 2003 года. Арзамас: АГПИ, 2003. С. 223-232.
  7. Россова Ю.И. Формирование педагогических взглядов В.П. Вахтерова в Нижегородский период его жизнедеятельности // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2013. № 1. С. 63-72.
  8. Россова Ю.И. Функция учителя в образовательном процессе: современная педагогика и «новая педагогика» В.П. Вахтерова // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-5 (48). С. 9-13.
  9. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л.Н. Литвин,  Н.Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. 400с.
  10. Россова Ю.И. «Новая педагогика» В.П. Вахтерова: личность ребенка как высшая ценность // Приволжский научный вестник. 2014. № 8-2 (36). С. 105-107.
  11. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М.: Изд-во т-ва И.Д. Сытина, 1913. 583с.
  12. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2000. 216с.
  13. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России // proshkolu.ru›Клубы›Азбука веры›file/1797782.
  14. Вахтеров В.П. Объяснительное чтение с воспитательной точки зрения // Образование. 1901. № 2. С. 31-43.
  15. Россова Ю.И. Технология развития социального познания в подростковом возрасте // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 12 (16). С.17.
  16. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л.Н. Литвин,  Н.Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. 400с.


Все статьи автора «Россова Юлия Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: