ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР УСПЕХА ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ

Бичева Ирина Борисовна1, Шальнова Олеся Андреевна2
1ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
2ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», студентка факультета управления и социально-технических сервисов

Аннотация
Показано, что профессиональная мобильность проявляется как способность к непрерывному совершенствованию профессиональной образованности, позволяющей обучаемым саморазвиваться в течение всей жизни. Определены важные качества профессиональной мобильности, направленные на успешную самореализацию личности в построении карьеры. Карьера рассматривается как деятельностная характеристика личности в достижении профессиональных успехов в соответствии с индивидуальной системой жизненных ценностей, мотивами поведения, установками, позиций, целей.

Ключевые слова: жизненные ценности, жизненный путь, карьера, профессиональная мобильность, профессиональное развитие, профессия, саморазвитие, успех


PROFESSSIONAL MOBILE IDENTITY AS A FACTOR OF THE CAREER SUCCESS

Bicheva Irina Borisovn1, Shalnova Olesya Andreevna2
1Nizhniy Novgorod State Pedagogical University, сandidate of pedagogical sciences, an assistant professor of innovation technology the management
2Nizhniy Novgorod State Pedagogical University, student of the Faculty of Management and socio-technical services

Abstract
It is shown that professional mobility is manifested as the ability to continuous improvement of vocational education provides students with self-development throughout life. Identify important quality professional mobility aimed at a successful self-realization of the individual in building a career. Career dejatelnostnaja regarded as a characteristic of the person in the achievement of professional success, in accordance with individual life values, motives of behavior, attitudes, positions, goals.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б., Шальнова О.А. Профессиональная мобильность личности как фактор успеха построения карьеры // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57821 (дата обращения: 14.03.2024).

Тенденции развития современного общества актуализируют проблемы профессионального становления и развития специалистов, одним из показателей которого становится успех в профессиональной деятельности. Профессионально-личностное развитие и саморазвитие человека, его мобильность, ответственность, ценностные ориентации, самоактуализация определяются сегодня как важные условия успешного построения современной карьеры.

Профессиональная мобильность личности исследуется учеными в контексте современных тенденций развития общества и образования и трактуется как изменение профессиональной роли человека в связи с изменениями условий профессиональной среды, профессионального (карьерного) продвижения, перехода на новую должность, готовности человека оперативно решать производственные проблемы. По мнению ученых, профессиональная мобильность субъектов является признаком адаптивности, активности, инновационности и проявляется в определенных личностных качествах и способностях (компетенциях), а также в деятельностных характеристиках специалистов (Л.А. Амирова, Л.В. Горюнова, Э.Ф. Зеер, Б.М. Игошев, В.А. Мищенко, С.А. Морозова, Е. А. Никитина, Л.С. Нужнова, С.В.  Пилецкая и др.).

Профессиональная мобильность рассматривается нами, в первую очередь, как способность к непрерывному совершенствованию профессиональной образованности, позволяющей обучаемым саморазвиваться в течение всей жизни. Данная способность складывается из таких компонентов, как: стремление к самопознанию, самоопределению и самосовершенствованию, т.е. наличия индивидуальной мотивированности, личностной избирательной целенаправленности к определенному виду деятельности и возможности самообразования, которая обеспечивается необходимым минимумом фундаментальных знаний и навыками творческой деятельности (интеллектуальной, профессиональной, др.). Комплекс выделенных качеств и характеристик направлен на успешную самореализацию личности, что является важным условием построения профессиональной карьеры и карьерного продвижения. [1,2, 3].

Анализ понятия «карьера» (от франц. cariera) свидетельствует о многогранности его смыслового содержания и означает бег, поприще, жизненный путь.

Так как любое понятие отражает конкретный смысл, важно определить  и понять его логику, внутреннюю сущность [4]. Изучение значения понятия «карьера» осуществлялось как исследование общекультурного содержания на основе различных словарей: социологического, педагогического, психологического, энциклопедического, философского, словаря иностранных слов, др. В результате нами сформировано смысловое пространство понятия «карьера» (рисунок 1).

Смысловое содержание понятия "карьера"

Изучение публикаций психолого-педагогической и социально-экономической направленности показывает, что единые подходы к пониманию сущности понятия «карьера» до сих пор еще не выработались. Вместе с тем исследовательский поиск демонстрирует многообразие смыслов исследуемого содержания.

Прежде всего, карьера человека связывается со сменой выполняемых им работ на протяжении жизни, установками и поведением, а также с опытом работы, который отражает последовательность занимаемых ступеней в производственной, имущественной или социальной сфере (О.О. Богатырева А.А., Д.Т. Холл и др.).

Карьера рассматривается как процесс:

- целенаправленного формирования жизненной траектории человека, ближней и дальней перспективы (Л.Ю. Ковалева);

- самореализации, активности личности, достижения социального статуса в профессиональной деятельности;

- внутреннего развития человека, заключающийся в развитии его компетенций, обеспечивающих профессиональный рост и внешнее движение в освоении социального пространства (Деркач, Е.А. Могилёвкин и др.).

Также карьера обозначает индивидуальный путь развития человека и вектор его профессионального становления, зависящий от социально-психологических характеристик (Г. Десслер, С.Т. Джанерьян, В.А. Дятлов, В.В. Травин, др.); индивидуально осознанные изменения позиции и поведения, собственные суждения человека о трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворенности трудом (А.Я. Кибанов, Д. MакКлелланд, О.А. Тихомандрицкая, др.).

Различные трактовки понятия «карьера», неоднозначность определений позволяют выделить в рассматриваемом феномене экономические, социологические и психолого-педагогические аспекты. Подчеркивая сложный, интегральный характер понятия «карьера», выделим наиболее значимые признаки.

Прежде всего, карьеру необходимо рассматривать как процесс профессионального развития, продвижения или должностного роста в деятельности специалиста, способ достижения целей и результатов, проявляющихся в приобретении новых профессиональных навыков, способностей, умений и мастерства. В этой связи можно говорить о внешней стороне карьеры – социальном успехе, что отражает объективные критерии удавшейся карьеры.

С другой стороны, карьера – это непрерывный процесс саморазвития личности, выражающийся в последовательной реализации жизненных ролей, событий, профессиональных занятий, позволяющий достигать состояния успеха (в профессии, личной жизни). Восприятие своей личной карьеры как «прирост» профессионального опыта, необходимых навыков, умений, компетенций, осознание своих реальных возможностей формирует образ успешной профессиональной деятельности. Процесс построения карьеры характеризуется взаимодействием личности работающего, профессиональной среды (профессии) и среды вне профессии. Причем, особенности данного взаимодействия определяются уровнем профессиональной компетентности специалиста и, прежде всего, уровнем развития карьерной компетентности [5].

Являясь деятельностной характеристикой, карьера человека проявляется в личностно-профессиональных качествах и способностях человека осознанно (осмысленно) и эффективно строить свой путь профессионального становления и развития, в соответствии с индивидуальными жизненными ценностями, мотивами поведения, установками, позициями, и направлена на получение профессионального успеха.

В данном контексте профессиональная мобильность личности является необходимым качеством достижения обучающимися значимых результатов в будущей профессии, так как выражается в способности выполнять работу наилучшим образом, достигая эффективных результатов.


Библиографический список
  1. Бичева И.Б., Царева О.С. Развитие профессиональной мобильности магистрантов в социально-воспитательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-21531 (дата обращения: 24.09.2015).
  2. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (дата обращения: 24.09.2015).
  3. Куликова Т.С., Неделькина Ю.А., Бичева И.Б. Особенности карьерного продвижения в современных бизнес-организациях // Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (12 ноября 2014 г.). – Н.Новгород: Мининский университет, 2014.  – С. 25-27.
  4. Бичева И.Б. Использование «Древа понятия» как средства познания и самостоятельного поиска знаний студентами / «Экономика и социум». – 2014. – №4(13). – URL: http: // http://www.iupr.ru (дата обращения: 13.09.2015).
  5. Бичева И.Б. Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики / «Вестник Мининского университета». – 2014. – № 2 (6).– URL: http://http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4 (дата обращения: 15.09.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бичева Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация