УДК 159.922

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Истратова Оксана Николаевна1, Кожина Людмила Андреевна2
1Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
2ООО «Пудофф-менеджмент», психолог, менеджер по персоналу

Аннотация
В статье поставлена проблема соотношения разных типов семейного неблагополучия с деформациями эмоционального и личностного развития детей и подростков. Обозначены направления психологической коррекционной работы с детьми, их родителями и педагогами.

Ключевые слова: психологическая коррекция, семейное неблагополучие, социальное сиротство, эмоционально-личностная сфера


MODEL OF PSYCHOLOGICAL WORK WITH CHILDREN AND THEIR PARENTS FROM DYSFUNCTIONAL FAMILIES

Istratova Oksana Nikolaevna1, Kozhinа Ludmila Andreevna2
1Southern Federal University, Ph. D., associate professor of Department of Psychology and Safety of Existence
2Ltd. "Pudoff management", psychologist, HR manager

Abstract
The article posed the problem of the relation of different types of family problems with deformations of emotional and personal development of children and adolescents. The direction of psychological correction work with children, their parents and teachers has been identified. Keywords: family trouble, social orphanhood, psychological correction, emotionally-personal sphere.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Истратова О.Н., Кожина Л.А. Модель психологической работы с детьми и их родителями из неблагополучных семей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57777 (дата обращения: 20.11.2016).

Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ проекта № № 13-36-01006а

«Личностные деформации детей и подростков, находящихся в ситуации семейного неблагополучия»

Проблема семейного неблагополучия сегодня имеет государственное значение, так как ее решение связано с вопросами безопасности страны. Наряду с экономическими проблемами, с которыми сталкивается современная семья, отмечается падение нравственности и педагогической культуры родителей. В этом аспекте группу риска составляют и внешне благополучные семьи, но в которых происходит хроническая травматизация ребенка в силу, как личностных проблем родителей, так и деструктивных стилей воспитания ребенка [8, 10]. Воспитываемые в таких условиях, дети «постепенно становятся сами носителями двойных стандартов, когда внешние проявления благополучия перекрывают внутреннюю пустоту во взаимоотношениях между членами семьи, отсутствие тепла и любви” [7,. с. 1267].

Готовя ребенка к взрослой жизни, современные родители старательно и совершенно обоснованно развивают его интеллект, помогают окрепнуть физически, прививают навыки социального общения, но, к сожалению, при этом очень часто упускают эмоциональную сторону развития. Часто бывает так, что в повседневной суете родители забывают о таких простых и необходимых детям вещах, как внимание и ласка. Более сложная ситуация возникает в случае эмоционального неприятия ребенка родителем, тем более в семье с открытой (социальной) формой неблагополучия или в ситуации социального сиротства.

В последние годы количество детей, составляющих так называемую группу социального сиротства, то есть, детей, становящихся фактически сиротами при живых родителях, не уменьшается [4, 11]. Участились случаи эмоционального отвержения ребенка по тем или иным причинам, а ведь взаимоотношения ребенка с матерью являются главной детерминантой развития его личности, которая и формируется в детском возрасте и уже реализуется в дальнейшей жизни, в более старшем возрасте [4]. Дети, находящиеся в ситуации скрытого типа социального сиротства представляют собой в определенной степени группу риска, где формирование их личности происходит негативно. Особенно страдает эмоциональная сфера ребенка, так как, прежде всего, он переживает фрустрацию таких базовых потребностей, как потребность в общении, принятии и признании его близким окружением. На фоне увеличения количества детей с повышенными тревожнностью и страхами [1, 5], агрессия, как защитная реакция ребенка в ситуации фрустрации базовых потребностей (в принятии, признании близким окружением) [3], а также амбивалентность и инвертированность эмоций у детей [5] становятся типичными характеристиками детей, находящихся в ситуации семейного неблагополучия. Это обусловливает актуальность разработки путей коррекции, как неблагоприятных тенденций в развитии эмоциональной и личностной сферы детей, так и оптимизации детско-родительских отношений, выступающих наиболее мощным фактором дисгармонизации эмоционального и, в целом, личностного развития ребенка.

Таким образом, целью настоящего исследования стал поиск путей коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, находящихся в ситуации семейного неблагополучия.

Основной механизм формирования деструкций в эмоциональной сфере детей мы видим в фрустрации потребности ребенка в доверительном общении, принятии и признании его ближайшим окружением, что наблюдается, как правило, в семьях с недостаточным воспитательским потенциалом, открытым социальным неблагополучием. Поэтому эффективность коррекционной работы можно ожидать только при непосредственном привлечении к ней ближайшего окружения ребенка, что заложено в одном из принципов составления коррекционных программ в работе с детьми [1].

Рис. 1. Соотношение личностных деформаций детей из неблагополучных семей с направлениями психокоррекционной работы

Анализ исследований, посвященных данной проблеме, позволил определить следующие направления коррекционно-развивающей работы и построить модель этой работы в контексте проблемы семейного неблагополучия:

- работа с детьми по снятию эмоционального напряжения (работа с агрессией, тревожностью, страхами), развитию социальных эмоций, развитию умений распознавать и выражать эмоции для оптимизации межличностного общения;

- работа с родителями по коррекции их воспитательных установок, повышению их воспитательской компетентности, ориентировки в возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- работа с детьми и родителями в рамках тренингов детско-родительских отношений с целью оптимизации детско-родительского взаимодействия.

Опыт работы по проблеме личностных деформаций детей и подростков, находящихся в ситуациях семейного неблагополучия разного типа, позволил нам произвести попытку систематизации некоторых программ работы по выделенным направлениям в соответствии с моделью.

Таблица 1. Примеры коррекционных программ в работе с детьми и их окружением

Название программы

Задачи программы

Программы для и подростков

Программа коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста [3] - оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия к окружающим, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;

- создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности дошкольника, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми;

- оптимизация общения ребенка с семейным окружением

Программа по развитию навыков общения и формированию адекватной самооценки у дошкольников со сверстниками в условиях группы детского сада [6] - создание возможностей для самовыражения, формирование у детей навыков практического овладения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимика, жесты, пантомимика);

- развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других;

- развитие самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника;

- помощь ребенку в осознании своего реального Я, повышение самооценки, уверенности в себе;

- развитие у детей навыков общения;

- повышение групповой сплоченности

Развитие предпосылок экономического сознания у детей из неблагополучных семей [2] - исправление и профилактика возникновения деформаций в предпосылках развития, а также стимулирование развития предпосылок:

а) когнитивного компонента экономического сознания детей, а именно, формирование основного набора экономических представлений;

б) мотивационно-ценностного компонента экономического сознания детей, а именно, способствование установлению иерархии материальных и духовных ценностей, помощь в осознании собственных положительных «экономически значимых» качеств, ориентация на сотрудничество с другими людьми;

в) поведенческого компонента экономического сознания детей, а именно, выработка навыков кооперации с другими людьми, навыков получения и расходования денежных средств

Программа по коррекции Образа-Я и отношений со сверстниками, психологически зависимыми от родителей [9] - создать условия для развития интереса к себе, актуализировать процессы самопознания, рефлексии, способствовать развитию навыков самоанализа;

- способствовать развитию и укреплению чувства взрослости, формированию адаптивных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

- способствовать развитию навыков осознания своих желаний и потребностей и дифференциации их с требованиями старших, авторитетных фигур и лиц;

- способствовать формированию таких качеств личности, как уверенность в себе, самодостаточность, способность к самостоятельной постановке жизненных целей и осуществлению свободного выбора;

- способствовать выстраиванию новых форм взаимоотношений подростков с родителями, основанных на принципах сотрудничества и взаимоуважения;

- укрепление навыков личностного общения в группе сверстников, развитие способов взаимопонимания;

развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям

Программы для родителей

Тренинг родительской эффективности

(Т. Гордон) [1]

 

Цель: повышение чувствительности родителей к переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения; формирование нового мировоззрения во взаимоотношениях с детьми.

Главным условием формирования адекватных детско-родительских отношений, в которых родитель становится конструктивным партнером и помощником ребенку, является передача информации ребенку о принятии его как самоценной личности. Основными принципами взаимодействия с ребенком становятся активное слушание, «я»-сообщения и беспроигрышное решение конфликтов.

Соответственно основными задачами данного тренинга являются:

–         научить родителей слышать то, что беспокоит ребенка;

–         пробудить желание быть полезным ребенку в разрешении стоящей перед ним проблемы;

–         развитие способности принимать чувства ребенка такими, какие они есть, не пытаясь изменить их, осудить или отвергнуть;

–         развитие веры в возможность ребенка успешно разрешить свои проблемы;

–         научить родителей отношению к своему ребенку как к уникальной личности, имеющей право на собственную жизнь со своими чувствами и желаниями

Семинар-тренинг для родителей подростков с психологической зависимостью в детско-родительских отношениях [9] –         повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей по вопросам задач развития в подростковом и старшем подростковом возрасте, искажения детско-родительских отношений и личностного, социального развития школьника;

–         изменение деструктивных установок в воспитании подростков

Программы для детей и родителей

Терапия детско-родительских отношений (Л. и Б. Герни) [1]

 

Цель: обучение родителей психологически компетентному проведению игровых сессий, приобретение ими опыта проведения игровых занятий с детьми в домашних условиях.

Основными принципами терапии детско-родительских отношений (ДРО) являются: признание важного значения игры в развитии ребенка и в терапевтической работе с ним; признание способности родителей к овладению навыками проведения игровых сессий, центрированных на ребенке, со своими детьми; предпочтение обучающей модели во взаимоотношениях с родителями и детьми.

Соответственно задачами терапии ДРО по отношению к детям являются:

–         дать возможность детям распознавать и выражать свои чувства полно и конструктивно;

–         предоставить детям возможность быть услышанными;

–         помочь детям развить умение эффективно решать проблемы и справляться с трудностями;

–         увеличить уверенность в себе и поднять самооценку;

–         увеличить доверие детей к родителям и уверенность в них;

–         сократить или устранить недостаточно адаптивные способы поведения и выражения проблем и т.п.

Задачами терапии ДРО по отношению к родителям являются:

–         улучшить понимание закономерностей развития детей;

–         углубить понимание собственного ребенка;

–         помочь признать важное значение игры и эмоций в жизни детей и в своей собственной жизни;

–         уменьшить чувство фрустрированности собственными детьми;

–         помочь развить разнообразные умения, важные в работе с детьми;

–         увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях;

–         усилить чувство тепла и доверия к детям т.п.

Программы для педагогов

Семинар-практикум для педагогов Цель: развитие психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с детьми из неблагополучных семей; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения подростков.

Задачи:

–         конкретизация возрастных проблем;

–         оценка эффективности разрешения трудностей в подростковом возрасте;

–         знакомство с системой мотивов нарушения дисциплины;

–         выявление характерных личностных особенностей «трудных» детей;

–         формирование мотивации на работу с «трудными» детьми;

–         разработка психолого-педагогических рекомендаций педагогам для работы с подростками из неблагополучных семей

  

Отметим, что данный список программ далеко не исчерпывающий: существует целый арсенал разработок, направленных на работу с неблагополучной семьей, активно используемых практическими психологами. Здесь представлен только некоторый опыт работы в данном направлении как иллюстрация предлагаемой модели.


Библиографический список
  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. М.: АСТ, 2008. 512 с.
  2. Голубева Е.В. Программа развития предпосылок экономического сознания детей из неблагополучных семей // Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Таганрогский институт имени А.П.  Чехова. – Таганрог, Издатель Ступин С.А., 2015. – С. 39-43.
  3. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07: Таганрог, 1998 182 c.
  4. Истратова О.Н. Новые тенденции в развитии детей и подростков в условиях кризиса современной семьи // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2015. С. 75-80.
  5. Истратова О.Н. Развитие младшего школьника в условиях эмоционального отвержения его родителями // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2012. – № 10 (135). – С. 186-193.
  6. Истратова О.Н., Кузнецова Т.С. Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребёнка к школе // Известия ЮФУ. Технические науки». Тематический выпуск «Педагогика и психология». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – №10 (135).– С. 194-199.
  7. Мигунова К.А. Проблемы и перспективы развития социологической науки: феномен неблагополучной семьи в РФ // Научный альманах, 2015. № 7(9). C. 1266-1268.
  8. Мымрикова А.И., Истратова О.Н. Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее возникновения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 111. № 10. С. 209-214.
  9. Психологическая зависимость в детско-родительских отношениях: подростковый возраст: Монография / Под ред. О.Н. Истратовой. Таганрог: Изд-во ЮФУ. 2015. 176 с.
  10. Развитие современных подростков в условиях семейного неблагополучия: Монография / Под ред. О.Н. Истратовой. Таганрог: Изд-во ЮФУ. 2015. 176 с.
  11. Тихомиров Д.А. Состояние и динамика проблемы социального сиротства в России // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/1/Tikhomirov_SocialOrphanhood.


Все статьи автора «Истратова Оксана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация