УДК 159.99

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Шапкина Елена Александровна1, Абрамова Анастасия Николаевна2, Агеева Людмила Геннадьевна3
1Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, студентка 4 курса направления «Психолого-педагогическое образование»
2Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, студентка 4 курса направления «Психолого-педагогическое образование»
3Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидат психологических наук, доцент

Аннотация
В данной статье изучены основные факторы, влияющие на выбор будущей профессии, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: выбор профессии, особенности, старшеклассники, факторы


THE INFLUENCE OF PERSONAL CHARACTERISTICS ON THE CHOICE OF FUTURE PROFESSION

Shapkina Elena Aleksandrovna1, Abramova Anastasia Nikolaevna2, Ageeva Ludmila Gennadievna3
1Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 4 year student of direction "Psycho-pedagogical education"
2Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 4 year student of direction "Psycho-pedagogical education"
3Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, candidate of psychological Sciences, associate Professor

Abstract
In this article we studied the main factors influencing the choice of future profession, and also presents the results of experimental studies on this issue.

Keywords: choice of profession, factors, features, high school students


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шапкина Е.А., Абрамова А.Н., Агеева Л.Г. Влияние личностных особенностей на выбор будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57706 (дата обращения: 25.11.2016).

Выбор профессии – это не простой шаг в жизни каждого человека. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются ученики 9 и 11 классов. Но по-настоящему острой и актуальной эта проблема стала именно сейчас. Процесс выбора профессии начинается гораздо раньше, чем в старших классах, он очень долгий и многоуровневый.

На выбор профессии обычно влияют внешние условия (мнение со стороны) и личностные особенности. В настоящее время насчитывается около 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно пропадают и одновременно с этим появляется столько же новых, что значительно осложняет выбор старшеклассников, т.к. раньше не было такого разнообразия в мире профессий. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентационная работа не выполняет своей главной функции – помочь ученику разобраться в современных профессиях, большинство учащихся не знают современных требований работодателей, определить свои личностные особенности, найти самую подходящую для данного ученика профессию, раскрыть скрытые способности учащихся, сопоставить их желания и возможности [3].

Можно определить несколько факторов, которые влияют на выбор будущей профессии: субъективные, объективные, социальные, личностные особенности.

К субъективным факторам относят: способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); интересы (познавательный, профессиональный интерес к профессии); темперамент; характер.

Объективные: состояние здоровья, уровень подготовки (успеваемости), информированность о мире профессий.

И есть ещё социальные факторы: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Отдельную нишу занимают способности. Чаще всего проблему способностей путают с одарённостью, но такого высокого уровня развития способностей требуют от человека очень малое количество профессий [2].

По основанию требований, предъявляемых профессией к человеку, К.М Гуревич выделяет 3 типа профессий:

- профессии, в которых здоровый человек достигает успеха;

- профессии, в которых далеко не каждый человек может продемонстрировать свою работоспособность;

- профессии, которые требуют полной отдачи для получения очень высокого результата, т. к. работодатель предъявляет особые требования к личностным особенностям человека (100% профпригодность) [1].

В данной статье будут рассмотрены именно личностные особенности как фактор выбора профессии.

К личностным особенностям относятся способности (общие и специальные), физическое развитие, волевые качества, интересы, склонности, самооценка, самосознание, характер, темперамент, приспособляемость и т. д.

Экспериментальной базой исследования является МБОУ «Гимназия» г.Арзамаса
15 учеников 10 класса в возрасте 16-17 лет.

Для диагностического исследования были выбраны методики: «Методика профессионального самоопределения» Дж. Голланда, анкета «Ориентация» И.Л. Соломина и «Карта интересов».

Рассмотрим результаты исследования. Данные психодиагностики с помощью анкеты «Ориентация», используемой для самооценки профессиональных интересов и способностей, представлены графически на рис.1.

Рис. 1 – Результаты диагностики самооценки профессиональных интересов и способностей

По результатам диагностики можно сказать, что среди респондентов преобладают профессиональные способности и интересы в области деятельности «человек – художественный образ». Чуть реже диагностируется смешанный тип, что говорит о том, что дети очень разносторонние и любознательные. По мнению 7,14% респондентов предпочитаемыми являются такие типы профессий, как «человек-человек», «человек-техника». Профессии типа «человек-знаковая система» предпочитают 14,28% испытуемых. В ходе исследования не было выявлено респондентов, предпочитающих профессии типа «человек-природа». Это может быть связано с тем, что дети в гимназии часто выступают на сцене, участвуют в различных мероприятиях, связанных с творческой деятельностью, посещают секции и кружки, связанные с творчеством. В связи с этим у них может развиться желание видеть себя в творческой профессии.

Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.

Результаты диагностики профессионального самоопределения графически представлены на рис. 2.


Рис.2 – Результаты диагностики предпочитаемых видов профессиональной среды

Результаты диагностики позволяют утверждать, что: реалистичный вид профессиональной среды у 7%. Дети, профессиональные склонности которых, соответствуют этим видам, отличаются от своих одноклассников усидчивостью, умением доводить всё до конца. Интеллектуальный вид 14%.
Респонденты, предпочитающие данный тип, отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы. Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

37% респондентов предпочитают социальный вид.
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.

Артистический вид предпочитают 7% респондентов. Профессионалы данного типа независимы, в принятии решений руководствуются только собственным мнением, обладают собственным (часто сложным) взглядом на жизнь, а также гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Предприимчивый вид – предпочитают 21% респондентов. Профессионалы данного вида находчивы и практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, имеют тягу к приключениям. Они обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями, не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Конвенциональный вид профессиональной среды предпочитают 14% респондентов. Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы.

Полученные данные соотносятся с результатами диагностики ориентации: именно ориентированные на социум испытуемые склонны выбирать себе профессии типа «человек-человек» и «человек-художественный образ».

Методика «Карта интересов» предназначена для изучения профессиональных интересов учащихся. Результаты диагностики интересов испытуемых представлены графически на рис.3.


Рис.3 – Результаты диагностики интересов

Психодиагностика интересов испытуемых показала, что у 37% есть потенциал заниматься журналистикой и филологией, по 14% проявили желание заниматься педагогикой, медициной биологией и такие профессии, связанные с математикой, физикой, радио – электротехникой, обслуживающей сферой деятельности, географией и искусством выбрали только по 7% испытуемых.

В большинстве случаев, старшеклассникам интересна сфера журналистики и филологии, что может говорить о том, что
ученикам гуманитарной школы учителя смогли привить любовь и интерес к языкам, литературе и другим гуманитарным предметам. Вследствие этого, можем также предположить, что интерес к журналистике также подкрепляется и наличием у большинства детей предприимчивого вида, ибо и филологам, и журналистам часто приходится общаться с людьми

Таким образом, психологи утверждают, что люди стали ответственнее подходить к выбору профессии. Большое количество людей перестали думать, что профессия может быть одна и на всю жизнь. Всё течёт, всё меняется, прогресс не стоит на месте. Мир совершенствуется. Старые устои уходят в прошлое, заменяясь новыми технологиями. Из-за этого сложно сказать, что будет, например через 5 лет. Профессии, которые популярны сегодня, завтра могут стать невостребованными. Но благодаря активности и мобильности современной молодёжи можно с уверенностью утверждать, что мир в надёжных руках и он не останется без квалифицированных специалистов.


Библиографический список
  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение, 1984.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на – Дону.: «Феникс», 1996.
  3. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений //Психологический журнал, 1984.- № 4.


Все статьи автора «Урутина Татьяна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация